Аннотация работы: Сценарий урока окружающего мира. Тема: «Движение воздуха». 2 класс по системе Л.В.Занкова. Тип урока: введение новых знаний; 3 урок по теме «Воздух».
Обоснование актуальности: Урок связан с предыдущими уроками по главе «Взаимодействие сил природы». В этой главе обсуждаются особенности и свойства неживой природы, их взаимодействие и взаимовлияние. Это центральная глава учебника, она аккумулирует сведения их разных наук и готовит базу для изучения биологической оболочки Земли (глава «Живая природа). Главный акцент на уроке: групповая работа с оборудованием: ноутбуки с программной установкой LabQuest и датчиками температуры Go!Temp. Данное цифровое оборудование позволяет организовывать образовательный процесс с позиции личностно-ориентированного и системно - деятельностного подхода. Внимание учащихся оказывается направленным на существенные характеристики процесса конвекции.
Целевая установка урока: На основе проведённого эксперимента установить причинно-следственные связи процесса естественной конвекции.
Задачи урока:
Обучающие:
Создать условия для усвоения и понимания обучающимися процесса движения воздуха.
Организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний при решении вопросов, возникающих у обучающихся по данной теме.
Развивающие:
Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников познавательных компетенций (умение участвовать в поисковой, творческой, практической деятельности, работать в группе и самостоятельно; развивать восприятие как умение наблюдать, воображение как основу для решения творческих задач, мышление как умение анализировать, обобщать, речь как умение характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог)
Воспитательные:
Воспитывать чувство ответственности каждого учащегося за собственную деятельность, деятельность всего класса, группы, воспитывать интерес к предмету, открытию новых знаний.
Обзор основных источников и литературы:
Учебник «Окружающий мир» 2 класс (авт. Н.Я. Дмитриева, А. Н. Казаков), Самара 2012;
Начинаем изучать! Исследуем температуру. ПКР «Развитие образовательных систем» [авторы: Патриция Д. Моррелл, Труди Митчелл].- М., 2011
Применяемые методы: словесный, наглядный, практический (в чистом виде каждый из них почти не используется), беседа, работа с книгой, наблюдение, демонстрация процесса движения воздуха, лабораторный метод, самоконтроль.
Результаты и выводы: На уроке удалось решить все поставленные задачи на необходимом уровне и избежать при этом перегрузки учащихся (использование ИКТ использовались согласно нормам САнПина). Причины успеха урока: в заинтересованности и желании ребят работать с компьютером и датчиками. Рефлексия урока показала, что урок был интересным, каждый учащийся проявил себя и в итоге получил новые знания и умения.
Окружающий мир. Урок по теме «Движение воздуха».
2 класс по системе Л.В.Занкова
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
Фронтальная работа
Групповая работа
Ожидаемые результаты:
Личностные
-формирование положительного отношения и интерес к изучению окружающего мира;
-понимания причин собственной успешности (не успешности); чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.
Предметные
-расширение у обучающихся представлений о воздухе, движении воздуха.
Метапредметные
регулятивные
-использование на практике простейших правил планирования своей деятельности (выбор цели - выбор средств её достижения- проведение эксперимента- оценка результата);
-формирование понимания, что цель любой деятельности связана с конечным результатом.
познавательные
-установление причинно-следственных связей, развитие умения получать, перекодировать, фиксировать информацию в различных формах.
коммуникативные
-адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;
-формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Оборудование:
компьютер учителя;
проектор;
доска SMART Board;
5 ноутбуков с программной установкой LabQuest.
5 датчиков Go!Temp Vernier;
раздаточный материал: 5 конвертов, в которые вложены слова для организации групповой работы; 5 листов сопровождения групповой работы; жетоны - смайлики для рефлексии;
учебник «Окружающий мир» 2 класс (авт. Н.Я. Дмитриева, А. Н. Казаков), Самара 2012;
Структура и анализ урока:
Содержание
| Время
| Организационно – методические указания
| 1. Мотивирование к учебной деятельности.
| 5 мин.
| Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.
С этой целью на данном этапе было организовано мотивирование учащихся к учебной деятельности, а именно:
1) актуализировались требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”); 2) создавались условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).
| 1.1.Организация начала урока.
| 3 мин.
| Эмоциональный настрой.
Организация работы в группах.
| 1.2.Актуализация знаний.
| 2 мин.
| Фиксируется учителем на доске.
| 2.Построение учебного проекта
| 2 мин.
| На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
| 2.1. Сообщение темы и целей урока.
| 2 мин.
| Фиксируется учителем на доске.
| 3. Реализация построенного проекта.
|
| На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
| 3.1. Открытие новых знаний, физкультминутка.
| 10 мин.
2 мин.
| Работа по учебнику. Обсуждение в группах.
| 4. Первичное закрепление
| 15 мин.
| На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
| 4.1. Закрепление материала, изученного на данном уроке, применение новых знаний.
| 15 мин.
| Работа с датчиками.
| 5.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
| 6 мин.
| На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
| 6.1.. Задание на дом.
| 1 мин.
| Фиксируется учителем на доске.
| 6.2. Подведение итогов и оценка результатов урока.
| 2 мин.
| Подведение итогов по вопросам учителя.
Опрос организаторов, чья работа сегодня особенно им понравилась.
| 6.3. Рефлексия.
| 3 мин.
| Дети прикрепляют стилизованные молекулы сжатого воздуха на доску в таблицу.
|
Ход урока:
Этап
| Деятельность учителя
| Деятельность учеников
| 1.Организация начала урока
3 мин.
| - Ребята, сегодня мы проведём эксперимент. Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы. Пожелайте друг другу удачи.
- Садитесь. -Скажите, почему мы сегодня так расставили парты?
-Какие законы нам помогают при работе в группах?
-Посмотрите друг на друга, у нас получилось 5 групп. В каждой группе по 3 человека.
-Какие роли могут быть?
-Определитесь, кто будет организатором группы.
-Организатор подойдёт к моему столу, возьмёт 2 карточки (спикер, писарь), распределит роли в своей группе.
| Желают друг другу удачи.
Высказывания детей.
-Для работы в группе.
Озвучивают законы дружной работы в группе.
ЗАКОНЫ ДРУЖНОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ.
Работай дружно, не ссорься с товарищами.
Слушай внимательно своих товарищей, не перебивай.
Не обзывай и не унижай своего товарища.
Помоги своему товарищу, если он не справляется с заданием.
Умей признать свои ошибки.
Умей уступать своему товарищу.
У каждого члена группы своя роль.
Озвучивают роли.
1) писарь – записывает решение;
2)спикер – защита решения, ответ от имени группы;
3)организатор – распределяет роли, следит за временем и действиями всех членов группы.
Выполняют распределение ролей.
| 2.Актуализация знаний. 1-2 мин.
| - Откройте учебники с.24. - Какую тему мы проходим по окружающему миру? - Что вы уже знаете о воздухе?
«Это мы знаем» педагог записывает на доске слева.
| Открывают учебник на заданной странице.
-Тему: «Воздух»
Высказывания детей.
-Зачем люди изучают атмосферу.
-Состав воздуха
-Свойства воздуха.
| 3. Сообщение темы и цели урока. 2 мин.
| - Что именно нам предстоит узнать сегодня на уроке? Как будет звучать тема урока?
Тема записывается на доске в центре.
-Как можно сформулировать цель урока?
- Вам помогут слова на доске.
Хочу узнать… Цель записываются на доске под темой. -Чтобы достичь цели, какие поставите перед собой задачи?
| Высказывания детей.
-Тема урока: «Движение воздуха»
Учащиеся формулируют цель:
- Хочу узнать из-за чего, как происходит движение воздуха и т.д.
Возможные варианты задач:
-выдвинуть гипотезу о происхождении явления конвекции;
-обратиться к главному источнику информации – учебнику;
- провести исследование с использованием датчиков;
-обратиться к электронному ресурсу за помощью;
-сделать выводы.
| 4.Открытие новых знаний. 10 мин.
| -Задумывались ли вы о том, почему дует от закрытого окна? Понятно, если не плотно закрыта форточка или фрамуга, то оттуда будет дуть. Однако часто дует от окна, которое закрыто совершенно плотно и не имеет ни малейшей щели. Это кажется странным, но объяснимым.
-Обращаю ваше внимание на первую задачу: выдвинуть гипотезу.
-Попробуйте предположить, как происходит движение воздуха (конвекция)
- Где можно найти ответ на данный вопрос?
-Как вы будете работать?
Каждой группе будет дан лист помощи по работе с текстом.
ЛИСТ ПОМОЩИ ПО РАБОТЕ С ТЕКСТОМ
1. Организатор читает текст для всей группы вполголоса.
2. Все внимательно слушают, после чтения обсуждают.
Задание:
Прочитайте 1 абзац.
Обсудите ответы на следующие вопросы:
От чего нагревается воздух?
Что происходит с объёмом нагретого воздуха?
Почему объём увеличивается?
Что происходит с воздухом?
Что при этом зарождается?
- Подведём итог работы: Что вы можете сказать в подтверждении выдвинутой ранее гипотезы?
-Вспомните направление конвекционных потоков при нагревании жидкости. От чего же зависит это движение?
| Пробуют объяснить:
-Воздух любого помещения почти никогда не находится в покое – в нём существуют невидимые для глаза течения, порождаемые нагреванием и охлаждением воздуха. Выдвигают гипотезу:
-Тёплый воздух от батареи отопления в классе поднимается вверх, холодный от окон и стен – опускается вниз. -В учебнике. -Внимательно читать, думать, делать выводы.
Работают с текстом, выполняют задание, обсуждают ответы на вопросы.
Высказывания учащихся:
От нагревания воздух становится легче, а от охлаждения - тяжелее. Поэтому лёгкий нагретый воздух вытесняется холодным воздухом вверх, к потолку, а воздух охлаждённый, более тяжёлый, возле окон или холодных стен – стекает вниз, к полу. -Интенсивность конвекции зависит от разности температур слоёв газа или жидкости.
|
Физкультминутка 1-2 мин.
| Направление ветра
Ребята, встаньте с рабочих мест, задвиньте стулья. Немного поиграем. Правила игры:
Учитель говорит: «Ветер дует с севера». Все должны повернуться к югу.
Затем: «Ветер дует с запада». Все поворачиваются на восток.
Или: «Ураган». Все кружатся.
«Штиль» - все стоят спокойно. Тот, кто неправильно повернулся, садится на свое место. В конце игры остаются только ребята, которые правильно могут ориентироваться. А с остальными нужно еще работать по этой теме.
Спасибо за игру.
|
| 5. Закрепление материала, изученного на данном уроке, применение новых знаний 15 мин.
| - Какую ещё задачу вы поставили перед собой? - С каким датчиком мы будем работать?
- Какую работу может выполнять этот датчик?
- Как вы предлагаете организовать данное исследование?
- Где именно будем выполнять замеры температуры?
-Куда запишите результаты исследования?
-Замеры температуры воздуха вверху выполню я, а вы запишите показания.
Учитель выполняет замер температуры воздуха вверху класса. (При этом включён проектор и интерактивная доска. На доске появится термометр и счётчик, показывающие температуру, график, таблица данных).
Проектор выключается.
-У вас на партах есть лист помощи в работе с датчиком температуры. Внимательно его изучите и, если появились вопросы, задайте мне их.
-Сколько времени вам потребуется на проведение исследования?
-Кто будет у вас в группе следить за временем?
(Во время проведения практической работы педагог оказывает помощь группе, которая просит помощи) -Отключите ноутбуки. -Озвучьте полученные данные (для наглядности данные выносятся на доску)
-Итак, подведём итог: Что вы можете сказать в подтверждении выдвинутой ранее гипотезы?
-Обратимся к электронному учебному модулю, сравним нашу гипотезу, с данными в модуле.
file:///C:/Users/7EAE~1/AppData/Local/Temp/Rar$EX00.498/content/index.html
введение -Давайте обратимся к нашей цели.
-Можно ли сказать о достижении поставленной цели?
-Выполнение, каких задач помогло нам в этом?
-С помощью какого оборудования провели исследование?
-Какие источники информации могут помочь в исследованиях по окружающему миру?
| -Провести исследование с использованием датчиков.
Высказывания учащихся:
-Мы сегодня проведём исследование с помощью датчика температуры Go!Temp.
Рассказывают о работе датчика.
-Поработать в группах
-Выполнить замеры.
-Сравнить результаты.
-Сделать выводы. Предлагают выполнить замеры температуры воздуха внизу, на уровне роста, вверху, возле батареи, окна, двери. -В таблицу.
Учащиеся следят за показаниями температуры. Писари записывают полученные данные в таблицу.
Изучают лист помощи.
Задают вопросы.
Определяются со временем
- 10минут.
-Организатор. Практическая работа в группах.
Отключают ноутбуки. Озвучивают полученные данные.
Учащиеся высказываются, делают выводы по проведению исследования.
-Действительно, тёплый воздух от батареи отопления в классе поднимается вверх, холодный от окон и стен – опускается вниз.
Знакомятся с подтверждением гипотезы с помощью электронного ресурса. Высказывания учащихся.
|
6.Домашнее задание. 1 мин.
| -Рассмотрите в учебнике на с.31 иллюстрацию.
-Что изображено на ней?
- О чём ещё хотите узнать?
- Предлагаю вам об этом поразмышлять дома.
-Что вам поможет в этом?
-Когда вы прочитаете и разберётесь, выполните задание в Т.№72.
-На с.32 в учебнике есть знак «Компьютер и книга».
-Что означает данный знак?
Можно приготовить сообщение. Это задание по желанию.
| Высказывание учащихся. -Зачем людям необходимо изучать движение воздуха? Дети записывают задание в дневник
С.30-32 чит., Т №72.
| 7.Подведение итогов и результатов. 2 мин.
| - Итак, подведём итог нашему уроку.
Какую цель ставили?
Удалось ли её достичь?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать ещё?
Где можно применить новые знания? -Выставление оценок. Опрос организаторов, чья работа сегодня, им особенно понравилась.
| Высказывания детей.
| 8. Рефлексия
2-3 мин.
| - Мы с вами знаем, что воздух окружает нас со всех сторон и что он обладает сжимаемостью. Дополним стилизованными молекулами воздуха часть доски, на которой изображена таблица. (Смайлики). - Спасибо за урок.
| Прикрепляют смайлики.
Урок
| Я на уроке
| Итог
| Интересный
| Работал
| Понял материал
| Скучный
| Отдыхал
| Узнал больше, чем знал
| Мне безразлично
| Бездельничал
| Ничего нового не узнал
|
| Методика проведения эксперимента
Изучаем движение воздуха в классе
Включите ноутбук.
Подключите датчик температуры Go!Temp к минилаборатории LabQuest
Аппаратное обеспечение LabQuest подключите к ноутбуку.
Откройте файл (зелёного цвета) для работы с датчиками.
На мониторе вы увидите термометр и счётчик, показывающие текущую температуру, график, таблицу данных.
Когда все участники готовы к работе, нажмите кнопку Сбор данных.
Выполните замеры температуры воздуха в классе на уровне своего роста. Наблюдайте за показаниями температуры на мониторе компьютера на протяжении 60 секунд. Сохраните данные эксперимента, нажав кнопку Сохранить.
Полученные данные в таблицу.
Выполните замеры температуры внизу возле пола. Наблюдайте за показаниями температуры на мониторе компьютера на протяжении 60 секунд. Сохраните данные эксперимента, нажав кнопку Сохранить.
Запишите полученные данные в таблицу.
Где выполняется измерение температуры воздуха
| Температура
| Вверху класса (замеры выполняет педагог)
|
| На уровне вашего роста
|
| Внизу около пола
|
|
Сравните температуру воздуха, внимательно просматривая данные записанные вами в таблице.
Сделайте вывод о движении воздуха в классе.
|