Скачать 190.61 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе авторской программы академика РАО Б.М. Неменского, утверждённой Министерством образования Российской Федерации (Сборник программ для начальной школы. Система Л.В. Занкова. Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2009г.) в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования (Москва, 2004). На изучение предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе отводится 33 часа, 1 час в неделю. Для реализации программного содержания курса «Изобразительное искусство» используются следующие учебники и учебные пособия: Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного. Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства – архитектура, дизайн; различные декоративно –прикладные искусства. Одновременно каждый из трёх видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом. Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культурносозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача нив коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стрежень программы. Программа построена так. Чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа. Основные принципы программы: Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру Принцип «от жизни через искусство к жизни» Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы. Принцип единства восприятия и созидания. Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта условие постижения искусства. Развитие художественно – образного мышления, художественного переживания ведёт к жестокому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу. Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанной поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством , должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребёнка. Программа является интегративным курсом, включающим в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд, и оптимальный вариант её реализации происходит за 2 учебных часа в неделю. В то же время при отсутствии возможностей программа может быть реализована за 1 учебный час в неделю. В данной школе программа реализуется за 1 час в неделю. При этом количество и последовательность учебных тем остаются такими же – без сокращений, но снижается уровень практических навыков и навыков художественного восприятия. Однако обучение по программе остаётся в целом результативным. Формой проведения занятий по программе является урок. На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка. Количество часов в неделю по учебному плану – 1 час Количество часов по программе – 35 часов Основания для планирования: образовательный региональный стандарт Учебник, по которому работают учащиеся: Е. И. Коротеевой и Н. А. Горяевой под ред. Б. М. Неменского Рабочие тетради: Б. М. Неменская «Каждый народ художник», М:;Просвещение 2009г. Методические пособия: Изобразительное искусство. 2 класс: поурочные планы ИЗО по учебникам Е. И. Коротеевой и Н. А. Горяевой под ред. Б. М. Неменского / авт.-сост. С.Б.Дроздова. - Волгоград: Учитель, 2005. Требования к уровню подготовки учащихся.
Учебно-тематический план.
Содержание программы. 34 часа ,1 час в неделю Тема 1. «ЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ХУДОЖНИКИ». «Цветочная поляна». Три основных цвета «Радуга на грозовом небе». Пять красок - богатство цвета и тона: гуашь «Осенний лес». Выразительные возможности других материалов (графические: пастель, мелки) «Осенний листопад» - коврик аппликаций. Выразительные возможности аппликации «Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов «Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы в объеме «Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы в объеме «Игровая площадка» для вылепленных зверей. Выразительные возможности бумаги. Тема 2. «РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ» «Наши друзья: птицы». Рисунок птицы (ворона, журавль, голубь, петух и др.) с живой натуры, чучела или таблицы. Изображение и реальность «Сказочная птица». Изображение и фантазия «Узоры паутины». Украшение и реальность, украшения в природе «Обитатели подводного мира». Украшение и реальность «Кружевные узоры», Украшения и фантазия «Подводный мир». Постройка и реальность Постройка и фантазия. Тема 3. «О ЧЕМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО» «Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных. Живопись Сказочный мужской образ. Выражение характера человека в изображении («Веселый и грустный клоуны») Женский образ русских сказок, Выражение характера человека в изображении Образ сказочного героя. Художественное изображение в объеме «С чего начинается Родина?». Природа в разных состояниях «Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения «Морозные узоры», Украшение и реальность Тема 4. «КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО» «Огонь в ночи» («Перо жар-птицы»). Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета «Мозаика». Цвет как средство выражения: «тихие» (глухие) и «звонкие» цвета («Весенняя земля») Графические упражнения. Линия как средство выражения. Характер линий «Дерево». Линия, как средство выражения. Характер линий «Птицы». Ритм пятен как средство выражения «Поле цветов». Ритм цвета, пятен как средство выражения. Живопись (или оригами, цветная аппликация) «Птицы». Пропорция как средство художественной выразительности. Пропорции и характер (бумажная пластика или лепка) «Весна идет». Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности Музеи искусств «Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина Виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте окружающего мира. Основные виды занятий должны быть тесно связаны, дополнять друг друга и проводиться в течение всего учебного года с учетом особенностей времен года, интересов учащихся, событий общественной жизни. Методические приемы: освоение возможностей художественных материалов (изобразительная азбука), деловые игры на уроке, отработка изобразительных техник, коллективное творчество, домашние задания (рисование, просмотр телевизионных передач, подбор и чтение литературы), беседы, восприятие и запоминание работ художников, обсуждение иллюстративного материала и работ учащихся, межпредметные связи. Индивидуально выполняются фрагменты общей работы, коллективно - их организация в единое целое.
Желательно давать задания с возможностью выбора (вариативные), активно привлекать учащихся к подбору иллюстративного материала (в виде домашнего задания). Кроме иллюстративного материала в виде предметов, наглядных пособий, таблиц, репродукций хорошо показать на уроке авторские художественные работы в разных техниках, чтобы дети могли увидеть особенности живописной поверхности (фактуры) картины, рисунка, художественного изделия, ощутить произведение искусства. Темы года группируются по видам деятельности и изучаемым темам - с целью систематизировать, закрепить знания и навыки в течение нескольких уроков подряд.
Учебно-методические средства обучения.
|
Рабочая программа по «Изобразительному искусству» для 6 класса составлена... России, академика рао б. М. Неменского и коллектива авторов: Н. А. Горяевой, Л. А. Неменской, А. С. Питерских, утверждённой и рекомендованной... | Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана в соответствии... «Федоров», изд-во «Учебная литература», 2011. ), авторской программы А. В. Поляковой, Н. А. Песняевой по курсу «Русский язык», утверждённой... | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса разработана... Т. А. Копцевой по изобразительному искусству для начальной школы «Художник и природа родного края». Создана на основе Требований... | Рабочая программа по искусству изо для 5-9 классов составлена на... Б. Н. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника... | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена... Изобразительное искусство и художественный труд. 1- 9 классы./ Под руководством Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2007., имеющей... | Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена... Изобразительное искусство и художественный труд. 1- 9 классы./ Под руководством Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2007., имеющей... | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса умк «школа россии» «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», созданной под руководством народного художника России, академика рао... | Рабочая программа по искусству изо составлена на основе федерального... Б. Н. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника... | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству педагога России, академика рао б. М. Неменского, утвержденной мо РФ в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного... | Программа начальной школы 1 -4 классы общая тема: «Основы художественных представлений» Б. М. Неменского; «Просвещение»; Москва. Программа предполагает использование на уроках учебников по изобразительному искусству для... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство» для 3 класса народного художника России, академика рао б. М.... | Рабочая программа по изобразительному искусству для 3-х классов учитель Суркова Вера Васильевна Программа разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное... | ||
Рабочая программа по предмету «изобразительное искусство» для 3 «в» класса 2013-2014 учебный год Программа разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы Б. М. Неменского | Пояснительная записка Данная программа нацелена на реализацию федерального... Разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство» для 3 класса народного художника России, академика рао и рах... | ||
М. П. рабочая программа по изобразительному искусству для умк «Школа 2100 …» Программа разработана на основе Примерной программы по изобразительному искусству федерального государственного образовательного... | Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана... Примерной программы начального общего образования, авторской программы В. С. Кузин, «Изобразительное искусство», утвержденной мо... |