Скачать 111.67 Kb.
|
Урок биологии в 10 классе по теме «Прокариотические клетки. Их строение, жизнедеятельность и значение» Форма урока: урок-ролевая игра «Суд над бактериями». Цель: Обобщить и расширить знания обучающихся о прокариотических клетках, их строении и жизнедеятельности. Задачи: Образовательные: Познакомить обучающихся со строением и процессами жизнедеятельности бактериальных клеток, сравнить клетки прокариот и эукариот, выявить значение бактерий в природе и жизни человека. Развивающие: Развитие познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, формирование познавательной культуры. Воспитательные: Реализация установок здорового образа жизни; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, внимательно и позитивно относиться к аргументам своих оппонентов. Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, проектор, мультимедийная презентация, доска, мел, карточки-задания, Ход урока.
Во-вторых, бактерии часто являются возбудителями болезней человека и животных, таких как дизентерия, холера, туберкулез, сибирская язва и др.; а также патогенные бактерии поражают и растения, вызывая так называемые бактериозы: увядание, пятнистость, гниение стеблей и др. Из всего сказанного можно сделать вывод о том огромном ущербе, который наносят бактерии народному хозяйству и здоровью человека.
Бактерии встречаются повсеместно в самых разнообразных условиях среды: в воздухе, воде, почве, глубинах земной коры, организмах растений и животных. Их можно обнаружить даже в горячих источниках, где они живут при температуре около 60 градусов и выше. Численность бактерий трудно определить: в 1 гр. плодородной почвы может находиться до 100 млн., а в 1 см3 парного молока – свыше 3000 млн. бактерий. Бактерии – наиболее стойкие обитатели Земли. Живые бактерии, способные к размножению, были обнаружены в нефтяных водах на глубине 1700 м, на дне океана (глубже 10 км), в рассолах с концентрацией солей более 250 г/л, при большом давлении, после пятидневного кипячения в условиях очень высокого вакуума. Бактерии были открыты голландцем Антонием Левенгуком еще в 1675 году, но только великий французский ученый Луи Пастер (1822 – 1895) впервые показал их роль в процессе брожения и других превращений веществ в природе. Л. Пастер установил, что именно бактерии являются возбудителями заболеваний человека и животных. Его работы имели огромное теоретическое и практическое значение. Именно он получил вакцины против сибирской язвы и бешенства. Для того, чтобы присяжные могли подробнее узнать о том, как устроены бактериальные клетки, я приготовил материалы исследования бактерий, они находятся на столах.
Материалы. Клетки бактерий имеют размеры от 0,1 до 10 мкм. Плотная клеточная стенка обеспечивает постоянство формы. Снаружи она часто окружена слизистой капсулой, защищающей клетку от высыхания и других неблагоприятных воздействий внешней среды. Под клеточной стенкой расположена наружная цитоплазматическая мембрана, образующая мезосомы. В цитоплазме находятся рибосомы (до 10 000 на клетку) и включения – запасные питательные вещества (гликоген, жир, волютин). У автотрофных фотосинтезирующих бактерий имеются мембранные структуры, содержащие пигменты. Морфологически обособленное ядро отсутствует. Нуклеоид большинства бактерий содержит одну замкнутую в виде кольца двойную цепь ДНК, которая контролирует обмен веществ и является носителем наследственных свойств клетки. По форме бактерии делят на шаровидные – кокки, палочковидные – бациллы, изогнутые – вибрионы, спиралевидные – спириллы. Бактерии способны к самостоятельному движению с помощью жгутиков или благодаря сокращению клеток. Схематическое изображение бактерии Задание на карточках. Из перечисленных признаков выбрать те, которые относятся к бактериям и заполнить таблицу.
Признаки: 1) размеры клеток от 0,1 до 10 мкм, 2) размеры клеток до 40 мкм, 3) линейные молекулы ДНК, связанные с белками, образуют хромосомы, 4) Кольцевая молекула ДНК, находящаяся в цитоплазме, 5) имеется оформленное ядро и ядрышко. 6) нет истинного ядра и ядрышка, 7) Эндоплазматической сети нет, рибосомы мелкие. 8) более крупные рибосомы могут быть прикреплены к ЭПС, 9) органоидов мало, ни один из них не имеет оболочки 10) органоидов много, некоторые из них окружены оболочкой (двойной мембраной), 11) клеточные стенки жесткие, содержат полисахариды и аминокислоты, основной уплотняющий компонент – муреин, 12) Имеются простые жгутики, 13) имеются сложные жгутики, 14) аэробное дыхание происходит в митохондриях, 15) дыхание происходит в мезосомах, 16) хлоропластов нет, фотосинтез происходит в специализированных мембранах, 17) фотосинтез происходит в хлоропластах, 18) могут фиксировать азот, 19) не способны к фиксации азота. 9. Судья: Итак, присяжные изучили материалы дела, представленные на этом этапе. Настало время выслушать свидетелей со стороны обвинения. 10. Секретарь: Приглашается свидетель врач-эпидемиолог. 11. Врач: «Черной смертью» в древности и в средние века называли эту болезнь, внушавшую людям панический ужас. (См. Энциклопедию «Аванта +», стр. 140). 12. Судья: Мы с вами выслушали сторону обвинения, а сейчас хотелось бы услышать аргументы защиты. 13. Секретарь: Слово для защиты предоставляется адвокату. 14. Адвокат: Уважаемые судья и господа присяжные заседатели, мы выслушали прокурора и его свидетеля, которые обвинили бактерии во всех грехах. Но я докажу вам, что бактерии приносят огромную пользу человеку и природе: во-первых, потому, что они играют важную роль в биосфере, и, во-вторых, потому, что их можно преднамеренно использовать в нужных целях и при этом самыми разными способами. Рассмотрим несколько примеров. - Сапрофитные бактерии участвуют в почвообразовательных процессах, обеспечивая разложение органических веществ. - Азотфиксирующие, нитрифицирующие, денитрифицирующие бактерии участвуют в круговороте азота в биосфере. - Молочнокислые бактерии вызывают молочнокислое брожение, окисляя сахар молока в молочную кислоту. Эти бактерии широко используются человеком для изготовления простокваши, кефира, сметаны, сливочного масла, сыров. Другие молочнокислые бактерии сбраживают сахара растений. Они играют основную роль в квашении огурцов, капусты и силосования кормов. - Человеком бактерии используются и для очистки бытовых сточных вод. При этом бактерии расщепляют органические вещества, превращая их в безвредные растворимые неорганические соединения. - Симбиотические бактерии живут в кишечниках травоядных животных и помогают им переваривать клетчатку. В кишечнике человека живут многие бактерии. При этом некоторые из них синтезируют витамины группы В и витамин К. Бактерии, живущие на коже человека, предохраняют его от заражения патогенными микробами. - и, наконец, мы используем бактерии для получения антибиотиков, а также многих важных для промышленности и сельского хозяйства веществ: спиртов, кетонов, органических кислот, сахаров и полимеров. Уважаемые господа, я прошу пригласить сюда моего свидетеля генного инженера. 15. Секретарь: Приглашается свидетель со стороны защиты. 16. Генный инженер: Наши знания по вопросам генетики и молекулярной биологии растут с каждым днем. Это связано прежде всего с работами на микроорганизмах, и особенно на таких, как бактерии. Одно из достижений генетической инженерии – это перенос генов, кодирующих синтез инсулина у человека, в клетки бактерий. Таким образом удалось получить более дешевый способ получения белка инсулина и начать его промышленное производство. Другим важным для человека белком является интерферон, который обычно образуется в ответ на вирусную инфекцию. Ген интерферона удалось перенести в клетки бактерий, и, заглядывая в будущее, можно сказать, что бактерии будут широко применяться как «фабрики» для производства целого ряда таких продуктов эукариотических клеток, как гормоны, антибиотики, ферменты и вещества, необходимые в сельском хозяйстве.
Например, высушивание. При высушивании многие бактерии погибают, жизнедеятельность остальных сильно замедляется. Поэтому для сохранения плодов, овощей, грибов, мяса, рыбы, травы, зерна и других продуктов их высушивают. Но при этом споры бактерий не погибают, так же как и некоторые неспорообразующие стафилококки и молочнокислые бактерии, способные сохраняться в высушенном виде несколько лет. Высокие температуры вызывают свертывание цитоплазмы и гибель бактерий. На этом основана пастеризация – нагревание до 60 – 70 градусов Цельсия в течении 10 – 20 мин. Пастеризацию применяют для сохранения молока, вина, икры, фруктовых соков. Освобождение среды от всех бактерий и их зачатков проводится посредством стерилизации пламенем, кипячением, насыщенным паром под давлением (120 – 130оС). С помощью охлаждения и замораживания можно приостановить жизнедеятельность бактерий, и, тем самым, предупредить их порчу. Следующий способ – это консервирование пищевых продуктов в крепких растворах соли или сахара. Консервирование основано на том, что повышенные концентрации, например, солей в окружающей бактерии среде нарушает обмен веществ между ними и ведет к гибели бактерий. Также губительно на большинство бактерий действует кислая реакция среды. При квашении овощей, когда накапливается молочная кислота и создается кислая среда, развитие гнилостных бактерий резко подавляется, что и обеспечивает консервирование.
Сильными ядами для большинства бактерий являются соли тяжелых металлов (ртути, меди, серебра), хлор, иод, пероксид водорода, марганцовокислый калий, борная кислота и др. Из органических веществ наиболее токсичны фенолы (карболовая кислота), формалин, спирт. Растворы этих соединений используются в практике для дезинфекции , т.е. для уничтожения патогенных бактерий. Дезинфицирующие средства применяются не только в медицине, но и в пищевой промышленности, и в сельском хозяйстве.
У вас на столах лежат карточки с материалами дела. Прошу вас поработать с ними и сделать свое заключение. 30. Работа по карточкам:
|
Конспект урока по биологии в 10 классе на тему : «Плазматическая мембрана» Оборудование: компьютер, проектор, компьютерная презентация, таблицы «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема и номер урока в теме: «Строение растительной клетки». Урок №2 в теме «Клеточное строение организмов» | ||
Урок по окружающему миру в 4 классе по теме «Кожа, её строение и значение» Цели урока: познакомить детей со строением и свойствами кожи, показать её значение для организма; убедить в необходимости ухода за... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема и номер урока в теме «Бактерии: строение и жизнедеятельность», урок №2 в теме «Многоообразие живых организмов» | ||
Урок биологии в 8 классе на тему: «Строение и значение кожи. Удивительное изобретение природы» Конечные продукты распада веществ, избыток воды и солей выделяются из организма несколькими путями – через почки, потовые железы... | Урок биологии. 12 класс Тема. Биосинтез белка Методическое обеспечение: таблицы по общей биологии Строение живой клетки, дидактический материал для проведения групповой работы,... | ||
Урок биологии в 6 классе по теме «Строение цветка» Развить умение анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать | Урок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей» Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства» | ||
Урок по биологии в 7 классе. Тема Тип Кольчатые черви Содержание темы включает: изучение биологических особенностей кольчатых червей, сходство и отличие от других типов червей, анатомическое... | Урок №3 по теме 2 четверти «Преобразующая сила музыки» Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1 | ||
Урок физики и биологии в 9-м классе по теме "Глаз. Формирование изображения на сетчатке" На прошлом уроке мы изучили тему "Строение глаза". Давайте вспомним материал этого урока. Продолжите фразу | Конспект урока Тема урока: Атмосфера: строение, значение, изучение.... Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1 | ||
Уроку Бельцевой, учителя биологии моу «Луговецкая сош». Тема урока... Вид урока – проблемно – исследовательский урок с выполнением лабораторной работы | Конспект по теме Атмосфера: строение, значение, состав. Значение атмосферы Озон содержится в, значение | ||
Урок естествознания №3 Тема "Ботаника наука о растениях" Бота́ника (др греч. βοτανικός — «относящийся к растениям», от βοτάνη — «трава, растение») — наука о растениях, раздел биологии. Ботаника... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки», раздаточный материал к уроку, микропрепараты, лабораторное оборудование,... |