Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе авторской программы академика рао б. М. Неменского, утверждённой Министерством образования Российской Федерации (Сборник программ для начальной школы.





Скачать 190.61 Kb.
НазваниеРабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе авторской программы академика рао б. М. Неменского, утверждённой Министерством образования Российской Федерации (Сборник программ для начальной школы.
Дата публикации23.06.2014
Размер190.61 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе авторской программы академика РАО Б.М. Неменского, утверждённой Министерством образования Российской Федерации (Сборник программ для начальной школы. Система Л.В. Занкова. Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2009г.) в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования (Москва, 2004).

На изучение предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе отводится 33 часа, 1 час в неделю.

Для реализации программного содержания курса «Изобразительное искусство» используются следующие учебники и учебные пособия:

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства – архитектура, дизайн; различные декоративно –прикладные искусства. Одновременно каждый из трёх видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культурносозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача нив коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стрежень программы. Программа построена так. Чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Основные принципы программы:

Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру

Принцип «от жизни через искусство к жизни»

Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.

Принцип единства восприятия и созидания.

Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта условие постижения искусства.

Развитие художественно – образного мышления, художественного переживания ведёт к жестокому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанной поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством , должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребёнка.

Программа является интегративным курсом, включающим в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд, и оптимальный вариант её реализации происходит за 2 учебных часа в неделю. В то же время при отсутствии возможностей программа может быть реализована за 1 учебный час в неделю. В данной школе программа реализуется за 1 час в неделю. При этом количество и последовательность учебных тем остаются такими же – без сокращений, но снижается уровень практических навыков и навыков художественного восприятия. Однако обучение по программе остаётся в целом результативным.

Формой проведения занятий по программе является урок.

На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка.

Количество часов в неделю по учебному плану – 1 час

Количество часов по программе – 35 часов

Основания для планирования: образовательный региональный стандарт

Учебник, по которому работают учащиеся:

Е. И. Коротеевой и Н. А. Горяевой под ред. Б. М. Неменского

Рабочие тетради: Б. М. Неменская «Каждый народ художник», М:;Просвещение 2009г.

Методические пособия:

Изобразительное искусство. 2 класс: поурочные планы ИЗО по учебникам Е. И. Коротеевой и Н. А. Горяевой под ред. Б. М. Неменского / авт.-сост. С.Б.Дроздова. - Волгоград: Учитель, 2005.

Требования к уровню подготовки учащихся.

О понятиях

По художественно-творческой изобразительной деятельности

  1. Культурологические: прекрасное, трагическое, комическое, воз­вышенное, движение, жанры, правда и вымысел.

  2. Художественно-изобразительные: цветовой спектр, светотень, иллюстрация, линейная перспектива, жанры (натюрморт, пейзаж, портрет), колорит, основные и смешанные цвета, живопись, иллюстра­ция, эскиз.




- работать с акварелью (размывка, затеки, способ отмывки, «по-сы­рому»), смешивать главные цвета красок для получения составных цветов, выполнять графические изображения с соблюдением линейной
перспективы;

- реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой изобразительной и трудовой деятельности;

  • с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

  • самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы;

  • ориентироваться в художественных тенденциях искусства Древ­него Египта и Античности.


Учебно-тематический план.

четверть

№ урока

Дата

Название раздела программы с указанием количества часов; темы урока

Методические приемы, содержание

Тема 1. «ЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ХУДОЖНИКИ».

1 четверть






«Цветочная поляна». Три ос­новных цвета

Рисование по памяти и впе­чатлению






«Радуга на грозовом небе». Пять красок - богатство цвета и тона: гуашь

Рисование по памяти и пред­ставлению






«Осенний лес». Выразитель­ные возможности других мате­риалов (графические: пастель, мелки)

Рисование пастелью и мел­ками






«Осенний листопад» - коврик аппликаций. Выразительные возможности аппликации

Декоративно-прикладное творчество






«Графика зимнего леса». Вы­разительные возможности графических материалов

Рисование тушью, каранда­шом, углем






«Звери в лесу». Выразитель­ные возможности материалов для работы в объеме

Лепка птиц и животных (ра­бота в объеме)






«Звери в лесу». Выразитель­ные возможности материалов для работы в объеме

Лепка птиц и животных (ра­бота в объеме)






«Игровая площадка» для вы­лепленных зверей. Вырази­тельные возможности бумаги


Выполнение макета игровой площадки


2 четверть

Тема 2. «РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ»






«Наши друзья: птицы». Рису­нок птицы (ворона, журавль, голубь, петух и др.) с живой натуры, чучела или таблицы. Изображение и реальность

Рисование с натуры и по па­мяти






«Сказочная птица». Изображе­ние и фантазия

Рисование по памяти и пред­ставлению






«Узоры паутины». Украшение и реальность, украшения в природе

Рисование узора паутинки






«Обитатели подводного мира». Украшение и реальность

Рисование по памяти и пред­став-

лению; работа по готовому

трафарету, в технике -аппликации






«Кружевные узоры», Украшения и фантазия

Работа в технике «гратташ» (процарапывание)






«Подводный мир». Постройка и реальность

Конструктивное строение: объемное изображение фигур морской фауны и флоры






Постройка и фантазия

Конструктивное строение из бумаги

3 четверть

Тема 3. «О ЧЕМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО»






«Четвероногий герой». Выра­жение характера изображае­мых животных. Живопись

Рисование по памяти и пред-

ставлению






Сказочный мужской образ. Выражение характера человека в изображении («Веселый и грустный клоуны»)

Рисование по представлению сказочных героев (мужчин), контрастных по характеру






Женский образ русских сказок, Выражение характера человека в изображении

Рисование по представлению образов сказочных персона­жей (женщин), контрастных по характеру






Образ сказочного героя. Ху­дожественное изображение в объеме

Изображение в объеме ска­зочных героев (лепка)






«С чего начинается Родина?». Природа в разных состояниях

Рисование природы по памяти






«Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения


Декоративное конструирова­ние






«Морозные узоры», Украшение и реальность

Вырезание из бумаги элемен­тов морозных узоров







«Морской бой Салтана и пира­тов». Выражение намерений через украшение

Украшение цветом, символа­ми с

выражением намере­ний –

добрых или злых







«Замок Снежной Королевы». Дом для сказочных героев

Смешанная техника (фон -пейзаж, аппликация; макети­рование, конструирование)







«Замок Снежной Королевы». Дом для сказочных героев

Смешанная техника (фон -пейзаж, аппликация; макети­рование, конструирование)


4 четверть

Тема 4. «КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО»






«Огонь в ночи» («Перо жар-птицы»). Цвет как средство выражения: «теплые» и «хо­лодные» цвета

Живописные упражнения, рисование по памяти и пред­ставлению (впечатлению)






«Мозаика». Цвет как средство выражения: «тихие» (глухие) и «звонкие» цвета («Весенняя земля»)

Рисование по памяти и впе­чатлению






Графические упражнения. Ли­ния как средство выражения. Характер линий

Графическое изображение весеннего лесного пейзажа






«Дерево». Линия, как средство выражения. Характер линий

Рисование по памяти и с на­туры (деревья в окне, расте­ния комнатные)






«Птицы». Ритм пятен как средство выражения

Рисование по памяти; деко­ративно-прикладное творче­ство






«Поле цветов». Ритм цвета, пятен как средство выражения. Живопись (или оригами, цвет­ная аппликация)

Рисование по памяти, с нату­ры; вырезание из бумаги






«Птицы». Пропорция как сред­ство художественной вырази­тельности. Пропорции и ха­рактер (бумажная пластика или лепка)

Конструирование из бумаги или лепка






«Весна идет». Ритм пятен, ли­ний, пропорций как средство художественной выразитель­ности

Живопись с элементами ап­пликации






Музеи искусств

Беседа, просмотр слайдов, диафильмов, иллюстраций, репродукций, видеофильмов






«Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина

Игровые формы, чтение док­ладов, сообщений, конкурсы, соревнования, творческие за­дания


Содержание программы.

34 часа ,1 час в неделю

Тема 1. «ЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ХУДОЖНИКИ».

«Цветочная поляна». Три ос­новных цвета

«Радуга на грозовом небе». Пять красок - богатство цвета и тона: гуашь

«Осенний лес». Выразитель­ные возможности других мате­риалов (графические: пастель, мелки)

«Осенний листопад» - коврик аппликаций. Выразительные возможности аппликации

«Графика зимнего леса». Вы­разительные возможности графических материалов

«Звери в лесу». Выразитель­ные возможности материалов для работы в объеме

«Звери в лесу». Выразитель­ные возможности материалов для работы в объеме

«Игровая площадка» для вы­лепленных зверей. Вырази­тельные возможности бумаги.

Тема 2. «РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ»

«Наши друзья: птицы». Рису­нок птицы (ворона, журавль, голубь, петух и др.) с живой натуры, чучела или таблицы. Изображение и реальность

«Сказочная птица». Изображе­ние и фантазия

«Узоры паутины». Украшение и реальность, украшения в природе

«Обитатели подводного мира». Украшение и реальность

«Кружевные узоры», Украшения и фантазия

«Подводный мир». Постройка и реальность

Постройка и фантазия.

Тема 3. «О ЧЕМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО»

«Четвероногий герой». Выра­жение характера изображае­мых животных. Живопись

Сказочный мужской образ. Выражение характера человека в изображении («Веселый и грустный клоуны»)

Женский образ русских сказок, Выражение характера человека в изображении

Образ сказочного героя. Ху­дожественное изображение в объеме

«С чего начинается Родина?». Природа в разных состояниях

«Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения

«Морозные узоры», Украшение и реальность

Тема 4. «КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО»

«Огонь в ночи» («Перо жар-птицы»). Цвет как средство выражения: «теплые» и «хо­лодные» цвета

«Мозаика». Цвет как средство выражения: «тихие» (глухие) и «звонкие» цвета («Весенняя земля»)

Графические упражнения. Ли­ния как средство выражения. Характер линий

«Дерево». Линия, как средство выражения. Характер линий

«Птицы». Ритм пятен как средство выражения

«Поле цветов». Ритм цвета, пятен как средство выражения. Живопись (или оригами, цвет­ная аппликация)

«Птицы». Пропорция как сред­ство художественной вырази­тельности. Пропорции и ха­рактер (бумажная пластика или лепка)

«Весна идет». Ритм пятен, ли­ний, пропорций как средство художественной выразитель­ности

Музеи искусств

«Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина

Виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декора­тивная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте окружающего мира.

Основные виды занятий должны быть тесно связаны, допол­нять друг друга и проводиться в течение всего учебного года с учетом особенностей времен года, интересов учащихся, событий общественной жизни.

Методические приемы: освоение возможностей художествен­ных материалов (изобразительная азбука), деловые игры на уроке, отработка изобразительных техник, коллективное творчество, до­машние задания (рисование, просмотр телевизионных передач, подбор и чтение литературы), беседы, восприятие и запоминание работ художников, обсуждение иллюстративного материала и ра­бот учащихся, межпредметные связи. Индивидуально выполняются фрагменты общей работы, коллективно - их организация в единое целое.

  • Для выполнения творческих заданий учащиеся могут вы­брать разнообразные художественные материалы: карандаши, акварель, гуашь, сангину, уголь, пастель, фломастеры, цветные мелки и др. Наглядно показываются (учителем) приемы работы этими материалами. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге (загрунтованной, к примеру, ак­варелью).

Желательно давать задания с возможностью выбора (вариатив­ные), активно привлекать учащихся к подбору иллюстративного материала (в виде домашнего задания).

Кроме иллюстративного материала в виде предметов, нагляд­ных пособий, таблиц, репродукций хорошо показать на уроке ав­торские художественные работы в разных техниках, чтобы дети могли увидеть особенности живописной поверхности (фактуры) картины, рисунка, художественного изделия, ощутить произведе­ние искусства.

Темы года группируются по видам деятельности и изучаемым темам - с целью систематизировать, закрепить знания и навыки в течение нескольких уроков подряд.

  • Искусство как предмет, преподаваемый в общеобразователь­ной школе, должен стать стимулом для творчества и развития ум­ственных способностей учащихся независимо от того, станут ли они в дальнейшем художниками, учеными, домохозяйками или рабочими.


Учебно-методические средства обучения.

Основная литература

Учебник

Е. И. Коротеевой и Н. А. Горяевой под ред. Б. М. Неменского

Рабочие тетради:

Б. М. Неменская «Каждый народ художник», М:;Просвещение 2009г.


Дополнительная литература

Поурочные планы ИЗО по учебникам Е. И. Коротеевой и Н. А. Горяевой под ред. Б. М. Неменского / авт.-сост. С.Б.Дроздова. - Волгоград: Учитель, 2005.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе авторской программы академика рао б. М. Неменского, утверждённой Министерством образования Российской Федерации (Сборник программ для начальной школы. iconРабочая программа по «Изобразительному искусству» для 6 класса составлена...
России, академика рао б. М. Неменского и коллектива авторов: Н. А. Горяевой, Л. А. Неменской, А. С. Питерских, утверждённой и рекомендованной...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе авторской программы академика рао б. М. Неменского, утверждённой Министерством образования Российской Федерации (Сборник программ для начальной школы. iconРабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана в соответствии...
«Федоров», изд-во «Учебная литература», 2011. ), авторской программы А. В. Поляковой, Н. А. Песняевой по курсу «Русский язык», утверждённой...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе авторской программы академика рао б. М. Неменского, утверждённой Министерством образования Российской Федерации (Сборник программ для начальной школы. iconРабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса разработана...
Т. А. Копцевой по изобразительному искусству для начальной школы «Художник и природа родного края». Создана на основе Требований...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе авторской программы академика рао б. М. Неменского, утверждённой Министерством образования Российской Федерации (Сборник программ для начальной школы. iconРабочая программа по искусству изо для 5-9 классов составлена на...
Б. Н. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе авторской программы академика рао б. М. Неменского, утверждённой Министерством образования Российской Федерации (Сборник программ для начальной школы. iconРабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена...
Изобразительное искусство и художественный труд. 1- 9 классы./ Под руководством Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2007., имеющей...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе авторской программы академика рао б. М. Неменского, утверждённой Министерством образования Российской Федерации (Сборник программ для начальной школы. iconРабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена...
Изобразительное искусство и художественный труд. 1- 9 классы./ Под руководством Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2007., имеющей...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе авторской программы академика рао б. М. Неменского, утверждённой Министерством образования Российской Федерации (Сборник программ для начальной школы. iconРабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса умк «школа россии»
«Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», созданной под руководством народного художника России, академика рао...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе авторской программы академика рао б. М. Неменского, утверждённой Министерством образования Российской Федерации (Сборник программ для начальной школы. iconРабочая программа по искусству изо составлена на основе федерального...
Б. Н. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе авторской программы академика рао б. М. Неменского, утверждённой Министерством образования Российской Федерации (Сборник программ для начальной школы. iconРабочая программа по изобразительному искусству педагога
России, академика рао б. М. Неменского, утвержденной мо РФ в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе авторской программы академика рао б. М. Неменского, утверждённой Министерством образования Российской Федерации (Сборник программ для начальной школы. iconПрограмма начальной школы 1 -4 классы общая тема: «Основы художественных представлений»
Б. М. Неменского; «Просвещение»; Москва. Программа предполагает использование на уроках учебников по изобразительному искусству для...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе авторской программы академика рао б. М. Неменского, утверждённой Министерством образования Российской Федерации (Сборник программ для начальной школы. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство» для 3 класса народного художника России, академика рао б. М....
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе авторской программы академика рао б. М. Неменского, утверждённой Министерством образования Российской Федерации (Сборник программ для начальной школы. iconРабочая программа по изобразительному искусству для 3-х классов учитель Суркова Вера Васильевна
Программа разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе авторской программы академика рао б. М. Неменского, утверждённой Министерством образования Российской Федерации (Сборник программ для начальной школы. iconРабочая программа по предмету «изобразительное искусство» для 3 «в» класса 2013-2014 учебный год
Программа разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы Б. М. Неменского
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе авторской программы академика рао б. М. Неменского, утверждённой Министерством образования Российской Федерации (Сборник программ для начальной школы. iconПояснительная записка Данная программа нацелена на реализацию федерального...
Разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство» для 3 класса народного художника России, академика рао и рах...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе авторской программы академика рао б. М. Неменского, утверждённой Министерством образования Российской Федерации (Сборник программ для начальной школы. iconМ. П. рабочая программа по изобразительному искусству для умк «Школа 2100 …»
Программа разработана на основе Примерной программы по изобразительному искусству федерального государственного образовательного...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе авторской программы академика рао б. М. Неменского, утверждённой Министерством образования Российской Федерации (Сборник программ для начальной школы. iconРабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана...
Примерной программы начального общего образования, авторской программы В. С. Кузин, «Изобразительное искусство», утвержденной мо...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск