Рабочая программа дисциплины дисциплина б «Учение о биосфере»





Скачать 314.52 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины дисциплина б «Учение о биосфере»
страница1/4
Дата публикации08.05.2015
Размер314.52 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4


Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ИФБиБТ

биологии и биотехнологии

________________ /Сапожников В.А /

«_____» _____________201__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина М3.Б.3. «Учение о биосфере»
Укрупненная группа 020000 – Естественные науки
Направление 020400.68 – Биология (магистр)

Институт фундаментальной биологии и биотехнологии
Кафедра Водных и наземных экосистем

Красноярск

201__

РАБОЧАЯ программа дисциплины
составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 020000 – Естественные науки направления 020400.68 – Биология (магистр).
Программу составили:

профессор, д.б.н. Гольд Виктор Моисеевич ______________

профессор, д.б.н. Гаевский Николай Александрович ______________

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры Водных и наземных экосистем
________________201___г. протокол № ___________
Заведующий кафедрой __________________ /Колмаков В.И./


  1. Цели и задачи изучения дисциплины


Программа предназначена для подготовки магистров по направлению 020400.68 - Биология, укрупненной группы 020000 - естественные науки, для цикла профессиональных дисциплин (М3, базовая часть) учебного плана в соответствии с ФГОС ВПО третьего поколения.

Целью изучения дисциплины является формирование у магистров биологии биосферно-ноосферного мышления, а также понимания проблем устойчивого развития и путей их решения.

Задачи изучения дисциплины заключаются в получении сведений об иерархической надорганизменной структуре биосферы, техносфере и ноосфере, о современных проблемах экологии и глобальных экологических проблемах.

Достижение цели обеспечивает формированию следующих предусмотренных ФГОС ВПО компетенций:

ОК-4 – ; понимает пути развития и сохранения цивилизации, связь геополитических и биосферных процессов, проявляет активную жизненную позицию, используя профессиональные знания;

ПК-1: понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач;

ПК-2 – знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению;

ПК-4 – демонстрирует знание истории и методологии наук, расширяющие общепрофессиональную, фундаментальную подготовку;

ПК-5 – демонстрирует знание основ учения о биосфере, понимание современных биосферных процессов, способность к их системной оценке, способность прогнозировать последствия реализации социально значимых проектов;

ПК-14 – планирует и проводит мероприятия по оценке состояния и охране среды в соответствии со специализацией.
В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: принципы функционирования биосферы, причины возникновения глобального кризиса, особенности описания экосистем.

уметь: вычислять степень замкнутости моделей экосистем, оценивать экологические последствия внедрения новых технологий.

владеть: причинно-следственным анализом последствий принятия решений в области экологической безопасности.
1.3 Межпредметные связи
Для реализации программы «Учение о биосфере» необходимы базовые знания в области физики, химии, экологии (ООП бакалавриата), менеджмента окружающей среды (ООП магистратуры). В свою очередь, дисциплина обеспечивает информационную и методологическую поддержку выполнения и написания магистерской диссертации.


  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего зачетных единиц (часов)

Семестр

1

Общая трудоемкость дисциплины

3 (108)

3 (108)

Аудиторные занятия:

0,44 (16)

0,44 (16)

лекции

0,44 (16)

0,44 (16)

Самостоятельная работа:

1,56 (56)

1,56 (56)

теоретическое изучение

1,00 (36)

1,00 (36)

реферат

0,56 (20)

0,56 (20)

Вид итогового контроля

Экзамен

Экзамен




  1. Содержание дисциплины


3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах

(тематический план занятий)


Разделы дисциплины

Лекции з.е. (час)

Самостоятельная работа з.е. (час)

Реализуемые компетенции

1. Биосфера как элемент Суперсистемы – Вселенной. Потоки энергии в биосфере.

0,11 (4)

0,44 (16)

ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-14

2. Техносфера. Появление и развитие человека

0,17 (6)

0,56 (20)

3. Ноосфера. Проблемы существования человечества в Биосфере в 21-м веке

0,17 (6)

0,56 (20)


3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса
Лекция 1. Биосфера как элемент Суперсистемы – Вселенной. Организованность биосферы. Потоки энергии в биосфере (2 часа).

Концепция В.И.Вернадского о биосфере как планетарной организации, являющейся закономерной частью космической организованности. Иерархическая надорганизменная структура биосферы. Пространственная и временная организация биосферы.

Лекция 2. Основные виды энергии в биосфере (2 часа).

Трансформация энергии зелеными растениями. Аккумулирование энергии живым веществом. Потоки энергии в биосфере. Биосфера как удивительный термостат с саморегуляцией. Представление о парниковом эффекте.

Лекция 3. Техносфера. Появление и развитие человека. (2 часа).

Цефализация как эволюционный принцип. Человек как естественная часть биосферы. Биогеохимические принципы В.И.Вернадского. Экспоненциальное развитие техногенной цивилизации – 20-й век. Трансформация биосферы в техносферу на примере северного полушария. Воздействие человека на биосферу. История и современное состояние.

Лекция 4. Глобальные сдвиги в биосфере (2 часа).

Динамика диоксида углерода в атмосфере, истощение озонового слоя, кислотные дожди, опустынивание, загрязнение воды и почвы.

Лекция 5. Энергетический метаболизм в биосфере (2 часа).

Синтез полимеров в современных организмах; энергетика процессов брожения и дыхания, функции фосфатов как универсальной энергетической "валюты" в биологических системах.

Лекция 6. Ноосфера. Проблемы существования человечества в Биосфере в 21-м веке. (2 часа).

Что такое Ноосфера (по Вернадскому, Моисееву, Тейяру-де-Шардену). Условия достижения Ноосферы по Вернадскому. Представление о Глобальном интеллекте.

Лекция 7. Проблемы устойчивого развития (2 часа).

Обострение конфликта: Биосфера - Техносфера в 21-м веке, рост загрязнений, изменение климата. Возможный глобальный военный конфликт – «ядерная зима». Демографический взрыв и его «перелом». Роль и место отдельного человека, общественных организаций, государств, международных объединений, ООН в решении проблем устойчивого развития.

Лекция 8. Проблема коэволюции человека и биосферы. (2 часа)

Возможности и границы количественных прогнозов (по Моисееву).


    1. Практические занятия

Учебным планом не предусмотрены
3.4 Лабораторные занятия

Учебным планом не предусмотрены.
3.5 Самостоятельная работа

Самостоятельная работа студента по дисциплине «Учение и биосфере» (1,56 з.е., 56 часов) предусматривает:

  • - изучение теоретического материала с использованием основной и дополнительной литературы – 1,00 з.е. (36 ч);

  • написание реферата – 0,56 з.е. (20 ч).

Самостоятельное изучение теоретического материала предполагает работу с учебной литературой, научными монографиями, оригинальными научными статьями, диссертациями. Итогом работы является конспект, презентация, схема, таблица, реферат.

На самостоятельное изучение выносятся вопросы в соответствии с тематикой лекций (см. раздел 3.2).

Организация самостоятельной работы производиться в соответствии с графиком учебного процесса и самостоятельной работы (прил. А).


      1. Темы рефератов


В рамках самостоятельной работы по дисциплине «Учение о биосфере» планируется подготовка реферата. Реферат – краткое описание рецензируемого текста с набором ключевых слов и основных положений.

Студент выбирает тему реферата из содержания тем семинарских занятий или предлагает тему самостоятельно по согласованию с преподавателем. Реферирование может быть посвящено частной проблеме или содержать обобщение различных точек зрения по определенной теме. От обычного конспектирования научной литературы реферат отличается тем, что в нем излагаются (сопоставляются, оцениваются) различные точки зрения на анализируемую проблему и при этом автор реферата определяет свое отношение к рассматриваемым научным позициям, взглядам или определениям, принадлежащим различным авторам. Исследовательский характер реферата представляет его основную научную ценность. Также предметом для написания реферата может быть обзорная научная статья и монография. Такой реферат включает основное содержание первоисточника с обязательным указанием точки зрения составителя, позиции, с которой он рассматривает проблему.

В основе написания реферата лежат оригинальные научные работы, опубликованные в реферируемых научных журналах. Обзорные работы должны быть опубликованы в последние 10 лет, научные работы- 3 лет.

Реферат оформляется в соответствии с методическими рекомендациями для самостоятельной работы.

Рекомендуемые темы рефератов.

№ раздела

Тема

1

Тема 1.1. От протонного клеточного цикла до биосферного. Устойчивость биосферных процессов. Высокая степень замкнутости биологических процессов.

1

Тема 1.2. Геоцентризм, космоцентризм и синтетизм в биосферных исследованиях. Ключевые проблемы в изучении эволюции биосферы.

1

Тема 1.3. Степень открытости биогеохимического круговорота на геологических временах. Естественные факторы глобальных воздействий на биосферу.

1

Тема 1.4. Механизмы самовоспроизводства живых систем на разных уровнях системной организованности (молекулярном, клеточном, организменном, популяционном, экосистемном, биосферном).

1

Тема 1.5. Проявление законов термодинамики в биосфере. Свободная энергия Гиббса, энтальпия и энтропия природных процессов.

1

Тема 1.6. Биосфера как открытая термодиномическая система. Термодинамика необратимых процессов. Термодинамическая направленность развития биосферы.

1

Тема 1.7. Балансы тепловых потоков и излучений в атмо-, гидро- и литосфере (гомеостаз условий жизни на планете).

2

Тема 2.1. Типы и источники загрязнения (энергетика, транспорт, милитаризация и прямые войны, агропромышленный комплекс).

2

Тема 2.2. Уровень загрязнения на планете, в России, в Красноярском крае, в городе Красноярске.

2

Тема 2.3. Поток энергии в экосистеме через трофические уровни, эффективность экосистем, пирамиды чисел, биомасс и энергии в экосистемах, энергетика "пастбищных" и "детритных" трофических цепей. Уровни потребления, биомасса растительноядных и хищных животных.

2

Тема 2.4. Энергетические ограничения сложности трофических цепей. Продуктивность биосферы, первичная и вторичная продукция, трофические цепи и пирамиды.

2

Тема 2.6. Первичная продуктивность и биомасса лесов, лугов, обрабатываемых земель, морских и пресных водоемов, болот, пустынь; годовая первичная продукция материков и океанов, биосферы в целом.

2

Тема 2.7. Использование энергии в биохимических процессах для активации мономеров до возможностей их спонтанной полимеризации; гетеротрофная и автотрофная полимеризация.

2

Тема 2.8. Производство энергии человеком как процесс в биосфере, основные источники энергии, эффективность использования энергии.

3

Тема 3.1. Математические (сценарные) и экспериментальные модели биосферных процессов. Искусственные биосферы как модели Ноосферы. («Биос-3», Красноярск; «Биосфера-2», Аризона).

3

Тема 3.2. Перспективы развития экологически обоснованных технологий на примере энергетики: от сжигания топлива, через мирный атом, к возобновляемым источникам.

3

Тема 3.3. Биогеохимическая деятельность человека и ее геологическая роль. Масштабы воздействия человека на биосферу. Локальное и глобальное изменения природной организованности биосферы. Автротрофность человечества.

3

Тема 3.4. Техногенное воздействие на рельеф, деструкция растительного и почвенного покровов, уничтожение генофонда флоры и фауны как следствие антропогенного воздействия на биосферу.

3

Тема 3.5. Проблемы и пути сохранения биоразнообразия и экологически обоснованного неистощительного устойчивого развития. Влияние деятельности человека на глобальные процессы и климат биосферы.

3

Тема 3.6. Сверхинтенсивная эксплуатация и ограниченность природных ресурсов биосферы.

3

Тема 3.7. Рост народонаселения и возможности биосферы обеспечить необходимый объем продуктов питания, прогнозы развития сельского хозяйства, резервы биосферы, повсеместный переход от промысла к хозяйствованию, максимальная утилизация солнечной энергии и первичной продукции.

3

Тема 3.8. Конвергенция и солидарный путь к ноосфере. Отказ от идей и ценностей неограниченного техногенного развития.

3

Тема 3.9. Осмысление необходимости духовного развития. От конфликта - к обоснованному сосуществованию техносферы и биосферы. Выработка ноосферного мировоззрения.


3.6 Структура и содержание модулей дисциплины.

Дисциплина читается одним модулем. Структура модуля отражена в приложении В.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины дисциплина б «Учение о биосфере» iconУчебной дисциплины (модуля) Дисциплина учение о биосфере рекомендуется...
Дисциплина "Учение о биосфере" знакомит с системой основных научных знаний о биосфере как высокоскоррелированной саморегулирующейся...
Рабочая программа дисциплины дисциплина б «Учение о биосфере» iconУчение о биосфере
Э400 Учение о биосфере: учебно-методическое пособие [Текст] /сост. О. Е. Крючкова. – Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. – 24 с
Рабочая программа дисциплины дисциплина б «Учение о биосфере» iconРабочая программа дисциплины Учение о биосфере Профессиональный цикл,...
Цель освоения дисциплины – формирование знаний о строении, структуре, функционировании и эволюции биосферы, умений и навыков анализировать...
Рабочая программа дисциплины дисциплина б «Учение о биосфере» iconУчебно-методический комплекс дисциплина «Учение о биосфере»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины дисциплина б «Учение о биосфере» iconРабочая программа учебной дисциплины учение о биосфере для подготовки...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока б. 3 студентам магистратуры очной формы обучения
Рабочая программа дисциплины дисциплина б «Учение о биосфере» iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Учение о биосфере и устойчивое развитие человечества» составлена в соответствии с требованиями...
Рабочая программа дисциплины дисциплина б «Учение о биосфере» iconМетодические указания к самостоятельной работе дисциплина б «Учение о биосфере»
Программа предназначена для подготовки магистров по направлению 020400. 68 Биология, укрупненной группы 020000 естественные науки,...
Рабочая программа дисциплины дисциплина б «Учение о биосфере» iconУчебно-методический комплекс дисциплины учение о биосфере
Программа дисциплины «Общая экология» по специальности 020804 Геоэкология и направлению 020800 Экология и природопользование: Учебная...
Рабочая программа дисциплины дисциплина б «Учение о биосфере» iconРефератов для самостоятельной работы по дисциплине «экология»
Учение В. И. Вернадского о биосфере как теоретическая и практическая основа экологии человека
Рабочая программа дисциплины дисциплина б «Учение о биосфере» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: создать представления о биосфере как о глобальной экосистеме; сформировать знания о границах биосферы; ознакомить учащихся...
Рабочая программа дисциплины дисциплина б «Учение о биосфере» iconУрок № Тема: Учение о биосфере
Данный урок является вторым. Использованы дифференцированный
Рабочая программа дисциплины дисциплина б «Учение о биосфере» iconУчение в. И. Вернадского о биосфере – экосистеме высшего ранга на...
Данный урок является вторым. Использованы дифференцированный
Рабочая программа дисциплины дисциплина б «Учение о биосфере» iconМинистерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный...
Петухова Г. А. Учение о биосфере и глобальные экологические проблемы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Рабочая программа дисциплины дисциплина б «Учение о биосфере» iconПонятие биосферы. Начало и вечность жизни
Одно из величайших достижений естествознания XX в учение Вернадского о биосфере, области жизни, объединяющей в едином взаимодействии...
Рабочая программа дисциплины дисциплина б «Учение о биосфере» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сформировать знания о биосфере и понимание причинной обусловленности изменений в биосфере
Рабочая программа дисциплины дисциплина б «Учение о биосфере» iconРоссийской федерации
«Учение о биосфере» являются – интегральное рассмотрение огромного массива информации о высшем уровне организации живой материи,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск