Скачать 78 Kb.
|
Министерство Образования Республики Саха (Якутия) Мирнинское районное управление образования Сюльдюкарская общеобразовательная школа-этнокультурный центр № 10 Пятая региональная научно-практическая конференция «Шаг в будущее». Секция: «Культурология и искусствоведение» Доклад на тему: «Традиционные виды обрядов и орудий охоты якутов» Выполнил: ученик 4-го класса МОУ СОШ-ЭКЦ № 10 Петров Мичил Руководитель: учитель начальных классов МОУ СОШ-ЭКЦ № 10 Попова З.Ш. c.Сюльдюкар 2009 . Содержание: 1. Введение…………………………………………………………………….3 2. Традиционные виды орудий охоты якутов……………………………….4
Введение. Охота для якутов была вспомогательной формой хозяйствования, поэтому ею занимались, в основном, в скотоводческие межсезонья – весной и осенью. Между тем на некоторых зверей, дающих дополнительный продукт питания, промышляя от случая к случаю в течение всего года, а на пушных зверей – всю зиму. Кроме того, для отдельных немногочисленных групп якутов, не имеющих скота, охота являлась основным видом деятельности. Актуальность работы: Возрождение экологических ценностей, воплощенных в традициях и обычаях охоты народа саха. Объект исследования: Обряды и поверья якутов, связанные с охотой. Цели и задачи исследования: Формирование экологических норм, основанных на народных традициях. Воспитание гуманного и бережного отношения к природе. Привитие уважения и почитания традиций и обрядов наших предков. В своей исследовательской работе я познакомлю вас с древними обрядами и традициями народа саха, связанные с охотой. Гипотеза исследования: Процесс формирования экологических норм и ценностей будет проходить успешнее, если: - технология обучения и воспитания младших школьников построены на возрождении народных обычаев и традиций предков; - организовать систематическое знакомство детей младшего школьного возраста с народными традициями через различные формы урочной и внеурочной деятельности. Методы исследования: Теоретический анализ этнографической и этнопедагогической литературы отечественных авторов по исследуемой теме; изучение и описание древних традиций и орудий охоты народа саха. 1. Традиционные виды орудий охоты якутов. По степени участия охота типологически подразделялась на активную и пассивную, а по объектам промысла в большинстве случаев применялась комбинированная. Активная форма отличалась использованием специфических, контактных видов орудий: - батыйа (пальма) – колюще- рубящее оружие, широко использовалось при добыче крупных зверей ( лось, медведь, олень и т.д.); -тайыы (копье) – колющее оружие на крупных зверей, в отличие от боевого, в основании имело гарду; -ох саа (лук) – универсальное оружие для добычи крупных, мелких, пушных зверей и дичи; Быhах (нож), сугэ (топор) – универсальное оружие и орудия труда. При пассивной форме охоты якуты использовали ловушки нескольких видов: -сохсо – давящего действия с приманками, в основном, для добычи пушных зверей; на мелких, к примеру, зайцев, ставились на тропах. Ловушки такого действия с приманками употреблялись и на медведя; -туhах (петля), хандаа (петля вскидывающая) – на мелких зверей и боровую дичь; -тиргэ – разновидность петли на водоплавающих птиц; -чаархаан (черкан) – с приманкой на мелких пушных зверей; -айа (самострел) – на крупных, мелких, пушных зверей и дичь. 2. Обряды и поверья, связанные с охотой. Интересно отношение предков саха к природе, которое ярко выразилось в обрядах и поверьях, связанных с охотой. Их центральная фигура – дух – хозяин охоты Баай Байанай. Обряды, посвященные Байанаю, по целевой направленности делятся на две группы. Относящиеся к первой совершаются до начала охоты и имеют целью ублажение духа; входящие во вторую происходят после охоты и являются знаком благодарности за щедрость, связаны с пиршеством – малааhын. Несколько обособленно стоят обряды «примирения» с Байанайем. Процесс охоты превращался в обмен дарами. Человек и природа становились равными партнерами. Признание за человеком права влиять на состояние природы оформлено в представлении о харыстаах кыыллар – оберегаемых зверях, дарованных Байанайем, на которых ограничивались сроки охоты. В их разряд входили лось, благородный олень, горный баран, заяц, боровая дичь, все пушные. Ограничения периода охоты связывалось с периодом брачных игр, размножения и зрелостью пушного покрова. Обряд угощения духа – хозяина охоты выполнялся как в лесу, так и в доме. Изготовлялись атрибуты даров: салама, двух – трехметровая волосяная веревка, в 7-9 местах (нечетное количество) украшенная перьями совы (или лоскутками материи), c 7-9 – кусками шкуры зайца (или хвостами белки) и деревянными макетами охотничьих снастей. В случаях, если обряд проводился в доме (на зимовке), мастерился эhэкээн – деревянный идол высотой 30-40 см, которого одевали в заячью шкуру. В качестве угощения выступали суораттаах тума – молочная пища, саламат – каша, куски внутреннего жира коровы, топленое масло и т.д. Обряд мог посвящаться отдельному духу, одному из братьев Байаная, либо обобщенно. Салама вешали на двух и деревьях чуть выше уровня плеч человека на видном месте, опушке леса. Затем угощали жиром «хойгуо», изображение духа-хозяина охоты, и произносили алгыс – благопожелание с восхвалением и обещанием дара. Угощение, своеобразный аванс за будущий отдарок – удачу в охоте, проносилось через огонь или просто разбрасывалось на четыре стороны. Благодарение малааhын, или вторая группа обрядов, совершалась по завершении охоты. Оно напоминало обряды первой группы, но в этом случае дар выступал как плата за благодеяние (отдарок) и как залог расположения к человеку в будущем. Охотник делал на опушке лес Хааннаах хойгуо – затес на дереве, и смазывал его кровью печени сохатого. В этом случае Хааннаах хойгуо представлялся образом Баай Байанайа. Кроме того, каждый охотник имел человекоподобного идола – эмэгэта, называемого Эhэкээном, - личного покровителя, хранящегося на матице избы. Перед каждой охотой его спускали на холумтан – основание печи и «угощали кровавой пищей» - мазали кровью. Угощали и после охоты, независимо от удачи или невезения. Особо выделялись обряды, связанные с медведем. По отношению к нему никогда не говорили прямо «медведь», а пользовались иносказаниями тыа тойоно – лесной господин, кырдьа5ас – старик и т.д. Сонного медведя в берлоге не убивали, обязательно будили. Сразив его, придавали телу вид спящего человека, разводили неподалеку костер и после угощения огня приступали к свежеванию туши. При этом приговаривали: «Вспотел старик, надо бы раздеть». В процессе свежевания время от времени выкрикивали по-вороньи куук, давая понять душе медведя, что его убили не люди, а вороны. Обряд, очевидно, связан с поверьем о происхождении медведя от женщины. Люди верили, что медведь, как человек, наделен душой – кут, которая подвластна верховному божеству; возможно, поэтому зверь отнесен в разряд оберегаемых зверей, душами-кут которых ведает дух – хозяин охоты Баай Байанай. Добыв красную лису, охотник оставлял ее на санях и распоряжался, чтобы хозяйка помогла зайти в дом «знатной гостье». Хозяйка заворачивала лису в тряпку, заносила в дом и укладывала спать в кровать. Только на следующий день приступали к свежеванию добычи. При этом ни один кусок жира лисы не должен был попасть в огонь. Обряды «примирения» с Байанайем совершались перед охотой для тех, кто нарушил какой-либо запрет или «погрешил» перед духом-хозяином. Здесь также произносили алгыс, давали угощение через огонь, мазали кровью или маслом идолов. Особенность же была в том, что мастерились специальные идолы Сэмэкэйэ, Кэлтэгэй Кэлээнии и Чычыпкаан. Центральная фигура Чычыпкаан, которую вырезали из лиственницы, высотой около двух метров, с длинными широко расставленными ногами, вытянутыми в стороны руками; в одной – изображение птицы Оксокy – двухглавого орла. Другие две фигуры – без конечностей, значительно ниже первой. Охотник проползал между ног Чычыпкаана и таким образом очищался. 3. Обряд посвящения в охотники. В старину при его проведении в гости приходили соседи, принося с собой мелкие охотничьи трофеи. Смешивали девять видов крови разных животных и окунали в нее стрелу – сандалы оно5ос. Пока гости угощались внутри дома, три старухи во дворе садились друг против друга на шкуру сохатого, и по объему девяти стрел вырезали из кожи основу колчана – кэhэх. После чего каждая, делая по три стежка, передавала колчан по кругу. Так продолжалось до полной его готовности. Затем, также передавая друг другу, укладывали в колчан стрелы. Последнюю девятую клала самая старая и выговаривала благопожелание – алгыс. Когда все было готово, будущий охотник выходил во двор, и старухи одевали на него колчан и дапсы – костяной щиток на запястье, предохраняющий руку при стрельбе из лука, также произносили алгыс. Заключение. Наши предки владели меньшими объемом информации о роли природы в жизни человека. Но они, и это главное, ощущали себя частью Природы. Лес – все его обитатели, были для них живым источником жизни. Они свято соблюдали ее законы, передавая эти заветы из поколения в поколение. Древние якуты осознавали большую ценность Матушки природы. Относились к ней всегда бережно, гуманно и разумно. Наши предки, издавна, с трепетом и любовью относились к природе как помощнику, кормильцу и советчику, преклонялись перед ней. Экологические ценности, воплощенные в традициях и обрядах охоты якутов, формируют строгие экологические нормы, имеющие практическую ценность в экстремальных условиях современной жизни. Библиография: 1. Якутия. Историко-культурный атлас. Отв. науч. ред.В.Н. Иванов. Москва, 2007. – 872 с.
|
«25» апреля 2014 года Протокол общественных слушаний по отчету об... Лебедев Вячеслав Михайлович – руководитель департамента охоты и рыболовства Самарской области | Правила добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты Уважаемые охотники! В управление Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу все чаще поступают обращения... | ||
Первое железо, попавшее в руки человека еще в глубокой древности,... Оно входит в состав метеоритов. Не случайно на некоторых древних языках железо именуется «небесным камнем». С тех далеких времен... | «Традиционная национальная одежда и украшения якутов» Содержание: Введение | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... География как наука. Традиционные и новые методы географических исследо-ваний. Виды географической информа-ции, ее роль и исследование... | Реферат Тема: «Традиционные виды матрешки» Мир матрешки удивительно многообразный. Здесь живут рядом сказка и реальность, современность и традиция. С помощью деревянной куклы... | ||
Контрольная работа по русскому языку №2 по теме «Правописание приставок» Понятие о качестве образования. Оценка как элемент управления качеством. Традиционные и современные средства оценки (рейтинг; мониторинг;... | Всю ночь крепко закрыты з…л…тые к…рзинки одуванчика Понятие о качестве образования. Оценка как элемент управления качеством. Традиционные и современные средства оценки (рейтинг; мониторинг;... | ||
Конспект книги Элиаде М., Кулиано И. "Словарь религий, обрядов и верований" Конспект книги Элиаде М., Кулиано И. "Словарь религий, обрядов и верований" и некоторые выводы | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная... Понятие о качестве образования. Оценка как элемент управления качеством. Традиционные и современные средства оценки (рейтинг; мониторинг;... | ||
Решение лингвистической или литературоведческой задачи «лабораторная работа» звучит редко, но по существу многие традиционные виды работ проводятся как лабораторные работы: языковой анализ,... | Демонстрационный вариант диагностической работы по русскому языку для учащихся 5 классов Понятие о качестве образования. Оценка как элемент управления качеством. Традиционные и современные средства оценки (рейтинг; мониторинг;... | ||
Детская психодиагностика и профориентация/ Ред сост. Л. Д. Столяренко.... Понятие о качестве образования. Оценка как элемент управления качеством. Традиционные и современные средства оценки (рейтинг; мониторинг;... | Летопись Вилюйского улуса (ХУ11 – ХХ вв.) Конец ху1 – нач ху11 вв. Во времена Тыгына часть кангаласских якутов во главе с | ||
Анализ государственной итоговой аттестации учащихся моу «Гимназия №3» 2011-2012 учебный год Понятие о качестве образования. Оценка как элемент управления качеством. Традиционные и современные средства оценки (рейтинг; мониторинг;... | Мониторинг уровня обученности как одно из условий результативности подготовки Понятие о качестве образования. Оценка как элемент управления качеством. Традиционные и современные средства оценки (рейтинг; мониторинг;... |