Учебно-методический комплекс дисциплины учение о биосфере





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины учение о биосфере
страница1/4
Дата публикации02.05.2015
Размер0.57 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > География > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4



Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Московской области

«Международный университет природы, общества и человека «Дубна»

Филиал «Угреша»


Кафедра Экологии и природопользования
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«УЧЕНИЕ О БИОСФЕРЕ»

Для специальности

020804.65 - «геоэкология»

(код и наименование специальности по Общероссийскому классификатору специальностей по образованию)
(ГОС ВПО 98ЕН)

Дзержинский, 2011 г.

УМК разработан д.б.н., проф. кафедры Экологии и природопользования Гитарским

(ученая степень, ученое звание, фамилия, имя, отчество разработчиков)
Михаилом Леонидовичем
Протокол заседания кафедры Экологии и природопользования

(название кафедры)

№ _____ от «____» ________________ 201__ г.
Заведующий кафедрой _______________ / Абакумов Владимир Анатольевич /

(подпись) (фамилия, имя, отчество)

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания выпускающей1 кафедры Экологии и природопользования

(название кафедры_

№ _____ от «____» ________________ 201__ г.
Заведующий выпускающей кафедрой _____________ / Абакумов Владимир Анатольевич /

(подпись) (фамилия, имя, отчество)


Протокол заседания совета факультета _______________________________

(название факультета)

№ ______ от «____» ________________ 201__ г.
Председатель совета (декан) факультета ___________/__________________ /

(подпись) (фамилия, имя, отчество)

Директор филиала ___________/Б.М. Балоян/

(подпись)

«____» ________________ 201__ г.

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Московской области

«Международный университет природы, общества и человека «Дубна»

Филиал «Угреша»




УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

____________ С.В. Моржухина

«___» _______________201_ г.



ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Учение о биосфере»

по специальности/направлению

020804.65 – геоэкология (ГОС ВПО 98ЕН/СП)


Форма обучения: очная
Уровень подготовки: специалист

Курс (семестр): 5; 9


Дзержинский, 2011 г.

Программа дисциплины «Общая экология» по специальности 020804 Геоэкология и направлению 020800 Экология и природопользование: Учебная программа. В.А. Абакумов – Филиал «Угреша» Университета «Дубна», 2011.
Авторы программы:

д.биол.н. Владимир Анатольевич Абакумов __________
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом по специальности

020804 «Геоэкология» и направлению «020800 Экология и природопользование»:
Программа рассмотрена на заседании кафедры экологии и природопользования

Протокол заседания № _____ от «____» ________________ 201__ г.
Заведующий кафедрой ________________ /д.б.н. В.А. Абакумов /

Рецензент: _________________________________________________________________

(ученая степень, ученое звание, Ф.И.О., место работы, должность)

ОДОБРЕНО

директор филиала _______________ /д.т.н., профессор Б.М. Балоян/

(подпись)

«____» _________ 201__ г.


Руководитель библиотечной системы ___________________ /_______________/

(подпись) (ФИО)

РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНУЮ ПРОГРАММУ ДИСЦИПЛИНЫ "УЧЕНИЕ О БИОСФЕРЕ", составленную д.6.н., профессором Абакумовым В.А., ГОУ ВПО Международный университет природы, общества и человека "Дубна" направление 020800 - Экология и природопользование.

Представленная на рецензию программа курса "Учение о биосфере" призвана ознакомить студентов направления Экология и природопользование с особенностями биосферы и дать необходимый объем знаний в этой области.

В курсе рассматривается взаимосвязь различных жизненных форм организмов и их среды обитания, влияние абиотических факторов на живые организмы и их морфологические, физиологические и поведенческие адаптации к этим факторам.

В результате изучения данного курса студенты ознакомятся с принципы влияния факторов окружающей среды на различные группы живых организмов, поймут их функциональную роль в жизни экосистем.

Освоив программу курса, студенты смогут применить полученные знания в своей профессиональной деятельности, т.к. курс ориентирован на формирование у студентов навыков и умений аналитической работы, комплексного подхода к обсуждению наиболее острых и сложных проблем в области экологии.

В целом, программа дисциплины "Учение о биосфере" освещает основные особенности функционирования биосистем, дает фундаментальные знания о функционировании биосистем, их биотических и абиотических компонентов, а также о влиянии на них антропогенных факторов. Немаловажно отметить, что особое внимание в курсе уделяется участию гидробионтов в процессах самоочищения биосистем, восстановлению экосистем, что, безусловно, является одним из приоритетных направлений исследований на сегодняшний день.
Вед. научн. сотр. Биологического ф-та МГУ, д.б.н. А.В. Бурлаков

Аннотация


  • Эта дисциплина читается потоку студентов 4-го курса и является одной из базовых дисциплин специальности «геоэкология и природопользование». Поэтому принципы построения и отбора содержания программы дисциплины основаны на требованиях к обязательному минимуму дисциплины «Учение о биосфере» для указанной специальности (ОПД.Ф.04).

  • Требования к обязательному минимуму содержания данной дисциплины: биосферная концепция В.И. Вернадского; пределы биосферы; источники биосферных представлений; организованность био­сферы; эволюция биосферы; биогенный круговорот элементов; биогеохимические циклы; понятие о ноосфере.

  • Так как эта дисциплина читается с 8-го семестра, потому исходный уровень знаний предполагает знания, полученные до этого семестра.

  • Данная дисциплина готовит студента к изучению курсов федерального компонента общепрофессиональных дисциплин направления, указанных в перечне программ дисциплин федерального компонента по данной специальности после восьмого семестра.

  • Предполагается использование методов обучения, методы обучения, обеспечивающие эффективность преподавания дисциплины. Например, использование аппаратуры для демонстрации диапозитивов, использование компьютерной техники для демонстрации видеосюжетов, поясняющих и демонстрирующих лекционный материал.

  • Программа предусматривает часы для самостоятельной работы студентов, которая предполагает проработку лекционного материала, работу с литературными источниками, работу с электронными источниками информации, включая интернет, подготовку к семинарским занятиям. Программой предусматривается, что студенты должны сделать реферат по самостоятельно выбранной теме, но согласованной с лектором.

  • Методика формирования результирующей оценки предполагает следующие виды контроля: проверка присутствия студентов на занятиях, спонтанный опрос студентов на занятиях, оценка студенческого реферата, проведение письменных контрольных работ в середине и конце семестра, опрос студентов на семинарских занятиях. Видом итогового контроля является экзамен.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  • физические, химические и психологические факторы техногенной среды обитания человека;

  • факторы экологического риска;

  • ресурсы биосферы и демографические проблемы;

  • исторические типы взаимодействия человека и природы;

  • основные предпосылки экологической проблемы,

  • физиологические основы нормы и патологии основных систем организма человека;

  • экологический кризис и пути его преодоления;

  • знать современные теории эволюции, концепции видообразования и их сопряженности с основными закономерностями функционирова­ния экологических систем;

  • знать состав и строение Земли и земной коры, понимать роль экзо­генных и эндогенных процессов в развитии земной коры во времени и пространстве;

  • знать процессы формирования климата, классификацию климатов, тенденции изменения климата в глобальном и региональном аспектах, в том числе основные закономерности радиационного и теплового режима атмосферы Земли;

  • знать основные группы загрязнителей, пути их миграции, трансфор­мации и накопления в экосистемах;

  • знать и уметь использовать методы обнаружения и количественной оценки основных загрязнителей в окружающей среде;

  • знать механизмы воздействия факторов среды на организм и пределы его устойчивости, пути адаптации к стрессорным воздействиям среды; знать особенности влияния загрязнений различной природы на от­дельные организмы и биоценозы, на организм человека; знать и уметь использовать основы токсикологического нормирова­ния;

  • знать экологические принципы рационального природопользования; уметь планировать и осуществлять мероприятия по охране природы; владеть методами оценки воздействий на природную среду (соответ­ственно избранному профилю);

  • знать условия эколого-экономической сбалансированности регионов, проблемы использования возобновляемых и невозобновляемых ре­сурсов, использования и дезактивации отходов производства; уметь планировать меры экономического стимулирования природо­охранной деятельности;

  • знать основы биологической продуктивности биосферы, процессов воспроизводства пищевых ресурсов человечества, знать региональ­ные этнические и демографические особенности населения и специ­фику его взаимодействия с природной и социальной средой.


Уметь:

применять свои знания для объяснения причин, последствий, результатов загрязнения и деградации биосферы;

  • оценить состояние здоровья населения, состояние окружающей среды по имеющимся данным;

  • уметь использовать методы обнаружения и количественной оценки основных загрязнителей в окружающей среде;

  • уметь оценивать природно-ресурсный потенциал территории и от­дельные виды природных ресурсов.

  • иметь представление о геологической деятельности человека и про­блемах охраны геологической среды;

  • понимать физиологические основы здоровья человека, факторы эко­логического риска, возможности экологической адаптации; знать основные черты кризисных экологических ситуаций, уметь ис­пользовать профессиональную подготовку (соответственно профилю) для разработки мер их преодоления;

  • понимать механизмы взаимодействий различных техногенных систем с природными экосистемами;



Получить навык:

  • уметь использовать методы обнаружения и количественной оценки основных загрязнителей в окружающей среде;

  • владеть методами оценки воздействий на природную среду.

  • работы с научной литературой по данной тематике.


Цель и задачи дисциплины
Жизнедеятельность населения (его быт, труд отдых, поддержание высокого уровня здоровья, демографическое поведение, семейные отно­шения, осознание своей духовной и политической независимости, соци­альный комфорт) во многом обусловлена качеством жизни и его важней­шей составной частью — качеством окружающей человека среды. Взаим­ное влияние человека на среду своего обитания и этой среды на человека исследуются экологией человека или антропоэкологией. Эта наука на­правлена на познание закономерностей взаимодействия человеческих общностей с окружающими их природными, социальными, производст­венными факторами, включая культуру, религию, обычаи и пр., с целью определить направленность социально-демографических процессов, при­чины этой направленности и способствовать обществу путем обеспечения его соответствующей информацией — в деле оптимизации жизненной среды человека и процессов, протекающих в человеческих общностях.

Экология человека – это наука, изучающая закономерности взаимодействия человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с динамичной, постоянно усложняющейся средой обитания, проблемы сохранения и укрепления здоровья.

Поэтому основной целью курса «Экология человека» показать, что эта дисциплина является комплексной междисциплинарной наукой, раскрыть характеристика основных сфер взаимодействия общества, человека и природы.
Поэтому задачами курса являются:

- изучение системы понятий, основных факторов и проблем экологии человека, принципов и мето­дических приемов исследований возникающих проблем;

- рассмотрение основных проблем экологии человека, эта­пы взаимодействия общества и природы, проблемы устойчивого развития, экологической культуры;

- дать необходимое представление о науках, смежных с экологией человека;

- уделить особое внимание уделяется проблемам, наиболее важным для современного этапа экономического и социального развития страны;


Объем дисциплины и виды учебной работы
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины учение о биосфере iconУчебной дисциплины (модуля) Дисциплина учение о биосфере рекомендуется...
Дисциплина "Учение о биосфере" знакомит с системой основных научных знаний о биосфере как высокоскоррелированной саморегулирующейся...
Учебно-методический комплекс дисциплины учение о биосфере iconУчение о биосфере
Э400 Учение о биосфере: учебно-методическое пособие [Текст] /сост. О. Е. Крючкова. – Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. – 24 с
Учебно-методический комплекс дисциплины учение о биосфере iconУчебно-методический комплекс дисциплина «Учение о биосфере»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины учение о биосфере iconРабочая программа дисциплины Учение о биосфере Профессиональный цикл,...
Цель освоения дисциплины – формирование знаний о строении, структуре, функционировании и эволюции биосферы, умений и навыков анализировать...
Учебно-методический комплекс дисциплины учение о биосфере iconМинистерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный...
Петухова Г. А. Учение о биосфере и глобальные экологические проблемы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Учебно-методический комплекс дисциплины учение о биосфере iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 03
Государственного образовательного стандарта по дисциплине «Учение об атмосфере» для специальности «Геоэкология»
Учебно-методический комплекс дисциплины учение о биосфере iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины учение о биосфере iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины учение о биосфере iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины учение о биосфере iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины учение о биосфере iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины учение о биосфере iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 2 Учение об атмосфере...
Целью курса является знакомство с основными научными знаниями об атмосфере и методами ее исследования
Учебно-методический комплекс дисциплины учение о биосфере iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины учение о биосфере iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины учение о биосфере iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины учение о биосфере iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск