ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.»
8 класс
| ФИО (полностью)
| Чмель Татьяна Федоровна
|
| Место работы
| МБОУ «Курковичская ООШ» с.Курковичи
|
|
| Должность
| Учитель физики
|
| Предмет
| физика
|
| Класс
| -
|
| Тема и номер урока в теме
| Урок 20/26 Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.
|
| Базовый учебник
| «Физика »,8 класс, Пёрышкин А.В.
|
Цель урока: ввести понятие абсолютной и относительной влажности воздуха, точки росы и ознакомить с приборами для измерения влажности воздуха
9. Задачи:
- обучающие
а) выяснить теоретические знания учащихся по теме «Испарение. Кипение».
б) сформировать предсталение об абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы
в) продемонстрировать способы измерения влажности воздуха при рассмотрении приборов для измерения –гигрометра, психрометра.
-развивающие формирование навыков практической работы работы в сочетании с самостоятельностью обучающихся.
-воспитательные – на материале урока указать важность понятия влажности воздуха в жизнедеятельности человека
Тип урока - комбинированный
Основные этапы: создание проблемной ситуации и ее разрешение, получение знаний, выделение главного, закрепление и контроль усвоения.
Формы работы учащихся- учебная игра «взаимоопрос», рассказ-беседа, фронтальный эксперимент, работа с учебником, практические упражнения.
Необходимое техническое оборудование -
психрометрическая таблица;
таблица зависимости давления и плотности насыщенного пара при различной температуре;
изображение гигрометров и прибор психрометр;
два термометра;
кусочек марли;
сосуд с водой комнатной температуры;
глобус Земли; компьютер, проектор, экран, набор ЦОРов из Единой коллекции ЦОР
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
| Деятельность ученика
| Время
(в мин.)
| 1
| 2
| 3
| 5
| 6
| 7
| 1
| Организационный
момент
|
| Приветствие, проверка готовности, отчет дежурных
| Рабочее место ученика.
| 2 мин.
| II
| Актуализация знаний: взаимоопрос
|
| Сейчас вы условно делитесь на две группы по вариантам. Я задаю вопрос, на него отвечает первый вариант своему соседу по парте, участнику второго варианта. Затем на этот вопрос отвечает ученик,точно знающий верный ответ. Участник второго варианта , прослушав ответ сравнивает его с ответом товарища и ставит «1» если верно, и «0» если неверно или нет ответа. Баллы ставите в матрицу,которая лежит у вас на партах. На следующий вопрос аналогично отвечают участники второй группы. Вопросы лежат у вас на столах в той же матрице. Условия всем понятны? Тогда начнем.
1 вопрос. 1 вариант. Что называется парообразованием?
Комментарии: После ответа на вопрос проверяющий ставит в графе напротив данного вопроса балл 1 или 0. Таким образом, очень легко определить, какие существуют пробелы в знаниях у ученика.
1 вопрос. 2 вариант. Что называется
испарением ?
2 вопрос. 1 вариант. От чего
зависит испарение и при какой температуре
происходит процесс испарения?
2 вопрос. 2 вариант. Что такое конденсация
и что вы можете сказать про энергетические
процессы при конденсации?
3 вопрос. 1 вариант. Что такое
динамическое равновесие?
Учитель: 2 вопрос. 2 вариант. Что такое конденсация и что вы можете сказать про энергетические процессы при конденсации?
Ученик: Явление превращения пара в жидкость, называется конденсацией. Данное явление происходит с выделением энергии.
Учитель: 3 вопрос. 1 вариант. Что такое динамическое равновесие?
Ученик: Когда число молекул, вылетающих из жидкости равно числу молекул пара, возвращающихся обратно в жидкость, то наступает динамическое равновесие.
Учитель: 3 вопрос. 2 вариант.
Какой пар называется насыщенным, а какой не насыщенным?
Ученик: Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью называется насыщенным, а пар, не находящийся в состоянии динамического равновесия со своей жидкостью, называется ненасыщенным.
Учитель: 4 вопрос. 1 вариант. Что такое кипение?
Ученик: Интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара по всему объему жидкости при определенной температуре, называется кипением.
Учитель: 4 вопрос. 2 вариант. Что происходит с температурой кипения жидкости в процессе кипения и от чего она зависит?
Ученик: Во время кипения температура жидкости не меняется. Температура кипения зависит от рода жидкости и давления.
Учитель: 5 вопрос. 1 вариант. Что такое удельная теплота парообразования и конденсации?
Ученик: Физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо, чтобы обратить жидкость массой 1 кг в пар без изменения температуры, называется удельной теплотой парообразования и конденсации.
Учитель: 5 вопрос. 2 вариант. Запишите формулу для расчета количества теплоты при испарении и конденсации.
Критерии:
5 баллов оценка "5", 4 балла оценка "4", 3 балла оценка "3".
А теперь поставьте друг другу оценки по тем критериям, которые вам даны.
|
|
Д/з-заранее п.16-18(вопросы,объяснение рисунков,Упр.9
отвечают на вопросы
|
|
|
Изучение нового материала
|
«Влажность воздуха»(1)
| 3 вопрос 2 вариант. Какой пар называется
насыщенным, а какой не насыщенным?
4 вопрос. 1 вариант. Что такое кипение?
4 вопрос. 2 вариант. Что происходит с температурой кипения жидкости в процессе кипения и от чего она зависит?
5 вопрос. 1 вариант. Что такое удельная теплота парообразования и конденсации?
5 вопрос. 2 вариант. Запишите формулу для расчета количества теплоты при испарении и конденсации
Критерии:
5 баллов оценка "5", 4 балла оценка "4", 3 балла оценка "3".
А теперь поставьте друг другу оценки по тем критериям, которые вам даны.
Итак, по тому как вы ответили, складывается вполне ясная картина того, как каждый из вас сегодня готов к уроку, на какие моменты стоит обратить внимание и доучить.
Медики утверждают, что хорошее самочувствие человека складывается из многих факторов: атмосферного давления, температуры окружающей среды, магнитного поля Земли и влажности воздуха. Оказывается оптимальная для человека влажность лежит в пределах 40—60%. Наша задача, выяснить, что же понимают под влажностью воздуха, как ее можно определить и выяснить, а оптимальные ли условия для работы,
например в нашем классе, у вас дома.
В сообщающихся сосудах, содержащих разные жидкости, высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью
. Докажем это: по закону сообщающихся сосудов. Так как p1=p2, где p1=p1gh1 и p2=p2gh2; то p1gh1= p2gh2 или p1h1=p2h2 отсюда: p1/p2= h2/h1
|
Рассказывают о наблюдаемом и делают вывод
|
|
|
|
| для работы, например в нашем классе, у вас дома. Но прежде, я даю такое задание, в процессе изучения нового материала, составить в своих тетрадях краткий план основных моментов, о которых будет идти речь на уроке, и конечно же не забывать записывать все, что будет записано на доске
Итак, начнем наш разговор с того, что из курса географии вам известно, что поверхность Земли покрыта на две трети водой (демонстрирую географический глобус Земли).
С поверхности морей, рек, водоемов самопроизвольно, непрерывно и при любой температуре происходит испарение, вследствие чего в окружающем нас воздухе постоянно находится водяной пар. Количество пара, содержащегося в атмосфере играет очень важную роль для жизни на Земле, в том числе и на самочувствие человека. Также, для предсказания погоды, атмосферных явлений необходимо следить за влажностью воздуха. Влажность воздуха говорит о наличии водяного пара в атмосфере. Как вы понимаете, чем больше водяного пара будет содержаться в атмосфере при данной температуре, тем больше будет влажность воздуха, т.е. тем ближе пар будет к состоянию насыщения.
Как же определить влажность воздуха?
Для этого, во-первых, необходимо знать количество водяного пара в единице объема воздуха. Для этого вводится понятие абсолютная влажность воздуха, которая показывает, сколько граммов водяного пара
Для этого вводится понятие абсолютная влажность воздуха, которая показывает, сколько граммов водяного пара содержится в воздухе объемом 1 м3 при данных условиях (т.е. при данной температуре и атмосферном давлении).
|
Вспоминают материал из курса географии, отвечают
|
| V.
|
|
| содержится в воздухе объемом один метр кубический при данных условиях( т.е. при данной температуре и атмосферном давлении).
Обозначается — абсолютная влажность воздуха — плотность водяного пара [единица измерения — кг/м3].
При тех же условиях водяной пар может быть насыщенным. Существуют специальная таблица в которой для каждого значения температуры и давления приводится значение плотности насыщенного водяного пара, которая обозначается 0. Такая таблица находится в ваших сборниках задач по физике авторов Лукашик В.И., Иванова Е.В., страница 198.
Зная значения плотности насыщенного пара и пара, содержащегося в атмосфере, можно определить, насколько отличается при данных условиях водяной пар от насыщенного. Для этого вводится понятие относительной влажности воздуха, которая равна отношению абсолютной влажности воздуха к плотности насыщенного водяного пара при той же температуре, выраженному в процентах.
Обозначается относительная влажность воздуха. Посмотрите на определение и как мы с вами обычно делаем из определения попытайтесь записать формулу, для расчета относительной влажности воздуха.
=(/0)*100%
|
Записывают обозначения в тетрадь
Записывают формулу в тетрадь
|
| V
|
|
| Подумайте над таким вопросом, при каком значении влажности воздуха наступает динамическое равновесие?
Не меняя массу содержащегося в атмосфере водяного пара его можно сделать насыщенным, если изменять температуру, а именно понижать. Температура, при которой пар, содержащийся в атмосфере становится насыщенным, называется точкой росы. Откуда такое интересное название? Каждый из вас неоднократно наблюдал такие природные явления, как появление тумана или выпадение росы. Почему и как это происходит? По утрам, когда температура воздуха понижается, пар охлаждается и при некоторой температуре становится насыщенным. Дальнейшее понижение температуры окружающей среды приводит уже к конденсации этого пара в виде появления тумана и росы. Роса свидетельствует о том, что влажность была 100%. Относительную влажность можно измерять с помощью ряда приборов, специально созданных для этого. Это гигрометры и психрометры.
А как измерить влажность воздуха, если нет специального прибора , а только комнатный термометр?
| Запоминают определение
Отвечают на вопрос
Учащийся, получивший задание заранее
демонстрирует одноклассникам:
два термометра , один из которых обернут
марлечкой , край которой опущен в воду. См.
|
|
| Закрепление
изученного
| «Влажность воздуха» тест
| А сейчас подумайте над следующими тестовыми заданиями.
| Психрометрическую таблицу стр.199 Сборник ЛукашикВ.И.
Иванова Е.В.
Выполняют тестовое задание
|
|
| Подведение итогов урока
|
| Подводит итоги урока, отмечает наиболее активных, определяет домашнее задание- выучить п.19. Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Подготовиться к Лабораторной работе №2 «Измерение относительной влажности воздуха с помощью термометра» .
|
|
|
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР |