Скачать 356.39 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Социологический факультет УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-методической работе профессор ________________ Е.Г. Елина «____» ________________2011 г. Рабочая программа дисциплины Концепции современного естествознания Направление подготовки 040100 – Социология Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Саратов, 2011 1. Цели освоения дисциплины Главная цель дисциплины «Концепции современного естествознания» – дать студентам наиболее полное представление о картине Мира в рамках современных естественнонаучных концепций, а также о взаимосвязи гуманитарного и естественнонаучного компонентов культуры. Основными задачами дисциплины являются повышение общего кругозора, развитие культуры мышления и формирование научного мировоззрения студентов-гуманитариев на основе знаний, связанных с: - фундаментальными законами природы и методами естественнонаучных исследований; - наиболее важными историческими этапами развития разных областей естествознания; - общими научно-философскими концепциями, характеризующими современную естественнонаучную картину Мира; - представлениями о единстве неживой и живой природы; - совершенствованием процесса познания Мира. Реализация перечисленных задач данной дисциплины позволит студентам приобрести знания, которые объединяют представления об объективном Мире в разных областях естествознания и которые помогут молодому специалисту в его дальнейшей деятельности понять и выявить причинно-следственные связи между свойствами, строением и функциями материальных объектов, а также механизмами явлений и процессов природного и искусственного происхождения. Особое внимание в курсе «Концепции современного естествознания» уделяется развитию межпредметных связей, отражающих сущность научно-философских и естественнонаучных проблем, которые имеют общий, универсальный характер и, вместе с тем, являются наиболее близкими к жизнедеятельности человека. К ним, прежде всего, относятся законы сохранения энергии и массы; проблемы перехода от классической физики к квантовым представлениям; концепция непрерывно-дискретных свойств материи; основы специальной и общей теорий относительности; проблемы связи между строением, свойствами и реакционной способностью веществ; концепции эволюционной и генетической биологии; теории происхождения и эволюции Вселенной, Солнечной системы, Земли и биологических систем; учение о биосфере; термодинамическая концепция эволюции живых существ позволяющая успешно решать проблемы геронтологии, диетологии и создания перспективных лекарственных препаратов. В каждом разделе курса подчеркивается роль личности в поступательном развитии представлений об окружающем человека Мире, в основе которых лежат принципы преемственности, междисциплинарности и разумной достаточности при производстве и потреблении энергии, вещества и информации. 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Математический и естественнонаучный цикл. Вариативная часть. Для освоения данной дисциплины необходимы знания, приобретенные в средних учебных заведениях: основы математики, физики, химии, экологии, биологии, астрономии и др. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Концепции современного естествознания» Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): способностью к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-11). Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): способностью и готовностью участвовать в составлении и оформлении научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты исследовательской работы с учётом особенностей потенциальной аудитории (ПК-3); способностью составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами (ПК-7); умением обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-8). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - основные достижения современного естествознания; - соотношение естественных и гуманитарных наук в объяснении картины мира; - место естественных наук в объяснении картины мира; - предметные области естественных наук; - ключевые разделы естествознания, законы развития природной среды и их влияние на общество; - специфику научного познания окружающего мира; - основные концепции современного естествознания. Уметь: - применять естественнонаучные знания для объяснения предметов и явлений окружающего мира; - проводить различия между научным и ненаучным подходом к интерпретации картины мира; - учитывать ограничения предметных областей естественных наук при объяснении картины мира; - учитывать специфику научного познания при восприятии, понимании и объяснении предметов и явлений действительности в целях их исследования; - создавать базы данных и использовать информационные ресурсы. Владеть: - навыками естественнонаучного объяснения картины мира; - основным понятийным аппаратом естественных наук; - навыками библиографической работы с учетом специфики предметных областей и основных естественнонаучных концепций; - программным обеспечением для ПК. 4. Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
Содержание учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ: значение естествознания в общенаучной картине реального мира; взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культуры 1. Знание и наука Общие положения, основные понятия и определения. Обыденное и научное познание окружающего мира человеком. Уровни научного познания действительности. Презумпция существования объектов познания как общий признак всех наук. Редукционистский и холистический подход к познанию мира. Структура, основные формы, общие методы и принципы познания действительности. Роль метода в постижении научной истины. Понятие научной модели; методы математического и физического моделирования. Специфика естественнонаучного метода. Значение теории и роль эксперимента в естествознании. Научная теория как основа содержания научного метода познания природы. Предметная область теории. Эксперимент (лабораторный, естественный, математический, мысленный) – основной способ подтверждения теории. Наука и общество. Определение и значение фундаментальных и прикладных наук. Соотношение естествознания, религии, философии, политики, нравственности. 2. Основные этапы развития естествознания Материя: вещество, поле. Движение как атрибут материи. Представления натурфилософии (Пифагор, Демокрит, Аристотель, Евклид, Архимед и др.). Механистическая концепция: основные результаты работ Коперника, Бруно, Галилея, Кеплера и Ньютона (гелиоцентрическая система, введение экспериментальных методов исследования, законы движения планет, законы классической механики); характерные особенности механистической картины мира. Электромагнитная концепция: взаимосвязь электрических и магнитных явлений; представления об электромагнитном поле; диапазоны длин волн и частот; основные научно-философские положения и выводы электромагнитной концепции. Концепции дальнодействия и близкодействия. Краткая характеристика основ современной естественнонаучной картины реального мира. |
Российской федерации приказ Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации... | Без гражданства в российской федерации Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав... | ||
Доклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации... «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов... | Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | ||
Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Министерство экономического развития российской федерации Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской... | ||
Комплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной... | Национальный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | ||
Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Утверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития... Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18... | Министерство связи и массовых коммуникаций российской федерации Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской... | ||
Национальный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009 Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Об утверждении порядка Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов... |