Скачать 97.65 Kb.
|
Описание конкурсных материалов
План-конспект урока Тема: Топливно-энергетический комплекс мира Цели урока: Сформировать представление о топливном балансе мира; рассмотреть рост производства и потребления различных видов топлива; дать характеристику нефтяной, газовой, угольной промышленности, их размещение по территории земного шара; продолжить формирование умения работать с различными источниками информации. Тип урока: комбинированный Оборудование: Карты: «Топливная промышленность мира», «Полезные ископаемые мира», карты учебника, статистические материалы, таблицы, атласы, компьютер, проектор, интерактивная доска. Ход урока:
Учителем сообщается тема урока (Приложение 1), формулируются цели урока.
Вопросы:
Сегодня на уроке мы ознакомимся с особенностями развития топливной промышленности, мировым топливным балансом, районами размещения главных топливных баз мира.
Добыча топлива в мире растет. За последние 25 лет израсходовано столько топлива, сколько израсходовано было за всю историю человечества. В настоящее время на одного жителя планеты производится 2 т условного топлива в год. Однако в разных странах этот показатель отличен от среднего. Так, в США, где живет 1/20 всего населения мира, потребляется 1/3 всех ресурсов. Определите регион, являющийся лидером в производстве всех видов топлива и энергоресурсов (таблица 4 учебника) и расставьте регионы по мере убывания данного показателя. Задание 1. Проанализируйте рис. 23. Охарактеризуйте изменения, произошедшие в мировом потреблении первичных энергоресурсов на протяжении XX века, установите границы этапов его развития.
Нефтяная промышленность. Нефтяная промышленность имеет особенно большое значение. Ныне нефть добывается более чем в 90 странах мира. Между экономически развитыми и развивающимися странами мировая добыча (достигшая 3,6 млрд. т) распределяется в пропорции 40:60. Задание 2. По таблице 4 определите регионы добычи нефти Около 40% ее приходится на страны ОПЕК (приложение 4), а из отдельных крупных регионов особо выделяется зарубежная Азия – прежде всего благодаря странам Персидского залива. Остальные же регионы по размерам добычи нефти распределяются в таком порядке: Латинская и Северная Америка, СНГ, Африка, Зарубежная Европа, Австралия и Океания. Задание 3. По карте «Мировая добыча и экспорт нефти» найдите лидеров добычи нефти, расставьте их в порядке убывания объемов добычи топлива. (Приложение 2). Результаты работы занесите в таблицу: Страны – лидеры по добыче нефти (2006 г.), млн. т
Вопрос: Какие страны лидируют в данной группе; в каком полушарии? (развивающиеся, северном и восточном). В мировом хозяйстве образовался огромный территориальный разрыв между районами ее добычи и потребления. Для его преодоления возникли мощные, прежде всего океанские, грузопотоки – настоящие «нефтяные мосты». Задание 4. По рис. 25 найдите основные направления грузоперевозок нефти. (приложение 2). Определите страны-экспортеры, страны-импортеры нефти (приложение 3). Газовая промышленность. Природный газ, как топливо, обладает высоко теплотворной способностью. По сравнению с другими видами топливных ресурсов природный газ является экологически чистым. Транспортировка в основном осуществляется по газопроводам. Для транспортировки газа на большие расстояния морским транспортом его сжижают. Объемы мировой добычи растут и уже превышают 2,6 трлн.м3. Основная часть добычи природного газа сосредоточена в развитых странах. Это связано как с размерами запасов, так и с трудностями и дороговизной транспортировки сжиженного природного газа. Задание 5. Определите по карте лидеров по добыче газа, результаты работы занесите в таблицу: Страны-лидеры по добыче природного газа в мире (2006 г) млрд.м3.
Задание 6. По схеме грузоперевозок газа, определите основных импортеров данного топлива. (Приложение 6) Почему основные покупатели газа находятся в северном полушарии? (Газ в странах «Севера» используется не только как топливо, сырье для химической промышленности, но и как топливо на ТЭС и ТЭЦ). Угольная промышленность Старейшая отрасль топливной промышленности, развивается в настоящее время медленнее газовой и нефтяной, в начале 90-х гг. добыча начала падать, но затем стабилизировалась и сейчас соответствует потребностям в угле. Задание 7. Пользуясь картой (Приложение 5), определите основные районы добычи угля в мире. По результатам работы заполните таблицу: Страны-лидеры по добыче каменного угля (2006 г), млн.т
Уголь потребляется в основном в тех странах, где добывается, но около 10% добытого топлива все же поступает на мировой рынок. Задание 8. По карте (Приложение 5) определить основные направления грузоперевозок угля.
Работа по группам (Приложение 8)
|
Рабочая программа «социально-экономическая география мира» Используемые программы: В. П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира | Рабочая программа «социально-экономическая география мира» Используемые программы: В. П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира | ||
Рабочая программа по курсу: «Экономическая и социальная география... Составлена на основе программы домогацких е. М. «Экономическая и социальная география мира» (2010 г) | Рабочая программа школьного курса географии «Экономическая и социальная география мира» Курс «Экономическая и социальная география мира» завершает географическое образование школьников | ||
Рабочая программа предназначена для планирования преподавания курса... Цель рабочей программы учебного предмета география создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом... | Тематическое планирование по курсу экономическая и социальная география мира. 10 класс Курс «Экономическая и социальная география мира» завершает географическое образование школьников и сочетает экономико- географическое... | ||
Рабочая программа по курсу география 10 класс Курс «Экономическая и социальная география мира» завершает географическое образование школьников | Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. / В. П. Максаковский Используемая программа: В. П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. М.: Дрофа, 2000 | ||
Рабочая программа педагога гусаковой Валентины Васильевны, I квалификационная... В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2004. (Допущены Министерством образования... | Тематическое планирование изучения курса «География мира» в 11 классе Сиротин В. И. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 класс. – М.: Дрофа, 2004 | ||
Рабочая программа дисциплины историческая география Целями освоения дисциплины «Историческая география» является формирование целостного представления о истории формирования современной... | Географическая картина мира. Кн. II: Региональная характеристика мира Книга предназначена для углубленного изучения курса "Экономическая и социальная география мира", который преподается в 10 классе... | ||
Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии... Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X – XI классы). Сборник... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе примерной... Классов Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И. География: Экономическая и социальная география мира: в 2 ч. Ч региональная характеристика... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо... Е. Ю. Созонова. География курортов мира: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100100. 62 «Сервис»... | Календарно-тематическое планирование разработано в соответствии с... Календарно-тематическое планирование разработано в соответствии с содержанием и структурой программы и учебника по экономическая... |