Скачать 171.23 Kb.
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калининградский государственный технический университет»
. Рабочая программа дисциплины Учение о биосфере Профессиональный цикл, базовая (общепрофессиональная) часть модуль «Землеведение» Направление подготовки 022000 – Экология и природопользования Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Факультет биоресурсов и природопользования Кафедра – разработчик – кафедра ихтиологии и экологии Калининград 2013 1.Цели и задачи дисциплины. Цель освоения дисциплины – формирование знаний о строении, структуре, функционировании и эволюции биосферы, умений и навыков анализировать изменения, происходящие в биосфере с учетом естественных и антропогенных воздействий. Задачи изучения дисциплины: - приобретение необходимых теоретических знаний для решения практических экологических проблем на местном и региональном уровнях, с целью реализации концепции устойчивого развития общества в гармонии. - осознание глобальных экологических проблем и возможных путей их решения. 2. Место дисциплины в структуре ООП. Дисциплина «Учение о биосфере» является дисциплиной базовой части профессионального цикла ООП по направлению подготвки «Экология и природопользования». При изучении дисциплины используются знания и навыки, полученные в процессе освоении дисциплины «Общая экология», «География», «Учение об атмосфере» . Знания и навыки, полученные при освоении дисциплины, используются при изучении дисциплин «Устойчивое развитие», «Оценка воздействия на окружающую среду», «Основы прикладной экологии», а также «Глобальные и региональные проблемы природопользования» , в написании квалификационной работы и в профессиональной деятельности. 3. Требования к уровню освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины «Основы прикладной экологии» у обучающегося формируются следующие общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции (или их элементы), предусмотренные ФГОС ВПО: - владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, влаение навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13); - владение базовыми общепрофессиональными (общеэкологическими) представлениями о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды (ПК-4); - знание основ учения об атмосфере, о гидросфере, о биосфере и ландшафтоведении (ПК-5); - знание основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды; способность понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования (ПК-6); - знание теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, владение методами геохимических и геофизических исследований; владение методами общего и геоэкологического картографирования (ПК-13); В результате изучения дисциплины бакалавр должен: Знать основы учения о биосфере, тенденции развития мира, существующую экологическую ситуацию в мире, процессы, протекающие в мировой экономике и их отражение на экологию, тенденции развития техносферы и ноосферы; Уметь находить достоверную информацию в компьютерной сети, проводить анализ и оценку текущей экологической ситуации; Владеть основами поиска и оценки информации об экологическом состоянии мира, знаниями о тенденциях изменения окружающей среды. 4. Структура и содержание дисциплины 4.1. Структура дисциплины Общая трудоемкость дисциплины «Учение о биосфере» составляет 4 зачетные единицы (ЗЕТ), т.е. 144 академических часа. Аудиторные занятия (A3) составляют 60 часов, самостоятельная работа студента (СРС) –84 часа, в том числе на написание курсовой работы отводится 32 часа, и на подготовку к итоговой аттестации (экзамен) 36 часов. Более подробные сведения о структуре дисциплины, видах, трудоемкости и формах контроля учебной работы студентов приведены в ниже расположенной таблице.
ЛЗ-лабораторные занятия 4.2 Теоретические занятия (лекции) Объем лекционных занятий 30 часов
4.3.Практические занятияНе предусмотрены 4.4 Лабораторные работыПри изучении дисциплины «Учение о биосфере» предусматриваются лабораторные занятия (ЛЗ) объемом 30 часов.
4.5. Самостоятельная работа
5 Образовательные технологии 5.1. В теоретической части (лекциях), рассматриваются все основные представления по предмету «Учение о биосфере». Особое внимание следует уделить вопросу сложности строения биосферы, субординации и взаимообусловленности различных видов экосистем, биоразнообразию как одному из условий ее устойчивости, генетическому единству живого и многообразию жизненных форм. Для активации учебной работы студентов на лекционных занятиях проводится тестирование на 10-15 минут по изложенной тематике. Оценки результатов тестирования учитываются при итоговой аттестации по дисциплине. 5.2. На лабораторных занятиях заслушиваются и обсуждаются доклады, презентации и рефераты студентов, подготовленные по темам дисциплины, а также выполняются задания, предложенные преподавателем. Задания и подробная тематика лабораторных работ прилагается в составе учебно-методического комплекса (УМКД). Для закрепления материала просматриваются фрагменты фильмов с последующим их анализом и контрольными вопросами. По завершении изучения какой-либо темы на лабораторном занятии выделяется время на проведение коллоквиума или компьютерное тестирование. Варианты проверочных контрольных вопросов и электронные (или напечатанные) тесты приводятся в составе УМКД) «Учение о биосфере». Оценки учитываются при итоговой аттестации по дисциплине. 5.3. На протяжении четвертого семестра выполняется курсовая работа. Темы по курсовой работе включены в состав учебно-методического комплекса по дисциплине (УМКД) «Учение о биосфере». Зашита курсовых работ проводится в последние недели семестра и служит допуском к экзамену. По теме курсовой работы может быть подготовлен доклад или презентация к лабораторному практикуму, что активирует и организует студентов. 6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации освоения дисциплины.
7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 7.1. Основная литература. 1. Стадницкий Г.В. Родионов А.И. Экология. М.,”Высшая школа”,2001г. 7.2. Дополнительная литература
7.3. Информационно-программные средства MS Windows XP, MS Office, PowerPoint 8 Материально-техническое обеспечение - аудитории, оснащенные видео- и телеаппаратурой - специализированный компьютерный класс с доступом в интернет - видеоаппаратура - персональные компьютеры - телевизоры - плакаты - видеофильмы Лист согласования рабочей программы дисциплины Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 022000 – Экология и природопользования уровня бакалавриата (утвержден 22.12.2009 № 795), учебным планом университета по этому же направлению, утвержденному ученым советом 27.10.2011. Автор программы – М.Н. Шибаева, к..б.н.., доцент.кафедры Ихтиологии и экологии. Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ихтиологии и экологии (рецензент – профессор С.В. Шибаев, протокол № 5 от 20.05.2013).
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии факультета биоресурсов и природопользования, протокол №____ от «___»_____________20__ г.).
Согласовано
|
Рабочая программа дисциплины учение о гидросфере Профессиональный... Земли, а также целостного представления о гидросфере как об одной из оболочек Земли и ее месте и роли в сложной системе взаимодействующих... | Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) безопасность жизнедеятельности... Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 9 | ||
Рабочая программа дисциплины актуальные проблемы уголовно-процессуального... М (Профессиональный цикл. Базовая часть) ооп «уголовный процесс и криминалистика» по направлению 030900 Юриспруденция (квалификация... | Рабочая программа Направление 030600 «История» Данная дисциплина входит в раздел «Б. 3» «Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть» фгос-3 по направлению 030600... | ||
Учебной дисциплины наименование дисциплины Экологическое нормирование... Курс Экологическое нормирование относится к модулю «Прикладная экология» цикла Б. 3 (профессиональный цикл; базовая (общепрофессиональная... | Рабочая программа дисциплины «Современная теория социальной коммуникации» «Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть» фгос по направлению подготовки 400401 – «Юриспруденция», квалификация... | ||
2. Место дисциплины в структуре ооп «Профессиональный цикл» базовая (общепрофессиональная) часть. Следует за циклом дисциплин по общей психологии, анатомией и физиологией... | Программа дисциплины «менеджмент» для студентов специальности ( направления)... Учебная дисциплина «Менеджмент» входит в раздел «Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть» фгос по направлениям... | ||
Учебной дисциплины (модуля) Дисциплина учение о биосфере рекомендуется... Дисциплина "Учение о биосфере" знакомит с системой основных научных знаний о биосфере как высокоскоррелированной саморегулирующейся... | Рабочая программа дисциплины дисциплина б «Учение о биосфере» Программа предназначена для подготовки магистров по направлению 020400. 68 Биология, укрупненной группы 020000 естественные науки,... | ||
Программа Европейские исследования общенаучный цикл Базовая часть... Данная дисциплина преподается в разделе «Общенаучный цикл», базовая часть. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции,... | Учебная (рабочая) программа дисциплины корпоративный менеджмент профессиональный... В связи с этим учебная дисциплина «Корпоративный менеджмент» должна решать следующие задачи | ||
Учение о биосфере Э400 Учение о биосфере: учебно-методическое пособие [Текст] /сост. О. Е. Крючкова. – Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. – 24 с | Рабочая программа дисциплины (с дополнениями и изменениями) б б.... Практические примеры социальной ответственности компаний позволят познакомиться с реальной практикой компаний в реализации социальных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данная учебная дисциплина входит в раздел «Профессиональный цикл. Базовая часть» фгос-3 | Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История... Данная учебная дисциплина входит в раздел «б профессиональный цикл. Базовая часть» фгос-3 по направлению подготовки впо 032700 –... |