Скачать 261.84 Kb.
|
Лабораторная работа как способ побуждения учащихся к научно - исследовательской деятельности Привычным делом как для учителя, так и для ученика является лабораторная работа по химии, физике, биологии, т.е. по естественно-научным предметам. На уроках русского языка и литературы термин «лабораторная работа» звучит редко, но по существу многие традиционные виды работ проводятся как лабораторные работы: языковой анализ, орфографические упражнения, словообразовательные задачи, изложение, сочинение, сопоставительный анализ, нахождение закономерностей, моделирование ситуаций и др. На основании имеющегося опыта я пришла к убеждению, что лабораторная работа должна обрести свою концепцию и иметь определенное самостоятельное место в методике преподавания русского языка и литературы. Она заключает в себе огромный потенциал развития исследовательских навыков учащихся и может применяться не только на этапе усвоения и закрепления, но и на этапе объяснения нового материала. Содержанием лабораторных работ должен быть материал для самостоятельных наблюдений и выводов, ставящий перед учеником учебно-научные и творческие задачи, обеспечивающий новое или более глубокое рассмотрение языковых и литературных явлений, известных и неизвестных учащимися, «погружение» в содержание изучаемого произведения. Задания при исследовательской методике могут быть различными. Если лабораторные занятия предшествуют практическим, то ставится задача исследовать какой-то частный вопрос; если же лабораторные работы следуют после практических, то они носят обобщающий характер. Лабораторным занятиям может быть посвящен весь урок, часть урока, а также они могут являться домашним заданием. Задание может включать следующие этапы исследования: - наблюдение и изучение фактов и явлений; - выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию; - выдвижение гипотезы; - построение плана исследования; - выяснение связей изучаемого явления с другими; - решение лингвистической или литературоведческой задачи; - обобщение результатов и формулировка вывода. Уроки, проведенные в форме лабораторной работы, могут обеспечивать следующие цели:
устной речи.
Ключевые слова: анализ, интерпретация, самораскрытие, самовыражение, личностное отношение. Виды деятельности: наблюдение, исследование, сопоставление, составление устных и письменных отчетов, самооценка, взаимооценивание Авторские разработки лабораторных работ литературе 6 класс Лабораторная работа по литературе Тема. ЭЗОП (VII-VI ст. до н.э.) «Лисица и виноград», «Волк и Ягненок», «Ворона и Лисица» Алгоритм работы учащихся 1. Ознакомление с темой лабораторной работы. 2. Коллективное обсуждение цели и задач работы, инструкции по ее выполнению. 3. Самоподготовка учащихся в группах: выполнение заданий исследовательского, аналитического характера, составление устных ответов (метод «Снежинка», «Снежный ком»). 4. Индивидуальное решение тестовых заданий. 5. Оценка деятельности каждого из участников лабораторной работы. Цели и задачи: (ставятся совместно с учителем или самостоятельно) систематизировать______________________________________________________________________________________________________________________ познакомиться ______________________________________________________ ___________________________________________________________________ исследовать_________________________________________________________ ___________________________________________________________________ сопоставить_________________________________________________________ Оборудование: тексты басен, таблицы «Поиск соответствий», «Сравнительная характеристика героев басен Эзопа», вопросы тестирования. . Ход работы I. Формирование групп-лабораторий. Условие: в каждой группе должны быть учащиеся–представители разных уровней компетентности. Группа выбирает руководителя лаборатории, который распределяет задания, помогает при необходимости уточнить и осмыслить суть задания. II. Лабораторные исследования Опыт №1 Совместная работа лаборатории. «Поиск соответствий». «Сотрудники лаборатории» пытаются соотнести понятие по его содержанию и этимологии (работа по заполнению таблицы)
Чтение теоретического материала по учебнику. Выводы (чем басня отличается от других жанров литературы): ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Опыт №2 «Исследовательская работа в группах» 1. Внимательно прочитайте тексты басен Эзопа «Волк и Ягненок», «Лисица и виноград», «Ворон и Лисица». Постарайтесь самостоятельно сформулировать мораль каждой из них. Запишите ваши варианты морали данных басен. ВОРОН И ЛИСИЦА Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: "Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, — ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... Дальнейшее развитие и совершенствование литературоведческой компетенции учащихся на старшей ступени образования, что предполагает... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок в 9 классе. До сих пор мы решали простые задачи, для решения которых необходимо было выполнить одно или несколько однотипных... | ||
Урока: образовательная Способствовать развитию коммуникативной и лингвистической компетенций учащихся умение анализировать учебный материал и обобщать,... | Решение для задач нового вида. Задачи: Учить решать и различать задачи... Цель: Создать условия для того, чтобы ученики сами нашли решение для задач нового вида | ||
Гоу гимназия №1505 решение логических задач Б задачи на нахождение наименьшего количества предметов, задачи на тему «отличительные характеристики» | Тест по дисциплине «основы менеджмента». Ч. 2, Для 2, 3, 4 курсов... Письменное или устное распоряжение руководителя, направленное на решение конкретной задачи, носящее характер предписания, называется... | ||
Задача Решение классической сбалансированной транспортной задачи в Решение классической сбалансированной транспортной задачи в Excel | Решение или «пережидание» Ниже приведены ориентировочные темы магистерских диссертаций, которыми я хотел бы (п. I) или был бы готов (п. II) руководить. Соображения... | ||
Решение Образовательная система «Гармония» Тема урока. Решение задач.... Совершенствовать умение решать задачи, а также умения и навыки письменных вычислений | Урок математики в 6 классе. Проценты. Решение задач Форма урока: решение проблемного вопроса «Жить или курить?» при помощи решения задач, урок беседа, обсуждение | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Одним их видов текстовых задач являются задачи на проценты. Как правило, такие задачи вызывают затруднения у учащихся. Решение задачи... | Решение алгебраических и трансцендентных уравнений Поэтому приходится применять различные приближенные способы определения корней. В общей постановке задачи обычно требуют непрерывность... | ||
Методическая разработка урока математики в 6-м классе по теме «Проценты. Решение задач» Форма урока: решение проблемного вопроса «Жить или курить?» при помощи решения задач, урок-беседа, обсуждение | Решение которых нет однозначного, общепринятого ответа В процессе диспута его участники высказывают различные суждения, точки зрения и оценки тех или иных событий или проблем | ||
Известно, что задачи на решение уравнений и неравенств составляют... Результаты срезов знаний школьников и практика проведения егэ показывают, что решение таких уравнений и неравенств, особенно со знаком... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Овладение литературоведческой терминологией (гротеск, эзопов язык, аллегория, гипербола, сатира, юмор) |