Скачать 450.28 Kb.
|
Негосударственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр ОАО «Газпром»
Рабочая учебная программа по географии (наименование учебного предмета \ курса) 6 класс ___________________________________________________________________________ (ступень образования \ класс) 2014-2015 учебный год ___________________________________________________________________________ (срок реализации программы) Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии 2011 г.; Федеральной программы основного общего образования по географии Московского государственного педагогического Университета. 5 – 9 классы. Авторы: И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева.; поурочного планирования изучения географии по традиционным учебникам (по учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой. Составители: Э.В. Ким, Н.Ю. Королёва, О.А. Панасенкова); авторской программы Поликарповой Е.Е., для общеобразовательных школ: _________________________________________________________________________________ (наименование программы) Пузанова Анна Юрьевна Программу составила __________________________________________________________ (ФИО учителя, составившего рабочую учебную программу) Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Физическая география» для параллели 6-х классов составлена на основе следующих документов:
«Начальный курс географии» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучении курса формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии. Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. Начальный курс — первая ступень в географическом образовании, имеющая лишь некоторые пропедевтические знания из курсов «Природоведение», "Окружающий мир» о свойствах некоторых природных веществ (воды, воздуха, горных пород, растительного и животного мира), о человеке и окружающей его среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний. При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топографо – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе. Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем. Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
Начальный курс для учащихся основной школы — первый по географии. Поэтому в "Требованиях к подготовке учащихся» массовой школы преобладают уровни: называть и/или показывать, приводить примеры, определять, описывать и реже — объяснять. Учитель по своему усмотрению может повысить требования, если учащиеся подготовлены к этому. Цели и задачи курса Основная цель «Начального курса географии» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями. Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире. Рабочая программа разработана к УМК:
Уровень и направленность рабочей программы: Основная общеобразовательная программа, базовый уровень Педагогические принципы отбора содержания, которые легли в основу начального курса географии, не являются новыми, но они приобрели совершенно иное значение в условиях модернизации школьного образования. Основополагающим стал принцип доступности, отражающий линию научных основ содержания образовательной области «Земля». Принцип научности позволяет обеспечить соответствие содержание курса и требований современной науки, уровня ее развития. Этот принцип взаимосвязан с краеведческим, дополняет и обогащает его при формировании знаний, а также способствует развитию исследовательской деятельности учащихся. Принцип системности в изучении начального курса географии сохраняет преемственность, динамизм, развитие внимания при отборе материала на свойственных географическим объектам внутренних взаимодействиях. Принцип гуманистической направленности предполагает, что при отборе содержания особое внимание уделяется связи между человеком, обществом и природной средой. Принцип практической направленности содержания может быть реализован посредствам включения географических знаний и умений в личностный опыт ученика. Краеведческий принцип помогает учащимся установить связи между известными фактами окружающей действительности и изучаемым материалом основного курса. Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, основа которой – внутренние (внутрипредметные) и внешние (межпредметные) связи. Для начального курса географии характерны следующие межпредметные связи: Введение – астрономия, картография, история, математика, физика, литература. План местности – картография, биология, математика, астрономия. Географическая карта – картография, история, математика. Литосфера – геология, химия, физика. Гидросфера – гидрология, лимнология, биология, физика, химия, литература Атмосфера – метеорология, физика, химия, биология, литература. Биосфера – биология, зоология, экология. Население Земли – демография, история. Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуализированного, индивидуального, и группового способа обучения. Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал), а также ИКТ - технологии. Формы организации работы учащихся: - индивидуальная. - парная - групповая В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, словарные, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами. Виды деятельности учащихся:
Специфика предмета: Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний. Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов. При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и характеристик. Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем. Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся. Место предмета в базисном учебном плане Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 35 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 6-м классе основной школы из расчета 1 учебный час в неделю. В базисном плане на изучение «Начального курса» в 6 классе отведено 35 ч из федерального компонента и допускается использование 35 ч из регионального (национально-регионального) компонента. Структура курса В структурном соотношении курс состоит из Введения и четырех разделов: «План и карта – основные источники географической информации», «Оболочки Земли», «, «Население Земли», «Повторение и обобщение основных знаний и приемов самостоятельной работы по курсу». Учебно-тематический план
Календарно-тематическое планирование учебного материала по «Физической географии» (начальный курс) в 6 классе на 2014-2015 учебный год
Особенность проведения практических работ в 6 классе заключается в том, что некоторые из них выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, иногда требуют длительного наблюдения. Поэтому практическая работа, связанная с определением координат, расстояний, направлений по плану или карте или с ведением календаря погоды – это не одна, а несколько практических работ, запись в журнал и оценивание которых может проводиться по усмотрению учителя. На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ. Содержание программы Раздел I. ВВЕДЕНИЕ География — наука о природе Земли, ее населении, его хозяйственной деятельности, о связях между ними; значение науки для человека и общества; особенности начального курса. Земля — планета Солнечной системы (повторение ранее изученного по природоведению о суточном и годовом движении Земли). Луна — спутник Земли. Развитие знаний о Земле; форма и размеры Земли. Современные географические исследования; формы их организации и методы. Практические работы. На местности: Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение над погодой, фенологическими явлениями (водоемы, растительность); измерение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу. На контурной карте: Нанести маршруты путешествий Ф. Магеллана, X. Колумба. Раздел II ПЛАН И КАРТА – ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ. Особенности разных видов изображений местности: рисунок, фото сверху (аэрофото), снимки из космоса. |
Рабочая программа по Географии (наименование учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)) Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих... | Рабочая программа по Географии (наименование учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)) Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования... | ||
Рабочая учебная программа по природоведению (наименование учебного предмета \ курса) Рассмотрено и принято на школьном методическом объединении учителей естествознания | Рабочая учебная программа по биологии (наименование учебного предмета/курса) Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №9 с углублённым изучением английского языка» | ||
Рабочая учебная программа по информатике и икт (наименование учебного предмета \ курса) ... | Рабочая учебная программа по Литературе (наименование учебного предмета \ курса) Рассмотрено и принято на школьном методическом объединении учителей русского языка и литературы | ||
Рабочая учебная программа по литературе (наименование учебного предмета \ курса) Рассмотрено и принято на школьном методическом объединении учителей русского языка и литературы | Рабочая учебная программа по Литературе (наименование учебного предмета \ курса) Рассмотрено и принято на школьном методическом объединении учителей русского языка и литературы | ||
Рабочая учебная программа по геометрии (наименование учебного предмета,... Рабочая программа по геометрии для 11 класса составлена на основании следующих документов | Рабочая учебная программа по всеобщей истории (наименование учебного предмета \ курса) Составлена на основе авторской программы А. А. Улуняна, Е. Ю. Сергеева, Т. В. Коваля «Новейшая история зарубежных стран», 11 класс... | ||
Рабочая программа по географии (название учебного предмета, курса,... Программа курса географии 5–9 классов составлена на основе программы География: программа: 5 – 9 классы / А. А. Летягин, И. В. Душина... | Рабочая программа по Географии (наименование учебного предмета, курса,... Этот блок, без сомнения, главный в классах социально-экономического профиля. Объем учебного времени, а также специализированная подготовка... | ||
Рабочая программа по предмету «Литература» Ка учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного... | Рабочая программа по предмету «Русский язык» Учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Русский язык»; описание ценностных ориентиров содержания учебного... | ||
Рабочая программа по Географии (наименование учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)) С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя... | Рабочая учебная программа по истории (наименование учебного предмета) Мбоу «Cредняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3» |