Этические принципы заповедного дела В. Е. Борейко Киевский эколого-культурный центр





Скачать 152.24 Kb.
НазваниеЭтические принципы заповедного дела В. Е. Борейко Киевский эколого-культурный центр
Дата публикации01.05.2015
Размер152.24 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы


http://ecoforum2.narod.ru/hem41/ethics1.htm
Гуманитарный экологический журнал. Т. 4. Вып. 1. 2002. С. 39-45.

 

 

Этические принципы заповедного дела

 

В.Е. Борейко

Киевский эколого-культурный центр,

Украина, 02218, г. Киев, ул. Радужная, 31-48, e-mail: kekz@carrier.kiev.ua

 

Предлагаемые ниже этические принципы заповедного дела являются плодом коллективного труда многих поколений отечественных и зарубежных природоохранников. Они были подготовлены автором, обсуждались на страницах журнала “Заповідна справа в Україні”, газеты “Заповедный вестник”, на Международной школе-семинаре “Экологическая этика в XXI столетии” (“Трибуна-7”; Киев, май 2001 г.), семинаре Центра охраны дикой природы (Москва, март 2002 г.), доработаны и одобрены на Международной школе-семинаре “Заповедное дело в общественном сознании – этические и культовые аспекты” (“Трибуна-8”; Киев, май 2002 г.). Большую благодарность за ценные замечания и предложения я хочу высказать Ф. Штильмарку, А. Никольскому, В. Дёжкину, В. Грищенко, В. Левченко, А. Зименко, Н. Данилиной, Н. Формозову, Е. Симонову, К. Попову, М. Цурикову, А. Гараеву, А. Соловьеву, Е. Бондарчук, Ю. Мазурову, В. Огудину, С. Хрибару, В. Рябцеву, М. Станчиц, С. Галущенко, С. Кругликову, А. Лёвину, И. Протопоповой, А. Кузнецову, К. Горбу, В. Манюку, А. Семенову, а также всем остальным своим друзьям и коллегам, принявшим активное участие в этой непростой, но очень важной работе.

Я полагаю, что если в любом проекте, в любом направлении человеческой деятельности, в любом творчестве и инициативе не существуют моральные императивы, то такой проект опасен.

Еще Аристотель в своей “Этике” писал, что изобретательность хороша там, где служит благородным целям, иначе она преступна. Как справедливо полагает российский философ В.А. Кутырев: “Свободное творчество вовсе не тождественно благу (...), и легко становится антиэкологичным и антигуманным. Перед ним нужно ставить социально-гуманитарные фильтры” (Кутырев, 1994). Заповедное дело, как сфера человеческой деятельности, – не исключение. Более того, в наше трудное время некоторые из тех, кто занимается заповедным делом, постоянно идут на компромисс с совестью в погоне за влиянием, финансами и доверием. И эти компромиссы, как правило, приводят к уничтожению оставшихся участков дикой природы, гибели редких видов.

В связи с этим понятно стремление многих работников охраняемых природных территорий стран СНГ разработать специальные этические принципы (или этические идеалы, к которым нужно стремиться), защищающие наше заповедное дело от напора цинизма, прагматизма и практики рыночных отношений.

Как справедливо заметил Ф.Р. Штильмарк: “... истинные корни природоохранного дела лежат в самых глубинных слоях общественной нравственности, в его религиозно-моральных основах” (Штильмарк, 1991). Бывший начальник Управления особо охраняемых лесных территорий Рослесхоза В.Л. Попов полагал необходимым “формирование морально-этических принципов, способствующих сохранению объектов природного и культурного наследия” (Никольский, 1999). Сотрудник Башкирского заповедника А.М. Волков писал, что заповедное дело “в целом является деятельностью, обладающей объективно высокими моральными стандартами. Цели и мотивы заповедания – не только прагматические, но и духовные, этические и эстетические. И заповедное дело должно последовательно и системно строиться так, чтобы вся деятельность заповедной системы ... не противоречила тем духовным ценностям, ради сохранения которых она создавалась” (Волков, 1999).

Заповедное дело как вид человеческой деятельности во многом сродни медицине, где давно уже действуют свои четкие этические принципы (клятва Гиппократа и т. п.), которыми обязан руководствоваться каждый врач.

Также следует отметить, что исторически заповедное дело имеет религиозные корни (многие “празаповедники” создавались по религиозным мотивам, да и в наше время существует множество священных рощ, источников, гор, деревьев и других охраняемых людьми объектов природы), а значит, не может считаться сугубо научным и материалистическим, а обладает своими религиозными ценностями.

Ряд авторов предлагает в качестве основополагающих этических принципов заповедного дела использовать принципы стремления к абсолютной заповедности (Штильмарк, 1981, 2001) и благоговения перед жизнью (Никольский, 1996).

Следует отметить, что многие из нижеприведенных принципов давно известны в заповедном деле (принцип стремления к абсолютной заповедности Г.А. Кожевников предложил еще в 1908 г.!), они высказывались отечественными пионерами охраны природы Г.А. Кожевниковым, А.П. Семеновым-Тян-Шанским, В.П. Налимовым, Д.Н. Анучиным, И.П. Бородиным, нашими современниками – академиком С.С. Шварцем, Ф.Р. Штильмарком, А.А. Никольским, писателем-природоохранником О. Волковым, а также пионером заповедного дела США Дж. Мюиром.

Особо следует отметить, что в конце XIX – начале XX веков отечественными пионерами природоохраны И.П. Бородиным, А.П. Семеновым-Тян-Шанским, Г.А. Кожевниковым, В.И. Талиевым, Д.Н. Анучиным был разработан так называемый этико-эстетический подход в заповедном деле, главной идеей которого было утверждение этической ценности дикой природы, права дикой природы и ее видов на существование независимо от их пользы для человека.

 

Зачем нужны этические принципы заповедного дела

 

Цель этических принципов – создание внутренних, нравственных барьеров, особых “табу”, запрещающих или регламентирующих определенные действия по отношению к заповедникам и другим ОПТ с позиции морали, создание особых этических традиций в заповедном деле и охране дикой природы. Причем здесь стоит вопрос не только о выработке особых корпоративных этических правил поведения работников заповедников, национальных парков и других ОПТ, но и о влиянии на общественное мнение в отношении заповедников путем повышения значимости этической ценности ОПТ и этической мотивации защиты дикой природы.

Этические принципы заповедного дела могут с успехом применяться в экологическом образовании, воспитании и просвещении, с целью воздействия не только на разум, а и на душу, сердце человека, а также в менеджменте заповедников, национальных парков и других ОПТ.

В заключение хотелось также сослаться на ведущего российского экосоциолога, д. с. н. О.Н. Яницкого: “Экологическое знание и морально-этические принципы – стратегические ресурсы экологической политики. Воспроизводство этих ресурсов находится сегодня под угрозой, необходимо восстановление всей системы научного производства и морально-этической среды, питающей развитие научных школ и сообществ” (Яницкий, 2002).

 

1. Не навреди

 

Известный из медицины этический принцип “не навреди” должен применяться и в заповедном деле. В практике заповедников нередко возникают случаи, когда кажется необходимым, в целях поддержания заповедного режима, природных процессов или спасения какого-либо редкого вида произвести насильственное вмешательство руками человека (потушить пожар, уничтожить инвазийные виды и т. д.) в дикую заповедную природу.

Принцип “не навреди” означает, что если предполагаемые положительные результаты от насильственного вмешательства человека в дикую заповедную природу не определены, трудно прогнозируемы или имеют не очень много шансов на успех, то будет справедливей не вмешиваться и позволить дикой природе заповедника самой решить возникшие проблемы.

 

2. Цени, люби и уважай дикую природу ради нее самой

 

Дикая заповедная природа обладает внутренней (абсолютной) ценностью, поскольку существует сама по себе, независимо от пользы для других, как цель сама для себя, и является основанием определенных законов. Она не имеет цены, а обладает достоинством. Наличие только одной внутренней ценности достаточное основание для охраны дикой природы путем заповедания.

Этот принцип означает, что заповедники создаются с единой целью – для выживания дикой природы, а отнюдь не для выживания человечества или проведения научных исследований. Заявление о том, что участок дикой природы заповедывается ради будущих поколений людей, с позиций экологической этики является саморазрушающим. Научные исследования, экопросвещение, охрана территории, проводимые в заповедниках – возможные пути достижения единой цели заповедника, но отнюдь не его главные задачи.

Дикая природа заповедников ценится прежде всего сама по себе, а не как средство для достижения целей человека. Поэтому нельзя, не нарушая морали, использовать ее в заповеднике как ресурс, ради человеческих интересов.

 

3. Используй этичные методы науки и экопросвещения

 

Известный российский эколог академик С.С. Шварц неоднократно заявлял, что “пусть лучше будет белое пятно в науке, чем в природе”. Другими словами, он подчеркнул, что наука сама по себе имеет меньшую ценность, чем природа. Из этого следует, что права и интересы дикой заповедной природы должны быть выше интересов науки.

Этические ограничения касаются и второго основного вида деятельности, официально разрешенного в заповедниках – экопросвещения. Поэтому в заповедниках недопустим экотуризм как вид индустрии развлечения, к тому же имеющий опасную для заповедного дела коммерческую основу.

В свое время в Воронежском заповеднике в целях экологического просвещения кинорежиссером А.М. Згуриди был отснят фильм, при работе над которым несколько диких животных были подвергнуты необоснованным страданиям, что согласно данному этическому принципу является неправильным.

 

4. Почитай заповедную территорию как священное пространство

 

В 1963 г. известный российский писатель-природоохранник Олег Волков заявил: “В понятие о “заповедном”, “заповедниках” мы вкладываем, помимо представления о чем-то заказанном и запрещенном, еще и какой-то священный смысл” (Волков, 1963). В личных беседах он не раз говорил о том, что территорию заповедника можно воспринимать (в религиозном, духовно-культурном или нравственно-этическом контексте – кому как нравится) особым священным пространством, которое необходимо почитать. Заповедные территории более священны, чем наши церкви. Действительно, дикая заповедная природа может считаться святой в силу присущих ей уникальных свойств и ценностей, а не только как свидетельство или символ некой высшей власти. Вместе с тем, священное, это то, что запрещено и отделено. Ибо если нет священного, тогда все дозволено.

Подобное отношение к заповеднику характерно и для некоторых современных российских природоохранных организаций. Так, в “Принципах дружины охраны природы (ДОП) Казанского химико-технологического института” записано: “Режим особо охраняемой природной территории для члена ДОП является священным и не может быть нарушен ни малейшим образом” (“И мир...”, 2001).

Идея дикой заповедной природы как священного пространства поддерживается многими религиями и уходит своими корнями в даосизм, буддизм, джайнизм, индуизм, пантеизм, христианский природный мистицизм, колдовство и языческое поклонение земле.

Принцип священности заповедной территории требует почитания заповедника как святыни. Использование же дикой природы заповедника как ресурса является формой греха и оскорблением Бога. Вместе с тем, этот принцип не открывает институт паломничества в заповедник, так же как объявление рубежей нашей Родины священными не влечет за собой посещение населением страны ее границ, охраняемых пограничниками.

Вера в дикую природу заповедника как священное пространство может стать важным условием этико-религиозного отношения к заповеднику, увеличит его общую ценностную оценку за счет религиозной ценности, поможет вызвать к заповеднику почтение и уважение.

Кстати, еще в 1837 г. русский лесовод Г. Вильдермет подметил это особое отношение простого народа к заповедным природным участкам как к священным: “Из лесов казенных выделяются заказные рощи в неприкосновенный запас ... и тогда рощи сии получают от поселян название заповедных. В сем названии заключается для жителей селений нечто священное, ибо рощи, получившие такое название, согласно предначертанию своему, становятся неприкосновенными...” (Вильдермет, 1837).

Представлять дикую заповедную природу как святилище – первый шаг к тому, чтобы относиться к ней ответственно, с осторожностью и почтением. Если дикую заповедную природу представлять как святилище, то роль работников заповедника и национального парка – это роль защитника, пастыря, священника, который заботится об этом святилище. Чем станет дикая заповедная природа, зависит от нас. Обращайтесь с ней с заботой и любовью – и она станет местом любви и заботы. Обращайтесь с ней как со священным местом – и она станет священным местом.

 

5. Благоговей перед дикой жизнью

 

По В. Далю благоговение – это “смесь страха и уважения, смирение и покорность, высшая степень почтительности”. Благоговеть – значит “страшиться и покоряться; смириться в ничтожестве своем перед высшим; оказывать кому безусловное уважение и повиновение; раболепствовать; признавать и безмерно ценить чьи достоинства” (Даль, 1981).

Выдвинут как особое направление экологической этики немецким философом-гуманистом и врачом А. Швейцером, как один из моральных принципов заповедного дела предложен российским экологом профессором А.А. Никольским (1996).

Заповедник – это особая территория, где любая дикая жизнь свята, имеет особый статус, находится под охраной; место, где царит дух благоговения перед жизнью, а существование не только вида, но и любого существа есть благо. А гибель этого существа по природным законам (а не для утех человека) лишь способствует поддержанию или развитию другой дикой жизни. Принцип благоговения перед жизнью в заповеднике означает: хорошо, когда дикая жизнь защищается от человека, но не от другой дикой жизни или природного процесса. Никто не предлагает останавливать лису, охотящуюся на зайца.

Следует отметить, что этот принцип не имеет особого значения для здоровья заповедных экосистем, а важен только для создания нравственных барьеров, регламентирующих поведение людей в заповеднике. Так, изъятие одной, десяти или ста полевок для научных исследований из любой заповедной популяции никак на ней не отразится, но с точки зрения благоговения перед жизнью является аморальным. Следует добавить, что когда говорят о защите от человека видов или экосистем, забывая о защите отдельных особей – это не более чем фарс. Нельзя, заботясь о целом, не заботиться о части. Да и не этично не защищать страдающее меньшинство.

Кстати, нельзя в связи с этим не привести изречение из Талмуда: “Кто сохранит одну жизнь, это все равно, как если бы он спас весь мир; кто уничтожит одну жизнь – это все равно, как если бы он уничтожил весь мир” (экосистему – ? В.Б.).

 

6. Максимально соблюдай естественные права дикой природы, растений и животных

 

Дикая природа, ее виды и особи обладают естественными (моральными) правами на жизнь (существование), свободу, процветание, жизненное пространство, достоинство, реализацию эволюционного потенциала, защиту закона и т. д. Эти права природы, так же как соответствующие права человека, являются неотъемлемыми и неотчуждаемыми.

Человек поступает морально, ограничивая в заповеднике свои права ради осуществления прав дикой природы, ее видов и особей, ибо заповедник, с этической точки зрения, единственное место на Земле, где права диких животных, растений, минералов, экосистем должны быть защищены максимально.

 

7. Управляй так, чтобы заповедник развивался в направлении абсолютной заповедности

 

Понятие заповедности впервые предложено русским зоологом профессором Г.А. Кожевниковым (1909) и в дальнейшем разработано русским экологом Ф.Р. Штильмарком (1981, 2001).

Абсолютная заповедность – понятие более этическое, нежели экологическое. При помощи особого философского подхода – идеализации – мы можем говорить о достижении абсолютной заповедности, как говорим об идеальном газе или несжимаемой жидкости.

Абсолютная заповедность – это условие существования наиболее дикой, свободной природы в современном мире посредством организации заповедника. Цель абсолютной заповедности – реализация права дикой природы на существование в условиях максимальной свободы, что позволяет осуществить дикой природе свое эволюционное предначертание. Иными словами, дикая природа может осуществить это право только в условиях предоставленной ей навсегда абсолютной заповедности, для чего необходимо свести к возможному минимуму антропогенное воздействие, и, в первую очередь, прямое и непосредственное на территории заповедника.

Руководство заповедником поступает хорошо, когда при помощи стремления к абсолютной заповедности создает условия оптимального – свободного и естественного существования дикой природы в современном мире.

Напомню еще раз, что писал Г.А. Кожевников о принципе стремления к абсолютной заповедности: “Всякие меры, нарушающие естественные условия борьбы за существование, здесь недопустимы. Не надо ничего устранять, ничего добавлять, ничего улучшать. Надо предоставить природу самой себе...” (Кожевников, 1909).

Абсолютная заповедность – не самоцель, а средство для достижения цели, своего рода этический императив в менеджменте любого заповедника. Естественно, у разных заповедников будут различные результаты. Но здесь важна не конечная цель, а постоянное стремление к ней.

 

8. Не стремись к получению наживы от заповедника

 

Делать добро для другого (т. е. дикой природы), ничего взамен не получая и не ожидая, можно расценивать как миссию заповедников, как высшее благо и выполнение человеческого долга перед матерью-природой. Заповедную территорию не этично использовать в целях экономической выгоды. Поэтому потуги получить деньги от экотуризма в заповедниках, продажи заготовленного в заповеднике сырья или других видов пользования заповедниками являются аморальными.

Как пример для подражания можно привести цитату из “Принципов дружины охраны природы (ДОП) Казанского химико-технологического института”, принятых в 1986 г.: “никакие естественно-растущие и обитающие организмы в качестве продуктов питания и др. нужд членов ДОП даже в минимальных количествах (одна ягодка!) и даже по разрешению соответствующих органов, например, дирекции заповедника, на особо охраняемых природных территориях не потребляются и не заготавливаются; нарушение влечет немедленное исключение из ДОП” (“И мир...”, 2001).

 

9. Относись к заповедному делу как к самоценному доброму деянию

 

Многие видные деятели заповедного дела, в том числе американский пионер охраны дикой природы Джон Мюир, считали создание заповедных участков для защиты дикой природы божьим делом, особым священнодействием, в котором им помогает сам Бог (вне зависимости от их вероисповедания). Действительно, заповедное дело можно рассматривать как божеское, справедливое, самоценное доброе деяние в соответствии с высшим законом, как часть вечного конфликта между правильным и неправильным, хорошим и плохим, добром и злом, Богом и дьяволом, вне зависимости от пользы для человека.

 

Пояснения к использованию этических принципов заповедного дела

 

1. Все принципы предназначены прежде всего для заповедников, как высшей формы охраняемых природных территорий (ОПТ). По мере понижения их ранга: заповедники – национальные парки – заказники – памятники природы и т. д., данные принципы выполняются в меньшей степени.

2. Экологические или экономические принципы описывают, что есть. Этические и религиозные предписывают то, что должно быть, к чему надо стремиться. Они являются идеальными и не могут быть реально достигнуты, а лишь указывают верное направление движения.

3. Ни один из данных принципов не является абсолютным. Моральные обязательства, вытекающие из одного из них, в определенных случаях вполне обоснованно могут быть нарушены, если вступают в конфликт с обязательствами, налагаемыми другими принципами. То есть, если в конкретной ситуации требования, диктуемые другими принципами, оказываются более обязывающими, то мы вправе поступать вопреки требованиям, исходящим от первого принципа.

4. При принятии окончательного решения, касающегося менеджмента заповедной территории, должны учитываться не только народнохозяйственные, экономические, эстетические, экологические или иные резоны, но и этические и религиозные принципы заповедного дела, дающие ценностную моральную оценку предпринимаемым действиям.

5. Этические принципы заповедного дела не являются командными или способами принуждения людей исповедовать экологическую мораль, т. к. экологическая этика вообще не допускает элемента принуждения. Каждый человек присоединяется к ним добровольно.

6. Необходимо помнить, что несправедливость, совершенная в одном заповедном объекте, является угрозой и оскорблением для справедливости повсеместно.

 

Литература

 

Вильдермет Г. (1837): О пользе выдела заказных рощ. - Лесной журнал. 9.

Волков А.М. (1999): К концепции особо охраняемых природных территорий России. - Запов. и нац. парки. 28: 36-48

Волков О. (1963): Клад Кудеяра. М. 1-216.

Даль В. (1981): Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык. 1: 92.

И мир пройдет по нашим вехам. Студенческому движению дружин по охране природы – 40 лет. М.: ЦОДП, 2001. 1-287.

Кожевников Г.А. (1909): О необходимости устройства заповедных участков для охраны русской природы. - Труды Всероссийского юбилейного акклиматизационного съезда 1908 г. в Москве. М. 1.

Кутырев В.А. (1994): Естественное и искусственное: борьба миров. Нижний Новгород: Изд-во “Нижний Новгород”. 1-200.

Никольский А.А. (1996): Этика благоговения перед жизнью как концепция заповедного дела. - Про эко. (Бюл. Охрана дикой природы № 11). 15-17.

Никольский А.А. (1999): Обзор ответов на проекты концепции системы охраняемых природных территорий России. - Охраняемые природные территории: материалы к созданию концепции системы охраняемых природных территорий России. М.: WWF. 1-225

Штильмарк Ф.Р. (1981): Принципы заповедности (теоретические, правовые и практические аспекты). - Географическое размещение заповедников РСФСР и организация их деятельности. М.: Главохота РСФСР. 60-76.

Штильмарк Ф.Р. (1991): С другого берега (послесловие). - Д. Вайнер. Экология в советской России. Архипелаг свободы: заповедники и охрана природы. М.: Прогресс. 375-384

Штильмарк Ф.Р. (2001): Абсолютная заповедность – последний оплот реальной охраны дикой природы. - Гуман. экол. ж. 3 (спецвыпуск): 111-113.

Яницкий О.Н. (2002): Россия: экологический вызов (общественные движения, нация, политика). Новосибирск: Сибирский хронограф. 1-426.


Конец формы

























































































Рефераты






























Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Этические принципы заповедного дела В. Е. Борейко Киевский эколого-культурный центр iconНаучный центр исследований по проблемам заповедного дела минэкоресурсов...
I. порядок применения правил землепользования и застройки городского округа лыткарино и внесения в них изменений
Этические принципы заповедного дела В. Е. Борейко Киевский эколого-культурный центр iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы заповедного дела» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 «Экология...
Этические принципы заповедного дела В. Е. Борейко Киевский эколого-культурный центр icon26-28 марта 2014 г. Москва, Культурный центр зил
Организаторы: Ассоциация участников рынка артиндустрии, Культурный центр зил, журнал «артиндустрия», компания «Черная речка», журнал...
Этические принципы заповедного дела В. Е. Борейко Киевский эколого-культурный центр iconЭкологическое образование школьников в Республике Дагестан
Координатором эколого-образовательной работы с детьми в республике является Республиканский эколого-биологический центр Минобрнауки...
Этические принципы заповедного дела В. Е. Борейко Киевский эколого-культурный центр iconУчебно-методический комплекс техника и технология ресторанного дела...
Р. Ю. Сабитов. Техника и технология ресторанного дела. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 100103. 65 «Социально-культурный...
Этические принципы заповедного дела В. Е. Борейко Киевский эколого-культурный центр iconСоциально-культурный сервис и туризм
Р. Ю. Сабитов. Техника и технология ресторанного дела. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 100103. 65 «Социально-культурный...
Этические принципы заповедного дела В. Е. Борейко Киевский эколого-культурный центр iconСписок литературы к выставке «Арсенал предпринимателя. Манимейкинг»...
Аллен Д. Как поддерживать дела в порядке. Принципы полноценной жизни без стресса / Д. Аллен. – М. Манн, Иванов и Фербер, 2010. –...
Этические принципы заповедного дела В. Е. Борейко Киевский эколого-культурный центр iconОбразовательная программа Государственного автономного образовательного...
Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Брянский областной эколого-биологический...
Этические принципы заповедного дела В. Е. Борейко Киевский эколого-культурный центр icon«Инвентаризация герпетофауны, динамика численности и особенности...
«Реальный мир», Информационно-консультационный центр «Стрикс», Фонд Нижегородского отделения Союза охраны птиц России, Орнитологическая...
Этические принципы заповедного дела В. Е. Борейко Киевский эколого-культурный центр iconПлан лекции. Введение. История развития трансплантации. Проблема...
Тема 11: Этические проблемы трансплантации органов и тканей человека. Этические проблемы ксенотрансплантации
Этические принципы заповедного дела В. Е. Борейко Киевский эколого-культурный центр icon«Основы ресторанного дела»
Гос впо специальности 100103. 65 (230500) «Социально-культурный сервис и туризм» рег. №293 св/сп от 27 марта 2000г
Этические принципы заповедного дела В. Е. Борейко Киевский эколого-культурный центр iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Рабочая программа предназначена для студентов эколого-географического факультета, специальности «Социально-культурный сервис и туризм»....
Этические принципы заповедного дела В. Е. Борейко Киевский эколого-культурный центр iconНорвежский романтизм
Генеральное консульство королевства Норвегии Центр искусства и музыки библиотеки им. В. В. Маяковского (Невский, 20) Голландский...
Этические принципы заповедного дела В. Е. Борейко Киевский эколого-культурный центр iconПринципы муниципального избирательного права
«принципы избирательной системы», «принципы выборов», «принципы организации и проведения выборов», «принципы избирательных прав»....
Этические принципы заповедного дела В. Е. Борейко Киевский эколого-культурный центр iconГендерные стереотипы русской традиционной культуры
Гендерные стереотипы аккумулируют также этические принципы и систему ценностей национальной культуры
Этические принципы заповедного дела В. Е. Борейко Киевский эколого-культурный центр iconП.І. Гриник, М. П. Стеценко, С. Л. Шнайдер, О. Г. Листопад, В.Є. Борейко



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск