Скачать 372.73 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» УТВЕРЖДАЮ Директор Института фундаментальнойбиологии и биотехнологии_____________/В.А.Сапожников/ «_____» _____________201 г. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ Дисциплина М3.Б.3. «Учение о биосфере» Укрупненная группа 020000 – естественные науки Направление 020400.68 – биология (магистр) Институт фундаментальной биологии и биотехнологии Кафедра водных и наземных экосистем Красноярск 201 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ составлены в соответствии с ФГОС ВПО по укрупненной группе 020000 – естественные науки, направление 020400.68 – биология (магистр). Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов составили: Гольд Виктор Моисеевич, профессор, д.б.н. _________________ Гаевский Николай Александрович, профессор, д.б.н. _________________ Голованова Тамара Ивановна, профессор, д.б.н. _________________ Методические указания обсуждены на заседании кафедры водных и наземных экосистем «___» ____________201__ г., протокол № _____ Заведующий кафедрой водных и наземных экосистем В.И.Колмаков _________________
Программа предназначена для подготовки магистров по направлению 020400.68 - Биология, укрупненной группы 020000 - естественные науки, для цикла профессиональных дисциплин (М3, базовая часть) учебного плана в соответствии с ФГОС ВПО третьего поколения. 1.1. Целью изучения дисциплины является формирование у магистров биологии биосферно-ноосферного мышления, а также понимания проблем устойчивого развития и путей их решения. 1.2. Задачи изучения дисциплины заключаются в получении сведений об иерархической надорганизменной структуре биосферы, техносфере и ноосфере, о современных проблемах экологии и глобальных экологических проблемах. Достижение цели обеспечивает формированию следующих предусмотренных ФГОС ВПО компетенций: ОК-4 – понимает пути развития и сохранения цивилизации, связь геополитических и биосферных процессов, проявляет активную жизненную позицию, используя профессиональные знания; ПК-1: понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач; ПК-2 – знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению; ПК-4 – демонстрирует знание истории и методологии наук, расширяющие общепрофессиональную, фундаментальную подготовку; ПК-5 – демонстрирует знание основ учения о биосфере, понимание современных биосферных процессов, способность к их системной оценке, способность прогнозировать последствия реализации социально значимых проектов; ПК-14 – планирует и проводит мероприятия по оценке состояния и охране среды в соответствии со специализацией. В результате изучения дисциплины студент должен: знать: принципы функционирования биосферы, причины возникновения глобального кризиса, особенности описания экосистем. уметь: вычислять степень замкнутости моделей экосистем, оценивать экологические последствия внедрения новых технологий. владеть: причинно-следственным анализом последствий принятия решений в области экологической безопасности. Трудозатраты на выполнение различных видов самостоятельной работы показаны в табл. 2.1. 1.3. Межпредметные связи Для реализации программы «Учение о биосфере» необходимы базовые знания в области физики, химии, экологии (ООП бакалавриата), менеджмента окружающей среды (ООП магистратуры). В свою очередь, дисциплина обеспечивает информационную и методологическую поддержку выполнения и написания магистерской диссертации. 2. Объем дисциплины и виды учебной работы Объем учебного времени, необходимого для освоения курса – 3 зачетные единицы, что составляет 108 учебных часа, в том числе самостоятельная работа в объеме 56 часов. Виды занятий: лекции, самостоятельная работа: изучение теоретического материала, написание рефератов и подготовка презентации, подготовка к экзамену. Таблица 2.1 – Виды учебной работы
3. Самостоятельная работа. В дисциплине «Учение о биосфере» реализуются следующие виды самостоятельной работы студентов: самостоятельное изучение теоретического материала – 36час.(1,0 з.е.), написание рефератов и подготовка презентации – 20 час.(0,56 з.е.). Организация самостоятельной работы производится в соответствии с графиком учебного процесса и самостоятельной работы (приложение 1). Программой предусмотрены следующие виды самостоятельной работы студентов: 1 - индивидуально или в группе повторение теоретического материала прочитанных лекций; 2 - индивидуальное изучение теоретического материала с использованием основной и дополнительной литературы при подготовке к лекциям, промежуточному и итоговому контролю, 3 - индивидуальное написание рефератов. Самостоятельное изучение теоретического материала предполагает работу с учебной литературой, научными монографиями, оригинальными научными статьями, диссертациями. Итогом работы является конспект, схема, таблица, написание реферата и подготовка презентации по изучаемой теме. Рекомендации по выполнению отдельных видов самостоятельной работы.
Самостоятельное изучение теоретического материала предполагает работу с учебной, научной и справочной литературой, итогом которой являются конспект, схемы, таблицы. Конспект – краткая запись информации, полученной на лекции, при чтении литературы, просмотре видео документа или из других источников. Работа над конспектом включает анализ полученной информации, выделение в ней самого необходимого для решения конкретной задачи, представление ее в сжатом письменном виде. Конспект способствует запоминанию текста, облегчает овладение специальными терминами, незаменим при подготовке более сложной работы в виде доклада, реферата, диплома, диссертации, статьи, книги. Качество конспекта определяет много условий. Часть из них не зависят от подготовки студента. В частности, характер текста (есть работы, почти не поддающиеся свертыванию информации), логика и стиль изложения работы. Трудно конспектировать глубоко теоретические, крайне эмпирические, фактологические и описательные работы. К субъективным факторам относятся - знание темы, степень владения языком конспективного изложения; четкое представление о необходимости конспекта в дальнейшей работе, владение оргтехникой и другие условия. Первая операция, которой следует овладеть при составлении конспекта, это структурирование информации. Выписки - простейшая форма конспектирования. Состоит в переписывании части текста в виде цитаты или в виде собственных предложений, часто независимых друг от друга. План - это последовательный перечень проблем, затрагиваемых автором конспектируемой работы. Тезис - краткое изложение основной мысли, высказанной автором более широко и пространно; это авторское суждение, положение, изложенное "своим" языком. Аннотация - кратчайшая форма изложения всего содержания конспектируемого текста, дающего общее представление о нем. Рецензия - критический анализ и оценка прочитанного текста с использованием в качестве доказательств тезисов и цитат из самого текста. Схема является альтернативным вариантом плана. Накопленные знания должны использоваться как основа для получения новых. В сущности, то, как мы мыслим, влияет на то, как и что мы изучаем. Составление схем идентифицирует путь нашего мышления, путь, где мы видим связи между знаниями. Сначала откажитесь от идеи составления плана, пункты которого изложены предложениями. Оперируйте ключевыми словами и терминами, которые описывают идею. Создавать схему можно на листе бумаге, доске, экране компьютера и т.п. В центр поместите наиболее значимое слово, короткую фразу или символ. Поразмыслите над ним; обведите его в кружок. Разместите другие значимые слова вне круга. Заключите пункты по смыслу в большие круги, нарисуйте связи между ними стрелками. Оставьте место, чтобы наращивать вашу схему для дальнейшего развития, пояснений, добавления пунктов действий. Работайте быстро без детального анализа своей работы. Исправьте первоначальный набросок. Поразмыслите над связями крайних пунктов с центральными пунктами. Сотрите, замените или сократите слова в описаниях ключевых идей. Переместите значимые пункты ближе друг к другу для лучшей структуризации. По возможности используйте цветовое выделение для структурирования информации. Свяжите концепции с помощью слов, чтобы прояснить отношения между ними. Расширьте вашу схему. Свободно и быстро добавьте другие ключевые слова и идеи. Думайте о перспективе: комбинируйте идеи, чтобы расширить схему. Развивайте в различных направлениях соответственно теме, не ограничиваясь тем, как вы создаете схему. По мере расширения схема будет становиться все более детальной. Отложите схему в сторону. Спустя какое-то время продолжите работу над ней. Остановитесь и задумайтесь над связями, которые вы развиваете. Продолжайте и дальше работать над схемой. Эта схема - ваш личный учебный документ. Она объединяет то, что вы знали, с тем, что изучаете и что вы, возможно, должны доделать для полноты «картины». Таблица - перечень сведений, числовых данных, приведенных в определенную систему и разнесенных по графам. Таблицы используют в следующих случаях: - при необходимости представить данные, для которых важно точное числовое значение; - при необходимости представить большое количество чисел в компактном виде; - для обобщения сведений; - для представления информации, слишком сложной для простого и четкого изложения в тексте или изображения на рисунке. Таблица должна быть настолько полной, чтобы ее можно было понять без ссылки на основной текст, однако она должна содержать только необходимые данные. Таблица должна быть по возможности простой. Вертикальные и горизонтальные графы таблицы (столбцы и строки) должны быть расположены в определенной логической последовательности. Единицы измерения, символы и данные в таблице должны совпадать с этими элементами в тексте. Таблицы, содержащие сходные типы информации, следует форматировать аналогичным образом. Одни и те же данные нельзя представлять и в таблицах, и на рисунках. Если таблица оформлена неудовлетворительно, иногда проще построить ее заново, чем пытаться исправить уже созданную таблицу. Таблица состоит из пяти основных частей: А. Номер и название. Б. Головки столбцов. В. Боковик (содержит головки строк). Г. Поле данных (содержит сведения, числовые данные). Д. Примечания. Название таблицы должно быть лаконичным и информативным; как правило, оно должно состоять из одного предложения. Не следует составлять названия таблицы из перечня головок столбцов; предпочтительнее указать категорию или класс переменных, на которые таблица ориентирована. Примечания используют в случае, если информация логически не вписывается в структуру таблицы и труднодоступна в основном тексте. Предпочтительнее всего использовать в таблице в качестве индекса те же символы, что и для сносок в основном тексте. Ответить на вопрос о том, какие данные разместить в столбцах, а какие - в строках, непросто. Согласно одним рекомендациям, сходные данные целесообразнее помещать в столбцах, поскольку сравнивать их легче, просматривая столбец сверху вниз. Эти рекомендации предполагают, что названия головок строк в боковике отражают независимые переменные, а головки столбцов - зависимые переменные. Окончательный выбор наиболее понятного читателю оформления таблицы может зависеть также от ограничений, связанных с размером полосы, ширины столбцов таблицы, общего количества данных и количества данных, подлежащих сравнению Каждому обучающимуся обеспечен доступ к электронно-библиотечным системам (ЭБС), содержащим издания по основным разделам изучаемой дисциплины. Электронно-библиотечная система СФУ обеспечивает возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. В электронных читальных залах Электронной библиотеки СФУ обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к электронным ресурсам не менее чем для 25 процентов обучающихся. Студентам обеспечена возможность свободного доступа к фондам учебно-методической документации и интернет ресурсам. Все обучающиеся имеют открытый доступ к базе Электронного каталога и полнотекстовой базе данных внутривузовских изданий (http://lib.sfu-kras.ru/); ресурсам Виртуальных читальных залов (http://lib.sfu-kras.ru/eresources/virtual.php); к УМКД (http://lib.sfu-kras.ru/ecollections/umkd.php); к видеолекциям и учебным фильмам университета (http://tube.sfu-kras.ru/); к учебно-методическим материалам институтов (сайт Института фундаментальной биологии и биотехнологии (ИФБиБТ) - http://bio.sfu-kras.ru/). Студентам предоставлены условия и возможности работы в режиме on-line с зарубежными и отечественными лицензионными информационными базами данных, перечисленными в разделе «Информационные ресурсы».
В рамках изучения курса студент должен подготовить реферат. При подготовке реферата студент пользуется методическими материалами из списка основной и дополнительной литературы, электронных методических изданий, перечня программного обеспечения, методических указаний используемых в учебном процессе. Реферат – краткое описание рецензируемого текста с набором ключевых слов и основных положений. Тема реферата выбирается из рекомендованного списка или по предложению студента в соответствии с темами лекций, семинаров и тем самостоятельного изучения теоретического материала с согласия преподавателя. Реферирование может быть посвящено частной проблеме или содержать обобщение различных точек зрения по определенной теме. От обычного конспектирования научной литературы реферат отличается тем, что в нем излагаются (сопоставляются, оцениваются) различные точки зрения на анализируемую проблему и при этом составитель реферата определяет свое отношение к рассматриваемым научным позициям, взглядам или определениям, принадлежащим различным авторам. Исследовательский характер реферата представляет его основную научную ценность. Также рефератом называют краткое изложение научной статьи или монографии. Такой реферат включает основное содержание первоисточника с обязательным указанием точки зрения составителя, позиции, с которой он рассматривает проблему. В основе написания реферата лежат оригинальные научные работы, опубликованные в реферируемых научных журналах. Обзорные работы должны быть опубликованы в последние 10 лет, научные работы - 3 лет. Реферат оформляется в соответствии с методическими рекомендациями для самостоятельной работы. Реферат включает следующие структурные элементы:
Ниже приведены рекомендуемые темы рефератов из всех разделов дисциплины: Рекомендуемые темы рефератов.
Оформление реферата должно соответствовать межгосударственному стандарту ГОСТ 7.32−2001, устанавливающему общие требования к структуре и правилам оформления научных и технических отчетов. Реферат должен сопровождаться библиографическим списком, который составляют в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка». Реферат сдается на проверку преподавателю согласно «Графику учебного процесса и самостоятельной работы студентов по дисциплине «Учение о биосфере», приведенного в конце данных методических указаний (прил. 1). При подготовке рефератов и презентаций рекомендуется использовать лицензионное программное обеспечение ФГАОУ ВПО СФУ. При подготовке реферата используется современное интерактивное оборудование, закупленной по программе развития СФУ. В частности, интерактивная доска SMART Board 3000i использует все возможности персонального компьютера в режиме реального времени. Специальное программное обеспечение позволяет работать с текстами и графическими объектами, аудио- и видеоматериалами, интернет-ресурсами, базами данных, библиотеками и т. д. Организация самостоятельной работы производиться в соответствии с графиком учебного процесса и самостоятельной работы (прил. 1).
Самостоятельная работа студентов подкреплена учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, руководства и инструкции по работе с программным обеспечением. 3.4. Самоконтроль. Самоконтроль – это один из важнейших элементов при проверке усвоения пройденной темы по изучаемой дисциплине. Промежуточный контроль (ПК) проводится в соответствии с графиком самостоятельной работы. К итоговой аттестации допускаются студенты, набравшие не менее 40% от объема текущей аттестации и полностью выполнившие следующий объем работ: - выполнение и сдача реферата; - написание карты метаболизма; - успешная сдача промежуточного контроля. 3.5 Структура и содержание разделов дисциплины (см. приложение 2). Структура и содержание разделов дисциплины отражены в прил. 2. 4. Образовательные технологии В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению 020400.68 – биология реализация компетентностного подхода предусматривает использование активных и интерактивных форм проведения занятий, которые в сочетании с внеаудиторной работой способствуют формированию и развитию профессиональных навыков обучающихся. Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе. Лекция - беседа – одна из форм активных занятий. Она предполагает самостоятельную подготовку студентов по плану каждой лекции на основе рекомендованной обязательной и дополнительной литературы. Лекция-беседа позволяет вовлечь в работу наибольшее число студентов. Лекция-беседа допускает запланированные выступления отдельных студентов по близким к теме дополнительным вопросам. В ходе лекции-беседы происходит обмен мнениями, предположениями, догадками, различными вариантами промежуточных решений. К учебно-методическим материалам института Института фундаментальной биологии и биотехнологии (ИФБиБТ) студенты имеют доступ через сайт официальный сайт института - http://bio.sfu-kras.ru/, раздел «Образование», учебно-методические материалы в электронном виде – http://bio.sfu-kras.ru/?page=482. Студентам обеспечен свободный доступ к личным кабинетам преподавателей на сайте Института фундаментальной биологии и биотехнологии (http://bio.sfu-kras.ru/?page=498). В личном кабинете преподавателя размещаются презентации, учебно-методические материалы, промежуточные задания и вопросы к экзамену. Так же в личном кабинете организуется обмен материалами и консультации при самостоятельной работе студентов, и выполнении практических заданий и подготовке презентаций. Удельный вес аудиторных занятий, проводимых в интерактивной форме по дисциплине, составляет 93 % 5. Основная и дополнительная литература, информационные ресурсы 5.1. Основная литература
Дополнительная литература
Периодика Журналы МАИК Физиология растений, Экология, Успехи современной биологии, Биофизика. Научные обзорные статьи
5.3.Информационные ресурсы Ссылки на доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам по дисциплине. |
Учебной дисциплины (модуля) Дисциплина учение о биосфере рекомендуется... Дисциплина "Учение о биосфере" знакомит с системой основных научных знаний о биосфере как высокоскоррелированной саморегулирующейся... | Учение о биосфере Э400 Учение о биосфере: учебно-методическое пособие [Текст] /сост. О. Е. Крючкова. – Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. – 24 с | ||
Методические указания к самостоятельной работе (для специальности биохимия) Б 545 Безопасность жизнедеятельности: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост. О. А гусейнов. – Красноярск:... | Методические указания к самостоятельной работе Красноярск Человек: основы антропологии: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост Е. В. Инжеваткин. – Красноярск: Сибирский... | ||
Методические указания по самостоятельной работе студентов содержат... М 20 Математическое моделирование биотехнологических процессов: Методические указания к самостоятельной работе [Текст] / сост. П.... | Методические указания по самостоятельной работе Красноярск ... | ||
Методические указания по самостоятельной работе красноярск 2013 удк... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» (магистерские программы: 020400.... | Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Антропология» Антропология: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост Е. В. Инжеваткин. – Красноярск: Сибирский федеральный... | ||
Методические указания по самостоятельной работе студентов Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Вторичные метаболиты растений»... | Методические указания по самостоятельной работе студентов Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Избранные главы экологической... | ||
Методические указания к самостоятельной работе студентов (срс) Дисциплина «Экология» Бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «государственный университет учебно-научно-производственный... | Учебно-методический комплекс дисциплина «Учение о биосфере» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические указания к самостоятельной работе Красноярск Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия» | Методические указания к самостоятельной работе Красноярск Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология» | ||
Методические указания по самостоятельной работе Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и... | Методические указания по самостоятельной работе Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология», магистерская программа «Микробиология... |