Российской федерации





Скачать 356.39 Kb.
НазваниеРоссийской федерации
страница1/4
Дата публикации28.05.2015
Размер356.39 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Социологический факультет

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической работе

профессор ________________ Е.Г. Елина

«____» ________________2011 г.

Рабочая программа дисциплины

Концепции современного естествознания


Направление подготовки

040100 – Социология


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

очная


Саратов, 2011
1. Цели освоения дисциплины

Главная цель дисциплины «Концепции современного естествознания» – дать студентам наиболее полное представление о картине Мира в рамках современных естественнонаучных концепций, а также о взаимосвязи гуманитарного и естественнонаучного компонентов культуры.

Основными задачами дисциплины являются повышение общего кругозора, развитие культуры мышления и формирование научного мировоззрения студентов-гуманитариев на основе знаний, связанных с:

- фундаментальными законами природы и методами естественнонаучных исследований;

- наиболее важными историческими этапами развития разных областей естествознания;

- общими научно-философскими концепциями, характеризующими современную естественнонаучную картину Мира;

- представлениями о единстве неживой и живой природы;

- совершенствованием процесса познания Мира.

Реализация перечисленных задач данной дисциплины позволит студентам приобрести знания, которые объединяют представления об объективном Мире в разных областях естествознания и которые помогут молодому специалисту в его дальнейшей деятельности понять и выявить причинно-следственные связи между свойствами, строением и функциями материальных объектов, а также механизмами явлений и процессов природного и искусственного происхождения.

Особое внимание в курсе «Концепции современного естествознания» уделяется развитию межпредметных связей, отражающих сущность научно-философских и естественнонаучных проблем, которые имеют общий, универсальный характер и, вместе с тем, являются наиболее близкими к жизнедеятельности человека. К ним, прежде всего, относятся законы сохранения энергии и массы; проблемы перехода от классической физики к квантовым представлениям; концепция непрерывно-дискретных свойств материи; основы специальной и общей теорий относительности; проблемы связи между строением, свойствами и реакционной способностью веществ; концепции эволюционной и генетической биологии; теории происхождения и эволюции Вселенной, Солнечной системы, Земли и биологических систем; учение о биосфере; термодинамическая концепция эволюции живых существ позволяющая успешно решать проблемы геронтологии, диетологии и создания перспективных лекарственных препаратов.

В каждом разделе курса подчеркивается роль личности в поступательном развитии представлений об окружающем человека Мире, в основе которых лежат принципы преемственности, междисциплинарности и разумной достаточности при производстве и потреблении энергии, вещества и информации.
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Математический и естественнонаучный цикл. Вариативная часть.

Для освоения данной дисциплины необходимы знания, приобретенные в средних учебных заведениях: основы математики, физики, химии, экологии, биологии, астрономии и др.
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате

освоения дисциплины «Концепции современного естествознания»
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-11).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

способностью и готовностью участвовать в составлении и оформлении научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты исследовательской работы с учётом особенностей потенциальной аудитории (ПК-3);

способностью составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами (ПК-7);

умением обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-8).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- основные достижения современного естествознания;

- соотношение естественных и гуманитарных наук в объяснении картины мира;

- место естественных наук в объяснении картины мира;

- предметные области естественных наук;

- ключевые разделы естествознания, законы развития природной среды и их влияние на общество;

- специфику научного познания окружающего мира;

- основные концепции современного естествознания.

Уметь:

- применять естественнонаучные знания для объяснения предметов и явлений окружающего мира;

- проводить различия между научным и ненаучным подходом к интерпретации картины мира;

- учитывать ограничения предметных областей естественных наук при объяснении картины мира;

- учитывать специфику научного познания при восприятии, понимании и объяснении предметов и явлений действительности в целях их исследования;

- создавать базы данных и использовать информационные ресурсы.

Владеть:

- навыками естественнонаучного объяснения картины мира;

- основным понятийным аппаратом естественных наук;

- навыками библиографической работы с учетом специфики предметных областей и основных естественнонаучных концепций;

- программным обеспечением для ПК.


4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).





п/п


Раздел дисциплины


С

е

м

е

с

т

р



Недели

семестра

Виды учебной работы, включая

самостоятельную работу

студентов и трудоемкость (в час)

Формы

текущего

контроля

успеваемости.

Формы

промежуточной

аттестации


всего


лекции

семи-нар-ские занятия

само-стоя-тель-ная

работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Знание и наука

- Общие положения, основные понятия и определения.

- Наука как соморегулирующаяся система.

- Общие формы, методы и принципы научного познания действительности. Значение теории и эксперимента.

- Фундаментальные и прикладные исследования.

3

1–2

8

2

2

4

Контрольные вопросы.

Выполнение задания по поиску конкретных примеров по обсуждаемым проблемам. Конкурс.

Оценка активности и результатов работы

2

Основные этапы развития естествознания

- Представления натурфилософии, механистическая концепция, электромагнитная концепция, краткая характеристика основ создания современной естественнонаучной картины Мира.

- Современные представления о материи и движении как атрибуте материи.

3

3–4

8

2

2

4

Контрольные вопросы.

Оценка активности и результатов работы на семинаре.

3

Особенности фундаментальных наук в современном естествознании. Концепции современного естествознания в физике

- Математика, логика, кибернетика в познании действительности.

- Основные этапы развития физических наук.

- Концепции пространства и времени. Принцип относительности Галилея. Теория относительности Эйнштейна.

- Концепция непрерывно-дискретных свойств материи. Концепция атомизма.

- Концепция корпускулярно-волнового дуализма света и микрочастиц. Принципы квантовой механики (неопределенности, дополнительности и др.)

- Основные типы фундаментальных взаимодействий. Элементарные частицы и их свойства. Модели ядра атома. Ядерные реакции. Радиоактивность химических элементов.

3

5–9

20

6

4

10

Контрольные вопросы.

Решение задач.

Тест № 1.

Оценка активности и результатов работы на семинаре.




1

2

3

4

5

6

7

8

9

4

Концепции современного естествознания в космологии

- Происхождение и эволюция Вселенной.

Галактики. Звезды. Солнечная система.

- Строение, возраст и эволюция Земли.

3

10–11

8

2

2

4

Контрольные вопросы.

Составление краткого словаря основных понятий.

Оценка активности и результатов работы на семинаре.

5

Концепции современного естествознания в химии

- Основные понятия, концепции, законы химии.

- Неорганическая и органическая химия

- Низкомолекулярные и высокомолекулярные соединения.

- Химия свободных радикалов.

- Эволюционная химия

3

12–14

12

2

4

6

Экспресс-контрольная работа по разделам 1–5

6

Концепции современного естествознания в биологии

- Основные концепции и этапы развития биологии. Особенности эволюционной биологии.

- Концепция закономерного происхождения жизни. Биополимеры.

- Особенности строения и функции полинуклеиновых кислот в процессах синтеза белков, передачи наследственной информации.

- Достижения молекулярной биологии, генетики, генной инженерии.

- Симметрия, её роль в живой и неживой природе.

- Организм как термодинамическая система

3

15–17

12

2

4

6

Контрольные вопросы.

Составление краткого словаря основных понятий.

Оценка активности и результатов работы на семинаре.

7

Научные основы современного учения об окружающей среде

- Окружающая среда как система. Концепция экосистем. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Ноосфера.

3

18

2

1



1

Контрольные вопросы.

Тест № 2

8

Синергетика как новое междисциплинарное научное направление

3

18

2

1



1

Контрольные вопросы.

ИТОГО:

72

18

18

36

зачет


Содержание учебной дисциплины
ВВЕДЕНИЕ: значение естествознания в общенаучной картине реального мира; взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культуры

1. Знание и наука

Общие положения, основные понятия и определения. Обыденное и научное познание окружающего мира человеком. Уровни научного познания действительности. Презумпция существования объектов познания как общий признак всех наук. Редукционистский и холистический подход к познанию мира. Структура, основные формы, общие методы и принципы познания действительности. Роль метода в постижении научной истины. Понятие научной модели; методы математического и физического моделирования. Специфика естественнонаучного метода. Значение теории и роль эксперимента в естествознании. Научная теория как основа содержания научного метода познания природы. Предметная область теории. Эксперимент (лабораторный, естественный, математический, мысленный) – основной способ подтверждения теории. Наука и общество. Определение и значение фундаментальных и прикладных наук. Соотношение естествознания, религии, философии, политики, нравственности.

2. Основные этапы развития естествознания

Материя: вещество, поле. Движение как атрибут материи. Представления натурфилософии (Пифагор, Демокрит, Аристотель, Евклид, Архимед и др.). Механистическая концепция: основные результаты работ Коперника, Бруно, Галилея, Кеплера и Ньютона (гелиоцентрическая система, введение экспериментальных методов исследования, законы движения планет, законы классической механики); характерные особенности механистической картины мира. Электромагнитная концепция: взаимосвязь электрических и магнитных явлений; представления об электромагнитном поле; диапазоны длин волн и частот; основные научно-философские положения и выводы электромагнитной концепции. Концепции дальнодействия и близкодействия. Краткая характеристика основ современной естественнонаучной картины реального мира.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской федерации iconРоссийской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...
Российской федерации iconБез гражданства в российской федерации
Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав...
Российской федерации iconДоклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации...
«О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconМинистерство экономического развития российской федерации
Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской...
Российской федерации iconКомплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова
Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconКомментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации
Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconУтверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития...
Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18...
Российской федерации iconМинистерство связи и массовых коммуникаций российской федерации
Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconОб утверждении порядка
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск