Скачать 103.28 Kb.
|
9 класс Конспект урока по теме «Алюминий» Цели:
Оборудование:
Структура урока:
7. Рефлексия Ход урока 1. Организационный момент Играет негромкая музыка в японском стиле. Звучат стихи ученика Иевлева Виктора, посвящённые алюминию Приласкай океан… Посади лёгкую птицу на камень Затонувшего острова. Приходящие дуновения зимы… Наконец-то твои порывы Удаляются далеко от гор! Кружись на ветру… В бледной заре на восходе Найди свой путь к вечности… 2. Введение в новую тему Современную жизнь невозможно представить без алюминия. Этот блестящий легкий металл, прекрасный проводник электричества, получил в последние десятилетия самое широкое применение в различных отраслях производства. Между тем известно, что в свободном виде алюминий не встречается в природе, и вплоть до XIX века наука даже не знала о его существовании. Только в последней четверти прошлого столетия была разрешена проблема промышленного производства металлического алюминия в свободном виде. Это стало одним из крупнейших завоеваний науки и техники этого периода, значение которого мы, может быть, еще не оценили до конца. 3. Изучение нового материала
По содержанию в земной коре алюминий занимает первое место среди металлов и третье среди других элементов (после кислорода и кремния). Земная кора на 8,8% состоит из алюминия. Однако этот химически активный металл не может существовать в свободном состоянии и встречается только в виде различных и очень разнообразных по своему составу соединений. Основная их масса приходится на оксид алюминия (Аl2О3). Это соединение каждый из нас встречал не один раз — в обиходе оно называется глиноземом, или просто глиной. Глина примерно на треть состоит из оксида алюминия и является потенциальным сырьем для его производства. Вся трудность состоит в том, чтобы восстановить алюминий (отнять у него кислород). Химическим путем добиться этого чрезвычайно сложно, так как связь двух элементов здесь очень прочная. Природные соединения алюминия (минералы):
Промышленное значение имеют боксит, алунит и нефелин. Лабораторная работа «Ознакомление с образцами природных соединений алюминия» 2) История открытия и получения алюминия ? Что означает название алюминия Aluminium? (сообщение) В 1807 году английский химик Гэмфри Дэви открыл вещество под названием "alum" ("квасцы"), которое представляло собой соль неизвестного металла, этот металл был назван им "алюмиум". Позднее, это название было преобразовано в "aluminium" ("алюминий"). Дэви безуспешно пытался выделить этот металл с помощью электролиза (вещество практически не растворялось в воде). В 1825 году датскому физику Эрстеду удалось выделить алюминий, как отдельный элемент. В 1845 Немецкий учёный Фридрих Вёлер году провёл обширные исследования по изучению свойств этого металла, одно из которых была его необычайная лёгкость. Также он использовал новый способ получения алюминия. AlCl3 + 3K = 3KCl + Al В 1886 году Поль Эру во Франции и Чарльз Холл из Огайо одновременно изобрели способ получения алюминия с помощью электролитического метода. Оба этих учёных родились в 1863 году и умерли в 1914 году в возрасте 51 года. Согласно этому методу расплаву подвергался не сам Al2O3, а его раствор в расплавленном криолите Na3AlF6. Данный процесс проводится в электрических печах при температуре 960°C. Способ, изобретённый двумя этими выдающимися учёными, используется и до сих пор. Надвоицкий алюминиевый завод Предприятие расположено в центральной части Карелии, в пос. Надвоицы Сегежского района. Введен в эксплуатацию в 1954 году. Основная продукция — первичный алюминий и силумин (сплав алюминия с кремнием). Реакция: 2Al2O3 Na3AlF6, ток 4Al + 3O2 3) Строение атома алюминия ? Дайте характеристику химического элемента алюминия по его положению в ПСХЭ ! Алюминий – элемент главной подгруппы III группы и 3-го периода ПСХЭ Д.И. Менделеева. Порядковый номер – 13. Это означает, что в состав атома алюминия входят 13 электронов и 13 протонов (заряд ядра +13). Относительная атомная масса алюминия – 27, следовательно, в состав ядра входят 14 протонов (27-13=14). Как и положено элементу 3-го периода, атомы алюминия имеют три энергетических уровня. На последнем уровне атомы алюминия содержат три электрона. Следовательно, распределение электронов по уровням в атомах алюминия таково: 13Al 2e-, 8e-, 3e-. ? Какие свойства (окислительные или восстановительные) проявляют атомы алюминия? ! Подобно всем металлам, атомы алюминия проявляют восстановительные свойства. ? Какую степень окисления при этом будет проявлять алюминий? ! +3 4) Физические свойства алюминия ? Опишите физические свойства алюминия (Лабораторная работа) ? Как человек использует физические свойства алюминия? Запишите ответ в свой опорный конспект Проверка записей 5) Сплавы алюминия Основной недостаток алюминия как конструкционного материала — малая прочность, поэтому обычно используют не чистый алюминий, а разные сплавы на его основе. 1) Алюминиево-магниевые сплавы обладают высокой коррозионной стойкостью и хорошо свариваются; из них делают, например, корпуса быстроходных судов. 2) Алюминиево-кремниевые сплавы (силумины) лучше всего подходят для литья. Из них часто отливают корпуса разных механизмов. 3) Алюминиево-медные сплавы (в частности, дюралюминий) можно подвергать термообработке, что намного повышает их прочность. К сожалению, термообработанные материалы нельзя сваривать, поэтому детали самолётов до сих пор соединяют заклёпками. Сплав с бо́льшим содержанием меди по цвету внешне очень похож на золото, и его иногда применяют для имитации последнего. Дуралюмин, или просто "дюраль"; название происходит от немецкого города Дюрена)- Кельты называли его Дурум (Durum), что в переводе означает «замок, крепость». Этот сплав после закалки приобретает особую твёрдость и становится примерно в 7 раз прочнее чистого алюминия. В то же время он почти втрое легче железа. Его получают, сплавляя алюминий с небольшими добавками меди, магния, марганца, кремния и железа. 6) Химические свойства алюминия Легко реагирует с простыми веществами: 1) с кислородом: 4Al + 3O2 = 2Al2O3 (демонстрация горения бенгальских огней) 2) с галогенами: 2Al + 3Br2 = 2AlBr3 (демонстрация видеоролика) На стр. 69 учебника вы найдёте записи взаимодействия алюминия с бромом, серой и углеродом. Дополнительное домашнее задание: рассмотрите эти реакции с точки зрения окислительно-восстановительных реакций. Со сложными веществами: 3) восстанавливает металлы из их оксидов (алюминотермия)(демонстрация видеоролика): 8Al + 3Fe3O4 = 4Al2O3 + 9Fe При нормальных условиях алюминий покрыт тонкой и прочной оксидной плёнкой. Благодаря этому алюминий практически не подвержен коррозии и потому широко востребован современной индустрией. Демонстрация оксидной плёнки алюминия 4) с водой (после удаления защитной оксидной пленки (демонстрация видеоролика)): 2Al + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2 Самопроверка записи химических уравнений 5) со щелочами (с образованием тетрагидроксоалюминатов и других алюминатов): (демонстрация видеоролика) 2Al + 2NaOH + 6H2O = 2Na[Al(OH)4] + 3H2 или 2(NaOH•H2O) + 2Al = 2NaAlO2 + 3H2 Физкультминутка. Упражнения для глаз 6) Легко растворяется в соляной и разбавленной серной кислотах (Лабораторная работа): 2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2 или 2Al + 3H2SO4(разб) = Al2(SO4)3 + 3H2 А вот концентрированные серная и азотная кислоты пассивируют алюминий, образуя на поверхности металла плотную, прочную оксидную плёнку, которая препятствует дальнейшему протеканию реакции. Поэтому эти кислоты перевозят в алюминиевых цистернах Вывод об амфотерности алюминия. Гидроксид и кислота Растворят металл всегда. Потому любой уверен – Алюминий амфотерен ? Какими свойствами будут обладать оксид и гидроксид алюминия? ! Амфотерными, т.е. в зависимости от условий, будут реагировать с кислотами и щелочами
7) Применение алюминия и его соединений (обобщение знаний, проверка записей конспекта) Игра: выберите предметы, сделанные из алюминия и объясните какие свойства использовал человек при их изготовлении
8) Алюминий в организме человека
Внимание! Опасность! В больших концентрациях алюминий отрицательно действует на нервную систему и может вызвать судороги, снижение или потерю памяти, способствует развитию старческого атеросклероза, у детей замедляется развитие, поражается желудок, кишечник. В этом случае помогут крапива, хвощ полевой, препараты, содержащие янтарную кислоту. Раздатка для родителей: «Алюминий является постоянной составной частью клеток. В небольших количествах он необходим человеку, но в случае избытка этот металл может представлять серьёзную опасность для здоровья. Алюминий попадает в организм с пищей, водой, дезодорантами, из алюминиевой посуды. Поэтому хранить и готовить в такой посуде молочные блюда, щи, компоты, солёную рыбу, маринованные овощи и грибы, квашеную капусту нельзя, так как в кислой среде алюминий постепенно растворяется и частично переходит в продукты». 4. Закрепление полученных знаний 1) Тест с взаимопроверкой «Какие утверждения верны?» 1. Алюминий встречается в природе только в виде соединений (+) 2. Силумин – сплав алюминия с серой (-) 3. Атомы алюминия проявляют восстановительные свойства (+) 4. Алюминий плохо проводит электричество (-) 5. Алюминий может реагировать как с кислотами, так и со щелочами (+) 6. В случае избытка алюминий может представлять серьёзную опасность для здоровья (+) 7. Мировое производство алюминия постоянно уменьшается (-) 2) Отгадайте ребус: 5. Домашнее задание Обязательное: § 13 стр. 68-74, ? 1, 4 стр. 75, закончите конспект урока Дополнительное: 1) Запишите уравнения химических реакций взаимодействия алюминия с бромом, серой и углеродом. Рассмотрите их с точки зрения ОВР. 2) ? 5 стр.75 Творческое: Поэт Андрей Вознесенский написал в 1959 году стихотворение «Осень», в котором использовал алюминий в качестве художественного образа:…А за окошком в юном инее лежат поля из алюминия…Объясните, какие свойства алюминия подразумевал поэт. Придумайте красивые образные выражения с использованием свойств алюминия, которые можно использовать при написании сочинений. 6. Окончание урока 7. Рефлексия Источники информации: 1. Габриелян, О.С. Химия. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2008. – 270 с. 2. Акопян, В. Не всё хорошо, что блестит (статья) / В. Акопян // Вестник ЗОЖ. – 2004. - №1. 3. http://ru.wikipedia.org/wiki/ - алюминий, природные соединения и сплавы алюминия и их применение 4. http://www.rusal.ru/naz_factory.aspx - Надвоицкий алюминиевый завод |
План-конспект урока по теме «Choosing a profession» План конспект урока №4 по теме №6 Shopping for everything с проектной деятельностью в 4-а классе, аттестующегося учителя Шмарцевой... | Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
Конспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений... План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Урок по теме «cinema» Конспект открытого урока английского языка по теме "Кино" Цели урока: систематизировать знания чащихся по теме “Кино”; совершенсвовать знания, умения, навыкиучащихся в области устной речи,... | ||
Конспект урока Предмет Номер урока в системе изучаемой темы Заключительный (6-й) урок по теме «Решение уравнений». На предыдущем уроке каждой из пяти групп... | Конспект открытого урока по окружающему миру План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
Конспект урока математики в начальной школе План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Конспект игрового урока по теме «Рождество в Британии» План – конспект игрового урока по теме «Рождество в Британии» («Christmas in Great Britain») в 6 классе со средней языковой подготовкой... | ||
Конспект урока окружающего мира 3 класс Тема: Животноводство План-конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания" | Конспект и презентация урока по теме "Водород" Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа») | ||
Конспект урока по физике в 10 классе по теме «Изопроцессы». Учитель... ... | Конспект урока Тема урока: «Чтение слов с буквой ш. Сочетание ши.» Методика преподавания интегрированных уроков осуществляется путем межпредметных связей с созданием реальных жизненных ситуаций. Конспект... | ||
Конспект открытого урока по теме «Значение закона сохранения импульса. Реактивное движение» Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Номер урока в теме №1 (и не обязательно) | Конспект урока по теме «Равнобедренный треугольник и его свойства» План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория | ||
Конспект урока в 10 б классе По теме «Экзотические фестивали в англоязычных странах и России» Задачи урока: контроль монологической речи по теме урока (защита проектов), формирование навыков диалогической речи, практика в аудировании,... | Конспект урока химии в 9 классе по теме: «Фосфор. Строение атома,... Цель: формирование предметных компетенций у обучающихся по теме урока, используя ресурсы Интернета |