Скачать 78.69 Kb.
|
Тема урока ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА (6 класс) Цели и задачи урока
ТСО: компьютер, экран, мультимедийный проектор Учебно-наглядный комплекс Термометр, календарь погоды, физические карты полушарий и России. Презентация Формы проведения урока Знакомство с новыми понятиями и определениями; беседа — формирование знаний о температуре воздуха, особенностях ее изменения и измерения; изучение термометра, его устройства и принципов работы; выполнение практических заданий и решение задач по измерению температуры воздуха — вычисление средних показателей и амплитуды. Термины и понятия Температура воздуха, амплитуда, средняя суточная температура; максимальная и минимальная температура. Ход урока 1.Орг. момент, проверка д/з -Какую большую тему мы начали изучать? -Что проходили на прошлом уроке? -Чтобы вспомнить пройденный материал поиграем в игру «Что за цифра?» (слайд1) 2000 км толщина атмосферы 78% азот 60С понижение t на каждый км 21% кислород 1% прочие газы 10 – 18 км толщина тропосферы 50-55 км верхняя граница стратосферы (слайд2) «Кодовое слово» Атмосфера воздушная оболочка Земли Воздух смесь газов (азот, кислород, прочие газы) «кухня погоды» тропосфера Озоновый слой защитный слой (концентрация газа озона) Броня планеты предохраняет от перегрева, переохлаждения, метеоритов Метеоролог учёный, изучающий свойства атмосферы, погоду 2. Изучение нового материала. - Сегодня мы будем изучать новую тему, а чтобы её определить, послушайте рассказ. 1. Вступительное слово учителя. *Девочка сидит в комнате и читает книгу. Ей прохладно. Но вот дверь открывается - и входит брат. Он возвратился с лыжной прогулки. «У нас жарко», - говорит он. Так как же в комнате: жарко или холодно? Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо посмотреть на термометр. Он показывает 20 °С. Значит, в комнате вполне нормальная температура, и брату жарко потому, что он очень разгорячился, катаясь на лыжах. - Скажите, о каком свойстве воздуха говорится в этом рассказе? Какое ключевое слово в этом рассказе? -Записываем тему «Температура воздуха» (слайд3) -Как вы думаете, главная цель нашего урока в чём будет заключаться? -А теперь познакомьтесь с планом. Он нам подскажет, какие задачи нам предстоит решить сегодня на уроке. (слайд4) -Закрепить полученные знания поможет нам практическая работа. -Приступаем к решению первой задачи. Нам предстоит ответить на вопрос «Как нагревается воздух». 1) Как нагревается воздух. -Скажите, постоянна ли температура воздуха? -От чего она зависит? -Что является источником света и тепла на Земле? * путём наблюдений установили, что воздух почти не нагревается от проходящих через него солнечных лучей, Он как стекло легко пропускает солнечные лучи. Солнечные лучи нагревают сначала поверхность суши или воды, а затем тепло от неё передаётся воздуху, если поверхность охлаждается, то от неё воздух начинает охлаждаться. -Посмотрите на слайд и скажите, от чего зависит нагревание поверхности? - Какая площадь на рисунке нагрета больше? Почему? (слайд 5) - Каков при этом угол падения солнечных лучей? -Запишем логическую цепочку. (слайд 6) Высота солнца>нагрев земной поверхности>нагрев воздуха над ней -Как вы думаете, а от чего зависит угол падения солнечных лучей? -Посмотрите на экран. Ответьте на вопросы. И подумайте. От чего зависит угол падения солнечных лучей. (слайд 7) -Под каким углом падают солнечные лучи на поверхность в экваториальных и тропических широтах? (слайд 8) -Под каким углом падают солнечные лучи на поверхность в умеренных широтах? (слайд 9) -Под каким углом падают солнечные лучи на поверхность в полярных широтах? (слайд10) –Сделайте вывод. (Вывод: угол падения солнечных лучей зависит от широты местности) -Составьте вторую логичекую цепочку. (слайд 11) Широта местности> высота солнца >нагрев земной поверхности>нагрев воздуха над ней -Скажите, когда вы купались жарким днём в реке, что вы чувствовали ногами, когда стояли на берегу? -А когда зашли в воду? -Почему это происходит? Как вы думаете? -А купались ли вы ночью? -Есть ли разница в ощущениях? -Посмотрите на слайд и попробуйте сказать, как зависит нагревание воздуха от подстилающей поверхности. (слайд 12) -Запишем логическую цепочку. (слайд 13) Характер подстилающей поверхности>нагрев земной поверхности>нагрев воздуха над ней -Сделайте Вывод. Нагревание земной поверхности и температура воздуха. 1. Земная поверхность нагревается Солнцем, а от нее нагревается воздух. 2. Земная поверхность нагревается по-разному: 1) в зависимости от разной высоты Солнца над горизонтом и 2) в зависимости от подстилающей поверхности. 3. Воздух над земной поверхностью имеет разную температуру. 2) Переходим ко второму пункту нашего плана (слайд 14) -С помощью чего измеряют температуру? *Термометр изобретен очень давно. Состоит он из тонкой трубки, куда налита жидкость (спирт, ртуть). Действие термометра основано на свойстве жидкостей при нагревании расширяться, при охлаждении сжиматься (напомнить детям о внимательном и аккуратном обращении с ртутным термометром). Рассказ, как правильно измерять температуру (рис 68, стр.107) 3.Практическая работа (слайд 15) -Перед вами бланки с заданием. (Приложение 2) -Прочитайте 1 задание. (работа на бланках) -Прочитайте 2а задание. Как вы думаете, почему самая низкая температура в 4 часа утра? -Прочитайте 2б задание. Как вы думаете, почему самая высокая температура в 14 часов? - Основываясь на своих наблюдениях, расскажите, как изменяется температура в течение суток. -Отметьте точкой самую высокую отметку температуры, самую низкую. -Сколько градусов составляет разница между ними? Вы нашли амплитуду суточного колебания температуры. -Попробуйте дать определение «Амплитуда колебания температуры» Работа с учебником рис.70 стр,110 -Температур в таблице много, а когда синоптики объявляют температуру, они же не говорят так много данных, а называют одну температуру? Тогда получается, что нам неточные сведения дают? Как же узнают температуру? - Как вы думаете? -Может надо высчитать среднюю температуру за сутки? Как вы считаете, можно ли узнать среднюю температуру? -А вы знаете, как высчитывается среднее арифметическое? Так же высчитывается и средняя температура воздуха. -Вот в прогнозе и говорят «Средняя температура воздуха» … -Посчитайте среднюю суточную температуру. 4. Рассказ учителя. В 1862 году два англичанина, Глешер и Коксвель, решили подняться на воздушном шаре выше облаков. Шар полетел вверх очень быстро, и, чем выше он поднимался, тем становилось холоднее. На высоте 3 км англичане достигли облаков. Когда шар летел сквозь облака, исследователи дрожали от холода и сырости. То, что мы называем облаками, есть густой, холодный туман, в котором ничего не видно. Выше облаков было еще холоднее - на высоте 5 км замерзла вода. Дышать стало трудно, в ушах шумело, сердце сильно билось. На высоте 8 км один из них почувствовал слабость и упал без памяти. Обоим угрожала смерть. На высоте 11 км было -24 °С мороза, а на земле в это время деревья были покрыты зеленью и трава пестрела цветами. Потерявший сознание весь посинел и лежал, как мертвец. Его товарищ, едва дыша, из последних сил дернул шнурок. Клапан открылся – шар начал спускаться. Через некоторое время оба англичанина спустились на землю. -Что происходило с температурой воздуха при подъёме на высоту? Вывод по теме урока: причины, влияющие на изменение температуры воздуха таковы: • Поскольку воздух, как стекло, сам почти не нагревается от проходящих сквозь него лучей солнца, а нагревается от поверхности суши или воды. Вот почему с подъемом вверх в тропосфере температура понижается. • Поскольку вода, в отличие от суши, нагревается медленнее и медленнее отдает тепло, то и воздух над сушей, например, будет нагреваться быстрее и сильнее. • Энергия Солнца, поступающая на Землю, называется солнечной радиацией. Часть солнечной радиации отражается земной поверхностью и теряется, однако большая ее часть поглощается земной поверхностью и превращается в тепло. Количество солнечной радиации напрямую связано с углом, под которым солнечные лучи поступают на землю. Чем больше угол падения, тем больше получает земная поверхность солнечной радиации, тем больше тепла, нагревающего воздух. • Еще одна причина, способная изменить температуру воздуха, -это воздушные массы. Одни приносят холод, а другие тепло (подробнее мы поговорим об этом на последующих уроках). 3.Итог - Что для вас явилось новым сегодня на уроке? -Чему учились на уроке? -Что наиболее вам запомнилось? -Пригодятся ли вам эти знания в жизни? -Зачем людям необходимы знания о температуре воздуха? -Составьте синквейн по уроку. Справочно-информационный материал Некоторые сведения о температуре Максимальная среднегодовая температура (+34,4° С) зарегистрирована в 1960 г. в Данлоле (Эфиопия). Минимальная среднегодовая температура (-57,8° С) зарегистрирована в 1958 г. на полюсе Недоступности (Антарктида). Среднегодовая температура на Земле +14° С (в приземном слое). Самое холодное постоянно обитаемое место на Земле (-68° С) — Оймякон (Россия). Максимальные температуры
Минимальные температуры
|
Конспект урока «Влажность воздуха. Способы определения влажности... Цель урока: ввести понятие абсолютной и относительной влажности воздуха, точки росы и ознакомить с приборами для измерения влажности... | Тема: Погода и климат Познакомить с тремя составными погоды: температура воздуха, ветер, осадки и облачность | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: Абсолютная температура. Температура мера средней кинетической энергии. Измерение скоростей молекул газа | Вкус вызывается наличием в воде растворенных веществ и может быть... Температура воды поверхностных источников зависит от температуры воздуха, его влажности, скорости и характера движения воды и ряда... | ||
Физика 7 класс Цель урока: ввести понятие абсолютной и относительной влажности воздуха, точки росы и ознакомить с приборами для измерения влажности... | Анализ урока с позиций здоровьесбережения Обстановка и гигиенические условия в классе или кабинете, такие как температура и свежесть воздуха, рациональность освещения помещения... | ||
Рекомендации учителю «Урок с позиций здоровьесбережения» Критерии Температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Аннотация работы: Сценарий урока окружающего мира. Тема: «Движение воздуха». 2 класс по системе Л. В. Занкова. Тип урока: введение... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока Свойства поверхностного слоя жидкости. Смачиваемость. Капиллярность. Влажность воздуха. Психрометр и гигрометр. Лабораторная... | Доклад на тему: «Арктика сегодня: проекты, исследования, путешествия» Крупные корпорации надеются первыми обнаружить здесь большие месторождения нефтегазовых ресурсов. Их не останавливает ни суровый... | ||
Урока по географии по теме «Ветер». География. 6 класс. Тема «Ветер» Цель урока: Учащиеся формируют понятие «ветер» на основе знаний о температуре воздуха и атмосферном давлении при выявлении причинно-следственных... | Моу «Северная средняя общеобразовательная школа» Открытый урок в... Цель: определять температуру воздуха по термометру: описать систему нагревания воздуха; объяснять причину изменения температуры воздуха;... | ||
План работы для студентов на 1 семестр года ... | Это нужно знать каждому В устьях рек и притоках прочность льда ослаблена. Лед непрочен в местах быстрого течения, бьющих ключей, вблизи деревьев, кустов... | ||
Ветер Сформировать понятие «насыщенный и ненасыщенный воздух», «абсолютная и относительная влажность воздуха»; выявить зависимость количества... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Щение воздуха. Нормы чистоты воздуха. Способы защиты чистоты атмосферы (ландшафтные, биологические, технические, архитектурные).... |