Учение в. И. Вернадского о биосфере – экосистеме высшего ранга на земле газимов Булат Алмазович., 6 класс мбоу «Тат. Янтыковская основная общеобразовательная школа»





Скачать 147.98 Kb.
НазваниеУчение в. И. Вернадского о биосфере – экосистеме высшего ранга на земле газимов Булат Алмазович., 6 класс мбоу «Тат. Янтыковская основная общеобразовательная школа»
Дата публикации27.06.2013
Размер147.98 Kb.
ТипИсследовательская работа
100-bal.ru > География > Исследовательская работа
Исследовательская работа
УЧЕНИЕ В.И. ВЕРНАДСКОГО О БИОСФЕРЕ –

ЭКОСИСТЕМЕ ВЫСШЕГО РАНГА НА ЗЕМЛЕ

Газимов Булат Алмазович., 6 класс
МБОУ «Тат.Янтыковская основная общеобразовательная школа» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан

Научный руководитель: Хафизова Г.С.учитель биологии
План.

  1. Введение

  2. Личность Вернадского

  3. Учение В.И. Вернадского о биосфере

  4. Что такое ноосфера

  5. Возможен ли переход биосферы в ноосферу?

  6. Заключение. Выводы

  7. Использованная литература


Цель работы:

  1. Ознакомиться с научными трудами В.И. Вернадского о биосфере – экосистеме высшего ранга на Земле.

  2. Выяснить условия, необходимые для становления и существования ноосферы и выполняются ли эти условия в современном мире.


Задачи исследования:

  1. Изучить теоретический материал по исследуемой теме.

  2. Ознакомиться с личностью В.И. Вернадского.

  3. Выяснить роль трудов Вернадского.

  4. Условия перехода биосферы в ноосферу, в сферу разума.



ВВЕДЕНИЕ

12 марта 2013 года исполнилось 150 лет со дня рождения знаменитого ученого, основоположника теории о биосфере В.И. Вернадского.

2013 год объявлен Годом экологической культуры и охраны окружающей среды. По резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, 21 марта объявлено Международным днем леса и эта дата в России и Татарстане отмечается в этом году впервые. Совпадение таких значительных дат, наверное, неслучайно. Биосфера – это сфера жизни, её охрана требует большого внимания от человечества.

В данной работе рассматриваются труды Вернадского о биосфере – экосистеме высшего ранга на Земле. К сожалению, далеко не всегда природа и человек могут найти общий язык. Например, с каждым годом население Земли увеличивается, а площади лесов сокращаются. Фактически уже сейчас человечество живет за счет природных ресурсов, взятых у будущих поколений, что можно охарактеризовать как «экологический перерасход».

Не хочется говорить банальности, тем более всем и так понятно, что связано с экологией, от чего зависит качество жизни, качество окружающего мира, продолжительность жизни. Лет десять назад тема охраны природы, экологическая проблематика не относились к числу приоритетов наших людей. Сейчас ситуация изменилась кардинальным образом: экологией хотят заниматься все – и государство, и общественные структуры. Но самое-то главное – не разговаривать, а что-то делать. Для этого нужно продолжить работу по снижению негативного влияния на окружающую среду, по сохранению и восстановлению уникальных природных комплексов, заповедников.

В наше время в связи с усилившимися негативными последствиями воздействия научно-технического прогресса на природную среду, обострением планетарной экологической ситуации, что ставит под угрозу дальнейшее существование всего живого на земле, обостряется научный и общественный интерес к учению В.И. Вернадского о биосфере, к его фундаментальным трудам.

Весь окружающий нас мир, одна из оболочек Земли называется биосферой. Термин «биосфера», введенный Э. Зюссом (1875), в результате работ В.И. Вернадского стал обозначать всю ту наружную область планеты Земля, в которой не только существует жизнь, но которая в той или иной степени видоизменена или сформирована. Со дня рождения знаменитого ученого, основоположника теории о биосфере В.И. Вернадского в этом году 12 марта исполнилось 150 лет.
ЛИЧНОСТЬ В.И. ВЕРНАДСКОГО
Родился В.И.Вернадский в Петербурге. Мать была украинкой, и корни рода Вернадских происходят от Запорожской Сечи. На всю жизнь ученый сохранил любовь к украинскому языку, культуры, истории и науке.

В.И.Вернадский получил блестящее образование. Петербургская классическая гимназия, где с третьего класса учился Вернадский, была одна из лучших в России. Здесь хорошо преподавались иностранные языки, история, философия. Он учился в Петербургском Университете в 80-х годах прошлого века, когда там преподавали великие ученые В.В.Довженко, Д.И.Менделеев, О.И.Войков, О.М.Бекетов. М.П.Вагнер и другие. Его методология отличалась впечатляющей широтой подхода к проблемам, человечества. Он призывал и других ученых не только сравнивать научное мировоззрение разных эпох, а и изучать структуру науки в совокупности с другими формами общественного сознания - философии, религии, искусства, даже с материальной практикой и социальными условиями жизни населения той эпохи. Мыслитель написал блестящие статьи про творчество Ломоносова, Канта, а в научных работах цитировал самых выдающихся ученых мира. Научный метод рассматривался им как важный, но не единый метод познания реальности.

В 1897 году В.И.Вернадский защищает докторскую диссертацию и становится профессором Московского университета. В 1906 году его избирают членом Государственного совета от Московского университета. Два года спустя он делается экстраординарным академиком. По инициативе и под председательством В.И.Вернадского в 1915 году создается комиссия по изучению естественных производительных сил России при Академии наук.

В конце 1921 года В.И.Вернадский основал в Москве Радиевый институт и был назначен его директором. В 1926 году выходит его знаменитая работа «Биосфера», после чего он пишет массу исследований о природных водах, круговороте веществ и газах Земли, о космической пыли, геометрии, проблеме времени в современной науке. Но главной для него остается тема биосферы – области жизни и геохимической деятельности живого вещества.

Дожив до глубокой старости, В.И.Вернадский скончался в Москве всего за несколько месяцев до победоносного завершения Великой Отечественной войны. Ему пришлось пережить три революции в России и две мировые войны. Но на его век выпали и не менее революционные открытия в науке.
УЧЕНИЕ В.И.ВЕРНАДСКОГО О БИОСФЕРЕ
Экосистемой высшего ранга на Земле является биосфера – оболочка планеты, населенная живым веществом.

Понятие биосферы появилось в биологии в ХVIII веке, однако первоначально оно имело совсем иной смысл, чем теперь. Биосферой именовали небольшие гипотетические глобулы (ядра органического вещества), которые якобы составляют основу всех организмов. По современным представлениям, биосфера - это оболочка земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с этими организмами.

Эти представления базируются на учении В.И.Вернадского о биосфере, являющимся крупнейшим из обобщений в области естествознания в XX в.

Согласно воззрениям В.И.Вернадского, весь облик Земли, все ее ландшафты, атмосфера, химический состав вод, толща осадочных пород обязаны своим происхождением живому веществу. Жизнь – это связующее звено между Космосом и Землей, которое используя энергию, приходящую из космоса, трансформирует косное вещество, создает новые формы материального мира. Так, живые организмы создали почву, наполнили атмосферу кислородом, оставили после себя километровые толщи осадочных пород и топливные богатства недр, многократно пропустили через себя весь объем Мирового океана. Вернадский не занимался проблемой возникновения жизни, он понимал ее как естественный этап самоорганизации материи в любой части космоса, приводящий к возникновению все новых форм ее существования.

Поскольку живое вещество является определяющим компонентом биосферы, можно утверждать, что оно может существовать и развиваться только в рамках целостной системы биосферы. В.И.Вернадский считает, что живые организмы являются функцией биосферы и теснейшим образом материально и энергетически с ней связаны, являются огромной геологической силой, ее определяющей. «Живое вещество», так определенное, представляет понятие, вполне точное и всецело охватывающее объекты изучения биологии и биогеохимии. Оно простое, ясное и никаких недоразумений вызывать не может. Мы изучаем в науке только живой организм и его совокупности. Научно они идентичны понятию жизни.

Живое вещество охватывает всю биосферу, ее создает и измеряет, но по весу и объему оно составляет небольшую ее часть. Косное, неживое вещество резко преобладает; по объему господствуют газы в большом разрежении, по весу твердые горные породы и в меньшей степени жидкая морская вода Всемирного Океана. Живое вещество даже в самых больших концентрациях в исключительных случаях и в незначительных массах составляет десятки процентов вещества биосферы и в среднем едва ли составляет одну-две сотых процента по весу. Но геологически оно является самой большой силой в биосфере и определяет все идущие в ней процессы и развивает огромную свободную энергию, создавая основную геологически проявляющуюся силу в биосфере, мощность которая сейчас еще количественно учтена быть не может, но, возможно, превышает все другие геологические проявления в биосфере.

Природными телами биосферы являются не только живые организмы, живые вещества, но главную массу вещества биосферы образуют тела неживые, косные, такие, например, газы атмосферы, горные породы, химический элемент, атом, кварц, серпентин и т.д.

Помимо живых и косных природных тел в биосфере огромную роль играет их закономерные структуры, разнородные природные тела, как, например, почвы, илы, поверхностные воды, тел, одновременно сосуществующих, образующих сложные закономерные косно-живые структуры. Эти сложные природные тела называются биокосными природными телами. Сама биосфера - есть сложное планетное биокосное природное тело.

С учетом современных представлений, биосфера включает оболочку Земли, которая содержит всю совокупность живых организмов и часть вещества планеты, находящуюся в непрерывном обмене с этими организмами. Иными словами, биосфера – это область активной жизни, которая охватывает нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу и верхние горизонты литосферы.
ЧТО ТАКОЕ НООСФЕРА
Вернадский оценил появление человека на Земле, как огромный шаг в эволюции планеты. Ученый считал, что с возникновением человека и развитием его производственной деятельности человечество становится основным геологическим фактором всех происходящих в биосфере планеты изменений, приобретающих глобальный характер («Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой»). Дальнейшее неконтролируемое развитие деятельности людей таит в себе большую опасность и потому, считал В.И.Вернадский, биосфера должна постепенно превращаться в ноосферу, или сферу разума (от греческих noos – разум, sphaira – шар).

Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы и человечества. Вернадский в своих работах раскрывает корни этого единства, значение организованности биосферы в развитии человечества. Это позволяет понять место и роль исторического развития человечества в эволюции биосферы, закономерности ее перехода в ноосферу.

В концепции ноосферы разум человека предстает природным, космическим явлением. Под понятием «ноосфера» ученый подразумевал высшую форму развития биосферы, определяемую гармонично сосуществующими процессами развития общества и природы.

Понятие «ноосфера» отражает будущее состояние рационально организованной природы, новый этап развития биосферы, эпоху ноосферы, когда дальнейшая эволюция планеты будет направляться разумом в целях обеспечения необходимой гармонии в сосуществовании природы и общества.

Следующий этап в развитии концепции ноосферы должен состоять в том, чтобы понять, как достичь этой гармонии. По–видимому, процесс совместного гармоничного развития человеческого общества и биосферы может быть обеспечен только благодаря науке, позволяющей оценить экологические последствия воздействия крупномасштабных природопреобразующих проектов и найти пути экологобезопасного существования.

Одной из ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского о ноосфере, является то, что человек не является самодостаточным живым существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри природы и является частью ее. Это единство обусловлено, прежде всего, функциональной неразрывностью окружающей среды и человека, которую пытался показать Вернадский как биогеохимик. Человечество само по себе есть природное явление и естественно, что влияние биосферы сказывается не только на среде жизни, но и на образе мысли.

Но не только природа оказывает влияние на человека, существует и обратная связь. Причем она не поверхностная, отражающая физическое влияние человека на окружающую среду, она гораздо глубже. Так, в последнее время резко меняется отражение живых существ на окружающей природе. Благодаря этому процесс эволюции переносится в область минералов. Резко меняются почвы, воды и воздух. То есть эволюция видов сама превратилась в геологический процесс, так как в процессе эволюции появилась новая геологическая сила. Вернадский писал: «Эволюция видов переходит в эволюцию биосферы».

Здесь естественно напрашивается вывод о том, что геологической силой является разум, научная мысль социального человечества. В «Философских мыслях натуралиста» Вернадский писал: «Мы как раз переживаем ее яркое вхождение в геологическую историю планеты. В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния одного видового живого вещества – цивилизованного человечества – на изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – в ноосферу».

Высказывания о самоистреблении человечества, о крушении цивилизации не имеют под собой веских оснований. Было бы по меньшей мере странно, если бы научная мысль – порождение естественного геологического процесса противоречила бы самому процессу. Мы стоим на пороге революционных изменений в окружающей среде: биосфера посредством переработки научной мыслью переходит в новое эволюционное состояние – ноосферу.

«Процесс – полного заселения биосферы человеком – обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан со скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностью мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду на планете».

Человек, как и все живое, может мыслить и действовать в планетном аспекте только в области жизни – в биосфере, в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан и, уйти из которой он не может. Его существование есть ее функция. Он несет ее с собой всюду. И он ее неизбежно, закономерно, непрерывно изменяет.

Прорыв научной мысли подготовлен всем прошлым биосферы и имеет эволюционные корни. Ноосфера – это биосфера, переработанная научной мыслью, подготавливающейся всем прошлым планеты, а не кратковременное и переходящее геологическое явление. Вернадский неоднократно отмечал, что «цивилизация «культурного человечества» – поскольку она является формой организации новой геологической силы, создавшейся в биосфере, – не может прерваться и уничтожиться, так как это есть большое природное явление, отвечающее исторически, вернее, геологически сложившейся организованности биосферы. Образуя ноосферу, она всеми корнями связывается с этой земной оболочкой, чего раньше в истории человечества в сколько-нибудь сравнимой мере не было».

Вернадский предвосхитил неизбежность ноосферы, подготавливаемой как эволюцией биосферы, так и историческим развитием человечества. С точки зрения ноосферного подхода по-иному видятся и современные болевые точки развития мировой цивилизации. Варварское отношение к биосфере, угроза мировой экологической катастрофы, производство средств массового уничтожения – все это должно иметь преходящее значение. Вопрос о коренном повороте к истокам жизни, к организованности биосферы в современных условиях должен звучать как набат, призыв к тому, чтобы мыслить и действовать, в биосферном – планетном аспекте. 
ВОЗМОЖЕН ЛИ ПЕРЕХОД БИОСФЕРЫ В НООСФЕРУ?
Вернадский, анализируя геологическую историю Земли, утверждает, что наблюдается переход биосферы в новое состояние - в ноосферу под действием новой геологической силы, научной мысли человечества. О формировании на Земле ноосферы он наиболее подробно писал в незавершенной работе «Научная мысль как планетное явление», но преимущественно с точки зрения истории науки.

В трудах Вернадского указан ряд конкретных условий, необходимых для становления и существования ноосферы. Выполняются ли эти условия в современном мире?

1. Заселение человеком всей планеты. Это условие выполнено. На Земле не осталось мест, где не ступала бы нога человека. Он обосновался даже в Антарктиде.

2. Резкое преобразование средств связи и обмена между странами. Это условие также можно считать выполненным. С помощью интернета мы моментально узнаем о событиях в любой точке земного шара. Вернадский писал: «Этот процесс - полного заселения биосферы человеком - обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан со скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностью мгновенной передачи мысли, её одновременного обсуждения на всей планете».

3. Усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли. На сегодняшний день страны мира объединяются в различные группы, союзы. Всемирная торговая организация (ВТО) регулярно дополняется новыми членами-странами.

4. Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере. Объем горных пород, извлекаемых из глубин Земли всеми шахтами и карьерами мира, сейчас почти в два раза превышает средний объем лав и пеплов, выносимых ежегодно всеми вулканами Земли.

5. Расширение границ биосферы и выход в космос. В работах последнего десятилетия жизни Вернадский подчеркивал расширение границ биосферы в прошлом как итог выхода живого вещества на сушу, появления высокоствольной растительности, летающих насекомых, а позднее летающих ящеров и птиц. В процессе перехода в ноосферу границы биосферы должны расширяться, а человек должен выйти в космос. Эти предсказания сбылись.

6. Открытие новых источников энергии. Атомная энергия давно освоена и в мирных, и в военных целях. Вопрос об использовании атомной энергии глубоко волновал Вернадского еще более полувека назад. В предисловии к книге «Очерки и речи» он пророчески писал: «Недалеко время, когда человек получит в свои руки атомную энергию, такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как он захочет... Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее на добро, а не на самоуничтожение? Дорос ли он до умения использовать ту силу, которую неизбежно должна ему дать наука.

7. Равенство людей всех рас и религий. Решительным шагом для установления равенства людей различных рас и вероисповеданий было разрушение в конце прошлого века колониальных империй. Темнокожий человек сегодня может стать Президентом или Папой, евреи и татары, русские и удмурты чувствуют себя одинаково свободно на своей земле.

8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики. Парламентская форма правления во всех странах доказывает выполнимость и этого условия.

9. Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли. В развитых и даже развивающихся странах, что мы видим на примере Индии, государственный и общественный строй создают режим максимального благоприятствования для свободной научной мысли.

10. Продуманная система народного образования и подъем благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни еще не во всем мире доведена до исполнения. Вернадский предупреждал, что процесс перехода биосферы в ноосферу не может происходить постепенно и однонаправлено, что на этом пути временные отступления неизбежны.

11. Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать её способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения. В современный период происходит интеграция наук на базе экологических идей. Вся система научного знания дает фундамент для экологических задач. Об этом также говорил Вернадский, стремясь создать единую науку о биосфере.

12. Исключение войн из жизни общества. Это условие Вернадский считал чрезвычайно важным для создания и существования ноосферы. К великому сожалению, это условие не выполнено и пока неясно, когда же настанет мир во всем мире.

Вернадский, замечая нежелательные, разрушительные последствия хозяйствования человека на Земле, считал их некоторыми издержками. Он верил в человеческий разум, гуманизм научной деятельности, торжество добра и красоты.

Вопрос о совершающемся (или совершенном) переходе биосферы в новое состояние ноосферу - является вопросом философским, и поэтому на него нельзя дать строгий, однозначный ответ.

Понятие «ноосфера» отражает будущее состояние рационально организованной природы, новый этап развития биосферы, эпоху ноосферы, когда дальнейшая эволюция планеты будет направляться разумом в целях обеспечения необходимой гармонии в сосуществовании природы и общества.

Следующий этап в развитии концепции ноосферы должен состоять в том, чтобы понять, как достичь этой гармонии. Процесс совместного гармоничного развития человеческого общества и биосферы может быть обеспечен только благодаря науке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Моя искренняя мечта – люди реально начнут задумываться о природе. Политики будут принимать правильные законы, браконьеры и черные лесорубы поменяют сферу деятельности, а разжигание костров в лесу станет признаком дурного тона. Судьба биосферы - проблема, касающаяся не только всех без исключения ученых, независимо от их специальности, но практически каждого из нас. Варварское отношение к биосфере, угроза мировой экологической катастрофы, производство средств массового уничтожения – все это должно волновать каждого жителя планеты.

Идеи Вернадского намного опережали то время, в котором он творил. В полной мере это относится к учению о биосфере и ее переходе в ноосферу. Только сейчас, в условиях необычайного обострения глобальных проблем современности, становятся ясны пророческие слова Вернадского о необходимости мыслить и действовать в планетном - биосферном аспекте.

Многое из того, о чем писал Вернадский, становится достоянием сегодняшнего дня. Истинное величие Вернадского – в его глубоких философских идеях, заглядывающих в будущее, вплотную затрагивающих судьбы всего человечества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. В.И. Вернадский, Научная мысль как планетное явление. Отв. ред. А. Л. Яншин, Москва, "Наука", 1991.

2. Журнал «Наука и жизнь» (№№ 1,3, 1984г).

3. Вернадский В.И. Очерки геохимии. // Вернадский В.И. Начало и вечность жизни./Сост., вступ. ст., коммент. М.С. Бастраковой, И.И.Мочалова, B.C. Неаполитанской. - М.: Сов. Россия, 1989.

4. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. — М.: Айрис-пресс, 2012.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учение в. И. Вернадского о биосфере – экосистеме высшего ранга на земле газимов Булат Алмазович., 6 класс мбоу «Тат. Янтыковская основная общеобразовательная школа» iconРыжий лесной муравей – настоящий защитник леса габдуллина Гульназ...
«Бегишевская средняя общеобразовательная школа имени Мансура Хасановича Хасанова»
Учение в. И. Вернадского о биосфере – экосистеме высшего ранга на земле газимов Булат Алмазович., 6 класс мбоу «Тат. Янтыковская основная общеобразовательная школа» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: создать представления о биосфере как о глобальной экосистеме; сформировать знания о границах биосферы; ознакомить учащихся...
Учение в. И. Вернадского о биосфере – экосистеме высшего ранга на земле газимов Булат Алмазович., 6 класс мбоу «Тат. Янтыковская основная общеобразовательная школа» iconПрограмма семинара Пленарное заседание Приветственное слово учащихся...
«Использование современных образовательных технологий» на базе мбоу «Тат-Китнинская основная общеобразовательная школа» в рамках...
Учение в. И. Вернадского о биосфере – экосистеме высшего ранга на земле газимов Булат Алмазович., 6 класс мбоу «Тат. Янтыковская основная общеобразовательная школа» iconУчебной дисциплины (модуля) Дисциплина учение о биосфере рекомендуется...
Дисциплина "Учение о биосфере" знакомит с системой основных научных знаний о биосфере как высокоскоррелированной саморегулирующейся...
Учение в. И. Вернадского о биосфере – экосистеме высшего ранга на земле газимов Булат Алмазович., 6 класс мбоу «Тат. Янтыковская основная общеобразовательная школа» iconРефератов для самостоятельной работы по дисциплине «экология»
Учение В. И. Вернадского о биосфере как теоретическая и практическая основа экологии человека
Учение в. И. Вернадского о биосфере – экосистеме высшего ранга на земле газимов Булат Алмазович., 6 класс мбоу «Тат. Янтыковская основная общеобразовательная школа» iconУчение о биосфере
Э400 Учение о биосфере: учебно-методическое пособие [Текст] /сост. О. Е. Крючкова. – Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. – 24 с
Учение в. И. Вернадского о биосфере – экосистеме высшего ранга на земле газимов Булат Алмазович., 6 класс мбоу «Тат. Янтыковская основная общеобразовательная школа» iconРабочая программа история 8 класс мбоу «Кирельская основная общеобразовательная школа»
«Кирельская основная мбоу «Кирельская основная «Кирельская основная общеобразовательная школа» общеобразовательная школа» общеобразовательная...
Учение в. И. Вернадского о биосфере – экосистеме высшего ранга на земле газимов Булат Алмазович., 6 класс мбоу «Тат. Янтыковская основная общеобразовательная школа» iconПонятие биосферы. Начало и вечность жизни
Одно из величайших достижений естествознания XX в учение Вернадского о биосфере, области жизни, объединяющей в едином взаимодействии...
Учение в. И. Вернадского о биосфере – экосистеме высшего ранга на земле газимов Булат Алмазович., 6 класс мбоу «Тат. Янтыковская основная общеобразовательная школа» iconГодовой календарный учебный график мбоу «Тат-Китнинская основная...
Лицензия на образовательную деятельность: Серия А, №306609, регистрационный №6054 от 09 апреля 2009 г
Учение в. И. Вернадского о биосфере – экосистеме высшего ранга на земле газимов Булат Алмазович., 6 класс мбоу «Тат. Янтыковская основная общеобразовательная школа» iconИнформация о проведённых мероприятиях, посвящённых 150-летию В. И. Вернадского
Интегрированный урок химии и биологии «Учение В. И. Вернадского о природных водах и его значение»
Учение в. И. Вернадского о биосфере – экосистеме высшего ранга на земле газимов Булат Алмазович., 6 класс мбоу «Тат. Янтыковская основная общеобразовательная школа» iconРабочая программа по русской литературе для 9 класса моу тат. Янтыковская...
Статус документа. Примерная программа по русской литературе для школ с родным (нерусским) языком обучения составлена на основе федерального...
Учение в. И. Вернадского о биосфере – экосистеме высшего ранга на земле газимов Булат Алмазович., 6 класс мбоу «Тат. Янтыковская основная общеобразовательная школа» iconРабочая программа по русскому языку для 7 класса моу тат. Янтыковская...
Статус документа. Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным...
Учение в. И. Вернадского о биосфере – экосистеме высшего ранга на земле газимов Булат Алмазович., 6 класс мбоу «Тат. Янтыковская основная общеобразовательная школа» iconРабочая программа по русскому языку для 6 класса моу тат. Янтыковская...
Статус документа. Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным...
Учение в. И. Вернадского о биосфере – экосистеме высшего ранга на земле газимов Булат Алмазович., 6 класс мбоу «Тат. Янтыковская основная общеобразовательная школа» iconРабочая программа по русскому языку для 11 класса (профильный уровень)...
Статус документа. Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным...
Учение в. И. Вернадского о биосфере – экосистеме высшего ранга на земле газимов Булат Алмазович., 6 класс мбоу «Тат. Янтыковская основная общеобразовательная школа» iconМбоу «Шубанская основная общеобразовательная школа»
Режим работы мбоу «Шубанская основная общеобразовательная школа» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан с татарским...
Учение в. И. Вернадского о биосфере – экосистеме высшего ранга на земле газимов Булат Алмазович., 6 класс мбоу «Тат. Янтыковская основная общеобразовательная школа» iconПояснительная записка Сетка часов Программно-методическое обеспечение...
Годовой календарный учебный график мбоу «Основная общеобразовательная Незнамовская школа»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск