Скачать 140.97 Kb.
|
Пояснительная записка Современная общеобразовательная школа ведет интенсивную работу по совершенствованию географического образования. Для этого особое место отводится дополнительному, внеурочному образованию детей, в котором на базе работы с заинтересованными школьниками проявляются способности ребенка, подростка и его первые осознанные шаги к выбору будущей профессии. В условиях перехода к профильному обучению большая роль отводится введению в учебный процесс элективных курсов, которые направлены на углубление учебных предметов, повышают активность и самостоятельность учащихся, обладают развивающим потенциалом, способствуют личностному развитию учеников. При этом, если собственно профильное обучение реализуется на старшей ступени общеобразовательной школы, то предпрофильная подготовка должна осуществляться уже гораздо раньше, в основной школе. В настоящее время во многих учебных заведениях реализуются гибкие системы элективных спецкурсов, предлагаемых учащимся на выбор не только в 8-9 классах, но и раньше – в 6-7. На наш взгляд, это правильно, так как именно в этом возрасте дети наиболее любознательны, их интересы еще достаточно разносторонни, и перед школой стоит задача создать условия для того, чтобы максимально развить зачатки тех интересов, которые в дальнейшем могут стать основой осознанного профессионального выбора. Наша программа адаптивная. На сегодняшний день существуют различные авторские программы, призванные углубить знания и умения школьников по геологии, которые используются как непосредственно в школе, так и в системе дополнительного образования. Проанализировано четыре программы, достаточно различающиеся между собой по объему и содержанию. Предлагаемая нами образовательная программа относится к естественнонаучной области дополнительного образования и ставит целью развитие геологических знаний школьников 6-7 классов для успешного участия в географических и геологических олимпиадах разного уровня. Задачи: - создать условия для формирования устойчивого интереса учащихся к геологии; - расширить и углубить знания по геологии, полученные на уроках географии; - обеспечить высокий уровень познавательной активности обучающихся через организацию их собственной учебной деятельности; - формировать навыки научно-исследовательской работы; - содействовать будущему профессиональному самоопределению учащихся. Программа ориентирована на учащихся 6-7 классов. Рассчитана на 1 год обучения (34 часа). При разработке программы были учтены следующие принципы. Поскольку главную главная задача курса – привить интерес учащихся к изучению геологии, мы придерживались такого важного принципа как связь с жизнью, который прослеживается во всех разделах программы. Программа начинается с раздела «Геология-это интересно!», который знакомит учащихся с крупнейшими и интересными географическими объектами мира. Демонстрируются опыты, имитирующие геологические процессы. Этот раздел позволяет уже на первых порах заинтересовать учащихся. Раздел «Сокровища Земли» не просто знакомит учащихся с разнообразием минералов и горных пород, но и с их значением в жизни современного человека. При изучении раздела дети работают с различными коллекциями минералов и горных пород. Их можно изучать не только на столе, в музейной витрине, но и в природе, поэтому предусмотрены экскурсии (выход на геологические объекты). Большое значение в программе уделяется краеведческому принципу, что дает учащимся простор для научного творчества, делает учебный материал более доступным, увлекательным, позволяет сочетать различные формы и методы обучения. Этой задаче отвечает раздел «Геология, рельеф и полезные ископаемые моего края». Он изучается сразу после раздела «Сокровища Земли». Учащиеся знакомятся с геологическим разрезом, выявляет особенности геологического строения территории Пермского края. Работают с коллекцией минералов, горных пород. Данный раздел позволяет связать теоретический материал с практикой, способствует активизации познавательной деятельности учащихся, позволяет показать примеры хозяйственного использования минеральных ресурсов. Особенно важное значение он имеет для подготовки к олимпиадам, проводимым на муниципальном уровне. Раздел « Я б в геологи пошел…» знакомит учащихся с профессией геолога и содействует профессиональному самоопределению учащихся. При подготовке к занятиям этого раздела можно увидеть, что он хорошо готовит к олимпиадам. Дети знакомятся с конкретными территориями распространения того или иного явления, процесса – материал, который часто встречается в вопросах олимпиад. Важность исследовательской работы в геологии. Необходимо создать условия для формирования навыков научно-исследовательской работы. Это практические работы с полезными ископаемыми, экскурсии. Работа с текстом. Выбор темы реферата. Написание рефератов к олимпиадам, конкурсам (индивидуальная работа). Подготовка докладов. Выступление с докладами по рефератам на конференциях. Наконец, завершает курс раздел «Геология для умников», при изучении которого дети непосредственно занимаются разбором и решением типичных и наиболее интересных заданий геологического и геоморфологического содержания, предлагаемых на школьных олимпиадах по геологии и географии. Результаты обучения определяются оценкой контрольных, практических работ и рефератов по каждой теме, участием в конкурсах исследовательских работ, конференциях, геологических и географических олимпиадах. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание программы Раздел 1. Геология – это интересно! (9 часов) Тема 1. «Путешествие» к центру Земли. Строение Земли. Земная кора, мантия, ядро. Литосфера, астеносфера. Внутренние силы Земли. Плавающие континенты. Тема 2. «Изменчивый лик Земли». Геологические процессы в земной коре и литосфере. Эндогенные процессы. Великие катастрофы в истории Земли. Извержения вулканов /Везувий, Ключевая сопка, Кракатау/. Черные курильщики. Крупнейшие землетрясения /Лиссабонское, Японское /. Шкала Рихтера. Эпицентр. Цунами. Сели. Экзогенные процессы. Путешествие песчинки. Как разрушаются горы. Выветривание. Круговорот минералов в природе. Путешествие по рекам. Геологическая деятельность рек. Овраги. Эрозия. Аллювий. Террасы. Внутрь Земли за капелькой воды. Пещеры и их особенности. Карст. Сталактиты, сталагмиты. Образование поверхностных форм карста. Крупнейшие пещеры мира. Вода - снег-лед. Ледники и ледяные континенты. Отложения ледников. Морены. Великие оледенения. Снежные лавины. Практическая работа. Нанесение на карту изучаемых объектов. Их основные характеристики. Индивидуальная работа. Реферат об одном из географических объектов (история, легенды, состояние в настоящее время и т.д.) Экскурсии. Выход к реке Усолка: «Геологическая деятельность рек. Овраги. Эрозия. Аллювий. Террасы». Раздел 2. Сокровища Земли (9 часов) Тема 1. Минералы и горные породы в жизни современного человека. Где можно увидеть минералы? Минералы и горные породы в природе и в городской среде. Тема 2. Минералы и горные породы. Что такое минерал? Формы нахождения минералов в природе. Горные породы. Свойства горных пород. Горные породы как полезные ископаемые, их использование в народном хозяйстве. Классификация горных пород. «Из глубин Земли »- магматизм и магматические горные породы. Условия образования. Дифференциация магмы. Магматические процессы и их проявление /интрузивный и эффузивный магматизм/. Классификация магматических горных пород /ультраосновные, основные, средние, кислые/. Полезные ископаемые магматического происхождения. Рельеф, созданный магматическими породами. Практическое занятие. Работа с коллекцией. Определение и описание магматических горных пород. Работа с картой России: путешествие по России, бассейны и крупные месторождения магматических полезных ископаемых. Как они образовались. Осадочные горные породы. Их происхождение и классификация. Структуры и текстуры. Обломочные, химические, органогенные породы. Значение осадочных пород для выяснения палеогеографических условий прошлого. Рельеф, созданный осадочными породами, например, Каменный город (Пермский край). Практическое занятие. Работа с коллекцией. Определение и описание осадочных горных пород. Работа с картой России: путешествие по России, бассейны и крупные месторождения магматических полезных ископаемых. Как они образовались. Метаморфические горные породы. Основные причины метаморфизма и условия их проявления. Виды метаморфизма. Общая характеристика химических и физических процессов при метаморфизме. Структуры и текстуры. Минералы-индикаторы. Полезные ископаемые метаморфического происхождения. Рельеф, созданный метаморфическими породами, например, Долина Смерти (США) Практическое занятие. Работа с коллекцией. Определение и описание метаморфических горных пород. Реферат. «Где вы провели летние каникулы?» Что это за территория, какими горными породами она сложена. Экскурсия. Прогулка по городу. Выход на карьер. Осадочные породы. Раздел 3. «Геология, рельеф и полезные ископаемые моего края» (9 часов) Тема 1. Особенности геологического строения территории Пермского края (2 часа). Геохронологическая шкала. Р. И. Мэрчисон и пермский период. История развития природы Предуралья и Урала. География Пермского моря. Тема 2. Рельеф территории Пермского края и его особенности (4 часа). Предуралье. Северные Увалы. Верхнекамская возвышенность. Тулвинская возвышенность. Уфимское плато. Кондасские и Ксенофонтовские Увалы. Усинская возвышенность. Веслянская, Язьвинско-Вишерская и Средне-Косьвинская низменности. Урал. Низкогорье Среднего и Северного Урала. Среднегорье Северного Урала. Характеристика орографических районов Урала. Малые формы земной поверхности. Карст. Знаменитые “камни” Урала. Пещеры Прикамья. Практическая работа. Нанесение на контурную карту названий основных форм рельефа. Установление закономерностей их размещения на основе анализа карт. Индивидуальная работа. Реферат «Геологические памятники Пермского края». Экскурсия. Камень Ветлан. Тема 3.Полезные ископаемые Пермского края (3 часа). Минеральные ресурсы: чем богат Пермский край. Горючие полезные ископаемые. Кизеловский каменноугольный бассейн. История открытия прикамской нефти. Верхнечусовские городки – “второе Баку”. Рудные полезные ископаемые. История развития Горнозаводского Урала: от Петровских времен до наших дней. По старинным Уральским заводам. Нерудные полезные ископаемые. Верхнекамское месторождение –Прикамское чудо. Пермский край и Уралкалий: роль, значение в калийной промышленности России. Волконскоит и палеонтологические находки в Очёре. Самоцветы Прикамья. Кварцевые кладовые Пермского края. История алмазной и золотодобывающей промышленности Урала. Экскурсия в музей Уралкалия - «Прикамское чудо» Практическая работа. Установление закономерностей размещения полезных ископаемых на территории Пермского края на основе анализа физической и тектонической карт. Практическая работа. Создание электронного музея полезных ископаемых Пермского края. Раздел 4. «Я б в геологи пошел…» (4 часа) «Строить без геолога нельзя!» Инженерная геология. Геологические процессы (абразионные, эрозионные, карстовые, оползневые, обвальные, селевые, мерзлотные, сейсмические и др.), влияющие на строительство зданий и сооружений, условия их развития. Необходимость оценки, прогноза и расчета возможного влияния этих процессов и явлений на устойчивость той или иной местности, условия строительства сооружений, их устойчивость и эксплуатацию, а также выбору защитных инженерных мероприятий. Практическая работа. Нахождение по карте территорий с вечной мерзлотой, («Ледяная броня»), территорий с большими запасами подземных вод и т.д. Индивидуальная работа. «Чем занимаются геологи других специальностей». Рассказать о специальностях в геологии, например, геофизик, геохимик, гидролог и др. Раздел 5. Геология для умников (3ч) Разбор и решение типичных и наиболее интересных заданий геологического и геоморфологического содержания, предлагаемых на школьных олимпиадах по геологии и географии (примерные типы таких заданий были рассмотрены в предыдущей курсовой работе). Календарно-тематическое планирование
Библиографический список 1. Короновский Н. В. Геология - это интересно! [Для детей] / Н. В. Короновский / М.: Изд-во МГУ, 1992, 98 с. с ил.. 2. Короновский Н.В. Общая геология. / Н. В. Короновский / М., МГУ, 2002, 448с. с ил. 3.Петрова Н.Н. Настольная книга учителя географии. 6 - 11 классы. / Н.Н. Петрова / М.: 2008.- 592 с. без ил. 4. Полетаев А.И. Геология для всех, или поговорим о странностях... Земли. / А.И. Полетаев / М. Либроком, 2009, 176 с. с ил. 5. Фонды муниципального образовательное учреждения дополнительного образования детей «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Перми. / Сергеева И. В. Образовательная программа «Геология в экспедиции и экспозиции»/ Интернет – источники: 1. geoschool.web.ru›db/msg.html… 14.09.2013 Алентьева С. Ю. Образовательная программа областной заочной школы геологии. Областной центр дополнительного образования детей. г. Челябинск, 2005 г. |
Рабочая программа дисциплины историческая геология направление ооп:... Пререквизиты: «Общая геология», «Основы палеонтологии, общая стратиграфия», «Кристаллография и минералогия» | Программа дисциплины геология и геохимия нефти и газа направление... Кореквизиты: «Теоретические основы поисков и разведки нефти и газа», «Нефтепромысловая геология», «Подсчёт запасов и оценка ресурсов... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Все начинается с любви. С любви! Я это точно знаю. Все, даже ненависть — родная и вечная сестра любви. Все начинается с любви: мечта... | Pегиональная геология россии Программа курса «Региональная геология России» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального... | ||
Рабочая программа для студентов специальности 020306. 65 Экологическая... Е. Ю. Ликутов. Историческая геология с основами палеонтологии: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа по дисциплине «Историческая... | Программа : геология нефти и газа Пререквизиты: «Математика», Физика», «Химия», «Общая геология», «Кристаллография и минералогия», «Петрография» | ||
Рабочая программа учебной дисциплины основы палеонтологии, стратиграфия... Специализации: Поиски и разведка подземных вод и инженерно- геологические изыскания | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо... Н. Ф. Чистякова «Экологическая геология». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020306. 65... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины геология нефтегазоносных бассейнов... Целями изучения дисциплины «Геология нефтегазоносных бассейнов России и зарубежных стран» являются | «картина» каждого из разделов дисциплины. Это, прежде всего, 3 главные раздела: Теория культуры Федерального компонента «Культурология». Содержание данного пособия фиксирует программу курса, включающую как лекционную часть, так... | ||
Рабочая программа дисциплины б14 буровые станки и бурение скважин... Направление ооп (специальность) 130101 «Прикладная геология» профили подготовки (специализации) 130101. 1 «Геологическая съемка,... | Рабочая программа по дисциплине «Мерзлотоведение» составленная по... Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Но это только в первые минуты. Стоит прозвенеть звонку, начинается урок, и я понимаю – вот оно, прекрасное мгновение, чудо. Это действительно... | Это интересно Ежедневные правила Фгу «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций» | ||
Четвёртый региональный конкурс творческих работ «опора» Зимнее утро. Воздух свежий, морозный. Я иду в школу по совсем тихой, едва начавшей просыпаться улице. День только начинается, а в... | Программа учебной дисциплины «Гидрогеология и инженерная геология» Учебная дисциплина гидрогеология и инженерная геология обязательная дисциплина федеральных государственных образовательных стандартов... |