Рабочая программа дисциплины Учение о биосфере Профессиональный цикл, базовая (общепрофессиональная) часть модуль «Землеведение»





Скачать 171.23 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины Учение о биосфере Профессиональный цикл, базовая (общепрофессиональная) часть модуль «Землеведение»
Дата публикации26.01.2015
Размер171.23 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Калининградский государственный технический университет»









Утверждаю

Проректор по учебно-

методической работе

п\п А.Л. Гудков

«23» июля 2013 г



.
Рабочая программа дисциплины
Учение о биосфере
Профессиональный цикл, базовая (общепрофессиональная) часть

модуль «Землеведение»

Направление подготовки

022000 – Экология и природопользования

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

очная

Факультет биоресурсов и природопользования

Кафедра – разработчик – кафедра ихтиологии и экологии

Калининград 2013

1.Цели и задачи дисциплины.

Цель освоения дисциплины – формирование знаний о строении, структуре, функционировании и эволюции биосферы, умений и навыков анализировать изменения, происходящие в биосфере с учетом естественных и антропогенных воздействий.

Задачи изучения дисциплины:

- приобретение необходимых теоретических знаний для решения практических экологических проблем на местном и региональном уровнях, с целью реализации концепции устойчивого развития общества в гармонии.

- осознание глобальных экологических проблем и возможных путей их решения.
2. Место дисциплины в структуре ООП.

Дисциплина «Учение о биосфере» является дисциплиной базовой части профессионального цикла ООП по направлению подготвки «Экология и природопользования».

При изучении дисциплины используются знания и навыки, полученные в процессе освоении дисциплины «Общая экология», «География», «Учение об атмосфере» .

Знания и навыки, полученные при освоении дисциплины, используются при изучении дисциплин «Устойчивое развитие», «Оценка воздействия на окружающую среду», «Основы прикладной экологии», а также «Глобальные и региональные проблемы природопользования» , в написании квалификационной работы и в профессиональной деятельности.
3. Требования к уровню освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины «Основы прикладной экологии» у обучающегося формируются следующие общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции (или их элементы), предусмотренные ФГОС ВПО:

- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, влаение навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13);

- владение базовыми общепрофессиональными (общеэкологическими) представлениями о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды (ПК-4);

- знание основ учения об атмосфере, о гидросфере, о биосфере и ландшафтоведении (ПК-5);

- знание основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды; способность понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования (ПК-6);

- знание теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, владение методами геохимических и геофизических исследований; владение методами общего и геоэкологического картографирования (ПК-13);
В результате изучения дисциплины бакалавр должен:

Знать основы учения о биосфере, тенденции развития мира, существующую экологическую ситуацию в мире, процессы, протекающие в мировой экономике и их отражение на экологию, тенденции развития техносферы и ноосферы;

Уметь находить достоверную информацию в компьютерной сети, проводить анализ и оценку текущей экологической ситуации;

Владеть основами поиска и оценки информации об экологическом состоянии мира, знаниями о тенденциях изменения окружающей среды.

4. Структура и содержание дисциплины

4.1. Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины «Учение о биосфере» составляет 4 зачетные единицы (ЗЕТ), т.е. 144 академических часа. Аудиторные занятия (A3) составляют 60 часов, самостоятельная работа студента (СРС) –84 часа, в том числе на написание курсовой работы отводится 32 часа, и на подготовку к итоговой аттестации (экзамен) 36 часов. Более подробные сведения о структуре дисциплины, видах, трудоемкости и формах контроля учебной работы студентов приведены в ниже расположенной таблице.

п/п


Тема дисциплины


Семестр

Неделя семестра

Трудоемкость учебной работы по ее видам (час.)

Формы текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине

АЗ

СРС

Всего

Лекции


ЛЗ

1

Структура биосферы

4

1-2

4

4

2

10

Защита лабораторных работ

2

Роль солнечной радиации, климата и влагооборота в функционировании биосферы.

3-4

4

4

2

10

Защита лабораторных работ

3

Экологический механизм эволюции организмов.

5-6

4

4

2

10

Защита лабораторных работ

4

Экологический механизм эволюции человека.

7-8

4

4

2

10

Защита лабораторных работ

5

Будущее биосферы

9-10

4

4

2

10

Защита лабораторных работ

6

Глобальные проблемы человечества

11-13

6

6

4

16

Защита лабораторных работ

7

Стратегии создания устойчивого будущего

13-15

4

4

2

10

Защита лабораторных работ




Написание курсовой работы

10-16







32

32

Защита курсовой работы




Подготовка к экзамен и его сдача










36

36

Экзамен




ИТОГО:







30

30

84

144




60

ЛЗ-лабораторные занятия
4.2 Теоретические занятия (лекции)

Объем лекционных занятий 30 часов

№ п/п

Тема

Содержание

Кол-во часов

1.

Структура биосферы

Подсферы и надсферы. Горизонтальная структура биосферы и иерархия экосистем. Система систем. Биогеохимическая цикличность. Экологическая сущность биогеохимической цикличности. Эволюция структура элементов биосферы. Растения и животные в геологической истории биосферы. Структурно-функциональное единство (организованность) биосферы. Роль живого вещества в формировании экологической структуры биосферы.

4

2.

Роль солнечной радиации, климата и влагооборота в функционировании биосферы.

Прямая и рассеянная солнечная радиация. Солнечная постоянная. Радиационный баланс. Географическое распределение составляющих энергетический баланс. Энергетический баланс Земли и климат. Изменение климата как фактора эволюции биосферы. Климаты биологического прошлого. Главные черты современного климата. Влияние климата на живую природу в процессе его изменения в различные геологические периоды. Влагооборот. Водный баланс Земли.

4

3.

Экологический механизм эволюции организмов.

Абиотические факторы эволюции. Причины распространения и вымирания различных групп организмов в определенные интервалы геологического времени. Разнообразие последовательных фаун.

4

4.

Экологический механизм эволюции человека.

Отличительные особенности биогенеза (от архея до кайнозоя – свыше 3 млрд. лет). Появление человека в кайнозое (0,7 млн. лет назад), его влияние на ход развития биосферы. Возникновение ноосферы. Экологический кризис верхнего палеолита. Влияние изменений окружающей среды на эволюцию человека. Этапы антропогенеза. Воздействие древнего человека на биосферу. Современное воздействие человека на биосферу. Антропогенные экологические кризисы. Глобальные экологические кризисы и их влияние на микро- и макроэволюцию. Основные этапы эволюции биосферы.

4

5.

Будущее биосферы

Современное изменение климата и его возможные последствия. Изменения химического состава атмосферы (увеличение содержания углекислого газа, загрязнение атмосферы, сокращение озонового слоя и др.) Климатические изменения близкого будущего. Влияние изменений климата на биосферу. Отдаленное будущее биосферы. Устойчивость биосферы. Сохранение биосферы.

4

6.

Глобальные проблемы человечества

Предотвращение мирового ядерного кризиса; прекращение гонки вооружений; преодоление социально-экономической отсталости развивающихся стран; энерго-сырьевая, демографическая, продовольственная проблема; охрана окружающей среды; освоение ресурсов Мирового океана; проблема освоения космоса; решение проблемы опасных заболеваний.

6

7.

Стратегии создания устойчивого будущего

Деятельность Всемирной комиссии ООН по окружающей среде и развитию в поисках новой модели развития цивилизации. Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году.

Переход к устойчивым формам развития и образу жизни. Принципы управления, защиты и устойчивого развития всех видов лесов. Рамочная конвенция ООН об изменении климата и стабилизации концентрации парниковых газов. Конвенция о биологическом разнообразии живых организмов и мерах по их сохранению в целях обеспечения устойчивого развития. Повестка дня на XXI век:

- движущие силы перемены населения, потребление и технологии;

- предотвращение ухудшения состояния почвы, воздуха и воды;

- ликвидация бедности путем предоставления бедным более широкого доступа к ресурсам;

- разработка национальных стратегий устойчивого развития;

- партнерство в глобальном масштабе в деле экологической безопасности и сохранении среды обитания живых организмов;

Национальные планы действий и программы различных международных неправительственных и других общественных организаций по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Экологическое воспитание и образование населения.

4

Итого




30

4.3.Практические занятия


Не предусмотрены

4.4 Лабораторные работы


При изучении дисциплины «Учение о биосфере» предусматриваются лабораторные занятия (ЛЗ) объемом 30 часов.




№ п/п

№ темы дисциплины

Содержание лабораторных занятий

Кол-во часов

1.

1

Определение понятия «биосфера», ее границы и составные части. Границы, состав, структура и принципы функционирования биосферы. Взаимосвязи и взаимодействия между отдельными биогеоценозами.

Значение работ В.И.Вернадского в разработке представлений о биосфере.

Система: атмосфера - гидросфера - литосфера - биосфера.

4

2.

2

Роль живого вещества в бигогеохимическом круговороте.

Функция живого вещества в биогеохимических циклах: формирование атмосферного состава планеты, концентрационная, окислительно-восстановительная, биогеохимическая, антропогенная.Роль антропогенного воздействия на биосферу.

4

3.

3

Эксплуатация природных экосистем как биосферный процесс Искусственные экосистемы биосферы. Главные черты сельскохозяйственных и промышленных экосистем, необходимые условия их существования. Химизация сельского хозяйства и ее экологические последствия. Нарушение человеком естественного химического равновесия. Распространение токсических элементов. Меры химической гигиены Земли.

4

4.

4

Влияние человека на изменение видового состава флоры м фауны. Нарушение биогеографических границ. Интродукции - преднамеренные и случайные - их экологические последствия. Региональные и глобальные экологические изменения.

4

5.

5

Значение изучений природных и заповедных популяций.Изучение природных популяций различных групп растений и животных в целях разработки теоретических основ и методов их направленного использования.

Роль заповедных участков как резерватов генофондов. Значение изучения плотности популяций на охраняемых участках и в природных экосистемах. Понятие о географической пятнистости в распределении видов и значение ее для организации охраны природы.

4

6.

6

Перспективы природоохранных мероприятий в масштабах небольших популяций.Некоторые причины вымирания видов. Эволюционные изменения в небольших популяциях. Пороги выживания: поддержание приспособленности и эволюционного потенциала.

Разведение животных в неволе. Получение и поддержание генетического банка.

Генетическое и демографическое планирование. Экономическая основа сохранения видов.

6

7.

7

Стратегия охраны природы и биосферы как среды обитания человека. "Всемирная стратегия охраны природы". Международная конференция по охране окружающей среды. Охрана природы в Российской Федерации - конституционные и законодательные акты.

Проблема этики и эстетики в экологическом образовании

Абиотические факторы эволюции. Причины распространения и вымирания различных групп организмов в определенные интервалы геологического времени. Разнообразие последовательных фаун.

4

Итого




30



4.5. Самостоятельная работа


№ п/п

Вид (содержание) СРС

Трудоемкость, ч

Форма контроля

№ п/п

Содержание СРС

Трудоемкость, ч

Форма контроля

1

Освоение учебного материала

14

Тестирование

2

Подготовка к выполнению лабораторных работ, подготовка отчетов по ним

24

Защита лабораторных работ

4

Написание курсовой работы

32

Защита курсовой работы

5

Подготовка к экзамену

36

Экзамен

Итого

84






5 Образовательные технологии

5.1. В теоретической части (лекциях), рассматриваются все основные представления по предмету «Учение о биосфере». Особое внимание следует уделить вопросу сложности строения биосферы, субординации и взаимообусловленности различных видов экосистем, биоразнообразию как одному из условий ее устойчивости, генетическому единству живого и многообразию жизненных форм. Для активации учебной работы студентов на лекционных занятиях проводится тестирование на 10-15 минут по изложенной тематике. Оценки результатов тестирования учитываются при итоговой аттестации по дисциплине.

5.2. На лабораторных занятиях заслушиваются и обсуждаются доклады, презентации и рефераты студентов, подготовленные по темам дисциплины, а также выполняются задания, предложенные преподавателем. Задания и подробная тематика лабораторных работ прилагается в составе учебно-методического комплекса (УМКД). Для закрепления материала просматриваются фрагменты фильмов с последующим их анализом и контрольными вопросами. По завершении изучения какой-либо темы на лабораторном занятии выделяется время на проведение коллоквиума или компьютерное тестирование. Варианты проверочных контрольных вопросов и электронные (или напечатанные) тесты приводятся в составе УМКД) «Учение о биосфере». Оценки учитываются при итоговой аттестации по дисциплине.

5.3. На протяжении четвертого семестра выполняется курсовая работа. Темы по курсовой работе включены в состав учебно-методического комплекса по дисциплине (УМКД) «Учение о биосфере». Зашита курсовых работ проводится в последние недели семестра и служит допуском к экзамену. По теме курсовой работы может быть подготовлен доклад или презентация к лабораторному практикуму, что активирует и организует студентов.

6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации освоения дисциплины.


  1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости студентов (задания для тестирования, контрольные вопросы) и для итоговой аттестации по дисциплине (экзаменационные вопросы и задания) приводятся в качестве отдельных материалов УМКД.

  2. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов определено в разделе 7.


7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
7.1. Основная литература.

1. Стадницкий Г.В. Родионов А.И. Экология. М.,”Высшая школа”,2001г.
7.2. Дополнительная литература

  1. Акимова Т.А., Хаскин В.В.. Экология. – М.: «Юнити», 1998г.

  2. Глухов, В. В. Экономические основы экологии:Учеб / В. В. Глухов; соавт.: Лисочкина Т.В., Некрасова Т.П. - СПб.: Специальная литература, 1995. - 280с.

  3.  Экология/ А. М. Никаноров; авт. Хоружая, Т. А. - М.: ПРИОР, 1999. - 304 с.

  4. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: учеб.пособие для вузов. – М.: Агентство «ФАИР», 1998. – 230с.

  5. Состояние окружающей среды Северо-Западного и Северного регионов России. Под редакцией Фролова А.К.. Спб.: 1995г. – 370 с.

  6. Протасов, В. Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: учеб. и справочное пособие / В. Ф. Протасов, 3-е изд. - М. : Финансы и статистика, 2001. - 672 с.


7.3. Информационно-программные средства

MS Windows XP, MS Office, PowerPoint
8 Материально-техническое обеспечение

- аудитории, оснащенные видео- и телеаппаратурой

- специализированный компьютерный класс с доступом в интернет

- видеоаппаратура

- персональные компьютеры

- телевизоры

- плакаты

- видеофильмы
Лист согласования рабочей программы дисциплины
Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 022000 – Экология и природопользования уровня бакалавриата (утвержден 22.12.2009 № 795), учебным планом университета по этому же направлению, утвержденному ученым советом 27.10.2011.

Автор программы – М.Н. Шибаева, к..б.н.., доцент.кафедры Ихтиологии и экологии.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ихтиологии и экологии (рецензент – профессор С.В. Шибаев, протокол № 5 от 20.05.2013).


Заведующий кафедрой ихтиологии и экологии

доктор биол. наук, профессор,


_________


С.В. Шибаев


________

(ученая степень, ученое звание)

(подпись)

(И.О. Фамилия)

(дата)














п/п

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Наименование литературы

Наличие в учебном абонементе НТБ (кол-во)

Наличие в электронной библиотеке

основная литература

1

Стадницкий Г. В. Экология: учеб. / Г. В. Стадницкий; 6-е изд. - СПб.: Химиздат, 2001. - 288с. 

42

-

дополнительная литература

1

Акимова Т.А., Хаскин В.В.. Экология. – М.: «Юнити», 1998г.

23

-

2

Глухов, В. В. Экономические основы экологии:Учеб / В. В. Глухов; соавт.: Лисочкина Т.В., Некрасова Т.П. - СПб.: Специальная литература, 1995. - 280с.

5




3

 Экология/ А. М. Никаноров ; авт. Хоружая, Т. А. - М. : ПРИОР, 1999. - 304 с.

27




4

Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: учеб.пособие для вузов. – М.: Агентство «ФАИР», 1998. – 230с.

3




5

Состояние окружающей среды Северо-Западного и Северного регионов России. Под редакцией Фролова А.К.. Спб.: 1995г. – 370.

20

-

6

Протасов, В. Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: учеб. и справочное пособие / В. Ф. Протасов, 3-е изд. - М. : Финансы и статистика, 2001. - 672 с.

2







Директор НТБ

______________

_____М.В.Вареницына___

______________




(подпись)

(И.О. Фамилия)

(дата)


Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии факультета биоресурсов и природопользования, протокол №____ от «___»_____________20__ г.).


Председатель комиссии

______________

___К.В.Тылик___

______________

к.б.н.., профессор кафедры ихтиологии и экологии

(подпись)

(И.О. Фамилия)

(дата)


Согласовано

Начальник учебно-методического отдела


______________


_В.Е. Огнев_


______________




(подпись)

(И.О. Фамилия)

(дата)







№__________ дата___________

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины Учение о биосфере Профессиональный цикл, базовая (общепрофессиональная) часть модуль «Землеведение» iconРабочая программа дисциплины учение о гидросфере Профессиональный...
Земли, а также целостного представления о гидросфере как об одной из оболочек Земли и ее месте и роли в сложной системе взаимодействующих...
Рабочая программа дисциплины Учение о биосфере Профессиональный цикл, базовая (общепрофессиональная) часть модуль «Землеведение» iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля) безопасность жизнедеятельности...
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 9
Рабочая программа дисциплины Учение о биосфере Профессиональный цикл, базовая (общепрофессиональная) часть модуль «Землеведение» iconРабочая программа дисциплины актуальные проблемы уголовно-процессуального...
М (Профессиональный цикл. Базовая часть) ооп «уголовный процесс и криминалистика» по направлению 030900 Юриспруденция (квалификация...
Рабочая программа дисциплины Учение о биосфере Профессиональный цикл, базовая (общепрофессиональная) часть модуль «Землеведение» iconРабочая программа Направление 030600 «История»
Данная дисциплина входит в раздел «Б. 3» «Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть» фгос-3 по направлению 030600...
Рабочая программа дисциплины Учение о биосфере Профессиональный цикл, базовая (общепрофессиональная) часть модуль «Землеведение» iconУчебной дисциплины наименование дисциплины Экологическое нормирование...
Курс Экологическое нормирование относится к модулю «Прикладная экология» цикла Б. 3 (профессиональный цикл; базовая (общепрофессиональная...
Рабочая программа дисциплины Учение о биосфере Профессиональный цикл, базовая (общепрофессиональная) часть модуль «Землеведение» iconРабочая программа дисциплины «Современная теория социальной коммуникации»
«Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть» фгос по направлению подготовки 400401 – «Юриспруденция», квалификация...
Рабочая программа дисциплины Учение о биосфере Профессиональный цикл, базовая (общепрофессиональная) часть модуль «Землеведение» icon2. Место дисциплины в структуре ооп
«Профессиональный цикл» базовая (общепрофессиональная) часть. Следует за циклом дисциплин по общей психологии, анатомией и физиологией...
Рабочая программа дисциплины Учение о биосфере Профессиональный цикл, базовая (общепрофессиональная) часть модуль «Землеведение» iconПрограмма дисциплины «менеджмент» для студентов специальности ( направления)...
Учебная дисциплина «Менеджмент» входит в раздел «Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть» фгос по направлениям...
Рабочая программа дисциплины Учение о биосфере Профессиональный цикл, базовая (общепрофессиональная) часть модуль «Землеведение» iconУчебной дисциплины (модуля) Дисциплина учение о биосфере рекомендуется...
Дисциплина "Учение о биосфере" знакомит с системой основных научных знаний о биосфере как высокоскоррелированной саморегулирующейся...
Рабочая программа дисциплины Учение о биосфере Профессиональный цикл, базовая (общепрофессиональная) часть модуль «Землеведение» iconРабочая программа дисциплины дисциплина б «Учение о биосфере»
Программа предназначена для подготовки магистров по направлению 020400. 68 Биология, укрупненной группы 020000 естественные науки,...
Рабочая программа дисциплины Учение о биосфере Профессиональный цикл, базовая (общепрофессиональная) часть модуль «Землеведение» iconПрограмма Европейские исследования общенаучный цикл Базовая часть...
Данная дисциплина преподается в разделе «Общенаучный цикл», базовая часть. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции,...
Рабочая программа дисциплины Учение о биосфере Профессиональный цикл, базовая (общепрофессиональная) часть модуль «Землеведение» iconУчебная (рабочая) программа дисциплины корпоративный менеджмент профессиональный...
В связи с этим учебная дисциплина «Корпоративный менеджмент» должна решать следующие задачи
Рабочая программа дисциплины Учение о биосфере Профессиональный цикл, базовая (общепрофессиональная) часть модуль «Землеведение» iconУчение о биосфере
Э400 Учение о биосфере: учебно-методическое пособие [Текст] /сост. О. Е. Крючкова. – Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. – 24 с
Рабочая программа дисциплины Учение о биосфере Профессиональный цикл, базовая (общепрофессиональная) часть модуль «Землеведение» iconРабочая программа дисциплины (с дополнениями и изменениями) б б....
Практические примеры социальной ответственности компаний позволят познакомиться с реальной практикой компаний в реализации социальных...
Рабочая программа дисциплины Учение о биосфере Профессиональный цикл, базовая (общепрофессиональная) часть модуль «Землеведение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данная учебная дисциплина входит в раздел «Профессиональный цикл. Базовая часть» фгос-3
Рабочая программа дисциплины Учение о биосфере Профессиональный цикл, базовая (общепрофессиональная) часть модуль «Землеведение» iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История...
Данная учебная дисциплина входит в раздел «б профессиональный цикл. Базовая часть» фгос-3 по направлению подготовки впо 032700 –...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск