Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 7 Ландшафтоведение основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 7 Ландшафтоведение основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
страница1/10
Дата публикации27.05.2015
Размер0.87 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > География > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.7 ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ



ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

020401.65 География (Страноведение и международный туризм)

(код и наименование специальности/тей)


Утверждено на заседании кафедры

географии и экологии

естественно-географического факультета

(протокол № 1 от 25.09.2009 г.)

Зав. кафедрой___________________

/А.В. Николаев/
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1 Автор программы: ст. преподаватель кафедры географии и экологии Ковальчук Е.А.
1.2 Рецензенты:

- главный научный сотрудник отдела океанографии и радиоэкологии ММБИ Денисов В.В.;

- старший преподаватель кафедры географии и экологии Захаренко В.С.
1.3 Пояснительная записка.
Цель: введение студентов в круг проблем и вопросов физической географии, связанных с познанием теории ландшафта. Показать значение ландшафтоведения для практической хозяйственной деятельности и организации рациональных методов природопользования.

Задачи: формирование представлений у студентов о составе, строении, законах развития и территориального расчленения географической оболочкой Земли, о причинах как общих закономерностей территориальной физико-географической дифференциации, так и локальных местных причин, раскрывающих разнообразие ее природных территориальных комплексов (ландшафтов).

Курс «Ландшафтоведение» является одной из основополагающих дисциплин в цикле естественных наук при подготовке студентов по специальности «Экология». Знакомство с теорией ландшафта представляет методологическую основу для дальнейшего изучения многих природных явлений и процессов.

В результате изучения курса студенты

должны знать: природно-территориальные комплексы на трёх организационных уровнях - глобальном, региональном, локальном, их структура и функционирование. Изменения ландшафтов: обратимые (динамические) и направленные (эволюционные) естественные и под влиянием антропогенного фактора. Основные направления прикладных ландшафтных исследований. Студенты должны иметь представления: о роли природных компонентов в структуре и функционировании геосистем; о ландшафте как узловой единице геосистемной иерархии и морфологической структуре ландшафтов; о значении ландшафтоведения в практике хозяйственной деятельности людей.

В результате изучения курса студенты

должны уметь: по завершению курса студент должен овладеть методикой составления ландшафтных карт и профилей, приобрести навыки чтения и анализа ландшафтных карт, иметь представления о многообразии природно-территориальных комплексов.

Ссылки на авторов и программы, которые использовались в подготовке: Программы для бакалавров по направлению 511100 «Экология и природопользование». Под. ред. Касьяненко А. А. М., Изд-во РУДН, 1995. Программа дисциплины «Ландшафтоведение», ст. преподаватель Деменков А.Б. МГПУ.

1.4 Извлечение из ГОС ВПО

.

ОПД.Ф.7

Ландшафтоведение


Геосистемы и природно-территориальные комплексы, динамика геосистем, природные и природно-антропогенные ландшафты, прикладное ландшафтоведение, ландшафтное моделирование.



1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы

(для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):



п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудое-мкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа

1

020401.65 География (Страноведение и международный туризм)

2

3,4

100

28

14

14

-

45

экзамен

1.6. Содержание дисциплины.

1.6.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ (В ЧАСАХ) ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
Вариант 1 Экология.

Вариант 2 020401 География.




Наименование темы, раздела

Вариант 1

Вариант 2

Форма отчета

Количество часов

Количество часов

всего ауд.

в том числе

всего ауд.

в том числе

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

СР

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

СР

экзамен

1.

Введение

6

4

2

-

4

6

4

2

-

4

2.

Общие закономерности территориальной физико-

географической дифференциации

6

4

2

-

4

8

4

4

-

2

3.

Ландшафты и геосистемы локального уровня

6

4

2

-

4

8

4

4

-

2

4.


Функционирование ландшафта. Круговороты в ландшафте.

8

6

2

-

4

10

6

4

-

2

5

Динамика ландшафтов

8

6

2

-

4

8

6

2

-

2

6

Систематика ландшафтов. Типы ландшафтов.

8

4

4

-

4

10

4

6

-

4

7.

Природно -антропогенные ландшафты.

10

6

4

-

4

12

6

6

-

4

8.

Прикладное ландшафтоведение

2

2

-

-

4

4

2

2

-

2

9.

Ландшафтное моделирование и картографирование.

5

3

2

-

4

7

3

4

-

2

10

Заключение

1

1

-

-

4

1

1

-

-

2




Итого:

28

14

14

-

45

74

40

34

-

26



      1. Содержание разделов дисциплины.
1.Введение

Предмет и значение ландшафтоведения как науки о ландшафтной оболочке, ее структурных составляющих, природных и природно-антропогенных геосистемах. Связь ландшафтоведения с другими науками, его место среди наук о Земле. Понятие о ноосферах и оболочках. Географическая оболочка, ландшафтная сфера, биосфера, антропосфера, техносфера, экосфера. Краткая история развития ландшафтоведения в России и за рубежом. Структура современного ландшафтоведения как фундаментальной и прикладной науки.

2.Общие закономерности территориальной

физико - географической дифференциации



Широтная зональность как результат определяющего воздействия солнечной энергии. Формирование поясов, зон, подзон. Периодический закон географической зональности. Азональность - проявление внутренней энергии Земли. Полярная асимметрия, орогенез, вещественный состав пород (петрографический аспект). Дифференциация при комплексном зонально-азональном воздействии. Секторность. Провинциальность. Ярусность ландшафтов. Высотная поясность. Экспозиция склонов. Барьерность. Инсоляционная и цркуляционная асимметрия ландшафтов. Локальная дифференциация.




3.Ландшафты и геосистемы локального уровня

Понятие о ландшафте. Компоненты и факторы ландшафтообразования. Границы и экотон. Морфология ландшафтов.




4.Функционирование ландшафта. Круговороты в ландшафте

Общие положения. Функционирование ландшафта. Энергетические факторы функционирования. Процессы ландшафтного энергообмена. Влагооборот. Абиотическая миграция вещества. Биогенный круговорот веществ.



5.Динамика ландшафтов

Состояния. Смены ландшафтов. Антропогенный фактор в динамике и функционировании ландшафтов. Генезис и эволюционно-динамические ряды. Природные циклы и ритмы и их роль в развитии ландшафтов. Устойчивость.



6. Систематика ландшафтов. Типы ландшафтов.

Принципы классификации ландшафтов. Генетико-динамическая классификация ландшафтов. Полярные и приполярные ландшафты. Бореальные и бореально-суббореальные ландшафты. Суббореальные ландшафты. Субтропические ландшафты. Тропические и субэкваториальные ландшафты. Экваториальные ландшафты.


7. Природно – антропогенные ландшафты.

Особенности формирования природно-антропогенных ландшафтов. Классы современных природно-антропогенных ландшафтов. Культурный ландшафт.



8. Прикладное ландшафтоведение

Производственная оценка ландшафтов и ландшафтно – географический прогноз. Ландшафтное обоснование рационального природопользования.
9. Ландшафтное моделирование и картографирование

Роль моделей в научных исследованиях. Концептуальные ландшафтно-географические модели. Ландшафтное картографирование. Типы общенаучных и прикладных ландшафтных карт, их содержание, значение и принципы составления. Дистанционное (аэрокосмическое) ландшафтное моделирование. Приемы ландшафтного дешифрирования аэрокосмических снимков. Дистанционный мониторинг. Ландшафтные кадастры и геоинформационные системы.



10. Заключение

Значение ландшафтоведения при решении экологических вопросов и обоснования рационального природопользования. Оценка современного состояния и перспектив развития ландшафтной географии. Роль ландшафтного подхода в науках о Земле. Ландшафтно-экологические цели и будущее человечества.





      1. Темы для самостоятельного изучения.

География

Экология

№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

  1. Системный подход при изучении природных объектов.

  2. Геосистемы и экосистемы. Сходство и различия.

изучение вопросов, анализ литературы

4

коллоквиум, тестирование.

2

Периодический закон географической зональности


реферат

4

защита реферата

3

Полярная асимметрия

реферат

4

защита реферата

4

Локальная дифференциация

реферат

4

защита реферата

5

Природные циклы и ритмы и их роль в развитии ландшафтов.

реферат

4

защита реферата

6

Земледельческие ландшафты



реферат

4

защита реферата

7

Сельскохозяйственные земли – природно-производственные геоэкосистемы

реферат

4

защита реферата

8

Значение ландшафтных исследований для природопользования

реферат

4

защита реферата

9

Применение аэрокосмических методов в ландшафтоведении

реферат

4

защита реферата

10

Значение ландшафтных исследований для природопользования

реферат

4

защита реферата


1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Практическая работа № 1 ( 2 часа)

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 7 Ландшафтоведение основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 7 Ландшафтоведение основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 7 Ландшафтоведение основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 7 Ландшафтоведение основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд....
А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 7 Ландшафтоведение основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 21 Методы географических...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 7 Ландшафтоведение основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 опд. В 1 Современный...
Педагогика и методика начального образования со специализацией «Обучение информатике в начальной школе»
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 7 Ландшафтоведение основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 8 Религиоведение...
Пащенко Л. В., к ф н., старший преподаватель кафедры связей с общественностью и лингвистики мгту
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 7 Ландшафтоведение основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 4 История религии...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 7 Ландшафтоведение основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 7 Ландшафтоведение основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 2 Геоморфология основная...
Цель дисциплины. В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 7 Ландшафтоведение основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 7 Ландшафтоведение основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 1 Землеведение основная...
Курс «Землеведение» предназначен студентам, обучающимся по специальности «География», читается студентам 3 курса
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 7 Ландшафтоведение основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 7 Ландшафтоведение основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Биологическая химия...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 7 Ландшафтоведение основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Экономика физической...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 7 Ландшафтоведение основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск