Материалы по теме «Технология совместного (коллективного) планирования жизнедеятельности в классе»





Скачать 87.43 Kb.
НазваниеМатериалы по теме «Технология совместного (коллективного) планирования жизнедеятельности в классе»
Дата публикации30.08.2013
Размер87.43 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы



Материалы по теме

«Технология совместного (коллективного) планирования жизнедеятельности в классе»
к городскому семинару

«Современные педагогические технологии»

Подготовила учитель начальных классов

МОУ «Гимназия №3» А.М. Пустовалова

Юбилейный

2012 г.
Технология совместного (коллективного) планирования жизнедеятельности в классе
Люди всегда пытались избежать неопределенности своего будущего. Неопределенность завтрашнего дня пугала человека, порождала у него чувство неуверенности в себе и своих возможностях, сковывала его физические и духовные силы.

Без предвидения и предвосхищения ситуации будущего трудно целенаправленно и эффективно управлять педагогическим процессом. Поэтому и появилось педагогическое планирование и все соответствующее данному процессу многообразие документов, называемых планами. Оно затрагивает различные сферы и стороны жизнедеятельности образовательного учреждения, в том числе и воспитательную работу в школьном и классных коллективах.

Слайд 2

Под планированием воспитательной работы в классе принято понимать процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе, организаторов и участников намечаемых дел, сроков их проведения.

Коллективное планирование - самая трудная с методической точки зрения стадия в организации коллективной творческой деятельности. В то же время именно она оказывается решающей и во многом определяющей успех последующих совместных действий.

Слайд 3

Педагог-воспитатель в процессе планирования составляет, как правило, два вида плана: календарный и перспективный.

Алгоритм разработки перспективного плана представляет собой своеобразную технологическую цепочку последовательно выполняемых действий классного руководителя и других участников планирования. Основными звеньями этой цепочки являются следующие:

1) определение классным руководителем порядка и срока действий по планированию воспитательной работы и жизнедеятельности в классе;

2) педагогический анализ состояния и результатов воспитательного процесса;

3) моделирование классным руководителем образа класса, его жизнедеятельности и воспитательного процесса в нем;

4) коллективное планирование;

5) уточнение, корректирование и конкретизация педагогического замысла, оформление плана воспитательной работы.

Правильно осуществляя действие за действием, шаг за шагом, учитель сможет разработать оптимальный и научно обоснованный план воспитательной работы.

Слайд 4

Коллективное планирование – это планирование, в котором участвует не только классный наставник, но и весь коллектив учащихся класса, а также родители и друзья классного сообщества. Опытные педагоги-практики и методисты утверждают: если без предварительной работы попросить учеников внести свои пожелания в план работы класса, то вряд ли можно достичь желаемого результата. В этом случае поступят недостаточно обоснованные и примитивные предложения, чаще - того, что уже проходило в классе. Крайне редко предлагаются оригинальные и интересные идеи. Очевидна необходимость использования специальной технологии включения учащихся, родителей и других представителей классного сообщества в совместную деятельность по составлению плана.

Слайд 5

Такая технология была детально разработана в теории и практике коммунарского движения. Она вошла в теоретическую и практическую педагогику под названием «коллективное планирование». Основоположник коммунарской педагогики доктор педагогических наук, профессор, академик Игорь Петрович Иванов, считал, что коллективное планирование - это творческое организаторское дело, когда каждый член коллектива участвует в раскрытии перспектив, в поиске и выборе общих дел на новый период, разработке конкретного плана таких дел.

В 1956 году по инициативе И.П. Иванова было создано объединение педагогов «Союз энтузиастов» («СЭН»). «Сэновцы» много работали, разыскивали материалы о предшественниках, серьезно изучали опыт С. Т. Шацкого, А.С. Макаренко, опыт скаутов, «пионерского движения» 20-х годов, идеи А. П. Гайдара и «тимуровского движения», знакомились с «харцерским движением» в Польше.

Коммунарская методика была положена в основу работы во Всероссийском лагере ЦК ВЛКСМ «Орленок».

Разработку методики коллективного творческого воспитания с 1963 по 1991 год продолжал руководимый И.П. Ивановым творческий коллектив студентов и преподавателей ЛГПИ им. А.И. Герцена – Коммуна им. А.С. Макаренко (КИМ).

В «Энциклопедии коллективных творческих дел» И.П. Иванов выделяет коллективное планирование как важнейший этап коллективной организаторской деятельности. Коллективное планирование – школа ответственности и заботы, самовоспитания и обучения важнейшим организаторским умениям, прежде всего умению строить личную и общую радостную перспективу (ближнюю, среднюю, дальнюю).

Слайд 6

Первоначально были предложены и разработаны следующие формы коллективного планирования: общий сбор-старт; конкурс на лучшее предложение в план; на лучший проект дела; анкеты предложений; разведку дел и друзей – предварительную и массовую (по таким маршрутам, как «класс», «библиотека», «малыши», «микрорайон», «родная природа», «далекие друзья» и др.); изготовление газет-молний с предложениями к плану (для обсуждения).

Слайд 7

В дальнейшем созданная технология коллективного планирования пополнилась новыми формами, методами и приемами. К ним можно отнести аукцион идей и предложений, открытый лист (стенд, «забор») предложений, копилку (фонд, «банк», «почтовый ящик») идей и предложений, журнал-эстафету, дискуссию, защиту проектов плана и др.

Необходимо заметить, что технология коллективного планирования стала использоваться как при подготовке отдельного дела, так и при выборе совокупности дел и мероприятий на какой-то определенный промежуток времени.

Слайд 8

Любая технология складывается из последовательно выполняемых действий. На данном этапе планирования воспитательной работы в классе могут быть осуществлены следующие действия:

1) предварительное планирование жизнедеятельности классного сообщества на новый период с ученическим и родительским активом;

2) организация педагогического сопровождения коллективного планиро­вания;

3) осуществление классным сообществом перспективного планирования жизнедеятельности в классе;

4) проектирование совместно с родителями и друзьями класса действий по педагогическому обеспечению реализации плана.

Слайд 9

Деятельность классного сообщества по разработке перспективного плана целесообразно разделить на несколько основных периодов:

I период – сбор–старт коллективного планирования;

II период – консультации со знающими людьми;

III период – разведка дел и друзей;

IV период – защита идей и предложений в годовой план;

V период – составление плана жизнедеятельности класса;

VI период – осмысление итогов коллективного планирования.

Слайд 10

Сбор-старт – это собрание всех учащихся класса, где дается старт разведки дел и друзей. Ведут сбор организаторы кампании по планированию жизнедеятельности класса на предстоящий период. Участники сбора выслушивают информацию ведущих, договариваются о цели коллективного планирования, распределяют между собой участки работы по подготовке плана, самоопределяются в формах своего участия (объединяются в группы или выбирают себе самостоятельный фронт работы), договариваются о способах взаимодействия. На сборе-старте распределяются индивидуальные и групповые поручения, определяются сроки и формы их выполнения.

Слайд 11 Консультации для участников планирования могут провести директор, завучи и другие работники школы (учителя, психологи, библиотекари, медицинские, технические и другие работники), родители, старшеклассники, представители ученического самоуправления и т. д. Классному руководителю предстоит заранее договориться с консультантами, попросить их дать рекомендации школьникам по тем или иным проблемам (как правило, по тому или иному направлению жизнедеятельности класса) и рассказать о своем видении создаваемого плана, решить с ними вопросы о сроках и месте консультаций, познакомить консультантов с особенностями классного коллектива и его членов.

Слайд 12

Разведка дел и друзей – это своеобразная игра. Ее организаторами выступают активисты класса и классный руководитель.

На сборе-старте организаторы в игровой или театрализованной форме разъясняют цель и смысл разведки, предлагают свой вариант ее проведения. Участники разведки объединяются в микрогруппы по 5-7 человек.

На собрании своей группы разведчики уточняют маршрут разведки и задание, полученное на сборе-старте. Группа решает, с кем необходимо встретиться, как организовать эту встречу, какие вопросы следует задать, в чем можно помочь людям на разведывательных объектах.

Возможные объекты разведки представлены на слайде.

Ими являются:

- классная комната, библиотека, медицинский кабинет;

- столовая, спортзал и другие помещения школы;

- пришкольный участок и школьный двор;

- дом детского творчества или другое учреждение дополнительного образования, учреждения культуры, социальной работы, жилищно-коммунального хозяйства;

- музей, исторические и памятные места;

- улицы, дворы, дома и другие объекты.

Выполняя задание, разведчики могут пойти на встречу:

-к своей первой учительнице:

-в гости к кому-то из одноклассников;

-к пожилым и заслуженным людям;

-к людям с интересными профессиями и увлечениями;

-к младшим школьникам;

-в детский сад;

-к тем, кому требуется помощь школьников.

  1. После совершения разведывательных рейдов и встреч разведчики подводят итоги выполнения группового и индивидуальных поручений.

Завершающим моментом деятельности разведывательных групп можно считать их выступления на общем собрании учащихся класса, на котором выносятся, защищаются, анализируются и оцениваются предложения учеников в годовой план работы классного коллектива.

Слайд 13

Защита идей и предложений в план – это кульминационный и самый эмоциональный момент коллективного планирования. В классном коммунарском варианте его принято называть сбором коллективного планирования.

Выбирается группа экспертов из числа наиболее авторитетных одноклассников и специально приглашенных гостей.

Индивидуальные или коллективные разработчики представляют свои идеи и отвечают на вопросы, которые может задать любой участник сбора. Класс обсуждает предложения и выбирает из них те, которые следует включить в план.

Заключительным шагом в совместной деятельности по планированию является уточнение, корректирование педагогического замысла и оформление плана воспитательной работы. Классный руководитель старается в максимальной мере учесть предложения учащихся и родителей и на основе их пожеланий сформировать более конкретные представления о целевом, содержательном, организационном и оценочно–диагностическом компонентах предстоящей воспитательной деятельности.

Слайд 14

ВЫВОДЫ

Правильное и последовательное использование перечисленных форм, методов и приемов коллективного планирования – это залог успешного осуществления всей деятельности по составлению плана воспитательной работы.

Планирование позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий, а также упорядочить протекание процессов обучения и воспитания школьников. Технология планирования должна учитывать, что класс – это «живой» организм, в котором изменяются интересы, потребности, ценностные установки детей и взрослых, корректируются межличностные эмоционально-психологические и деловые отношения, появляются новые контакты с окружающей социальной и природной средой. Поэтому основным условием составления плана является его ориентация на возрастные и психические особенности учащихся того или иного класса, а также на желания и возможности детей.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Материалы по теме «Технология совместного (коллективного) планирования жизнедеятельности в классе» iconУрок технологии в 5 классе по теме «Технология обработки изделия»
Цели: обобщить знания учащихся по теме: «Технология обработки изделия», защитить презентацию
Материалы по теме «Технология совместного (коллективного) планирования жизнедеятельности в классе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Самородский П. С., Синицина Н. В., Симоненко В. Д.) по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд» (для совместного обучения...
Материалы по теме «Технология совместного (коллективного) планирования жизнедеятельности в классе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программы начального и основного общего образования «Технология» (Хохлова М. В., Самородский П. С., Синицина Н. В., Симоненко В....
Материалы по теме «Технология совместного (коллективного) планирования жизнедеятельности в классе» iconКонспект открытого урока в 6 классе по теме «A sound mind in a sound body»
Используемые технологии: технология коммуникативного обучения иноязычной культуре, здоровьесберегающая технология (ппс), икт (информационно-коммуникативные...
Материалы по теме «Технология совместного (коллективного) планирования жизнедеятельности в классе» iconУрок в 5 классе по теме «пришивание пуговиц»
Предмет – технология (Учитель Никифорова Г. Е.) Урок в 5 классе по теме «пришивание пуговиц»
Материалы по теме «Технология совместного (коллективного) планирования жизнедеятельности в классе» iconИнформационно-справочные материалы о ходе реализации совместного...
Игра викторина "Самый умный" проводилась среди учащихся 8 классов в рамках декады естественных наук
Материалы по теме «Технология совместного (коллективного) планирования жизнедеятельности в классе» iconУрок биологии в 10 классе по теме «Прокариотические клетки. Их строение,...
Цель: Обобщить и расширить знания обучающихся о прокариотических клетках, их строении и жизнедеятельности
Материалы по теме «Технология совместного (коллективного) планирования жизнедеятельности в классе» iconКонспект урока технологии в 7 классе по теме
Программы общеобразовательных учреждений: Технология 5 – 11 кл. / Сост. Ю. Л. Хотунцев, В. Д. Симоненко. М.: Просвещение, 2010
Материалы по теме «Технология совместного (коллективного) планирования жизнедеятельности в классе» iconКонспект урока английского языка в 6-м классе по теме "Спорт"
Тема урока: Чтение буквы Uu в закрытом слоге, и гласной буквы Yy в конце слов в безударных слогах. Команды с глаголом must. (Соответствует...
Материалы по теме «Технология совместного (коллективного) планирования жизнедеятельности в классе» iconСценарий урока химии по теме: «Генетическая связь классов неорганических соединений»
Используемые педагогические технологии: проблемно-поисковая технология; технология дифференцированного обучения; коммуникативно-диалоговая...
Материалы по теме «Технология совместного (коллективного) планирования жизнедеятельности в классе» iconКонспект открытого урока по английскому языку в 3 классе по теме «Наши животные и еда»
...
Материалы по теме «Технология совместного (коллективного) планирования жизнедеятельности в классе» iconПояснительная записка Методические материалы курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
Н. Н. Малярчук. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления...
Материалы по теме «Технология совместного (коллективного) планирования жизнедеятельности в классе» iconТехнология разноуровневой дифференциации в учебно-воспитательном процессе в средней школе
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме: " learning more about each other"
Материалы по теме «Технология совместного (коллективного) планирования жизнедеятельности в классе» iconПояснительная записка Методические материалы курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
Н. Н. Малярчук. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления...
Материалы по теме «Технология совместного (коллективного) планирования жизнедеятельности в классе» iconПричина одна, последствий – множество…
Все это известно человечеству как носителю коллективного разума и коллективного опыта. Однако несмотря на это его отдельные члены...
Материалы по теме «Технология совместного (коллективного) планирования жизнедеятельности в классе» iconДоклад «федеральная государственная информационная система территориального планирования»
Слайд 2 Многоуровневость и многофакторность территориального планирования закрепленная Градостроительным кодексом Российской Федерации,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск