Скачать 314.52 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» УТВЕРЖДАЮ: Директор ИФБиБТ биологии и биотехнологии ________________ /Сапожников В.А / «_____» _____________201__ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина М3.Б.3. «Учение о биосфере» Укрупненная группа 020000 – Естественные науки Направление 020400.68 – Биология (магистр) Институт фундаментальной биологии и биотехнологии Кафедра Водных и наземных экосистем Красноярск 201__ РАБОЧАЯ программа дисциплины составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 020000 – Естественные науки направления 020400.68 – Биология (магистр). Программу составили: профессор, д.б.н. Гольд Виктор Моисеевич ______________ профессор, д.б.н. Гаевский Николай Александрович ______________ Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры Водных и наземных экосистем ________________201___г. протокол № ___________ Заведующий кафедрой __________________ /Колмаков В.И./
Программа предназначена для подготовки магистров по направлению 020400.68 - Биология, укрупненной группы 020000 - естественные науки, для цикла профессиональных дисциплин (М3, базовая часть) учебного плана в соответствии с ФГОС ВПО третьего поколения. Целью изучения дисциплины является формирование у магистров биологии биосферно-ноосферного мышления, а также понимания проблем устойчивого развития и путей их решения. Задачи изучения дисциплины заключаются в получении сведений об иерархической надорганизменной структуре биосферы, техносфере и ноосфере, о современных проблемах экологии и глобальных экологических проблемах. Достижение цели обеспечивает формированию следующих предусмотренных ФГОС ВПО компетенций: ОК-4 – ; понимает пути развития и сохранения цивилизации, связь геополитических и биосферных процессов, проявляет активную жизненную позицию, используя профессиональные знания; ПК-1: понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач; ПК-2 – знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению; ПК-4 – демонстрирует знание истории и методологии наук, расширяющие общепрофессиональную, фундаментальную подготовку; ПК-5 – демонстрирует знание основ учения о биосфере, понимание современных биосферных процессов, способность к их системной оценке, способность прогнозировать последствия реализации социально значимых проектов; ПК-14 – планирует и проводит мероприятия по оценке состояния и охране среды в соответствии со специализацией. В результате изучения дисциплины студент должен: знать: принципы функционирования биосферы, причины возникновения глобального кризиса, особенности описания экосистем. уметь: вычислять степень замкнутости моделей экосистем, оценивать экологические последствия внедрения новых технологий. владеть: причинно-следственным анализом последствий принятия решений в области экологической безопасности. 1.3 Межпредметные связи Для реализации программы «Учение о биосфере» необходимы базовые знания в области физики, химии, экологии (ООП бакалавриата), менеджмента окружающей среды (ООП магистратуры). В свою очередь, дисциплина обеспечивает информационную и методологическую поддержку выполнения и написания магистерской диссертации.
3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах (тематический план занятий)
3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса Лекция 1. Биосфера как элемент Суперсистемы – Вселенной. Организованность биосферы. Потоки энергии в биосфере (2 часа). Концепция В.И.Вернадского о биосфере как планетарной организации, являющейся закономерной частью космической организованности. Иерархическая надорганизменная структура биосферы. Пространственная и временная организация биосферы. Лекция 2. Основные виды энергии в биосфере (2 часа). Трансформация энергии зелеными растениями. Аккумулирование энергии живым веществом. Потоки энергии в биосфере. Биосфера как удивительный термостат с саморегуляцией. Представление о парниковом эффекте. Лекция 3. Техносфера. Появление и развитие человека. (2 часа). Цефализация как эволюционный принцип. Человек как естественная часть биосферы. Биогеохимические принципы В.И.Вернадского. Экспоненциальное развитие техногенной цивилизации – 20-й век. Трансформация биосферы в техносферу на примере северного полушария. Воздействие человека на биосферу. История и современное состояние. Лекция 4. Глобальные сдвиги в биосфере (2 часа). Динамика диоксида углерода в атмосфере, истощение озонового слоя, кислотные дожди, опустынивание, загрязнение воды и почвы. Лекция 5. Энергетический метаболизм в биосфере (2 часа). Синтез полимеров в современных организмах; энергетика процессов брожения и дыхания, функции фосфатов как универсальной энергетической "валюты" в биологических системах. Лекция 6. Ноосфера. Проблемы существования человечества в Биосфере в 21-м веке. (2 часа). Что такое Ноосфера (по Вернадскому, Моисееву, Тейяру-де-Шардену). Условия достижения Ноосферы по Вернадскому. Представление о Глобальном интеллекте. Лекция 7. Проблемы устойчивого развития (2 часа). Обострение конфликта: Биосфера - Техносфера в 21-м веке, рост загрязнений, изменение климата. Возможный глобальный военный конфликт – «ядерная зима». Демографический взрыв и его «перелом». Роль и место отдельного человека, общественных организаций, государств, международных объединений, ООН в решении проблем устойчивого развития. Лекция 8. Проблема коэволюции человека и биосферы. (2 часа) Возможности и границы количественных прогнозов (по Моисееву).
Учебным планом не предусмотрены 3.4 Лабораторные занятия Учебным планом не предусмотрены. 3.5 Самостоятельная работа Самостоятельная работа студента по дисциплине «Учение и биосфере» (1,56 з.е., 56 часов) предусматривает:
Самостоятельное изучение теоретического материала предполагает работу с учебной литературой, научными монографиями, оригинальными научными статьями, диссертациями. Итогом работы является конспект, презентация, схема, таблица, реферат. На самостоятельное изучение выносятся вопросы в соответствии с тематикой лекций (см. раздел 3.2). Организация самостоятельной работы производиться в соответствии с графиком учебного процесса и самостоятельной работы (прил. А).
В рамках самостоятельной работы по дисциплине «Учение о биосфере» планируется подготовка реферата. Реферат – краткое описание рецензируемого текста с набором ключевых слов и основных положений. Студент выбирает тему реферата из содержания тем семинарских занятий или предлагает тему самостоятельно по согласованию с преподавателем. Реферирование может быть посвящено частной проблеме или содержать обобщение различных точек зрения по определенной теме. От обычного конспектирования научной литературы реферат отличается тем, что в нем излагаются (сопоставляются, оцениваются) различные точки зрения на анализируемую проблему и при этом автор реферата определяет свое отношение к рассматриваемым научным позициям, взглядам или определениям, принадлежащим различным авторам. Исследовательский характер реферата представляет его основную научную ценность. Также предметом для написания реферата может быть обзорная научная статья и монография. Такой реферат включает основное содержание первоисточника с обязательным указанием точки зрения составителя, позиции, с которой он рассматривает проблему. В основе написания реферата лежат оригинальные научные работы, опубликованные в реферируемых научных журналах. Обзорные работы должны быть опубликованы в последние 10 лет, научные работы- 3 лет. Реферат оформляется в соответствии с методическими рекомендациями для самостоятельной работы. Рекомендуемые темы рефератов.
3.6 Структура и содержание модулей дисциплины. Дисциплина читается одним модулем. Структура модуля отражена в приложении В. |
Учебной дисциплины (модуля) Дисциплина учение о биосфере рекомендуется... Дисциплина "Учение о биосфере" знакомит с системой основных научных знаний о биосфере как высокоскоррелированной саморегулирующейся... | Учение о биосфере Э400 Учение о биосфере: учебно-методическое пособие [Текст] /сост. О. Е. Крючкова. – Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. – 24 с | ||
Рабочая программа дисциплины Учение о биосфере Профессиональный цикл,... Цель освоения дисциплины – формирование знаний о строении, структуре, функционировании и эволюции биосферы, умений и навыков анализировать... | Учебно-методический комплекс дисциплина «Учение о биосфере» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа учебной дисциплины учение о биосфере для подготовки... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока б. 3 студентам магистратуры очной формы обучения | Кафедра экологии и природопользования Рабочая программа учебной дисциплины «Учение о биосфере и устойчивое развитие человечества» составлена в соответствии с требованиями... | ||
Методические указания к самостоятельной работе дисциплина б «Учение о биосфере» Программа предназначена для подготовки магистров по направлению 020400. 68 Биология, укрупненной группы 020000 естественные науки,... | Учебно-методический комплекс дисциплины учение о биосфере Программа дисциплины «Общая экология» по специальности 020804 Геоэкология и направлению 020800 Экология и природопользование: Учебная... | ||
Рефератов для самостоятельной работы по дисциплине «экология» Учение В. И. Вернадского о биосфере как теоретическая и практическая основа экологии человека | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: создать представления о биосфере как о глобальной экосистеме; сформировать знания о границах биосферы; ознакомить учащихся... | ||
Урок № Тема: Учение о биосфере Данный урок является вторым. Использованы дифференцированный | Учение в. И. Вернадского о биосфере – экосистеме высшего ранга на... Данный урок является вторым. Использованы дифференцированный | ||
Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный... Петухова Г. А. Учение о биосфере и глобальные экологические проблемы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | Понятие биосферы. Начало и вечность жизни Одно из величайших достижений естествознания XX в учение Вернадского о биосфере, области жизни, объединяющей в едином взаимодействии... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сформировать знания о биосфере и понимание причинной обусловленности изменений в биосфере | Российской федерации «Учение о биосфере» являются – интегральное рассмотрение огромного массива информации о высшем уровне организации живой материи,... |