Тема: Образ Родины, природы, откровения лирического героя в лирике И. А. Бунина и И. В. Кашпурова





Скачать 53.56 Kb.
НазваниеТема: Образ Родины, природы, откровения лирического героя в лирике И. А. Бунина и И. В. Кашпурова
Дата публикации03.07.2015
Размер53.56 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Урок литературы в 9 классе

МКОУ СОШ № 18 п. Загорский.

Харченко Галина Васильевна.
Тема: Образ Родины, природы, откровения лирического героя в лирике И.А. Бунина и И.В. Кашпурова.

Цель: наблюдения над особенностями лирики И.А. Бунина и И.В. Кашпурова, тонкостью передачи чувств и настроений лирического героя, экономностью и выразительностью художественных средств;

обучение комплексному анализу лирического стихотворения;

продолжить знакомство с поэтами Ставропольского края.

Оборудование к уроку: презентации «Философичность лирики И.А. Бунина», «Очерк жизни и творчества И.В. Кашпурова»,

6 слайдов-фотографий степи Ставрополья, 3 слайда по теории литературы – аллитерация, эпитет, сравнение.
Ход урока:

I.Наблюдения над особенностями лирики И.А. Бунина.

  1. Вступительное слово учителя:

- Встреча с лирикой И.А. Бунина открывает перед нами новые горизонты поэтического мировосприятия: образы Родины, природы, откровения души лирического героя. Ему принадлежат строки «Слова», написанного в пору тяжких испытаний»:

Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь,

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный - речь.

Сам поэт оставил нам великолепные образцы владения словом, пример тому стихотворение «Ковыль». Написанное в раннюю пору его творчества, стихотворение поражает зрелостью чувств и мыслей, красотой стиха и ритма, чувством родной истории и литературы, богатством лексики.

  1. В исполнении учащегося звучит стихотворение И.А.Бунина «Ковыль».

  2. Комплексный анализ текста. ( текст стихотворения перед учащимися)

- Какие образы возникают в нашем сознании при чтении стихотворения?

- В чем, по вашему мнению, смысл использования эпиграфа?

- Определите тему стихотворения и объясните смысл названия.

- Назовите запомнившиеся обороты речи, эмоционально окрашенные эпитеты.

- Как тема родной земли, ее истории, природы, жизни, прошлого и настоящего сказались на поэтике? Вдумайтесь в повторы и вопросы.

- С чем можно связать ощущение своеобразного расширения времени в стихотворении?

4. Презентация: «Философичность лирики И.А. Бунина».

II. Наблюдения над особенностями лирики поэта Ставрополья И.В. Кашпурова.

  1. Слово учителя:

- Картины степи, воли, памяти о прошлом роднят творчество И.А. Бунина и И.В. Кашпурова.

Ивана Васильевича Кашпурова называют поэтом Ставрополья. Тематика его поэзии разнообразна: тема малой родины, тема труда и тружеников земли русской, тема памяти и отчего дома. Как истинный лирик поэт жил и писал в полную меру.

Пусть будет счастье

испытаньем,

Пусть испытанием – беда.

Но жить в полшага,

в полдыханья

не научусь я никогда.

2. Показ презентации«Очерк жизни и творчества И.В. Кашпурова».

- Иван Васильевич Кашпуров (1926-1997) родился в селе Калиновском Ставропольского края в крестьянской семье.

- Первый сборник стихотворений назывался «Дыхание степи», название одного из последних – «Даль полынная».

3. Работа с текстом стихотворения И.В. Кашпурова «Степь».

- Степь без конца и без края, седые солончаковые прогалины, пустыри, поросшие дикими травами,- могут ли они стать предметом поэтического вдохновения?

-В исполнении учащегося звучит стихотворение «Степь» на фоне фотографий ставропольской степи в разное время года .

Вывод учащихся:

- Своими стихами отвечает И.В. Кашпуров на этот вопрос. Секрет в том, что эта степь, лежащая «в равнинах и гробницах», «на стыке четырех ветров», - его Родина.

- Поэт имел право сказать: «Я с детских лет, что книгу, степь читаю, до сотни букв-травинок назову». Ему не нужно лишних и суетных слов, а только родственное внимание и любовь к родной природе.

- «… Не за морями чудо, а чудо вот – родимый край».- писал И.В. Кашпуров. Чудо – это и спокойная сила зеленей; грусть уже нагой и стылой степи, и зреющий сквозь метельную кутерьму взрыв тепла весеннего света.

Слово учителя:

- Образ ставропольской земли воссоздан в стихотворениях «Поющая степь», «Баллада о степи», «Травы», «Ставрополье», «Подарок случая», «Летние туманы» и других.
4. Работа над стихотворением «Поющая степь».

- В чем красота природы нашего края? Какими художественными средствами И.В. Кашпуров сумел воссоздать ее?

- Назовите запомнившиеся обороты речи.

Попутное повторение ( теория литературы):

аллитерация, эпитет, олицетворение.
Вывод учащихся:

- В этом романтическом прославлении родной земли есть что-то языческое:

Но вот сковородник серебряным голосом

Лишь вступит за флейтой полыни, и вдруг-

Вся древняя степь, вся - курганная, голая-

Былинкой любой отзовется вокруг.

Тут звуки слоятся, дробятся, сплетаются

В какой-то языческий утренний гимн.

- Есть элементы олицетворения, без которого поэзия мертва. Как образно поэт сравнивает колыхание травы с музыкой, с оркестром.

Мне кажется, звезды над степью слетаются,

Чтоб вторить взволнованно ритмам земным.

Тут ветер каспийский в осенние месяцы

На крыльях широких – и крепок, и смел –

Десятой симфонией радости мечется,

Которой Бетховен создать не успел.

- Чудо поэтического преображения полынной степи происходит на наших глазах, поэт доверительно делится тайной творчества: «Красота – алмаза вроде, не отшлифуешь – не видна».

5. Работа по 5 группам над стихотворениями «Баллада о степи», «Травы», «Ставрополье», «Подарок случая», «Летние туманы» и обмен впечатлениями.

Итог наблюдениям :

- Ветры родного Ставрополья свободно веют на страницах книг И.В. Кашпурова. «Я чую, что ветер знакомый по городу ищет меня». Всему живому, обитающему в степи, Кашпуров найдет место в своих стихах.

- Чаще всего степь у него радостная, светлая, полная звуков и запахов. Светлы раскинутые по ее просторам селения, ароматны сады. В стихах И.В. Кашпурова и запахи. и звуки, которыми полна степь. Но преобладает все же то, что видим глазами: веселая большая луна, весенний хмельной сад, степь точно палуба; белые хаты, как паруса.

III. Итог наблюдения над лирическими стихотворениями

И. А.Бунина и И.В. Кашпурова

- «На фоне русского модернизма поэзия Бунина выделяется как хорошее старое. Она продолжает вечную пушкинскую традицию и в своих чистых и строгих очертаниях дает образец благородства и простоты…, его почерк самый четкий в современной литературе, его рисунок сжатый и сосредоточенный», - писал критик

Ю.М. Айхенвальд.

Образ Родины, природы, откровения лирического героя в лирике

И. А.Бунина и И.В. Кашпурова во многом сходен.

Тема исторической памяти, отчего дома – одна из ведущих в творчестве И.А. Бунина. Продолжая традиции русской классической литературы, Иван Кашпуров в своих лучших лирических произведениях утверждает, что источник жизни человека, его духовной силы – в его корнях, в связи с предками, родной землей, которая является, как считает поэт, живительной силой для многих поколений.

IV. Д/З ( ученик выбирает то задание, которое ему наиболее интересно)

- Опираясь на стихи, прозвучавшие на уроке, сделайте вывод:

Что роднит лирику И.А. Бунина и И.В. Кашпурова.

- Комплексный анализ одного стихотворения И.В. Кашпурова.

- Напишите сочинение или реферат на тему «Чувство Родины» в творчестве И.В. Кашпурова.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Образ Родины, природы, откровения лирического героя в лирике И. А. Бунина и И. В. Кашпурова iconИсследовательской работы «Образ природы в творчестве И. Бунина»
Панова Анна Борисовна, ученица 10 класса, г. Ржева, Тверской области. Тема исследовательской работы «Образ природы в творчестве И....
Тема: Образ Родины, природы, откровения лирического героя в лирике И. А. Бунина и И. В. Кашпурова iconОбраз родины в лирике М. Ю. Лермонтова
МО, г. Климовск, ул. Рощинская, д. 17- а, тел./ факс: 60- 40- 70, тел.: 62- 21- 22
Тема: Образ Родины, природы, откровения лирического героя в лирике И. А. Бунина и И. В. Кашпурова iconУрок по окружающему миру 4 класс Тема : Разнообразие природы нашей Родины
Тема: Разнообразие природы нашей Родины. Обобщение знаний о природных зонах России
Тема: Образ Родины, природы, откровения лирического героя в лирике И. А. Бунина и И. В. Кашпурова iconВикторина по жизни и творчеству И. А. Бунина Какая тема является...
Какой великий русский писатель оказал значительное влияние на формирование личности Бунина
Тема: Образ Родины, природы, откровения лирического героя в лирике И. А. Бунина и И. В. Кашпурова iconУрок на тему «Природа в творчестве И. А. Бунина»
Цель: проанализировать описание природы в творчестве И. А. Бунина на примере рассказа «В деревне»
Тема: Образ Родины, природы, откровения лирического героя в лирике И. А. Бунина и И. В. Кашпурова iconТема любви и образ женщин в лирике А. С. Пушкина (осн мотивы, эволиция)
Основные учебники, учебные, учебно-методические пособия, опубликованные сотрудниками кафедры
Тема: Образ Родины, природы, откровения лирического героя в лирике И. А. Бунина и И. В. Кашпурова iconКалендарно-тематический план
Поэтические индивидуальности серебряного века. Символизм. В. Я. Брюсов как теоретик символизма. Поэзия В. Я. Брюсова. Основные темы...
Тема: Образ Родины, природы, откровения лирического героя в лирике И. А. Бунина и И. В. Кашпурова iconРеферат по литературе на тему: Россия в лирике А. А. Блока
Гражданственно-патриотическая поэзия А. Блока и тема будущего Родины. Россия прошлого и новый век. «На поле Куликовом»
Тема: Образ Родины, природы, откровения лирического героя в лирике И. А. Бунина и И. В. Кашпурова iconУрок по предмету «Наш мир». 4 класс. Тема: Разнообразие природы нашей...
Цели: Обобщить и углубить знания учащихся, установить основные причины изменения природы с севера на юг, показать значение разнообразия...
Тема: Образ Родины, природы, откровения лирического героя в лирике И. А. Бунина и И. В. Кашпурова iconКонспект урока тема Родины в творчестве А. А. Блока фио (полностью) Лескова Татьяна Ефимовна
Цель: показать значение образа России в творчестве Блока; дать понятие о своеобразии решения данной темы в лирике поэта
Тема: Образ Родины, природы, откровения лирического героя в лирике И. А. Бунина и И. В. Кашпурова iconКонспект урока по литературе в 7 классе Тема: «Изучение рассказа И. А. Бунина «Лапти»
Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О...
Тема: Образ Родины, природы, откровения лирического героя в лирике И. А. Бунина и И. В. Кашпурова iconРецепция и реконструкция художественного опыта экзистенциализма в творчестве патрика зюскинда
Охватывают и детерминируют мир ребенка, лирического героя повести
Тема: Образ Родины, природы, откровения лирического героя в лирике И. А. Бунина и И. В. Кашпурова iconУрок по литературному чтению в 4 классе Тема: Образ природы в произведениях А. К. Толстого Цель
Цель: Сформировать представления учащихся об образе природы в произведениях А. К. Толстого
Тема: Образ Родины, природы, откровения лирического героя в лирике И. А. Бунина и И. В. Кашпурова iconТема количество часов в том числе на
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа
Тема: Образ Родины, природы, откровения лирического героя в лирике И. А. Бунина и И. В. Кашпурова iconИсследования
Иван Алексеевич Бунин – писатель и поэт, произведения которого воспевали простую жизнь русской деревни и обычных людей, их цельность...
Тема: Образ Родины, природы, откровения лирического героя в лирике И. А. Бунина и И. В. Кашпурова iconУрок по творчеству И. А. Бунина (11 класс) Магия словесной живописи,...
Задачи урока: выделить и осмыслить отличительные особенности стиля И. А. Бунина, нераздельность его стихов и прозы. На высоком примере...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск