Тема урока: «В некотором царстве, в сказочном щедринском государстве»
Предмет: литература Класс: 7
Кирова Людмила Романовна., учитель, высшая категория, МОУ ВСОШ № 2, г.Тверь Конспект урока. Примерная структура урока:
- Тема урока: В некотором царстве, в сказочном щедринском государстве
- Пояснительная записка: групповая работа учащихся.
- Цели урока
Приобретение и интеграция знаний
Формирование способности обучающегося к самоорганизации и саморегуляции
Создание условий для формирования ценностных установок личности обучающегося
- Задачи урока
* Овладение логическими действиями (сравнение, анализ, синтез)
* Овладение литературоведческой терминологией (гротеск, эзопов язык, аллегория, гипербола, сатира, юмор)
* Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир
*Выявление проблемы и планирование путей её разрешения
*Выражение читательской позиции на проблемы, поднятые в художественном произведении
*Отбор аргументов для мотивирования выбранной точки зрения на проблему
- Тип урока: интегрированный
- Техническое обеспечение урока: Ноутбук, проектор, экран
Учебник: В.Я.Коровина«Литература 7 класс». – «Просвещение», М., 2008
Иллюстрации Н.Муратова, Кукрыниксов, М.Центиловича
Мультфильм (ниже – варианты)
Как один мужик двух генералов прокормил - YouTube
► 21:49► 21:49
www.youtube.com/watch?v=5tn4n3acmwA - План урока: работа учащихся в 4-ёх группах
«Набрал сейчас мужичины конопли, размочил в воде, поколотил, понял- и к вечеру веревка была готова. Этой веревкой генералы привязали мужичину к дереву, чтобы не утек»
…мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить
Признаться, я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают
Вопросы: на какие элементы сказки вы обратили внимание? Почему Салтыков-Щедрин назвал свое произведение сказкой
| Как истолкованы образы?
Каковы герои в книге и на экране?
Советуете ли вы зрителям XXI века
смотреть данный мультфильм?
Почему?
| Журналисты
| Художники
| Представьте, что вам предстоит взять интервью у литературных героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов накормил». Предположите, какой ответ вы получите.
Ваше превосходительство, как вы дослужились до генеральского чина?
Что вызвало у вас наибольшее удивление, когда по щучьему велению вы оказались на необитаемом острове?
После долгих поисков выхода из трудного положения вас озарило вдохновение. Какая счастливая мысль пришла вам в голову?
Как наградили вы мужика-тунеядца за спасение?
| 1. Найдите в Интернете иллюстрации к сказке
М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один
мужик двух генералов накормил», подумайте и
ответьте, на что обращают внимание художники?
2. Какие эпизоды сказки изображены
художниками?
3. Иллюстрация какого автора вам больше
запомнилась?
|
Безропотность, терпение, трудолюбие Неприспособленность, неблагодарность, глупость, паразитизм Какие челове-ческие недос-татки, черты народа высме-ивает писатель народом помещиками Цель: пробудить самосознание, показать отношения между: «Дикий помещик» «Повесть о том….» Сказки Задача: обличение пороков и действительности, выражение народных идеалов, передовых идей Особенности: фантастика, юмор, сатира, художественные приемы «Для детей изрядного возраста» 1869-1886 Выводы, к которым надо прийти, прочитав сказку ( опорные схемы)
Конспект урока.
Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Организационный
| Консультация и корректировка деятельности учащихся
| Ученики настроились на работу, проверили наличие учебных предметов, поделились эмоциями
| Актуализация знаний
| Увеличение информационного багажа знаний. Способы включения в работу каждого ученика
| Воспроизводят и фиксируют ЗУНы, достаточные для построения нового способа действий.
Актуализируют изученный ранее материал ( знаю, могу)
| Целеполагание
| Самостоятельные формы деятельности ученика и его творческая деятельность с определённым продуктивным результатом.
| Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться)
| Изложение нового материала
| Учитель помогает прийти к нужным выводам.
| Самостоятельная работа учащихся
| Закрепление
| Выводы в виде опорных схем
| Записи в тетрадях
| Итог урока
| Кроссворд по прочитанной сказки
| Закончить работу дома
| Задание на дом
| Чтение сказки «Дикий помещик»
| Соотносят цель и результат учебной деятельности
Фиксируют степень соответствия.
Намечают цели дальнейшей деятельности
|
Список литературы: 1. О.Г.Черных. «Практикум по литературе», 7 кл., М., 2010
2. В.Я.Коровина. «Читаем, думаем, спорим.» 7 кл., М., «Просвещение», 1996
3. В.В.Прозоров «Произведения С.-Щедрина в школьном изучении», Л., 1979
4. Ж.Н.Критарова. «Конспекты уроков для учителя литературы», 7 класс, М., 2003
5.Рабочая тетрадь по литературе» 7 кл., М., Рост., 1998
|