Конспект по теме Атмосфера: строение, значение, состав. Значение атмосферы





Скачать 236.03 Kb.
НазваниеКонспект по теме Атмосфера: строение, значение, состав. Значение атмосферы
страница1/3
Дата публикации22.09.2013
Размер236.03 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Астрономия > Конспект
  1   2   3
Опорный конспект по теме

Атмосфера: строение, значение, состав.

1. Значение атмосферы.

1. Озон содержится в _________________, значение____________________________________

____________________________________.

2. В воздухе атмосферы сгорают ___________________________________________________.

3. Предохраняет от ______________________________ и _____________________________.

4. Луна : Т днем = _________________

Т ночью = ________________

5. Воздух нужен ________________________________________________________________.

2. Состав атмосферы.

1. Азот - _________ %.

2. Кислород - _______ %.

3. Остальные газы - _____ %: ___________________

____________________

_____________________

_____________________

______________________.

3. Тропосфера:

1. Самый ________________ слой атмосферы.

2.Содержится _____________ % массы воздуха.

3. Воздух тропосферы нагревается от ______________________________.

4. Воздух тропосферы с высотой _____________________________________.

5. Находится _________________________________.

Примеси: _____________________________________________________________.

6. Происходят __________________________________________________________.

Образуются _______________

Выпадают _________________

Дуют ____________________.

7. Толщина:

над экватором ____________________

над полюсами _______________________

в умеренных широтах ___________________

4. Стратосфера:

1. Находится над _____________________.

2. До высоты ______________________.

3. Температура:

в нижней части ________________

20-30 км - ___________________.

4. Температура увеличивается, потому что ______________________________________________

__________________________________________________________________________________ .

5. Закрепление темы:

1. Перечислите все слои атмосферы, начиная с самого нижнего:

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________ .

2. Вопросы по отрывку из книги «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Почему замерз глупый Тролль?

О каком слое атмосферы идет речь?

Что происходит с высотой с температурой и почему?

3. Вспомните, как изменяется температура с подъемом в тропосфере?

Решите задачи:

А – На какую высоту поднялся самолет, если за бортом температура – 30 º С, а у поверхности Земли + 12º С?__________________________________________________________________________

Б – Какова высота горы, если у ее подножия температура + 26 º С, а на вершине – 10 º С?________

В – Какова температура воздуха на Памире, если в июле у подножия она составляет + 36 º С? Высота Памира 6 км._____________________________________________________________________

4. Из стихотворения, прочитанного учителем выберите и запишите слова и определения, относящиеся к теме атмосфера: ________________________________________________

________________________________________________________________________________

Атмосфера, ее строение. 6 класс.

  • Изучение нового материала.

  • Урок лекционной формы с проблемным изложением.

Цели:

  1. Образовательные - изучение нового материала (атмосфера, ее строение - представление о трех основных слоях, особенностях тропосферы; примесях, загрязняющих воздух; мерах борьбы с за­грязнением воздуха в своей местности, ознакомление со спосо­бами изучения атмосферы).

  2. Развивающие - развитие наблюдательности за явлениями пого­ды; способности анализировать, делать выводы.

  3. Воспитательные - повышение интереса к изучению предмета, эко­логическое воспитание; формирование научного мировоззрения.

Оборудование: на доске (листе ватмана) план «Описание сферы Земли», рисунок «Строение атмосферы» или схема, диаграмма «Газовый состав атмосферы», иллюстрации, фотографии; на дос­ке тема урока; цветные мелки, учебники.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Ребята, сегодня мы будем работать с вами в группах, каждая из которых получила свои задания, которые необходимо будет выполнить. Кроме этого, каждый ученик сегодня работает в опорных конспектах, которые лежат у каждого перед вами. Пододвиньте его к себе и в уголке (правом или левом) подпишите свое имя и фамилию.

К окончанию урока у вас будет заполнен этот опорный конспект, который вам поможет подготовиться к следующему уроку.

2. Изучение нового материала.

Итак, мы с вами изучили два больших раздела «Гидросфера» и «Литосфера».

Вы познакомились со строением Земли, ее составом. Вы знако­мы с такими понятиями, как рельеф, горы, равнины. А также вы узнали о строении гидросферы, познакомились с Мировым океаном, его час­тями, водами суши.

А сегодня мы приступим к изучению третьей оболочки Земли, вращающейся вместе с ней вокруг оси.

Четыре океана есть на планете,

А может, и пятый придется нам встретить?

Что же ответите мне вы, друзья?

Возможно ли это? Иль это нельзя?

Чем мы дышим, кто нам скажет?

Воздух виден или нет?

Что вокруг планеты нашей?

Кто нам даст на все ответ?

Хоть летают в космос люди,

Сколько тайн? Не сосчитать!

Мы ж сегодня с вами будем

Атмосферу изучать.
Эта оболочка - «Атмосфера».

(Запись на доске и в тетради названия темы.)

Ученые считают, что современная земная атмосфера появилась около 1 млрд. лет назад. Однако называться так газовая оболочка Зем­ли стала позднее.

3. Изучение новой темы по группам,

Объяснение учителем плана работы.

Посмотрите внимательно, у вас на столах лежит задание группе:

Задание группе 1:

1. Прочитать пункт 4 из параграфа 35 «Значение атмосферы».

2. Заполнить схему, подписав фломастерами.

3. Озвучить перед всем классом.
Задание группе 2:

1. Прочитать пункт 2 из параграфа 35 «Состав атмосферы».

2. Заполнить схему, подписав фломастерами.

3. Озвучить перед всем классом.
Задание группе 3:

1. Прочитать пункт 3 из параграфа 35 «О тропосфере».

2. Заполнить схему, подписав фломастерами.

3. Озвучить перед всем классом.

Задание группе 4:

1. Прочитать пункт 3 из параграфа 35 «О стратосфере».

2. Заполнить схему, подписав фломастерами.

3. Озвучить перед всем классом.
Каждая группа внимательно читает часть параграфа, которая обозначена в задании, затем заполняет большой опорный конспект, подписывая фломастером, и через 7 минут группа отчитывается о своей проделанной работе всему классу, а класс в это время будет заполнять свои опорные конспекты, которые вы подписали.
Работа учащихся по группам.
Объяснение учащихся каждой группы.
Заполнение конспектов всеми учащимися по ходу объяснения своих товарищей.
4. Первичное закрепление.

1. По опорным конспектам на доске рассказать, что узнали об атмосфере.

2. В книге шведской писательницы Лагерлеф «Чудесное путешест­вие Нильса с дикими гусями» рассказывается о глупом Тролле, кото­рый решил: «Построю дом поближе к солнцу - пусть оно меня и греет». И Тролль принялся за работу. Он собирал повсюду камни и громоздил их друг на друга. Скоро гора из камней поднялась чуть ли не до самых туч. «Вот теперь, пожалуй, хватит!» - сказал Тролль. - Теперь я построю дом на вершине этой горы. Буду жить у самого солнца под боком. Уж рядом с Солнцем не замерзну». И Тролль полез на гору. Только что такое? Чем выше он лезет, тем холоднее становится. Доб­рался до вершины. «Ну, - думает, - отсюда до Солнца рукой подать». А у самого зуб на зуб не попадает. Тролль был упрямый: если уж ему в голову что западет - ничем не выбьешь. Решил на горе построить дом - и построил. Солнце как будто бы близко, а все равно до костей пробирает. Так этот глупый Тролль и замерз».

? Вопросы.

- Почему замерз глупый Тролль? О каком слое атмосферы идет речь? Что происходит с температурой с высотой и почему?
Дополнительный материал:

Если кому-либо из жителей, обитающих на северо-западе китай­ской провинции Юньнань, нужен дождь, то они просто выходят из до­ма на улицу и начинают кричать: «Дождик! Дождик! Пуще!»

И дождь на самом деле не заставляет себя ждать. Причем чем сильнее кричит человек, тем сильнее сыплет дождик, чем дольше кри­чит, тем дольше идет.

Такой феномен наблюдается высоко в горах Гаолигуншань, где расположена группа озер под названием «Заколдованные». Если на берегу любого из этих озер кто-нибудь громко заговорит или закри­чит - тут же с неба проливается вода.

Ученые полагают, что воздух в этой местности настолько насы­щен влагой, что малейшее сотрясение его вызывает образование из паров воды дождевых капель.

? Вопросы.

  • В каком слое атмосферы происходит образование облаков, выпадение осадков, грозы? Что называют «Кухней погоды»?

3. Выполнение заданий:

3. Вспомните, как изменяется температура с подъемом в тропосфере?

Решите задачи:

А – На какую высоту поднялся самолет, если за бортом температура – 30 º С, а у поверхности Земли + 12º С?
Б – Какова высота горы, если у ее подножия температура + 26 º С, а на вершине – 10 º С?
В – Какова температура воздуха на Памире, если в июле у подножия она составляет + 36 º С? Высота Памира 6 км.
4. Сейчас я буду читать стихотворение, а вы должны как можно больше записать терминов, слов, связанных с изученной темой.

Атмосферу составляют

Очень разные слои,

С высотою, кто не знает,

Изменяются они.

Слой снегов, дождей и ветров –

«Тропос» - значит, он живой.

Восемнадцать километров

Тропосферы- первый слой.

Есть здесь все, но в большей мере -

Кислород, азот, озон,

В малых долях - йод и гелий,

Водород, неон, радон.

Выше в небо - стратосфера,

Очень даже важный слой,

Радиацию, наверное,

Поглощает он собой.

Дальше в небо - мезосфера,

Этот слой совсем иной:

Слой ионного влиянья,

Метеоров и комет,

Слой полярного сиянья,

Спутников, еще - ракет.

Экзосфера! Мы в полете,

Новый слой должны узнать.

И летим на звездолете

Тайны мира открывать.

Чтоб друг к другу во Вселенной

Мы могли потом летать,

Я скажу вам. несомненно,

Атмосферу нужно знать.

И. И. Шурыгина

Проверка записей.
5. Выполнение на отдельном листе письменного задания: (поставлю только хорошие оценки, но уговор не подглядывать)

1 вариант

1. Самый нижний слой:

А – тропосфера; Б- стратосфера

2. Азота в воздухе атмосферы содержится:

А – 78%; Б – 21%

3. Воздух тропосферы нагревается от:

А – солнечных лучей; Б – земной поверхности.

4. Самый верхний слой атмосферы:

А – мезосфера; Б – термосфера; В – экзосфера

5. В каком слое образуются облака:

А – тропосфера; Б – стратосфера; В - мезосфера

2 вариант

1. Воздух тропосферы с высотой:

А – уменьшается; Б – увеличивается

2. Оболочка, находящаяся на высоте от 18 до 50 км:

А – тропосфера; Б – стратосфера

3. Кислорода в атмосфере находится:

А - 78%; Б – 21%

4. Максимальная толщина тропосферы над:

А– экватором; Б – полюсами; В – умерен. Широты

5. В каком слое дуют ветры:

А – тропосфера; Б – стратосфера; В - мезосфера

6. Вывод :

Так как сегодняшний урок только первый в большом и сложном разделе «Атмосфера», нам предстоит еще много узнать о воздушном океане нашей планеты, но все же что же новго вы узнали на сегодняшнем уроке?

7 Домашнее задание:

параграф 35, используя конспект.

Стр. 108 задача 5 письменно, можно составить самим подобные задачи.
Дополнительный материал по значению каждого газа атмосферы:(если осталось время)

Каждый газ в атмосфере выполняет свои функции.

Беседа.

- Каково значение кислорода, азота?

Рассказ.

Без кислорода невозможно дыхание, горение, окислительные процессы.

Азот входит в состав белков, его соединения обеспечивают ми­неральное питание растений.

Углекислый газ - «утеплитель» Земли, он пропускает солнеч­ную энергию, но задерживает тепловое излучение Земли.

Озон - роль его велика. Хотя его в атмосфере мало, а концен­трация наблюдается на высоте 20 - 25 км (озоновый экран), он погло­щает ультрафиолетовые лучи Солнца, которые в больших дозах губи­тельно действуют на живые организмы.
Загрязнение атмосферы:

Вы уже сказали, что в лесу воздух чище и дышится там намного легче, чем в городе. Вы замечали, что при въезде в город небо над ним немного темнее, приобретает серый цвет.

? Вопрос. -

Что является причиной загрязнения воздуха в вашей местности?

Какие меры принимаются по охране чистоты воздуха в ней?

Рассказ.

Большое влияние на состав воздуха нижних слоев атмосферы оказывает человек. Изменение состава воздуха атмосферы, вызванное хозяйственной деятельностью людей, приводит к отрицательным по­следствиям.

Например, увеличение оксида серы в воздухе приводит к кислот­ным дождям. От автотранспорта и предприятий цветной металлургии в воздух попадают тяжелые металлы. Вредные выбросы химических и нефтехимических предприятий. Особенно загрязнен воздух городов.

В настоящее время глобальная проблема в том, что утончается озоновый слой.

Антропогенный углекислый газ образуется в результате сжига­ния органического топлива. Углекислый газ усиливает «тепличный эффект» атмосферы. При этом возможно повышение средней темпера­туры воздуха и земной поверхности, что неизбежно приведет к серьёз­ным нарушениям природных процессов в географической оболочке.

В настоящее время принимаются меры к внедрению безотходно­го производства и строительству очистных сооружений, уменьшающих выбросы вредных веществ в атмосферу.

За соблюдением норм наблюдает санитарная служба и монито­ринг-служба, отвечающая за наблюдение, оценку, прогноз.

Вывод: только зная строение и свойства атмосферы, ее значение для жизни всего живого на Земле, зная, как человек действует на атмосферу, можно сохранить

атмосферу, чистый воздух.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект по теме Атмосфера: строение, значение, состав. Значение атмосферы iconТема: «Атмосфера. Строение атмосферы» Цель
Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1
Конспект по теме Атмосфера: строение, значение, состав. Значение атмосферы iconКонспект урока Тема урока: Атмосфера: строение, значение, изучение....
Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1
Конспект по теме Атмосфера: строение, значение, состав. Значение атмосферы iconКонспект образовательного мероприятия
Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1
Конспект по теме Атмосфера: строение, значение, состав. Значение атмосферы iconКонспект урока в технологии деятельностного метода
Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1
Конспект по теме Атмосфера: строение, значение, состав. Значение атмосферы iconТема урока: Внешнее и внутреннее строение семени (6 класс)
Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1
Конспект по теме Атмосфера: строение, значение, состав. Значение атмосферы iconУрок №3 по теме 2 четверти «Преобразующая сила музыки»
Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1
Конспект по теме Атмосфера: строение, значение, состав. Значение атмосферы iconТема урока температура воздуха (6 класс)
Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1
Конспект по теме Атмосфера: строение, значение, состав. Значение атмосферы iconУрок географии в 6 классе Тема: Атмосфера, ее состав, строение и значение
Формат услуг: реализация Основной Образовательной Программы (далее ооп) дошкольного образования с двумя приоритетными направлениями...
Конспект по теме Атмосфера: строение, значение, состав. Значение атмосферы iconКонспект урока в 6 классе на тему: «Атмосфера: строение, значение, изучение»
Цель урока: сформировать представление об атмосфере как о воздушной оболочке Земли
Конспект по теме Атмосфера: строение, значение, состав. Значение атмосферы iconУрок по окружающему миру в 4 классе по теме «Кожа, её строение и значение»
Цели урока: познакомить детей со строением и свойствами кожи, показать её значение для организма; убедить в необходимости ухода за...
Конспект по теме Атмосфера: строение, значение, состав. Значение атмосферы iconПриложение 1 Экологическая конференция по теме: «Атмосфера» Цели
Познакомить учащихся и углубить знания о строении значении атмосферы, рассмотреть проблемы загрязнения атмосферы промышленными отходами,...
Конспект по теме Атмосфера: строение, значение, состав. Значение атмосферы iconУрок №26 Тема урока: Цветок, его строение и значение
Задачи урока: сформировать у учащихся знания о цветке как генеративном органе (органе полового размножения) покрытосеменных растений;...
Конспект по теме Атмосфера: строение, значение, состав. Значение атмосферы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Топливно-энергетический комплекс (тэк), его значение и проблемы. Состав, место и значение
Конспект по теме Атмосфера: строение, значение, состав. Значение атмосферы iconУрок по теме: «Опорно-двигательная система. Строение, состав и свойства костей»
Цель урока: изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав, строение и свойства костей
Конспект по теме Атмосфера: строение, значение, состав. Значение атмосферы iconКонспект и задание к уроку по теме «Атмосфера»
Состав воздуха: 78 азот, 21 кислород, 1 другие газы (аргон, углекислый газ), влага и взвеси (примеси)
Конспект по теме Атмосфера: строение, значение, состав. Значение атмосферы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Демонстрационная таблица «Строение атмосферы», раздаточный материал с задачами, карточки «Атмосфера», тропосфера, стратосфера, рисунок...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск