Урок по окружающему миру в 4 классе по теме «Кожа, её строение и значение»





НазваниеУрок по окружающему миру в 4 классе по теме «Кожа, её строение и значение»
Дата публикации16.07.2014
Размер94.4 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Урок по окружающему миру в 4 классе по теме «Кожа, её строение и значение» по УМК «Начальная школа ХХI века»
Цели урока: познакомить детей со строением и свойствами кожи, показать её значение для организма; убедить в необходимости ухода за кожей.
Оборудование: учебник «Окружающий мир 4 класс» Н.В.Виноградова, тетрадь «Рабочая тетрадь «Окружающий мир №1», презентация «Наша кожа», памятка – буклет «Правила ухода за кожей», фонограмма песни «Если хочешь быть здоров»
Предварительная работа: Подготовка презентации ученика «Мыло», разучивание стихотворений
Структура урока:

  1. Организационный момент

  2. Повторение пройденного

  3. Сообщение темы и целей урока

  4. Практическая работа

  5. Работа с учебником «Окружающий мир 4 класс» с.23-24 и таблицей «Строение кожи»

  6. Физ минутка

  7. Беседа о правилах ухода за кожей

  8. Физ минутка

  9. Работа в тетради «Рабочая тетрадь №1» с.13, №36 ( работа в парах)

10. Итог урока

11. Домашнее задание
Ход урока:

  1. Организационный момент

Закройте глаза, вытяните руки. Представьте. Что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальцы от солнышка идет тепло по всей руке, по всему телу до самых ног. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и скажите друг другу теплое слово.
2. Повторение пройденного

-На прошлых уроках мы говорили, как человек воспринимает окружающий мир. Познакомились с органами чувств человека.

-Итак, сколько у человека органов чувств?

-Перечислите их.

-С помощью какого органа вы видите, что написано или нарисовано в книге?

-Расскажите о том, как беречь зрение.

-Что помогает чувствовать запах хлеба, цветов, духов?

-Когда обоняние может ухудшиться?

-С помощью какого органа вы узнаете, что звенит звонок, играет музыка?

-Что нужно делать, чтобы сохранить хороший слух?

-С помощью какого органа вы отличаете сладкую пищу от горькой, солёную от кислой?

( выслушиваются ответы детей)
3. Сообщение темы и целей урока. (слайд №2,3)

-Сегодня мы поближе познакомимся еще с одним органом чувств человека – кожей. Познакомимся со строением и свойствами кожи, узнаем каково её значение для организма; убедимся в необходимости ухода за нашей кожей.
-Нам предстоит ответить на следующие вопросы:

  1. Какая у нас кожа?

  2. Зачем человеку кожа?

  3. Как человек заботится о своей коже?

4.Практическая работа. (слайд № 4,5,6)

-Кожа - это живая защитная оболочка нашего тела. Ее общий вес составляет примерно 4 кг. Самая тонкая кожа на веках глаз -около 1 мм, самая толстая на подошвах ног -около 4 мм.
-Давайте проведем наблюдение за нашей кожей. Определим:

А) «Какая у нас кожа?»

-Рассмотрите кожу на кисти руки. Какая она?

-Обратите внимание на места сгибов. Попробуйте согнуть палец. Случайно ли кожа имеет складки?

-Возьмите лупу. Рассмотрите кожу через лупу. Постарайтесь увидеть маленькие отверстия- поры. Как вы думаете. Для чего они?

-Потрите пальцем кожу лба. Приложите палец к стеклу. Что видите? Зачем коже жир?

( выслушиваются ответы детей и делается вывод)
Вывод: кожа мягкая, эластичная, прочная, гладкая. Складки нужны, чтобы не затруднять движение. Без складок на коже- руки и ноги не смогли бы сгибаться. Через поры кожа впитывает свежий воздух и удаляет ненужные вещества. Жир смазывает кожу, не дает ей пересыхать, делает её мягкой и эластичной.
Б) «Зачем человеку кожа?»

-Положите на руку сначала теплый предмет, а затем холодный. Что вы почувствовали?

-Слегка уколите палец иголкой. Что вы почувствовали? ( выслушиваются ответы детей и делается вывод)
Вывод: кожа помогает человеку чувствовать тепло и холод, мороз и жару, боль и даже заменяет нам глаза.


  1. Работа с учебником «Окружающий мир 4 класс» с.23-24 (слайд №7-11)

( ученики читают текст самостоятельно, а затем обсуждают статью)

Представьте. Что вы стали совсем маленькими, такими, что можете проникнуть даже через кожу. Вот что мы там увидим. (таблица на слайде «Строение кожи»)
-Какое строение имеет кожа? Назовите составные части кожи?

( в ходе ответов на слайде появляются названия частей кожи)

-Зачем человеку волосы на голове и теле? ( выслушиваются ответы детей)

- На всем ли теле человека есть волосяной покров? Рассмотрите кожу рук или губ.

( выслушиваются ответы детей)
-Губы, стопы ног и ладони рук лишены волосяного покрова, на других же участках тела растут волосы: брови, ресницы, ноздри, верхняя губа, руки, ноги, подмышечные впадины и др.

Волосы растут со скоростью 0,2 мм в сутки. Тело человека покрыто волосками в количестве от 200 000 до 1 миллиона.

- По всей поверхности кожи расположены потовые железы. На что похож пот?

- Зачем и когда человек потеет?

( выслушиваются ответы детей)

-Потоотделение осуществляется на стопах ног, ладонях, лбу, груди и в подмышечных

впадинах. Поэтому необходимо ежедневно принимать душ и мыться с мылом. Человек

выделяет 21 л пота в месяц. На 1 м2 кожи содержится 1 миллион потовых желез!
- Какова нормальная температура тела человека? Всегда ли она одинакова? ( выслушиваются

ответы детей)

-Температура колеблется в течение суток -во время сна и пищеварения она повышается.

Критической температурой тела считается 42°и 25°

-Какое значение имеет для организма наша кожа? ( выслушиваются ответы детей делается

вывод)


  • Защищает внутренние органы от повреждения

  • Не пропускает в организм микробы

  • Не пропускает в организм воду

  • Удаляет с потом вредные вещества

  • Защищает организм от жары и холода

  • Дышит




  1. Физминутка (слайд №12)

На заре в лесу спросонок

Умывается ежонок.

Мать-ежиха таз берёт,

Мордочку ежонку трет.

Только спину, только спину

Не потрешь родному сыну

Ходит по росе лесной

Он с немытою спиной.

Вот как посудите сами,

Дело обстоит с ежами.

Хорошо , ребята, всё ж,

Что никто из вас не ёж! ( Т. Виеру) ( дети имитируют движение)


  1. Беседа о правилах ухода за кожей (слайд №13-17)


-Попробуем разгадать кроссворд. Отгадайте :
1. Мягкое, пушистое, то, чем вытираются, … называется ( полотенце)

2. Нужно, чтобы у каждого было… ( мыло)

3. Ею руки, ноги, спину трут и … зовут ( мочалка)

Гладко, душисто, моет чисто,

4. Берега над озером,

Словно снег, белеют.

Захочу - и озеро

Сразу обмелеет. ( ванна)

5. Хожу, брожу не по лесам,

А по усам и волосам.

Зубаста, а не кусается,

Как она называется? ( расческа)

6. Костяная спинка, на брюшке щетинка ( щетка)

7. Мудрец в нем видел мудреца

Глупец – глупца, баран - барана.

Овцу в нем видела овца.

И обезьяну- обезьяна. ( зеркало)

-Как можно назвать эти предметы? ( предметы личной гигиены)

-Для чего они нужны? Почему у каждого человека они должны быть личными?

-Что такое гигиена?
( выступление подготовленного ученика)

- Что такое гигиена,

Знают кошка и гиена,

Бурый мишка, мишка белый,

Ёж, собака и пчела.

Что всегда не грех помыться,

Вымыть лапы и копытца.

Ну а после можно смело

Приниматься за дела.
( Рассказ учителем отрывка из мифа «Гигиена и Панацея»)

-У Асклепия было две дочери — Гигиея и Панацея. Они помогали своему отцу лечить людей. Отсюда возникло слово «гигиена» и выражение «панацея от всех бед», то есть спасительное средство от хворей и прочих неприятностей.

-Что появляется на грязной коже? ( бактерии и микробы)


-Бактерии и микробы могут размножаться на коже человека. Поэтому минимум раз в неделю надо принять душ или ванну, а лицо мыть с мылом каждый день. Твой организм и сам борется с бактериями, пытающимися проникнуть через его защитные преграды. Например, возникающие на коже прыщи и фурункулы — чаще всего следствия борьбы организма с бактериями стафилококками.
(Ученики инсценируют стихотворение А.Барто «Девочка чумазая»)

К доске выходят «чумазая девочка» и «Мыло»

Девочка: Пусти меня!

Что тебе от меня нужно?

Мыло: Ах, ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала7

Чёрные ладошки,

На локтях дорожки.

Девочка: Я на солнышке лежала,

Руки кверху я держала-

Вот они и загорели.

Мыло: Ах, ты, девочка чумазая,

Где лицо ты так измазала?

Кончик носа чёрный,

Будто закопчённый.

Девочка: Я на солнышке лежала,

Нос я кверху держала-

Вот он и загорел.

Мыло: Ой ли, так ли?

Отмоем все до капли.

(«Мыло» ведет девочку к тазу с водой)

Автор: Громко девочка кричала

Как увидела Мочалку.

Царапалась как кошка.

Девочка: Не трогайте ладошки,

Они не будут белые-

Они же загорелые.

Мыло: А ладошки отмылись!

Автор: Оттирали мылом нос-

Разобиделась до слез.

Девочка: Ой, мой бедный носик

Мыла не выносит!

Он не будет белый-

Он же загорелый!

Мыло: А носик- то отмылся!
- Что за загар был у девочки?

-Как называют неряшливых людей?

-Как правильно мыть руки и лицо?


(Выступление подготовленного ученика)

-Мыло не покидает нас всю жизнь, помогая оставаться человеку чистым и опрятным. Мыло бывает разнообразной формы, с добавлением ароматических веществ, в твердом и жидком виде, в ярких красивых упаковках. Мыло может быть косметическим, профилактическим, а также гигиеническим, для разных частей нашего тела и даже для различного возраста.

Мыло пришло к нам из далекой древности. На юге Европы мыло делали из оливкового масла. В северных странах для изготовления мыла использовали сало и даже рыбий жир. На островах Тихого океана мыло делали из масла высушенных ядер кокосового ореха.

Наши предки в качестве мыла использовали растения. Вместо мыла и сейчас можно использовать мыльнянку или ягоды бузины. Они не дают пены, но хорошо отмывают грязь. Эти растения растут по берегам рек, озер, болот. После стирки в растворе этих растений в одежде не заводятся насекомые, и она имеет приятный запах.

-Почему нужно следить за чистотой кожи?

-Как следует сохранять кожу в чистоте?

-Какие повреждения кожи могут быть?

-ожог

-обморожение

- грязь в ране

-укусы насекомых

-мозоли

-ходьба босиком

-грибковые заболевания ног

-грязная одежда

-неосторожность при работе с режущими предметами

- Чем они опасны?
-Давайте сформулируем правила ухода за кожей. ( выслушиваются ответы детей)

  • Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом

  • Перед каждым приемом пищи надо мыть руки с мылом. Два раза в день чистить зубы.

  • Надо регулярно подстригать ногти и волосы

  • Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов.

  • Нужно закаляться

  • Отказаться от вредных привычек ( курение, алкоголь, наркотики)

  • Заниматься спортом



8.Физ минутка

- Очень полезен для кожи массаж.

Антистрессовый массаж:

1.Массаж пальцев рук( круговыми движениями и движениями свержу вниз)

2. Массаж запястьев круговыми движениями

3. Массаж рук ( «Моем руки»)

4. Массаж лба ( погладить лоб, щеки)

5. Массаж плеч ( пощипывание плеч от шеи вниз)

6.Массаж затылка и головы( указательными пальцами массируем снизу вверх)

7. Массаж ушей( пощипывание уха сверху вниз)


  1. Работа в тетради «Рабочая тетрадь №1» с.13, №36 ( работа в парах)




  1. Итог урока (слайд №18,19,20)


-Подведем итог урока: Игра «Выбери ответ»

-Кожа – это…

  1. Важный орган человека

  2. Скелет человека

  3. Наружный покров тела человека


-Какие функции выполняет кожа?
1. Защищает от ран и грязи

2. Переваривает пищу

3. Дышит

4. Выделяет пот

5. Очищает кровь
-Через что выделяется жир и пот в организме человека?


  1. Через поры кожи

  2. Через легкие

  3. Через кишечник


-Какую роль играет жир, выделяемый кожей?



  1. делает кожу мягкой и упругой

  2. делает кожу крепкой и сильной

  3. делает кожу ловкой и стройной


-В жизни много интересного:

-Например, под микроскопом на поверхности кожи видны мелкие чешуйки. Они постоянно обновляются. Полное обновление происходит дней за 20. За всю жизнь человек в среднем теряет около 18 кг отмерших клеток кожи.

Отпечатки пальцев у каждого человека уникальны. Оставленные на месте преступления отпечатки помогают опознать преступника.
Что вам сегодня понравилось?

Что нового узнали?

Что интересного расскажите родителям сегодня? ( выслушиваются ответы детей)
11. Домашнее задание: учебник с. 23-24 подготовить рассказ

1 группа: о первой помощи при ранах

2 группа: о первой помои при ожогах

3 группа: о первой помои при обморожениях

4 группа : о закаливании
(слайд №21)

( в конце урока ученикам раздаются памятки «Правила ухода за кожей»)

(Звучит фонограмма песни «Если хочешь быть здоров»)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по окружающему миру в 4 классе по теме «Кожа, её строение и значение» iconУрок по окружающему миру в 3 классе по теме: «Надёжная защита организма»
Оборудование: тесты «Органы чувств», фотографии на слайдах «Органы чувств», презентация «Кожа», карточки «органы чувств»
Урок по окружающему миру в 4 классе по теме «Кожа, её строение и значение» iconУрок-презентация по окружающему миру во 2-м классе по теме "Красная...

Урок по окружающему миру в 4 классе по теме «Кожа, её строение и значение» iconУрок биологии в 8 классе «Кожа, ее строение и функции»
Работа с классом, проверка ответов на вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл
Урок по окружающему миру в 4 классе по теме «Кожа, её строение и значение» iconУрок по окружающему миру в 1 классе по теме «Кто такие птицы?»
...
Урок по окружающему миру в 4 классе по теме «Кожа, её строение и значение» iconУрок по окружающему миру в 3-м классе по теме "Михайло Ломоносов первый русский университет"
Цели урока: познакомить с жизнью и деятельностью М. В. Ломоносова, показав его вклад в развитие России
Урок по окружающему миру в 4 классе по теме «Кожа, её строение и значение» iconУрок биологии в 10 классе по теме «Прокариотические клетки. Их строение,...
Цель: Обобщить и расширить знания обучающихся о прокариотических клетках, их строении и жизнедеятельности
Урок по окружающему миру в 4 классе по теме «Кожа, её строение и значение» iconУрок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей»
Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства»
Урок по окружающему миру в 4 классе по теме «Кожа, её строение и значение» iconТема: Кожа. Опорно-двигательная система органов
Выявить уровень знаний учащихся по теме «Кожа. Опорно-двигательная система органов»: о скелете человека, его строение
Урок по окружающему миру в 4 классе по теме «Кожа, её строение и значение» iconУрок-презентация по окружающему миру в 3-м классе по теме "Охрана животных"
У каждого из вас есть помощники, которые помогают выполнять трудные задания, принимать решения. Попросим их помочь нам в работе на...
Урок по окружающему миру в 4 классе по теме «Кожа, её строение и значение» iconУрок-презентация по окружающему миру во 2-м классе по теме "Красная книга России "
Для того чтобы люди охраняли растения и животных, занесенных в Красную книгу, и бережно относились ко всем растениям и животным,...
Урок по окружающему миру в 4 классе по теме «Кожа, её строение и значение» iconКонспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Урок по окружающему миру в 4 классе по теме «Кожа, её строение и значение» iconИ. В. Кузьмин «29» августа 2013 года
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования...
Урок по окружающему миру в 4 классе по теме «Кожа, её строение и значение» icon“Кожа. Строение, значение” План урока: Строение
Его называют “зеркалом здоровья и болезни”. Этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь. Этот орган тесно связан с...
Урок по окружающему миру в 4 классе по теме «Кожа, её строение и значение» iconУрок №3 по теме 2 четверти «Преобразующая сила музыки»
Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1
Урок по окружающему миру в 4 классе по теме «Кожа, её строение и значение» iconУрок-путешествие по окружающему миру в 3 классе по теме: «Наследие древнего мира»
Работая в системе Л. В, Занкова, на уроках окружающего мира я развиваю в детях логическое и творческое мышление, речь, умение работать...
Урок по окружающему миру в 4 классе по теме «Кожа, её строение и значение» iconУрок-путешествие по окружающему миру в 3-м классе по теме "Золотое кольцо России"
Цель урока познакомить детей с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностями


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск