Скачать 94.4 Kb.
|
Урок по окружающему миру в 4 классе по теме «Кожа, её строение и значение» по УМК «Начальная школа ХХI века» Цели урока: познакомить детей со строением и свойствами кожи, показать её значение для организма; убедить в необходимости ухода за кожей. Оборудование: учебник «Окружающий мир 4 класс» Н.В.Виноградова, тетрадь «Рабочая тетрадь «Окружающий мир №1», презентация «Наша кожа», памятка – буклет «Правила ухода за кожей», фонограмма песни «Если хочешь быть здоров» Предварительная работа: Подготовка презентации ученика «Мыло», разучивание стихотворений Структура урока:
10. Итог урока 11. Домашнее задание Ход урока:
Закройте глаза, вытяните руки. Представьте. Что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальцы от солнышка идет тепло по всей руке, по всему телу до самых ног. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и скажите друг другу теплое слово. 2. Повторение пройденного -На прошлых уроках мы говорили, как человек воспринимает окружающий мир. Познакомились с органами чувств человека. -Итак, сколько у человека органов чувств? -Перечислите их. -С помощью какого органа вы видите, что написано или нарисовано в книге? -Расскажите о том, как беречь зрение. -Что помогает чувствовать запах хлеба, цветов, духов? -Когда обоняние может ухудшиться? -С помощью какого органа вы узнаете, что звенит звонок, играет музыка? -Что нужно делать, чтобы сохранить хороший слух? -С помощью какого органа вы отличаете сладкую пищу от горькой, солёную от кислой? ( выслушиваются ответы детей) 3. Сообщение темы и целей урока. (слайд №2,3) -Сегодня мы поближе познакомимся еще с одним органом чувств человека – кожей. Познакомимся со строением и свойствами кожи, узнаем каково её значение для организма; убедимся в необходимости ухода за нашей кожей. -Нам предстоит ответить на следующие вопросы:
4.Практическая работа. (слайд № 4,5,6) -Кожа - это живая защитная оболочка нашего тела. Ее общий вес составляет примерно 4 кг. Самая тонкая кожа на веках глаз -около 1 мм, самая толстая на подошвах ног -около 4 мм. -Давайте проведем наблюдение за нашей кожей. Определим: А) «Какая у нас кожа?» -Рассмотрите кожу на кисти руки. Какая она? -Обратите внимание на места сгибов. Попробуйте согнуть палец. Случайно ли кожа имеет складки? -Возьмите лупу. Рассмотрите кожу через лупу. Постарайтесь увидеть маленькие отверстия- поры. Как вы думаете. Для чего они? -Потрите пальцем кожу лба. Приложите палец к стеклу. Что видите? Зачем коже жир? ( выслушиваются ответы детей и делается вывод) Вывод: кожа мягкая, эластичная, прочная, гладкая. Складки нужны, чтобы не затруднять движение. Без складок на коже- руки и ноги не смогли бы сгибаться. Через поры кожа впитывает свежий воздух и удаляет ненужные вещества. Жир смазывает кожу, не дает ей пересыхать, делает её мягкой и эластичной. Б) «Зачем человеку кожа?» -Положите на руку сначала теплый предмет, а затем холодный. Что вы почувствовали? -Слегка уколите палец иголкой. Что вы почувствовали? ( выслушиваются ответы детей и делается вывод) Вывод: кожа помогает человеку чувствовать тепло и холод, мороз и жару, боль и даже заменяет нам глаза.
( ученики читают текст самостоятельно, а затем обсуждают статью) Представьте. Что вы стали совсем маленькими, такими, что можете проникнуть даже через кожу. Вот что мы там увидим. (таблица на слайде «Строение кожи») -Какое строение имеет кожа? Назовите составные части кожи? ( в ходе ответов на слайде появляются названия частей кожи) -Зачем человеку волосы на голове и теле? ( выслушиваются ответы детей) - На всем ли теле человека есть волосяной покров? Рассмотрите кожу рук или губ. ( выслушиваются ответы детей) -Губы, стопы ног и ладони рук лишены волосяного покрова, на других же участках тела растут волосы: брови, ресницы, ноздри, верхняя губа, руки, ноги, подмышечные впадины и др. Волосы растут со скоростью 0,2 мм в сутки. Тело человека покрыто волосками в количестве от 200 000 до 1 миллиона. - По всей поверхности кожи расположены потовые железы. На что похож пот? - Зачем и когда человек потеет? ( выслушиваются ответы детей) -Потоотделение осуществляется на стопах ног, ладонях, лбу, груди и в подмышечных впадинах. Поэтому необходимо ежедневно принимать душ и мыться с мылом. Человек выделяет 21 л пота в месяц. На 1 м2 кожи содержится 1 миллион потовых желез! - Какова нормальная температура тела человека? Всегда ли она одинакова? ( выслушиваются ответы детей) -Температура колеблется в течение суток -во время сна и пищеварения она повышается. Критической температурой тела считается 42°и 25° -Какое значение имеет для организма наша кожа? ( выслушиваются ответы детей делается вывод)
На заре в лесу спросонок Умывается ежонок. Мать-ежиха таз берёт, Мордочку ежонку трет. Только спину, только спину Не потрешь родному сыну Ходит по росе лесной Он с немытою спиной. Вот как посудите сами, Дело обстоит с ежами. Хорошо , ребята, всё ж, Что никто из вас не ёж! ( Т. Виеру) ( дети имитируют движение)
-Попробуем разгадать кроссворд. Отгадайте : 1. Мягкое, пушистое, то, чем вытираются, … называется ( полотенце) 2. Нужно, чтобы у каждого было… ( мыло) 3. Ею руки, ноги, спину трут и … зовут ( мочалка) Гладко, душисто, моет чисто, 4. Берега над озером, Словно снег, белеют. Захочу - и озеро Сразу обмелеет. ( ванна) 5. Хожу, брожу не по лесам, А по усам и волосам. Зубаста, а не кусается, Как она называется? ( расческа) 6. Костяная спинка, на брюшке щетинка ( щетка) 7. Мудрец в нем видел мудреца Глупец – глупца, баран - барана. Овцу в нем видела овца. И обезьяну- обезьяна. ( зеркало) -Как можно назвать эти предметы? ( предметы личной гигиены) -Для чего они нужны? Почему у каждого человека они должны быть личными? -Что такое гигиена? ( выступление подготовленного ученика) - Что такое гигиена, Знают кошка и гиена, Бурый мишка, мишка белый, Ёж, собака и пчела. Что всегда не грех помыться, Вымыть лапы и копытца. Ну а после можно смело Приниматься за дела. ( Рассказ учителем отрывка из мифа «Гигиена и Панацея») -У Асклепия было две дочери — Гигиея и Панацея. Они помогали своему отцу лечить людей. Отсюда возникло слово «гигиена» и выражение «панацея от всех бед», то есть спасительное средство от хворей и прочих неприятностей.-Что появляется на грязной коже? ( бактерии и микробы)-Бактерии и микробы могут размножаться на коже человека. Поэтому минимум раз в неделю надо принять душ или ванну, а лицо мыть с мылом каждый день. Твой организм и сам борется с бактериями, пытающимися проникнуть через его защитные преграды. Например, возникающие на коже прыщи и фурункулы — чаще всего следствия борьбы организма с бактериями стафилококками. (Ученики инсценируют стихотворение А.Барто «Девочка чумазая») К доске выходят «чумазая девочка» и «Мыло» Девочка: Пусти меня! Что тебе от меня нужно? Мыло: Ах, ты, девочка чумазая, Где ты руки так измазала7 Чёрные ладошки, На локтях дорожки. Девочка: Я на солнышке лежала, Руки кверху я держала- Вот они и загорели. Мыло: Ах, ты, девочка чумазая, Где лицо ты так измазала? Кончик носа чёрный, Будто закопчённый. Девочка: Я на солнышке лежала, Нос я кверху держала- Вот он и загорел. Мыло: Ой ли, так ли? Отмоем все до капли. («Мыло» ведет девочку к тазу с водой) Автор: Громко девочка кричала Как увидела Мочалку. Царапалась как кошка. Девочка: Не трогайте ладошки, Они не будут белые- Они же загорелые. Мыло: А ладошки отмылись! Автор: Оттирали мылом нос- Разобиделась до слез. Девочка: Ой, мой бедный носик Мыла не выносит! Он не будет белый- Он же загорелый! Мыло: А носик- то отмылся! - Что за загар был у девочки? -Как называют неряшливых людей? -Как правильно мыть руки и лицо? (Выступление подготовленного ученика) -Мыло не покидает нас всю жизнь, помогая оставаться человеку чистым и опрятным. Мыло бывает разнообразной формы, с добавлением ароматических веществ, в твердом и жидком виде, в ярких красивых упаковках. Мыло может быть косметическим, профилактическим, а также гигиеническим, для разных частей нашего тела и даже для различного возраста. Мыло пришло к нам из далекой древности. На юге Европы мыло делали из оливкового масла. В северных странах для изготовления мыла использовали сало и даже рыбий жир. На островах Тихого океана мыло делали из масла высушенных ядер кокосового ореха. Наши предки в качестве мыла использовали растения. Вместо мыла и сейчас можно использовать мыльнянку или ягоды бузины. Они не дают пены, но хорошо отмывают грязь. Эти растения растут по берегам рек, озер, болот. После стирки в растворе этих растений в одежде не заводятся насекомые, и она имеет приятный запах. -Почему нужно следить за чистотой кожи? -Как следует сохранять кожу в чистоте? -Какие повреждения кожи могут быть? -ожог -обморожение - грязь в ране -укусы насекомых -мозоли -ходьба босиком -грибковые заболевания ног -грязная одежда -неосторожность при работе с режущими предметами - Чем они опасны? -Давайте сформулируем правила ухода за кожей. ( выслушиваются ответы детей)
8.Физ минутка - Очень полезен для кожи массаж. Антистрессовый массаж: 1.Массаж пальцев рук( круговыми движениями и движениями свержу вниз) 2. Массаж запястьев круговыми движениями 3. Массаж рук ( «Моем руки») 4. Массаж лба ( погладить лоб, щеки) 5. Массаж плеч ( пощипывание плеч от шеи вниз) 6.Массаж затылка и головы( указательными пальцами массируем снизу вверх) 7. Массаж ушей( пощипывание уха сверху вниз)
-Подведем итог урока: Игра «Выбери ответ» -Кожа – это…
-Какие функции выполняет кожа? 1. Защищает от ран и грязи 2. Переваривает пищу 3. Дышит 4. Выделяет пот 5. Очищает кровь -Через что выделяется жир и пот в организме человека?
-Какую роль играет жир, выделяемый кожей?
-В жизни много интересного: -Например, под микроскопом на поверхности кожи видны мелкие чешуйки. Они постоянно обновляются. Полное обновление происходит дней за 20. За всю жизнь человек в среднем теряет около 18 кг отмерших клеток кожи. Отпечатки пальцев у каждого человека уникальны. Оставленные на месте преступления отпечатки помогают опознать преступника. Что вам сегодня понравилось? Что нового узнали? Что интересного расскажите родителям сегодня? ( выслушиваются ответы детей) 11. Домашнее задание: учебник с. 23-24 подготовить рассказ 1 группа: о первой помощи при ранах 2 группа: о первой помои при ожогах 3 группа: о первой помои при обморожениях 4 группа : о закаливании (слайд №21) ( в конце урока ученикам раздаются памятки «Правила ухода за кожей») (Звучит фонограмма песни «Если хочешь быть здоров») |
Урок по окружающему миру в 3 классе по теме: «Надёжная защита организма» Оборудование: тесты «Органы чувств», фотографии на слайдах «Органы чувств», презентация «Кожа», карточки «органы чувств» | Урок-презентация по окружающему миру во 2-м классе по теме "Красная... | ||
Урок биологии в 8 классе «Кожа, ее строение и функции» Работа с классом, проверка ответов на вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл | Урок по окружающему миру в 1 классе по теме «Кто такие птицы?» ... | ||
Урок по окружающему миру в 3-м классе по теме "Михайло Ломоносов первый русский университет" Цели урока: познакомить с жизнью и деятельностью М. В. Ломоносова, показав его вклад в развитие России | Урок биологии в 10 классе по теме «Прокариотические клетки. Их строение,... Цель: Обобщить и расширить знания обучающихся о прокариотических клетках, их строении и жизнедеятельности | ||
Урок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей» Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства» | Тема: Кожа. Опорно-двигательная система органов Выявить уровень знаний учащихся по теме «Кожа. Опорно-двигательная система органов»: о скелете человека, его строение | ||
Урок-презентация по окружающему миру в 3-м классе по теме "Охрана животных" У каждого из вас есть помощники, которые помогают выполнять трудные задания, принимать решения. Попросим их помочь нам в работе на... | Урок-презентация по окружающему миру во 2-м классе по теме "Красная книга России " Для того чтобы люди охраняли растения и животных, занесенных в Красную книгу, и бережно относились ко всем растениям и животным,... | ||
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | И. В. Кузьмин «29» августа 2013 года Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования... | ||
“Кожа. Строение, значение” План урока: Строение Его называют “зеркалом здоровья и болезни”. Этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь. Этот орган тесно связан с... | Урок №3 по теме 2 четверти «Преобразующая сила музыки» Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1 | ||
Урок-путешествие по окружающему миру в 3 классе по теме: «Наследие древнего мира» Работая в системе Л. В, Занкова, на уроках окружающего мира я развиваю в детях логическое и творческое мышление, речь, умение работать... | Урок-путешествие по окружающему миру в 3-м классе по теме "Золотое кольцо России" Цель урока познакомить детей с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностями |