Скачать 264.13 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) Филиал ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ) в г. Златоусте УТВЕРЖДАЮ Председатель НМС по направлению 261400 Технология художественной обработки материалов ___________________________________________ Рабочая ПРОГРАММА (БАЗОВАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕУНИВЕРСИТЕТСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ) Наименование дисциплины Экология Основная образовательная программа 261400 Технология художественной обработки материалов Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Златоуст, 2012 1. Цели и задачи дисциплины Целью преподавания дисциплины «Экология» является подготовка технически грамотного, эрудированного специалиста, имеющего достаточный уровень знаний по основам экологии и охраны окружающей среды, а так же формирование основных представлений о взаимосвязях человека и окружающей среды, ценностных установок по отношению к явлениям и процессам биосферы, становление экологической культуры, здорового образа жизни и экологической деятельности на основе понимания системного строения природной среды, опасности потери биосферой жизнепригодных для человека качеств, становление экологической ответственности как черты личности на основе знаний основного содержания экологических проблем глобального, регионального и локального уровней, предпосылок их решения, условий перехода к устойчивому развитию современной цивилизации. Задачами изучения дисциплины являются научить студента: – экологическим принципам охраны природы и рациональному природопользованию, перспективам создания не разрушающих природу технологий, принципам безотходных технологий; – анализировать последствия своей профессиональной деятельности с точки зрения единства биосферы и биосоциальной природы человека; – использовать основные понятия, законы и модели экологии; – методам теоретического и экспериментального исследования в экологии; – оценивать численные порядки величин, характерных для различных разделов естествознания; – правовым вопросам экологической безопасности. 2. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Экология» относится к дисциплинам математического и естественнонаучного цикла вариативной части. Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для ее изучения. Студент должен знать: – современное состояние биосферы и глобальные проблемы окружающей среды; – принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы; – принципы безотходных технологий; новейшие открытия естествознания, перспективы их использования для создания технических устройств; – о последствиях своей профессиональной деятельности с точки зрения единства биосферы и биосоциальной природы человека; – инженерные методы защиты окружающей среды от технических воздействий металлургического производства; – методы теоретического и экспериментального исследования в экологии; – виды и формы международного сотрудничества по охране окружающей среды и основные международные программы в этой области; – правовые вопросы экологической безопасности. Студент должен уметь: – уметь оценивать численные порядки величин, характерных для различных разделов естествознания; – проводить ориентировочные расчеты вредных выбросов и оценку экологического состояния существующих и проектируемых технологических процессов и агрегатов. Студент должен владеть: – методикой оценки экономической эффективности природоохранных мероприятий. 3. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: – обладает необходимым комплексом знаний в области естественных, социальных, экономических, гуманитарных наук, предусмотренным ООП, позволяющих успешно решать профессиональные задачи и оценивать качество их выполнения (ОНК-1); – способен сочетать научный и экспериментальный подход для решения поставленных задач (ОНК-2); – способен решать научные и экспериментальные проблемы в ходе профессиональной деятельности (ОНК-3); – способен осуществлять выбор необходимой современной материальной базы для решения поставленных задач (ОНК-4); – понимает сущность и значение информации в развитии современного общества; знает основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; умеет работать с традиционными носителями информации, распределенными базами знаний; способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ИК-1); – свободно владеет литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; умеет создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний (ИК-2); – владеет одним из иностранных языков на уровне бытового общения; способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ИК-3); – способен выполнять экономические расчеты рентабельности единичного и мелкосерийного производства (ИК-7). – готов к реализации промежуточного и финишного контроля материала, технологического процесса и готовой продукции (ПК-5); – способен к освоению установок и методик для проведения контроля продукции (ПК-6); – способен к художественно-производственному моделированию проектируемых объектов в реальные изделия, обладающие художественной ценностью (ПК-8); – способен к систематизации и классификации материалов и технологических процессов в зависимости от функционального назначения и художественных особенностей изготавливаемого объекта (ПК-12); – способен к созданию моделей художественно-промышленных объектов, технологий их обработки и систем оценки их качества (ПК-16); 4. Объём дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины
5.2. Матрица соотнесения тем/разделов учебной дисциплины/модуля и формируемых в них профессиональных и общекультурных компетенций
5.3. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.4. Разделы дисциплин и виды занятий
6.Лекции
7. Практические занятия
8. Лабораторный практикум (не предусмотрен учебным планом) 9. Примерная тематика курсовых проектов (работ) (учебным планом не предусмотрены) 10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература 1. Горелов, А. А. Экология: учеб. для вузов по гуманитар. специальностям / А. А. Горелов. – 3-е изд., стер. – М. : Академия, 2009. – 399 с. 2. Костиков, В. И. Промышленная и экологическая безопасность металлургических производств : учебное пособие для вузов / В. И. Костиков, А. Н. Варенков. – М. : ЭКОМЕТ, 2006. – 392 с. 3. Хотунцев, Ю. Л. Экология и экологическая безопасность: учеб. пособие для вузов по специальности 033300 «Безопасность жизнедеятельности» / Ю. Л. Хотунцев. 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Академия, 2004. – 479 с. б) дополнительная литература 1. Коробкин, В. П. Экология / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. Изд. 6-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д : изд-во «Феникс», 2003. – 320 с. 2. Платонов, А. П. Основы общей и инженерной экологии / А. П. Платонов, В. А. Платонов. – Ростов н/Д : изд-во «Феникс», 2002. – 352 с. 3. Федцов, В. Г. Экология и экономика природопользования : учеб.-метод. Пособие / В. Г. Федцов, Л. А. Дрягилев; под ред. П. В. Забелина; Ин-т рус. предпринимательства. – М. : РДЛ, 2002. – 231 с. 4. Экология. Учеб. пособие для вузов / В. В. Денисов, И. Н. Лозановская, И. А. Луганская и др.; под ред В. В. Денисова. – Ростов н/Д : МарТ, 2002. – 639 с. : ил. (Учебный курс) в) программное обеспечение г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы Использование информационных ресурсов Интернет. Электронно-библиотечная система издательства «Лань». 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины: Компьютеры, мультимедиапроектор, презентации по темам, учебные видеофильмы, схемы, таблицы. 11. Кадровое обеспечение дисциплины: 1. Амосова Ю.Е. – к.п.н., доцент 12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: При изучении дисциплины необходимо рассматривать современное состояние окружающей среды в г.Златоусте, Челябинской области и в мире, обратить внимание какие изменения произошли за последние 10, 20, 30 лет и какими способами может повлиять человек на урегулирование равновесия в биосфере. 12.1. Применяемые образовательные технологии На практических занятиях предусмотрен разбор конкретных ситуаций по экологической обстановке в городе Златоусте, Челябинской области и мире. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах в учебном процессе составляет 27%. Занятия лекционного типа составляют 62,8 %. 12.2. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Примерная тематика рефератов (в рамках СРС).
Курсовые проекты, работы и семестровые задания не предусмотрены. Контрольные вопросы для подготовки к зачету 1. Что такое экология? 2. Что такое экологический кризис? 3. Что такое биосфера? По какому принципу она подразделяется на литосферу, гидросферу и тропосферу? 4. Перечислите основные свойства и виды экосистем. 5. Дайте определение популяции и назовите ее основные характеристики? 6. Перечислите виды сред обитания. Назовите характерные особенности каждой из сред. 7. Дайте формулировку закона оптимума. 8. Перечислите виды экологических факторов. Укажите характер действия экологических факторов и их влияние на жизненную форму механизма. 9. Перечислите виды взаимодействия организмов в экосистемах. 10. Что такое цепи питания? Почему их число ограничено в реальных экосистемах? 11. Опишите процесс формирования пирогенных ландшафтов. 12. Что такое неолитическая революция? 13. Приведите пример влияния социальных процессов на состояние окружающей среды и пример обратного влияния. 14. Охарактеризуйте основные методы контроля и прогнозирования состава и состояния различных природных сред. 15. Укажите принципы и задачи почвенного мониторинга. 16. Охарактеризуйте источники, виды и методики нормирования загрязнений окружающей среды. 17. Что такое энергетические загрязнения? 18. Что такое ПДК, ПДВ, ПДУ? 19. Опишите основные методы охраны атмосферы от химических загрязнений. 20. Перечислите основные методы очистки природных вод. Охарактеризуйте их. 21. Защита биосферы от загрязнения твердыми отходами. Вторичное использование промышленных и коммунально-бытовых отходов. Рекультивация земель, нарушенных промышленностью. 22. Что принято называть токсичными газами? 23. Как классифицируются токсичные газы по химическому составу? 24. Как классифицируются токсичные газы по физиологии действия на человеческий организм? 25. Как классифицируются токсичные газы по токсичности? 26. Как классифицируются токсичные газы по физическим свойствам? 27. Какие сферы применения токсичных газов Вы знаете? 28. Какие газы представляют основную опасность для человека? 29. Что представляют собой сточные воды, для чего нужна их очистка? 30. Какие методы очистки сточных вод Вам известны? 31. Основные технологические агрегаты, применяемые для очистки сточных вод? Какие процессы происходят при химической обработке сточных вод? 32. В чем заключается сущность процесса пескоулавливания? 33. Основные процессы, происходящие при ионообменной очистке? 34. Сравните методы очистки по степени их эффективности? 35. Дать определение мониторинга. Охарактеризовать его задачи, цели. их очистка? 36. Виды отходов. Опасные отходы. Способы переработки отходов. 37. Экологические обязанности граждан. Экологические права граждан. 38. Задача юридической ответственности за экологические правонарушения. 39. Дисциплинарный вид ответственности за экологические правонарушения. 40. Административный вид ответственности за экологические правонарушения. 41. Уголовный вид ответственности за экологические правонарушения. Разработчик: кафедра ОМ доцент Ю.Е. Амосова (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия) Эксперты: ____________________ _______________ ___________________ (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия) ____________________ ________________ __________________ (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия) Программа одобрена на заседании научно-методического совета по направлению 261400 Технология художественной обработки материалов Протокол от __________ г. № _____ . |
Программа (базовая программа общеуниверситетской дисциплины)* Основная образовательная программа для направления 140400. 62 Электроэнергетика и электротехника | Рабочая программа (базовая программа общеуниверситетской дисциплины) Наименование дисциплины Виноградов А. И., кандидат философских наук, доцент кафедры социальных наук Жигунова Г. В | ||
Рабочая программа (базовая программа общеуниверситетской дисциплины) Наименование дисциплины Предназначено для самостоятельной работы студентов биологического факультета специальности 020201 «Биология», рейтингового контроля... | Формы рабочей программы дисциплины Базовая рабочая программа Базовая рабочая программа (разрабатывается при проектировании новых ооп на все годы обучения преподавателем, которого руководитель... | ||
Программа Европейские исследования общенаучный цикл Базовая часть... Данная дисциплина преподается в разделе «Общенаучный цикл», базовая часть. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции,... | Рабочая программа дисциплины актуальные проблемы уголовно-процессуального... М (Профессиональный цикл. Базовая часть) ооп «уголовный процесс и криминалистика» по направлению 030900 Юриспруденция (квалификация... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «C оциология» ... | Пояснительная записка Курс «Культурологии» Учебно- методическИй Комлекс обсужден и утвержден на заседании общеуниверситетской кафедры истории (протокол № от 2008 г.) | ||
Программа дисциплины «Стратегические финансы фирмы» для направления... Авторы: проф. Ивашковская И. В.(кафедра экономики и финансов фирмы), преп. Теплицкий А. В. (кафедра экономики и финансов фирмы, компания... | Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) безопасность жизнедеятельности... Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 9 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Рабочая программа дисциплины Учение о биосфере Профессиональный цикл,... Цель освоения дисциплины – формирование знаний о строении, структуре, функционировании и эволюции биосферы, умений и навыков анализировать... | ||
Программа учебной дисциплины «социология» Дисциплина «Социология» входит в «Гуманитарный, социальный и экономический» цикл, базовая часть ( В. 2) | Учебной дисциплины наименование дисциплины Экологическое нормирование... Курс Экологическое нормирование относится к модулю «Прикладная экология» цикла Б. 3 (профессиональный цикл; базовая (общепрофессиональная... | ||
Федеральное агентство по образованию федеральное государственное... ... | Учебной дисциплины экологический мониторинг рекомендуется для направления Дисциплина относится к профессиональному циклу б-3 базовая (обще профессиональная) часть |