Скачать 53.93 Kb.
|
Выступление на педагогическом совете на тему: «Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении на уроках географии». Основой для процесса обучения в курсе географии 6-10кл. является программа для средней общеобразовательной школы, утверждённой Государственным комитетом по народному образованию Российской Федерации. Москва «Просвещение» 1998г. Я считаю, что дифференцированный и индивидуализированный подход в обучении в настоящее время очень актуален и важен. География является тем предметом на материале, которого необходимо обеспечить развитие мышления и образного восприятия окружающей природы. И эти два дидактических принципа: дифференциация и индивидуализация формируют особый подход к обучению в школе. Дифференцированный подход отражает важное направление оптимизации учебного процесса – его вариативность, а она в свою очередь является основой индивидуального обучения. На своих уроках для усиления дифференцированного подхода я использую разные методы и возможности. А) обычно урок начинаю с проверки домашнего задания тогда, когда новый материал продолжает изучение предыдущего. Но иногда делаю наоборот, т.е. домашнее задание и закрепление выношу на окончание урока. Проверки домашнего задания бывают разные: Индивидуальные ответы у карты - учащиеся контролируют друг друга и делают анализ. Готовят вопросы отвечающему. Строят план ответа ученика. (идёт развитие речи, памяти, внимания). Фронтальные проверки знаний – проверка домашнего задания идёт фронтальным методом. Здесь от учащихся требуется чёткость, быстрота ответов и внимания. Очень слабым или очень сильным учащимся всегда предлагаю индивидуальные задания. Это карточки с вопросами разного уровня сложности. Б) В процессе изложения нового материала стараюсь больше опираться на знания учащихся. На уроках в 7кл. ввожу новые элементы обучения «опорные конспекты». Это эффективная методика показывает, что применение ОК развивает память, логическое мышление, способность к анализу, а так же запоминание некоторых сведений, названий, терминов. Построение ОК осуществляется поэтапно в соответствии с основными вопросами урока и определённой последовательности. Пример: ОК «Климат Австралии» ОК «Полезные ископаемые» ОК «Алжир» ОК «Рельеф России» В общем, в моей работе это вошло в систему. При слушании объяснений и при самостоятельном чтении учебника учащихся строят ОК самостоятельно, используя их при работе в парах. В) Большое внимание я уделяю работе с номенклатурой. Ребята любят этот вид учебной деятельности и с удовольствием выполняют все дифференцированные задания по карте. Это может быть: - убыстрённый показ объектов в атласах; - взаимный показ по карте; - узнавание по словесному описанию; - нанесение на контурную карту; - географические диктанты по номенклатуре. Это развивает образное восприятие географических объектов на земле. Способствует расширению мировоззрения и кругозора учащихся. Уже в 6кл. ребята неплохо ориентируются и знают основные географические объекты. А в 7 и 8 классах свободно владеют номенклатурой. Сильные ученики иногда получают индивидуальные задания по карте. Пример: Составить географический диктант. Придумать нетрадиционное образное описание географического объекта. Г) Одним из основных элементов индивидуализации является самостоятельная работа. Здесь могут быть предусмотрены различные виды деятельности: 1. Самостоятельная работа с учебником -составление плана параграфа; -деление параграфа на смысловые блоки; составление схем или таблиц; выделение основных терминов и понятий из текста; оставление ОК; написание вопросов и составление кроссвордов по тексту. Этот вид деятельности хорошо развивает логическое мышление у учащихся. 2. Самостоятельная работа с атласом. -описание географического положения объекта; -характеристика рельефа, климата внутренних вод, страны; - характеристика районов России и отрасли хозяйства. Этот вид деятельности способствует систематизации полученных знаний и развитию речи. 3. Тестовые задания. 4. Задания III – х уровней сложности. Д) Большое внимание я уделяю дифференцированным домашним заданиям. Это могут быть - «рядовые»; - «дополнительные»; - «творческие»; - «итоговые»; - «опережающие задания». Учащиеся пишут доклады, сообщения, стихи, составляют кроссворды. Особенно дети любят творческие задания. Это описание местности по картине в форме письма или телеграммы. Здесь прослеживаются межпредметные связи с русским языком и литературой. Этот вид деятельности способствует развитию эмоций чувства красоты и любви к природе. Е) в старших классах, где начинаются более трудная экономическая география дифференцированный, и индивидуализированный подход выражен ярче. 1) Логико-структурные схемы по отраслям (АПК, М/Ш). 2) Работа с терминами и понятиями (труд.ресурсы, миграция, урбанизация). 3) Работа с атласами Воронежской области и выполнение контурных карт. 4) Творческие задания на свободную тему. Итак, дифференцированное и индивидуализированное обучение на уроках географии могут быть представлено достаточно широко и поэтому данные дидактические признаки важнейшее направление оптимизации учебного процесса. Как я охраняю здоровье детей на своих уроках. Так как учащиеся достаточно большое количество времени проводят в учебных заведениях и вследствие этого их возможности в движении ограничены, то со стороны педколлектива должны быть приняты определённые действия по охране здоровья учащихся школы. А именно на уроках учитель должен всячески поддерживать состояние здоровья учащихся класса. На своих уроках я обращаю внимание на охрану здоровья детей. 1. В классе имеется ростовая мебель, и ребята маленького роста сидят впереди. 2. В тёплый период времени класс постоянно проветривается с помощью форточек. 3. Ежедневно проводится тщательная влажная уборка класса. 4. На перемене дежурные обязательно моют доску влажной тряпочкой. 5. В пасмурную погоду я включаю в кабинете лампы дневного освещения для лучшей видимости. 6. Дети со слабым зрением всегда сидят ближе к доске за первыми партами. 7. Напоминаю о том, чтобы не брали в рот ручки, карандаши, линейки. 8. Развиваю глазомер при работе с номенклатурой. Это даже можно назвать «зарядкой для глаз» т.к. один человек показывает географические объекты, а остальные следят за ни переводя глаза с одной точки на другую. 9. Слежу за правильностью посадки учащихся, напоминаю о ровной спине и увеличении расстояния между глазами и тетрадью. 10.Стараюсь всех опросить за урок к доске, к карте, чтобы ученик мог немного подвигаться за 40 минут. 11. С учащимися младших классов иногда провожу физкультминутку. Т.о. здоровья детей нужно обязательно охранять, используя вот эти нехитрые методы на своих уроках. В настоящее время в школе 78 человек учащихся больны различными заболеваниями. 10-20% в школе здоровы. |
Описание педагогического опыта Выполнила учитель географии Основой для процесса обучения в курсе географии 6-10кл является программа для средней общеобразовательной школы, утверждённой Государственным... | Стран латинской америки Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию | ||
Стран латинской америки Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию | Общая характеристика работы актуальность проблемы Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию в качестве учебника для студентов высших учебных... | ||
Программа определяет инвариантную (обязательную 84 часов) и вариативную И. Лях, кандидат педагогических наук А. А. Зданевич. М.: Просвещение, 2008, Допущено Министерством образования и науки Российской... | Доклад государственного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной... Образовательный процесс осуществляется на основании лицензии, выданной Комитетом по образованию Санкт-Петербурга 28 апреля 2007 г.... | ||
Заявка на участие в системе назначения деловых встреч выставки «зоосфера-2013» Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию в качестве учебника для студентов высших учебных... | Рабочая программа по физической культуре 9 класс Пояснительная записка Лях, кандидат педагогических наук А. А. Зданевич. М.: Просвещение, 2008, Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации... | ||
На правах рукописи щукин андрей игоревич вопросы подсудности в международных... Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию в качестве учебника для студентов высших учебных... | 7. Предмет и система науки гражданского процессуального права. Система учебного курса Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию в качестве учебника для студентов высших учебных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение», утвержденной мо рф, Москва «Просвещение» 2009 г., утверждённой... | Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана... Б. М. Неменского, утверждённой Министерством образования Российской Федерации (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В.... | ||
3 дератизация борьба с грызунами в населенных пунктах, на железнодорожном,... Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию в качестве учебника для студентов высших учебных... | Рабочая программа по информатике для 9 класса основной общеобразовательной... Педагогического совета Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №593 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Черчение 8-9 классы» А. Д. Ботвинникова. М.: Просвещение, 2012г; утверждённой и рекомендованной Министерством образования и науки... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента... |