Скачать 53.56 Kb.
|
Урок литературы в 9 классе МКОУ СОШ № 18 п. Загорский. Харченко Галина Васильевна. Тема: Образ Родины, природы, откровения лирического героя в лирике И.А. Бунина и И.В. Кашпурова. Цель: наблюдения над особенностями лирики И.А. Бунина и И.В. Кашпурова, тонкостью передачи чувств и настроений лирического героя, экономностью и выразительностью художественных средств; обучение комплексному анализу лирического стихотворения; продолжить знакомство с поэтами Ставропольского края. Оборудование к уроку: презентации «Философичность лирики И.А. Бунина», «Очерк жизни и творчества И.В. Кашпурова», 6 слайдов-фотографий степи Ставрополья, 3 слайда по теории литературы – аллитерация, эпитет, сравнение. Ход урока: I.Наблюдения над особенностями лирики И.А. Бунина.
- Встреча с лирикой И.А. Бунина открывает перед нами новые горизонты поэтического мировосприятия: образы Родины, природы, откровения души лирического героя. Ему принадлежат строки «Слова», написанного в пору тяжких испытаний»: Молчат гробницы, мумии и кости,- Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы на мировом погосте Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь, Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный - речь. Сам поэт оставил нам великолепные образцы владения словом, пример тому стихотворение «Ковыль». Написанное в раннюю пору его творчества, стихотворение поражает зрелостью чувств и мыслей, красотой стиха и ритма, чувством родной истории и литературы, богатством лексики.
- Какие образы возникают в нашем сознании при чтении стихотворения? - В чем, по вашему мнению, смысл использования эпиграфа? - Определите тему стихотворения и объясните смысл названия. - Назовите запомнившиеся обороты речи, эмоционально окрашенные эпитеты. - Как тема родной земли, ее истории, природы, жизни, прошлого и настоящего сказались на поэтике? Вдумайтесь в повторы и вопросы. - С чем можно связать ощущение своеобразного расширения времени в стихотворении? 4. Презентация: «Философичность лирики И.А. Бунина». II. Наблюдения над особенностями лирики поэта Ставрополья И.В. Кашпурова.
- Картины степи, воли, памяти о прошлом роднят творчество И.А. Бунина и И.В. Кашпурова. Ивана Васильевича Кашпурова называют поэтом Ставрополья. Тематика его поэзии разнообразна: тема малой родины, тема труда и тружеников земли русской, тема памяти и отчего дома. Как истинный лирик поэт жил и писал в полную меру. Пусть будет счастье испытаньем, Пусть испытанием – беда. Но жить в полшага, в полдыханья не научусь я никогда. 2. Показ презентации«Очерк жизни и творчества И.В. Кашпурова». - Иван Васильевич Кашпуров (1926-1997) родился в селе Калиновском Ставропольского края в крестьянской семье. - Первый сборник стихотворений назывался «Дыхание степи», название одного из последних – «Даль полынная». 3. Работа с текстом стихотворения И.В. Кашпурова «Степь». - Степь без конца и без края, седые солончаковые прогалины, пустыри, поросшие дикими травами,- могут ли они стать предметом поэтического вдохновения? -В исполнении учащегося звучит стихотворение «Степь» на фоне фотографий ставропольской степи в разное время года . Вывод учащихся: - Своими стихами отвечает И.В. Кашпуров на этот вопрос. Секрет в том, что эта степь, лежащая «в равнинах и гробницах», «на стыке четырех ветров», - его Родина. - Поэт имел право сказать: «Я с детских лет, что книгу, степь читаю, до сотни букв-травинок назову». Ему не нужно лишних и суетных слов, а только родственное внимание и любовь к родной природе. - «… Не за морями чудо, а чудо вот – родимый край».- писал И.В. Кашпуров. Чудо – это и спокойная сила зеленей; грусть уже нагой и стылой степи, и зреющий сквозь метельную кутерьму взрыв тепла весеннего света. Слово учителя: - Образ ставропольской земли воссоздан в стихотворениях «Поющая степь», «Баллада о степи», «Травы», «Ставрополье», «Подарок случая», «Летние туманы» и других. 4. Работа над стихотворением «Поющая степь». - В чем красота природы нашего края? Какими художественными средствами И.В. Кашпуров сумел воссоздать ее? - Назовите запомнившиеся обороты речи. Попутное повторение ( теория литературы): аллитерация, эпитет, олицетворение. Вывод учащихся: - В этом романтическом прославлении родной земли есть что-то языческое: Но вот сковородник серебряным голосом Лишь вступит за флейтой полыни, и вдруг- Вся древняя степь, вся - курганная, голая- Былинкой любой отзовется вокруг. Тут звуки слоятся, дробятся, сплетаются В какой-то языческий утренний гимн. - Есть элементы олицетворения, без которого поэзия мертва. Как образно поэт сравнивает колыхание травы с музыкой, с оркестром. Мне кажется, звезды над степью слетаются, Чтоб вторить взволнованно ритмам земным. Тут ветер каспийский в осенние месяцы На крыльях широких – и крепок, и смел – Десятой симфонией радости мечется, Которой Бетховен создать не успел. - Чудо поэтического преображения полынной степи происходит на наших глазах, поэт доверительно делится тайной творчества: «Красота – алмаза вроде, не отшлифуешь – не видна». 5. Работа по 5 группам над стихотворениями «Баллада о степи», «Травы», «Ставрополье», «Подарок случая», «Летние туманы» и обмен впечатлениями. Итог наблюдениям : - Ветры родного Ставрополья свободно веют на страницах книг И.В. Кашпурова. «Я чую, что ветер знакомый по городу ищет меня». Всему живому, обитающему в степи, Кашпуров найдет место в своих стихах. - Чаще всего степь у него радостная, светлая, полная звуков и запахов. Светлы раскинутые по ее просторам селения, ароматны сады. В стихах И.В. Кашпурова и запахи. и звуки, которыми полна степь. Но преобладает все же то, что видим глазами: веселая большая луна, весенний хмельной сад, степь точно палуба; белые хаты, как паруса. III. Итог наблюдения над лирическими стихотворениями И. А.Бунина и И.В. Кашпурова - «На фоне русского модернизма поэзия Бунина выделяется как хорошее старое. Она продолжает вечную пушкинскую традицию и в своих чистых и строгих очертаниях дает образец благородства и простоты…, его почерк самый четкий в современной литературе, его рисунок сжатый и сосредоточенный», - писал критик Ю.М. Айхенвальд. Образ Родины, природы, откровения лирического героя в лирике И. А.Бунина и И.В. Кашпурова во многом сходен. Тема исторической памяти, отчего дома – одна из ведущих в творчестве И.А. Бунина. Продолжая традиции русской классической литературы, Иван Кашпуров в своих лучших лирических произведениях утверждает, что источник жизни человека, его духовной силы – в его корнях, в связи с предками, родной землей, которая является, как считает поэт, живительной силой для многих поколений. IV. Д/З ( ученик выбирает то задание, которое ему наиболее интересно) - Опираясь на стихи, прозвучавшие на уроке, сделайте вывод: Что роднит лирику И.А. Бунина и И.В. Кашпурова. - Комплексный анализ одного стихотворения И.В. Кашпурова. - Напишите сочинение или реферат на тему «Чувство Родины» в творчестве И.В. Кашпурова. |
Исследовательской работы «Образ природы в творчестве И. Бунина» Панова Анна Борисовна, ученица 10 класса, г. Ржева, Тверской области. Тема исследовательской работы «Образ природы в творчестве И.... | Образ родины в лирике М. Ю. Лермонтова МО, г. Климовск, ул. Рощинская, д. 17- а, тел./ факс: 60- 40- 70, тел.: 62- 21- 22 | ||
Урок по окружающему миру 4 класс Тема : Разнообразие природы нашей Родины Тема: Разнообразие природы нашей Родины. Обобщение знаний о природных зонах России | Викторина по жизни и творчеству И. А. Бунина Какая тема является... Какой великий русский писатель оказал значительное влияние на формирование личности Бунина | ||
Урок на тему «Природа в творчестве И. А. Бунина» Цель: проанализировать описание природы в творчестве И. А. Бунина на примере рассказа «В деревне» | Тема любви и образ женщин в лирике А. С. Пушкина (осн мотивы, эволиция) Основные учебники, учебные, учебно-методические пособия, опубликованные сотрудниками кафедры | ||
Календарно-тематический план Поэтические индивидуальности серебряного века. Символизм. В. Я. Брюсов как теоретик символизма. Поэзия В. Я. Брюсова. Основные темы... | Реферат по литературе на тему: Россия в лирике А. А. Блока Гражданственно-патриотическая поэзия А. Блока и тема будущего Родины. Россия прошлого и новый век. «На поле Куликовом» | ||
Урок по предмету «Наш мир». 4 класс. Тема: Разнообразие природы нашей... Цели: Обобщить и углубить знания учащихся, установить основные причины изменения природы с севера на юг, показать значение разнообразия... | Конспект урока тема Родины в творчестве А. А. Блока фио (полностью) Лескова Татьяна Ефимовна Цель: показать значение образа России в творчестве Блока; дать понятие о своеобразии решения данной темы в лирике поэта | ||
Конспект урока по литературе в 7 классе Тема: «Изучение рассказа И. А. Бунина «Лапти» Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О... | Рецепция и реконструкция художественного опыта экзистенциализма в творчестве патрика зюскинда Охватывают и детерминируют мир ребенка, лирического героя повести | ||
Урок по литературному чтению в 4 классе Тема: Образ природы в произведениях А. К. Толстого Цель Цель: Сформировать представления учащихся об образе природы в произведениях А. К. Толстого | Тема количество часов в том числе на Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа | ||
Исследования Иван Алексеевич Бунин – писатель и поэт, произведения которого воспевали простую жизнь русской деревни и обычных людей, их цельность... | Урок по творчеству И. А. Бунина (11 класс) Магия словесной живописи,... Задачи урока: выделить и осмыслить отличительные особенности стиля И. А. Бунина, нераздельность его стихов и прозы. На высоком примере... |