Скачать 351.65 Kb.
|
МОУ Михайловская СОШ Антроповского района Костромской области Описание педагогического опыта Выполнила учитель географии с. Михайловское, 2010год Анализ и обобщение своего опыта придают повседневному труду учителя творческий характер. М.Н. Скаткин 1. Наименование. Описание педагогического опыта по теме «Использование практических работ и наглядности в курсе географии 6 класса по теме «Географическая карта», как средство повышения прочности знаний учащихся». 2. Условия появления. Данный результат двадцатисемилетней работы преподавания географии в школе и анализа различных способов изучения данной темы. Передо мной, как учителем-предметником, встала задача поиска педагогических форм, приемов и методов работы, способствующих дальнейшему развитию знаний и умений учащихся. Современная система образования должна быть направлена не только на усвоение суммы готовых знаний, но и на формирование умений, умений самостоятельной познавательной деятельности. Системное применение нетрадиционных форм урока приведет к тому, что познавательный интерес и качество знаний повысится. 3. Значимость. Описание опыта может быть использовано для обучения начинающих педагогов- географов, а также использоваться в практике. Подходы к разрешению основного противоречия могут быть использованы другими учителями – предметниками. 4. Противоречия педагогической деятельности, на разрешение которых направлен опыт. С одной стороны знания и понимания особенностей вопросов о формах и размерах Земли, о градусной сетке на географической карте и глобусе, о различии изображения на них меридианов и параллелей, о понятиях: географическая широта, долгота, координаты, об изображении на физических картах высот и глубин являются одной из основ изучения курса географии 6 класса, а с другой стороны, к этим вопросам сначала проявляется интерес, но со временем учащиеся забывают эти знания и интерес теряется. Для разрешения указанного противоречия, для более устойчивого запоминания, создаю условия. 5. Факторы успешности. 1) Организация практических работ, например, №4. «Обучение приёмам: показ объектов, определение направления, оформление к/карты, надписи, названия объектов. Характеристика карты своей местности в атласе Костромской области, туристической схемы г. Кострома» №5 «Проведение на к/карте меридианов и параллелей. Определение географической широты (в т.ч. своей местности – с. Михайловское Антроповского района Костромской области)» № 6. «Определение расстояний, направлений и географических координат объектов на глобусе и картах» в т.ч. учащиеся делают выводы при выполнении работ (см. приложение 4.) 2) Использование дополнительных источников, интеллектуальных игр, так, например, игра на определение «географической широты» города по изучаемой теме для расширения кругозора, отгадывание кроссворда «Глобус и географическая карта» (приложение 11.) и активизации познавательной деятельности учащихся 6. Теоретическая основа опыта. Карта, как основа географических исследований«От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой заканчивается» (Н. Н. Баранский). Несмотря на внедрение в географию новых методов, картографический метод является одним из основных при проведении исследований. Связано это с тем, что карта — наиболее совершенный способ передачи пространственной информации. Метод моделирования в географии, геоинформационные и дистанционные методы опираются на картографический метод.Карта важнее текста, так как говорит нередко гораздо ярче, наглядней и лаконичней самого лучшего текста. Семенов-Тянь-Шанский Географические карты имеют долгую историю. До их появление основным источником информации о местоположении того или иного объкта были устные рассказы. Но по мере того как люди начали часто путешествовать на все более далекие расстояния, появилась необходимость долговременного хранения информации. Самый ранний план города был найден при раскопках близ населенного пункта Сатал-Хоюк, в Турции, и датируется 6200 г. до н. э. Основы же современной картографии были заложены древними греками. Считается, что первая карта была начерчена греческим философом Анаксимандром из Милета в начале VI века до н. э. Древние греки были хорошо осведомлены о сферической форме Земли, поскольку наблюдали ее округлую тень в периоды лунных затмений, видели, как корабли появляются из-за горизонта и исчезают за ним. Греческий астроном Эратосфен еще в III веке до н. э. довольно точно вычислил размеры земного шара, а географ и математик Птолемей во II веке н. э. опубликовал первое "Руководство по географии" с указанием координат множества географических пунктов по широте и долготе. Ранние картографы сами занимались сбором описаний различных частей известного к тому времени мира, опрашивая моряков, солдат и искателей приключений и отображая полученные данные на единой карте, а недостающие места заполняли своей фантазией или честно оставляли не зарисованные белые пятна. С появлением аэрофото- и космической съемки белых пятен не осталось, хотя в некоторых глухих районах Земли карты могут давать довольно существенные ошибки. Карта - основной инструмент, помогающий путешественнику ориентироваться. Карты различаются по размеру, детальности отображения местности и служат уникальным практическим средством выхода в намеченную точку маршрута. Чтобы процесс ориентирования был точным и безопасным, путешественнику необходимо владеть языком карты. Даже с появлением систем глобального позиционирования значение карт не уменьшилось, а лишь немного изменилось. Карты стали электронными, а зачастую GPS приемники используются как удобное дополнение к обычной "бумажной" карте. 7. Технология опыта по отдельным элементам. Практические работы. Цель практических работ: 1). формирование умений и навыков определять географические координаты, направления и расстояния по глобусу и карте; определять географическое положение гор и равнин, географические координаты отдельных вершин; комплексного использования физических и контурных карт. 2). формирование знания о географическом положении своего населённого пункта путём определения географической широты и долготы на карте, а на географической площадке определение местного меридиана и параллели. 3). Повышать эмоциональное и качественное восприятие нового материала. 4). Пробудить интерес к изучению географической карты 5). Активизация познавательной деятельности учащихся. Практические работы проводятся в парах (парта-пара) Цель работы в парах:
Учащимся предварительно сообщается о теме практической работы, это даёт им определённый психологический настрой и теоретическую подготовку к ней. В начале урока с учениками проводится короткий инструктаж о ТБ во время работы, например, с глобусом, с макетом «Изображение холма на земной поверхности». На каждую практическую работу учащиеся имеют план её проведения и, если работа носит творческий характер, то на парте учащиеся имеют единый план-алгоритм проведения исследовательских работ. Важным моментом для успешной работы является спокойная обстановка, без назиданий за какие-то промахи. Необходимым условием проведения практической работы является, чёткое представление учащимися цели работы, плана её проведения и правильное оформление работы, поэтому практикую иногда начало работы сделать совместными усилиями с учащимися и сопровождаю это записями на доске, чтобы было понятно, как работать дальше. Иногда на парте бывает образец выполнения работы для учащихся, которые не смогут выполнить её самостоятельно. (см. приложение 4. Практическая работа № 6 «Определение расстояний, направлений и географических координат объектов на глобусе и картах»). Можно в начале изучения темы ознакомить с профессией «Картограф». Тема «Форма и размеры Земли. Глобус. Географическая карта. Различие кар по масштабу» (см приложение 1) Из курса природоведения учащиеся знают о форме Солнца и планет, могут привести примеры, подтверждающие шарообразность Земли. Затем учащиеся знакомятся с глобусом как моделью земного шара. Смысл слова «модель» ясен для шестиклассников, хотя они могут затрудниться с формулировкой. «Модель-это уменьшенное (или в натуральную величину) воспроизведение объекта. В ходе практической работы учащиеся могут установить, что это: 1) форма Земли, 2) её размеры, 3) расположение материков и океанов на её поверхности, 4) положение земной оси и возможное движение вокруг неё. Далее можно дать задание: определить примерное расстояние и направление от Москвы до городов Якутск и С-Петербург (расстояние учащиеся определяют с помощью масштаба). Перед тем как учащиеся приступят к определению направлений и расстояний, целесообразно проверить уровень сформированности у них умений переводить один вид масштаба в другой: численный в именованный, линейный и обратно, показывать стороны горизонта на карте. Изготовив масштабную линейку, соответствующую линейному масштабу глобуса, учащиеся могут сравнить результаты своих измерений на карте и на глобусе, сделать вывод, в каком случае и почему полученные результаты точнее соответствуют действительности. Результаты измерения расстояния с помощью масштаба при условии расположения объектов на одной широте или долготе также можно проверить, измерив расстояние с помощью градусной сетки (после изучения темы «Градусная сетка») Тема «Географическая карта» (приложение 1) Наряду с достоинствами у глобуса есть недостаток – на нём нельзя видеть всю поверхность на плоскости. Сведения об искажениях учащимся сообщаются информационно. Они должны представить и понять, что искажения неизбежны. Это можно подтвердить наглядно: нарисовать на половине резинового мяча контуры материков, затем продемонстрировать, что его невозможно распрямить на плоскости, не сделав соответствующие разрезы. Здесь же можно информационно познакомить учащихся с различиями между планом и картой. Дальнейшее знакомство с картой, это знакомство с её условными знаками. Учащиеся сравнивают условные знаки карты полушарий и плана местности. Отметить различия, во-первых в изображении городов, во-вторых, в использовании цветов. Важно предотвратить ошибку , когда шестиклассники иногда принимают зелёный цвет физической карты за изображение растительности. Тема «Градусная сетка». (конспект урока приложение 2) Обратить внимание учащихся на то, что в отличии от плана местности географическая карта покрыта сетью тонких линий. Важно обратить внимание ребят на существенные различия плана и карты: 1. Вспомнить, как найти направление на север из любой точки на плане местности. 2. Как определить направление на север по карте? 3. Какую форму имеют меридианы на глобусе? 4.Какова величина меридианов в градусах? в километрах? Можно познакомить учащихся с приёмом определения протяжённости объектов по градусной сетке карты. Дуга меридиана длиной в 1˚ - 111 км. Например, задание: рассчитать протяжённость Африки по 20-му меридиану. Порядок действий: 1. Выделить отрезок 20-го меридиана в пределах Африки. 2. Подписать градусы конечных точек материка на данном меридиане - 32˚ и 34˚. 3. Вычислить на сколько градусов протягивается меридиан в пределах материка (32˚ + 34˚ = 66˚). 4. Определить, на сколько километров он протягивается ( 111 км Х 66˚ = 7326 км). Тема «Географическая широта» (конспект урока приложение 2) Учителя нередко сталкиваются с тем, что в 7 и даже в 8 классах учащиеся путают географическую широту и долготу, затрудняются или даже не могут определить, Один из способов избежать этого – раздельное введение соответствующих понятий и приёмов их определения, постепенное их формирование. Состав приёма подробно изложен в учебнике. Наметим возможную последовательность работы над ним, Учащиеся знакомятся с определением географической широты, под руководством учителя рассматривают рис. 18 в учебнике. Далее показать таблицу (см. приложение таблица 8.).Затем учитель предлагает задания нарастающей степени сложности, Так, например, сначала определить широту объектов, можно уточнить их местоположение (Каир расположен на северо-востоке Африки) и тут же показать их на стенной карте. Затем определяется географическая широта пунктов, расположенных на непроведённых параллелях сначала северного (например, Берлина, Нью-Йорка, Дели, Вашингтона идр) полушарий. Для ознакомления состава приёма необходимо предложить учащимся проговорить вслух: «Определяя широту… я делаю так…». После того, как учащиеся научились определять географическую широту по карте полушарий, они выполняют подобные действия по карте России. Возможно возникновение проблемной ситуации: географическая широта отсчитывается от экватора. Но на карте России экватора нет! Как быть? При решении этой проблемной ситуации ребята переносят приём в новую учебную ситуацию и определяют состав необходимых действий. Здесь также желательно соблюдать последовательность в усложнении заданий: определить широту городов сначала С-Петербурга и т.п., т.е. городов расположенных на изображённой параллели, а затем объектов, лежащих между ними. Тема «Географическая долгота» (конспект урока приложение 3) При формировании приёма определения географической долготы следует использовать уже известные учащимся приёмы о действиях по определению географической широты. (см. приложение таблица 9) В целях предупреждения путаницы с применением терминов «Широта» и «долгота» можно познакомить с историей их возникновения. Названия эти возникли в глубокой древности. На одной из самых древних карт Гекатея Милетского Земля была изображена в виде овала: длина овала с запада на восток (долгота) в два раза превосходила его ширину с севера на юг (широта). Завершая знакомство учащихся с градусной сеткой карты, полезно сделать в тетради запись: Что я должен уметь, работая с географической картой:
Урок обобщения и систематизации знаний по теме должен иметь практическую направленность. Главной учебной задачей его может стать совершенствование и отработка приёмов работы с географической картой. Задача учителя – подобрать интересные задания, которые позволили бы учащимся применить приобретённые умения и по образцу, и в новых ситуациях, а учителю соответственно проверить уровень их усвоения (конспект итогового урока по теме «Географическая карта» приложение 6) 8. Возможности и условия применения опыта: 1. Развитие материальной базы, заранее подготовленное к урокам оборудование: глобусы, географические карты: физическая карта полушарий, физическая карта России. 2. Умение педагога работать с заданиями практического и исследовательского типа 3. Данный опыт может быть использован при обучении учащихся в 6 классе 9. Перспектива развития: Актуальность выбранной темы заключается в том, что современная система образования по географии, должна быть направлена не только на усвоение суммы готовых знаний, но и на формирование практических умений, умений самостоятельной познавательной деятельности. Применение различных форм урока в курсе географии позволит учителю более эффективно осуществлять свою деятельность. Самое важное в процессе обучения - системное применение новых форм и инновационных технологий на уроке. Перспективность - создание теории целенаправленного конструирования нетрадиционных уроков на современном этапе развития географического образования, которое вызывает настоятельную потребность поиска новых путей совершенствования, процесса обучения в начальном курсе географии 6 класса и его основной организационной формы - урока Приложение № 1 Урок географии в 6 классе Тема урока: «Форма и размеры Земли. Глобус- модель Земли». Географическая карта. Различие карт по масштабу. Цель урока:
Оборудование: глобусы, «Физическая карта полушарий», «Физическая карта России», «Физическая карта Костромской области», рабочие тетради на печатной основе, атласы. Опорные знания: планета Земля (природоведение), геометрические фигуры: окружность, круг,. Примеры величин: длина, градусная мера угла, масштаб (математика) Тип урока: комбинированный, с применением ИКТ на уроке географии
Приложение 2. План-конспект урока географии в 6 классе «Градусная сеть на глобусах и картах. Географическая широта» Цель урока:
Сформировать понятие «географическая широта», разучить приёмы определения географической широты, точек земной поверхности
Оборудование: глобусы, «Физическая карта полушарий», «Физическая карта России», «Физическая карта Костромской области», рабочие тетради на печатной основе, атласы. Опорные знания: полюсы, экватор, северное и южное полушария (окружающий мир); изображение сторон горизонта на плане местности (6 класс, география) Тип урока: урок-практикум
|
Исследование как универсальный способ учебной деятельности младших... Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме | Аннотированный каталог инновационного педагогического опыта учителей... Описание инновационного опыта учителя английского языка моу сош №25 г. Уссурийска Апанаскевич Татьяны Васильевны 6 | ||
Тема опыта Автор опыта: Дудкина Людмила Григорьевна, учитель географии моу сош с уиоп №3 г. Алексеевки Белгородской области | Опыта Автор опыта: Дуркина Светлана Евгеньевна, учитель географии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная... | ||
Презентация педагогического опыта учителя: краткое обоснование основных... Теоретическая часть. Одной из приоритетных идей образования в последние годы стала идея формирования ключевых компетенций, таким... | Тема педагогического опыта История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении | ||
Описание опыта работы Я, Гарифуллина Джамиля Робертовна, работаю учителем химии и географии в среднем и старшем звене чуть меньше полугода | «Описание педагогического опыта» Корчагина Светлана Николаевна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Баклановская средняя общеобразовательная школа Сорочинского... | ||
Положение об обобщении инновационного и передового педагогического... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Холмска муниципального образования... | Тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий в... Описание педагогического опыта психолога, раскрывающего сущность его методической системы | ||
«Информационные технологии в процессе обучения географии» Проблема над которой работает учитель Обобщение опыта работы Гудковой Анастасии Николаевны, учителя географии моу «Белогорская средняя общеобразовательная школа» Беляевского... | Разработка урока Выполнила учитель русского языка и литературы мбоу «Тюльганская сош№1» ... | ||
Обобщение и распространение педагогического опыта Республиканский семинар для учителей химии, биологии, географии по теме «Межпредметная интеграция естественнонаучных дисциплин» | «С чего начинается Родина?». Описание педагогического опыта воспитателя... Изучить методическую и познавательную литературу по вопросам экологического воспитания и образования дошкольников | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обобщение педагогического опыта – направление методической деятельности, обеспечивающее изучение и описание педагогической практики... | “ Презентация педагогического опыта” Васильева Лидия Николаевна, учитель начальных классов моу павловская сош №1 мо «Павловский район» |