Рабочая программа Дисциплины «Геоботаника»





НазваниеРабочая программа Дисциплины «Геоботаника»
страница1/6
Дата публикации02.07.2015
Размер0.51 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук

Кафедра «ЭКОЛОГИИ»

УТВЕРЖДЕНО:

На заседании учебно-методической комиссии

Института естественных наук

«__» _______2011г.

Протокол № ….

Председатель УМК

И.Н. Юранева________


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины «Геоботаника»
Блок дисциплин М2. В.2

Направление 022000.68 «Экология и природопользование»

Квалификация (магистры, обучение 2 года)

Институт естественных наук

Форма обучения (очная)

Семестр 9

Общая трудоёмкость дисциплины 2 зачётных единиц, 72 часа

(количество зачётных единиц умножается на 36часов)

В том числе:

Аудиторных - 32 часа, из них:

Лекций- 16 часов;

Лабораторных - 16 часов;

Самостоятельная – 36 часов;

КСР - 4 часа

Текущий контроль – тесты, контрольные работы, реферат;

Итоговый контроль – зачет

Сыктывкар 2011

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук

Кафедра « ЭКОЛОГИИ»

Учебно-методический комплекс

Дисциплина «Геоботаника»

Блок дисциплин М2. В.2

Направление 022000.68 «Экология и природопользование»

Квалификация (магистр)

Институт естественных наук

Форма обучения очная.

Сыктывкар 2011

Лист согласования и утверждения рабочей программы

Составители УМК

доцент кафедры экологии, к.б.н. ____________ Н.В. Орловская

(подпись)

Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО и учебного плана

по направлению 022000.62 «Экология и природопользование»

Рабочая программа рассмотрена и одобрена

на заседании кафедры экологии

Протокол заседания №___ от «___»_______2011 г.

Заведующий кафедрой экологии

д.б.н. ____________ В.Г. Зайнуллин

(подпись)
СОГЛАСОВАНО:

Директор Института естественных наук

к.б.н. _____________ И.Н. Юранёва

(подпись)
Протокол №­­______

«___» __________2011 г.
Председатель УМК Института естественных наук

к.б.н. ____________ И.Н. Юранёва

КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
Дисциплины «ГЕОБОТАНИКА»

Направление 022000.68 «Экология и природопользование»

Институт естественных наук

Форма обучения (очная)

Блок дисциплин М2. В.2



Число

студентов

Список литературы

Кол-во

экз.

Количество

экземпляров

на 1 студента

С грифом

Основная литература:


12

Миркин. Б.М. Наука о растительности (история и современное состояние основных концепций) / Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова. – Уфа: Гилем, 1998. – 413 с.


25

1

+

12

Миркин. Б.М. Современная наука о растительности / Б.М. Миркин, Л.Г. Наумов, А.И. Соломещ. – М.: Логос, 2002. – 264 с.

20

1

+

12

Воронов. А.Г. Геоботаника / А.Г. Воронова. – М.: Высшая школа, 1973. – 384 с.

25

1

+

Дополнительная литература




Ипатов В. С., Кирикова Л. А. Фитоценология. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. — 314 с.


20




+




Василевич В.И. Статистические методы в геоботанике / В.И. Василевич. – Ленинград.: Наука, 1969. – 232 с.


2




+

Составитель:

доцент кафедры экологии ____________ Н.В.Орловская

Зав. кафедрой экологии ____________________ В.Г.Зайнуллин

Дата составления карты «___»_____________2011 г.

СОГЛАСОВАНО:

Представитель библиотеки СыктГУ ___________ Н.С. Королева

«___»________2011 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  • Цели изучения дисциплины: познание причин и закономерностей формирования взаимосвязей растительных сообществ с условиями местообитания.

  • Место и роль данной дисциплины, как составной части основной образовательной программы направления экология и природопользование;

  • Геоботаника – наука о растительности Земли, совокупности растительных сообществ, их составе, структуре, динамике в пространстве и времени на территории суши и акватории Земли. В отечественной науке геоботаника рассматривается как синоним фитоценологии. Эти два наименования используются параллельно и оба достаточно распространены. Термин - геоботаника подчеркивает значение природных факторов в организации фитоценозов, а фитоценология – особенности сложения растительных сообществ.

  • Общая геоботаника — это изучение структуры растительных сообществ (синдинамика), классификация растительных сообществ (синтаксономия), геоботаническое районирование и картографирование; индикационная геоботаника или фитоиндикация — индикация факторов среды на основе растительности. Частная геоботаника изучает растительность тундры (тундроведение), болота (болотоведение), леса (лесоведение), луга (луговедение), растительность аридных территорий. Определением условий среда по растительности занимается индикационная ботаника.

  • Геоботаника включает в себя экологию (демэкологию и синэкологию), т.к. изучает вопросы взаимоотношений популяций видов и растительных сообществ с окружающей средой; и в тоже время именно по этим разделам геоботаника входит в экологию. Геоботаника является частью междисциплинарного научного комплекса «Наука о растительности» («vegetations science»), изучающего закономерности отношения растений к условиям среды в пространстве и во времени, начиная от уровня индивидуума и популяции и заканчивая инфраценотическим уровнем (флора, комплексы растительности).

  • Растительный покров и животный мир относятся к числу важнейших составляющих живой природы. Растительность является фактором, формирующим природную среду, растения активно участвуют в процессах круговорота веществ, почвообразования, регулирования климата, состава атмосферы, гидрологического режима поверхностных и грунтовых вод; имеют почвозащитное, противоэрозионное, хозяйственно-экономическое, санитарно-гигиеническое и культурно-эстетическое значение.

  • Основной задачей данного курса является формирование у будущих специалистов-экологов системы представлений об общих характеристиках растительных сообществ.

  • Курс геоботаники является необходимой основой для таких экологических дисциплин, как «Ландшафтная экология», «Природопользование», «Картография» и ряда других, а также для учебной практики и практикума по специализации.

  • Материалы курса геоботаника, как элемент профессиональной подготовки специалистов-экологов, находят применение в практике анализа растительных сообществ и оценке экологических условий.

Компетенции, обучающегося в магистратуре по направлению022000.68 «Экология и природопользование»
ПК 1

  • Обладать базовыми знаниями в области фундаментальных разделов науки в объеме, необходимом для обработки информации и анализа данных по экологии и природопользованию.

  • В результате изучения дисциплины студенты должен знать:

  • - определение понятий геоботаники;

  • - типы взаимодействия между видами в фитоценозе;

  • -характеристики ценопопуляции (обилие, численность, покрытие, масса, встречаемость);

  • - пространственную структуру фитоценозов (ярусность, мозаичность, синузиальность);

  • - основные направления классификации растительных сообществ;

  • - физиономические (доминантные) классификации;

  • - основы флористической классификации;

  • - основные направления ординации растительных сообществ;

  • - положения учения о континууме растительности;

  • - положения учения о сукцессиях растительности;

  • Магистрант должен владеть:

  • - способами описания фитоценозов, определения характеристик ценопопуляций растений;

  • - методами описания процессов и выделения стадий сукцессий;

  • - методами градиентного анализа.

  • студент должен уметь:

  • - применять методы геоботанических исследований для решения прикладных экологических задач;

  • - использовать геоботанические классификации при инвентаризации растительных ресурсов, оценке экологических условий.



  • При чтении лекционного курса геоботаника применяется наглядно-иллюстративный материал в виде гербария, таблиц, видеофрагментов.

  • Самостоятельная работа студентов предполагает использование современных информационных технологий, комплекса учебных и учебно-методических материалов в сетевом доступе (программу, методические пособия, список рекомендуемых источников литературы и информационных ресурсов, задания в тестовой форме и вопросы для самоконтроля), а также подготовку, заслушивание и обсуждение самостоятельно подготовленных студентами кратких сообщений.

  • Эффективность самостоятельной работы студентов проверяется в ходе текущего и итогового контроля знаний, включающего тестовый контроль по учебным модулям курса.

Структура и содержание дисциплины геоботаника

Общая трудоемкость дисциплины составляет…2…. зачетные единицы…72… часа.
Государственные требования к уровню подготовки студента:

Согласно с требованиями Государственного стандарта высшего образования к уровню подготовки выпускника магистратуры «Экология и природопользование» специалист-эколог подготовлен к профессиональной деятельности в соответствии с фундаментальной базовой и специальной подготовкой. Выпускник магистратуры «Экология и природопользование» должен:

- понимать роль биологического разнообразия как ведущего фактора устойчивости живых систем и биосферы в целом;

- знать роль растений и животных в биосфере и уметь анализировать процессы, протекающие в биосфере;

- быть осведомленным о механизмах взаимосвязи естественных процессов природы, о динамике особей естественных популяций таксонов;

- владеть методикой описания природных объектов;

- уметь пользоваться научной литературой;

- иметь опыт и знать принципы организации полевых и лабораторных работ;

- в соответствии с направлением специализации на кафедре экологии свободно ориентироваться во всей совокупности профессиональной деятельности, владеть методами наблюдения, описания, классификации, экспериментального анализа;

- знать фундаментальные аспекты, современные методологические подходы и актуальные проблемы науки в избранном направлении специализации.

1.1. Цель преподавания дисциплины

Цель геоботаники – познание причин и закономерностей формирования взаимоотношений растительных сообществ с условиями местообитания.

1.2. Задачи изучения дисциплины

Основные задачи геоботаники:

1.Познакомиться с составом и структурой фитоценозов.

2.Изучить закономерности распределения фитоценозов по эколого-ценотическим градиентам и их динамику.

3.Выяснить зависимость фитоценотического состава растительного покрова, флористического состава фитоценозов и их структуры от биотических и абиотических факторов, воздействия человека.

4.Определить отношения между популяциями растений и взаимоотношения растительных сообществ с условиями местообитания и хозяйственной характеристикой различных форм растительности.

5.Познакомиться с классификацией, географией и картографированием растительности.
В процессе изложения курса геоботаники демонстрируется взаимосвязь сообществ живых организмов.

Информация, получаемая студентами на лекциях и в ходе лабораторных занятий, расширяет их знания об условиях существования отдельных живых таксонов, сообществ и экосистем. Этот курс по специфике тесно связан с биологическими науками: систематикой, морфологией, физиологией, генетикой, биогеографией, эволюционным учением, а так же общей географией, ландшафтоведением. Знания в этих областях необходимы ученым, хозяйственникам, преподавателям.
1.3. Формы контроля

Усвоение пройденного материала и проверка самостоятельной работы студентов происходит в виде устного опроса, посвященной той или иной теме, тестов. Владение теоретическими знаниями проверяется в ходе контрольных работ, коллоквиума и зачета. Большая роль отводится самостоятельной работе студентов, написанию реферата, что помогает им лучше усваивать и понимать пройденное, логику геоботаники как науки биологической и экологической.

Допуск к зачету осуществляется по результатам посещения лекций, лабораторных работ, после написания реферата и выполнения контрольных работ.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Программа
Раздел 1 Геоботаника как наука
История формирования геоботаники. Геоботаника в 19 веке. Появление термина «геоботаника». Ф.И. Рупрехт (1866). А. Гризебах (1866). Геоботаника как наука об отношении растительного мира к среде (Рюбель, А.Н. Краснов). Геоботаника на рубеже 19-20 веков. И.К. Пачоский и его вклад в развитие геоботаники. Фитосоциология как наука о растительных сообществах (Пачоский, 1986, Крылов, 1898, Сукачев, 1915, Алехин, 1925). Формирование ведущих геоботанических научных школ. Геоботаника в 1-й половине 20-го века. Советские научные геоботанические школы. Геоботаническая научная школа В.Н. Сукачева («ленинградская школа). В.В. Алехин («московская школа»). Л.Г. Раменский. А.П. Шенников. Скандинавские геоботанические научные школы (Дю Рие, Фриз, Сернандер, Каяндер). Швейцарско-французская геоботаническая школа Ж. Браун-Бланке. Немецкие геоботаники (Вальтер, Элленберг). Англо-американские геоботанические школы. Динамическая экология Ф. Клементса. Формирование теории континуума растительности (Раменский, Глизон). Геоботаника во 2-й половине 20 века. Преобладающие направления. Роль геоботаники в формировании современной экологии. Геоботаника (фитоценология) как наука о растительных сообществах.
Раздел 2 Фитоценоз: флористический состав, спектр жизненных форм, фитоценотипы
Понятие «фитоценоз». Различные трактовки термина «фитоценоз» (Пачоский, 1915, Сукачев, 1934, 1956, Алехин, 1935, Василевич, 1983, Миркин, 1983). Классическое понимание фитоценоза. Прагматическое понимание фитоценоза. Фитоценоз как контур растительного покрова, условно отграниченный участок растительного континуума.

Флористический состав фитоценоза. Видовое богатство. Понятие жизненной формы. Система жизненных форм Раункиера. Принципы выделения жизненных форм растений. Терофиты. Гемитерофиты. Гемикриптофиты. Геофиты. Хамефиты. Фанерофиты. Спектр жизненных форм. Жизненные формы водных растений. Понятие фитоценотипа. Доминанты, эдификаторы, ассектаторы. Классификация типов эколого-ценотических стратегий (ЭЦС). Связь между системами жизненных форм и типов ЭЦС. Тип ЭЦС как отражение позиции вида в сообществе и характера его взаимоотношений с другими компонентами ландшафта. Системы ЭЦС Р. Уиттекера, Л.Г. Раменского, Дж. Грайма. Основные типы ЭЦС. Патиенты (экотопические и фитоценотические). Виоленты. Эксплеренты (истинные и ложные). Переходные типы ЭЦС.
Раздел 3 Ценопопуляции, количественные характеристики
Ценопопуляция как совокупность особей вида, приуроченная к фитоценозы. Экотип (экологическая раса) как совокупность однородных, близкородственных по происхождению ценопопуляций одного вида, приспособленных к определенным условиям местообитания. Климатические, эдафические и биотические экотипы. Возрастной спектр ценопопуляции. Основные периоды жизни растений. Типы ценопопуляций по возрастному спектру. Жизненность. Обилие. Численность (обилие в узком смысле). Покрытие (процент площади, занятой видов). Проективное покрытие. Сомкнутость. Проективная полнота. Методы определения покрытия. Сеточный метод. Точечный метод. Визуальные методы с применением бальных оценок. Масса вида. Встречаемость. Метод определения встречаемости. Общая и относительная встречаемость. Комплексные индексы обилия.
Раздел 4 Взаимоотношения видов в фитоценозе, сопряженность видов
Взаимоотношения между видами растений. Коакции (Сукачев, 1956). Классификация взаимодействий между растениями (Лавренко, 1959). Прямые взаимодействия (паразитические, симбиотические, физиологические, биохимические, механические, эпифитные). Косвенные взаимодействия (средообразующие, конкурентные). Современные представления о взаимодействиях между растениями. «Диффузная конкуренция». Интерференция (Харпер, 1977). Краткая характеристика эпифитных, паразитических, биохимических, средообразующих, конкурентных взаимоотношений. Понятие экологической ниши (Гринвелл, 1917, Хатчинсон, 1957, Одум, 1976, Уиттекер, 1972). Концепция экологической ниши Э. Хатчинсона. Экологическая ниша – позиция ценопопуляции в пределах фитоценоза (Уиттекер, 1980). Правила Р. Уиттекера. Процесс дифференциации экологических ниш. «Упаковка» экологических ниш. Сопряженность между видами. Показатели сопряженности между видами. Оценка сопряженности.
Раздел 5 Пространственная структура фитоценозов
Пространственная структура фитоценоза – распределение надземной и подземной массы растений в пространстве. Ярусность фитоценоза. Надземная и подземная ярусность. Основные трактовки ярусности. Ярусы. Состав ярусов. Ярусность лесных фитоценозов. Древесный ярус. Кустарниковый ярус. Травяной ярус. Напочвенный ярус. Степень выраженности ярусов. Ярусность луговых сообществ. Современные представления о ярусности. Вертикальный континуум. Горизонтальная структура фитоценоза. Мозаичность. Типы мозаичности. Эдафотопическая мозаичность. Эпизодическая мозаичность. Ценобиотическая мозаичность. Клоновая мозаичность. Зоогенная мозаичнотсь. Антропическая мозаичность. Экзогенная мозаичность.. Интраценотические и экстраценотические мозаики. Синузиальность. Синузия (Рюбель, Гамс). Применение термина «синузия» в советской геоботанике (Сукачев, Шенников, Работнов, Алехин).
Раздел 6 Классификация растительных сообществ, физиономические (доминантные) классификации
Сущность классификации. Таксоны сообществ или синтаксоны. Системы классификации. Физиономические классификации. Доминантные классификации. Классификации на основе количественного или числового подхода. Классификации на основе видового состава. Примеры наиболее распространенных классификаций. Физиономическая классификация растительных сообществ Х. Брокманн-Ероша и Е. Рюбеля (1913, 1930, 1933). Ассоциация как основная синтаксономическая единица (классификационная ступень) в геоботанике. Ассоциация – это растительное сообщество определенного флористического состава с единообразными условиями местообитания и единообразной физиономией (обликом). Основные подходы к выделению ассоциаций и других синтаксонов. Флористический подход. Доминантный подход. Доминантно-детерминантный подход. Ассоциация в различных геоботанических научных школах Скандинавии, России, Америки и Англии. Доминантная классификация в советской геоботанике (В.Н. Сукачев и другие). Основные синтаксоны. Номенклатура. Достоинства и недостатки доминантных классификаций.
Раздел 7 Классификация система Браун-Бланке
Классификации по флористическим признакам. Преимущества и недостатки флористических классификаций. Классификационная система Ж. Браун-Бланке (фитосоциологическая школа Цюрих-Монпелье). Основные положения флористического подхода. Методика синтаксономического диагноза. Ступенчатая табличная обработка (табличный метод). Диагностические виды синтаксонов. Характерные виды. Степень верности характерных видов. Дифференцирующие виды. Правила (кодекс) синтаксономической номенклатуры классификации Браун-Бланке. Единицы синтаксономической иерархии. Дивизион. Класс. Порядок. Союз. Ассоциация. Субассоциация. Вариант. Фация. Применимость и преимущества классификационной системы Браун-Бланке. Критика ортодоксального варианта системы Браун-Бланке. Современные варианты системы Браун-Бланке. Модернизация системы Браун-Бланке (отказ от разделения характерных и дифференцированных видов, учет физиономических признаков и условий экотопа, экологическая трактовка диагностических видов, учет континуальности растительного покрова). Эколого-флористическая классификация и ординация.
Раздел 8 Концепция континуума. Ординация растительных сообществ, методы ординации
Учение о континууме растительного покрова. Индивидуалистическая гипотеза. Л.Г. Раменский (1910, 1925). Г.А. Глизон (1917, 1926, 1939). Принципы индивидуальности видов и существования континуума растительных сообществ. Непрерывность растительного покрова (континуум) как универсальное явления. Факторы, обуславливающие наличие континуума растительности: экологическая специфичность видов, относительная неспецифичность воздействия видов на среду. Представления о континууме растительности Р. Уиттекера. Формы растительного континуума. Топографический континуум. Синтаксономический континуум. Пространственный континуум. Временной континуум. Ординация как совокупность методов изучения растительного континуума. Общая характеристика методов ординации и их эволюции. Градиентный анализ. Экоклин. Топоклин. Хроноклин. Методы построения экоклинов. Информативность градинетов. Непрямая ординация. Композиционная ординация. Ценоклин (градиент сообществ). Методы изучения ценоклинов. Полярная ординация.
Раздел 9 Динамика фитоценозов, учение о сукцессиях растительности
Формы динамики фитоценозов. Флюктуации. Признаки флюктуаций. Первичные и вторичные причины флюктуаций растительности. Типы флюктуаций. Скрытые, осцилляторные, дигрессивно-демутационные флюктуации. Понятие сукцессии. Краткая история формирования учения о сукцессиях (конец 19 и начало 20 века). Исследования сукцессий Г.К. Коулзом (1899). Теория сукцессии Ф. Клементса. Представления о сукцессиях в советской геоботанике (Г.Ф. Морозов, В.Н. Сукачев, А.П. Шенников, П.Д. Ярошенко, Т.А. Работнов). Представления о сукцессиях в европейской геоботанике (Г. Вальтер). Узкая и широкая трактовка понятия сукцессии. Сукцессия как поступательная, направленная смена сообществ, обусловленная внутренними или внешними факторами. Основные понятия теории сукцессии (стадия сукцессии, серия и т.д.). Современное понимание сукцессий растительности (Р. Уиттекер, В.И. Василевич, Б.М. Миркин). Сукцессии растительности с точки зрения учения о континууме. Многомерность сукцессий.
Раздел 10 Классификация и модели сукцессий
Первые классификации сукцессий (Ф. Клементс). Общая классификация сукцессий. Эндогенные или экогенетические сукцессии (обусловленные самой растительностью). Экзогенные или аллогенные сукцессии (обусловленные действием внешних факторов). Первичные сукцессии. Вторичные сукцессии. Классификация первичных сукцессий Клементса. Ксерархная серия (ксеросерия). Мезархная серия (мезосерия). Гидрархная серия (гидросерия). Общая схема первичной сукцессии. Виды вторичных сукцессий. Демутация. Классификация сукцессий В.Н. Сукачева, В.Д. Александровой, Б.М. Миркина. Представление о многомерности сукцессионного процесса. Сингенез или сингенетическая сукцессия (Сукачев, 1934). Эндоэкогенез. Гейтогенез. Гологенез. Механизмы сукцессионных смен. Модели сукцессий. Модель стимуляции (или холическая модель Ф. Клементса). Краткая характеристика модели стимуляции, ее основные положения. Модель толерантности (Д. Коннел, Р. Слейтер, 1977). Схема механизма сукцессии по модели толерантности. Модель ингибирования (Д. Коннел, Р. Слейтер, 1977). Основные положения модели ингибирования. Модель нейтральности (Д. Боткин, 1981). Основные положения модели нейтральности.
Раздел 11 Учение о климаксе, современные представления о климаксе
Понятие климакса. Климакс как сообщество (экосистема), находящаяся в состоянии равновесия с внешней средой. Близкие понятия: эквифинальная экосистема, коренная экосистема. Теория моноклимакса Ф. Клементса. Климакс как конечная стадия сукцессионного процесса. Проклимакс. Дисклимакс. Эуклимакс. Недостатки теории моноклимакса. Теория поликлимакса. Эдафический климакс. Топографический климакс. Климатический климакс. Пирогенный, зоогенный, антропогенный климаксы. Недостатки теории поликлимакса. Теория климакса-континуума (Р. Уиттекер). Типы климаксов по

Р. Уиттекеру. Аклимакс. Циклоклимакс. Катаклимакс. Суперклимакс. Еуклимакс.

Климаксовые и серийные сообщества (экосистемы): сравнительная характеристика. Проблемы выделения климаксовых сообществ (экосистем). Существующие методы выделения климаксовых сообществ в ландшафте.
Раздел 12 Прикладная геоботаника
Прикладная геоботаника. Геоботаническая индикация. Растение как индикатор условий местообитания. Фитоценоз как индикатор местообитания. Связь между растительностью и средой. Стохастичный характер связи растительности со средой. Оценка связи между растительностью и средой. Понятие индикаторной группы видов. Принципы выделения индикаторных групп видов. Индикационные шкалы. Точечная и интервальная оценка. Шкалы Л.Г. Раменского. Шкалы Элленберга. Шкалы Ламберта. Шкалы Цыганова. Сравнительная характеристика. Применимость геоботанической индикации. Геоботаническая индикация в сельском хозяйстве. Геоботаническая индикация при поисках и разведке месторождений полезных ископаемых. Геоботаническая индикации при инженерно-геологических изысканиях. Геоботаническая индикация в экологии. Фитоиндикация загрязнения атмосферного воздуха. Фитоиндикация загрязнения почвенного покрова. Фитоиндикация загрязнения поверхностных вод. Фитоиндикация при оценке антропогенной трансформации ландшафтов.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Дисциплины «Геоботаника» iconРабочая программа учебной дисциплины «геоботаника с основами фитогеографии»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины естественнонаучного цикла вариативной части студентам очной формы полного...
Рабочая программа Дисциплины «Геоботаника» iconРабочая учебная программа индикационная геоботаника
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 020400. 68 «Биология»
Рабочая программа Дисциплины «Геоботаника» iconРабочая программа дисциплины ФИЛОСОФИЯ
Рабочая программа включает в себя определение целей освоения дисциплины; места дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата
Рабочая программа Дисциплины «Геоботаника» iconРабочая программа дисциплины Профессиональная этика (наименование...
Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика» подготовлена Слободян Л. Д. старшим преподавателем кафедры общественных...
Рабочая программа Дисциплины «Геоботаника» iconРабочая программа дисциплины Международное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Международное право» подготовлена Яблоковым Е. К., старшим преподавателем кафедры общественных...
Рабочая программа Дисциплины «Геоботаника» iconРабочая программа дисциплины административное право (наименование...
Рабочая программа учебной дисциплины «Административное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа Дисциплины «Геоботаника» iconРабочая программа дисциплины предпринимательское право (наименование...
...
Рабочая программа Дисциплины «Геоботаника» iconРабочая программа дисциплины семейное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Семейное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа Дисциплины «Геоботаника» iconРабочая программа дисциплины трудовое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Трудовое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа Дисциплины «Геоботаника» iconРабочая программа дисциплины экологическое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологическое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа Дисциплины «Геоботаника» iconРабочая программа дисциплины земельное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Земельное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа Дисциплины «Геоботаника» iconРабочая программа дисциплины гражданское право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Гражданское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа Дисциплины «Геоботаника» iconРабочая программа дисциплины уголовное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Уголовное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа Дисциплины «Геоботаника» iconРабочая программа дисциплины жилищное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Жилищное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа Дисциплины «Геоботаника» iconРабочая программа дисциплины коммерческое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Коммерческое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа Дисциплины «Геоботаника» iconРабочая программа дисциплины муниципальное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Муниципальное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск