Скачать 69.59 Kb.
|
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ учитель начальных классов Конторович Е.Ю. Тема урока: Стихи русских поэтов о зиме. Цели урока:
Оборудование:
Перечень используемых цифровых ресурсов и программных средств на уроке: Текстовые материалы
Графические изображенияМежпредметные связи на уроке: окружающий мир, изобразительное искусствоХод урока
Чтение стихотворения Плещеева А.Н. по желанию (наизусть).
Вид экрана: (слайд 2) (сообщение темы урока) Вид экрана: (слайд 3) - Посмотрите, пожалуйста, на экран, на эти рисунки. Что в них изображено? Чем они нарисованы? (красками, кистью.) - А теперь внимательно послушайте стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета Вид экрана: (слайд 4) “Чудная картина”: (Читает учитель) Дети следят по учебнику. а) Понравилось стихотворение? О чем оно? (о зимней ночи) Какие картины зимней природы вы представили? Обратите внимание на иллюстрацию к рисунку. (Кругом белый снег, белая равнина, полная, круглая луна, сверкающий снег и бег одиноких саней). - Какие слова автор использовал больше? (Существительные, прилагательные) Вид экрана: (слайд 4) б) А теперь прочитаем стихотворение А.С Пушкина (читают подготовленные ученики, 1 - 2 уч.). - У него есть слова, обозначающие, указывающие на действия - прочитать их. (Север дунул, завыл; зима пришла, рассыпалась, повисла, сровняла землю; блеснул мороз и т.д.) - Оба поэта изображали зимнюю природу, но каждый по - своему. Вид экрана: (слайд 5) Физ. минутка. Вид экрана: (слайд 6) - Теперь послушайте о третьем поэте, С.А Есенине, о великом русском поэте. Родиной поэта является старинное село Константиново в центре России. Оно расположено среди полей, лесов. На высоком берегу реки Оки. Есенин родился 2 сентября 1895 года. С двух лет он был отдан на воспитание зажиточному деду со стороны матери. У него ещё было 3 взрослых своих сына. Они учили маленького Серёжу плавать, ездить на лошади, брали на охоту с раннего детства, поэтому мальчик рос озорным драчуном, всегда ходил в царапинах. Вид экрана: (слайд 7) Стихи начал писать с девяти лет. Сергей Александрович Есенин никогда не забывал свой родной край, отчий дом. “Малая родина” - родные места всегда вдохновляли его к стихам. Он очень любил пляски, шутки, русские песни. Поэзия Есенина вечна, потому что он пишет о Матери, Родине, Природе, Любви. Его стихи любят везде за теплоту, лиричность, образность, за огромную любовь к природе, ко всему живому, к своей Родине. Вид экрана: (слайд 8) Отгадайте загадку: В белом сарафане - встала на поляне Вид экрана: (слайд 9) А теперь, внимательно послушайте стихотворение С. Есенина “Берёза” Действие учителя: читает Действие детей: следят 8. Вопросы после чтения: - Понравилось стихотворение? О чем оно? (о зиме, о берёзе) - Какими в этом стихотворении изображены зима, зимняя берёза? (Белая берёза принакрылась снегом, точно серебром – серебряная.) - Какой берёза видна утром? (Серебряная) - А вечером на заре? (Горят снежинки в голубом огне) (выборочное чтение.) - Ребята, какие бы вы краски использовали для ее изображения? (Белые, серебряные, золотые - желтые).
- А теперь вы заметили, что краски могут быть переданы словами. Найдите и прочтите строчки, где говорится о цвете (белая берёза, снег, точно серебро, кисти белой бахромой, огонь золотой). - А иней как описывается? (С новым серебром сравнивается). - Как, по-вашему, надо читать это стихотворение? Какие слова подсказывают темп его чтения? (В сонной тишине, заря лениво обходит - потому что заря наступает медленно.) Вид экрана: (слайд 10) Физ. минутка - А теперь самостоятельно, вполголоса прочитайте стихотворение и приготовьтесь к выразительному чтению вслух. Не забудьте в конце предложений сделать паузы, выделить голосом слова. (2-3 ученика читают стихотворение полностью, остальные по одному столбцу). (Чтение по “цепочке”). - Ребята, мы сегодня прочитали 3 стихотворения разных поэтов. Сравним их. Какое изображение, чье стихотворение вам больше нравится? Чем? (У А.А. Фета - много слов, обозначающих предметы). У А.С. Пушкина больше глаголов. У С.А. Есенина много эпитетов, сравнений, слов, обозначающих признаки предметов. - Что нам помогло понять стихотворения, почувствовать их, ответить на вопросы. (Внимательное чтение.) Вид экрана: (слайд 11) Задание на дом. Выучить стихотворение С. Есенина “Береза” наизусть. Воспитательный момент. Вид экрана: (слайд 11) Вид экрана: (слайд 9) (Берёза) - А теперь прослушайте о пользе, защите и охране берёзы. Берёза, пожалуй, самое красивое дерево наших лесов. Хороша она в смешанном лесу, где ее белый ствол и ажурная листва выделяются на фоне темнохвойных деревьев. Но особенно красив лес, состоящий из одних берёз. В ясную погоду их кружевные кроны пронизаны солнечным светом. Ветерок играет ветвями деревьев и гоняет яркие блики по лесу. Впечатление удивительной освещенности в березняке усиливают белоснежные стволы. Цвет березовой коры не случаен: белизна предохраняет стволы и ветви от обжигающего действия весеннего солнца. В любой день белые стволы остаются прохладными на ощупь. Берёза широко распространена по территории России. В настоящее время, как и в прошлые века, берёза имеет громадное значение для человека. Всюду служат нам вещи, сделанные из древесины: фанера, лыжи, мебель с берёзовой фанеровкой. Берёзовые дрова признаны лучшими. Берёза дает и лучший деготь. Берёзовая сажа используется для приготовления красок и черни. Берёзовые почки издавна применялись в качестве лекарственного средства при желудочных и почечных заболеваниях, а так же при ревматизме. На Руси ценили всевозможные поделки из коры - бересты. Береста обладает удивительными свойствами. Она не пропускает влагу и воздух, не поддается гниению в воде. Поэтому люди издревле использовали бересту для изготовления туесов для хранения воды и пищи. В конце февраля - начале марта, в зависимости от погоды, у берёз начинается сокодвижение. Это важное событие в жизни многолетних растений, знаменующее пробуждение после глубокого зимнего покоя. Ранней весной корни начинают насасывать из почвы воду, которая растворяет запасные питательные вещества и переносит их к распускающимся почкам. Этот слабый раствор сахаров и называют берёзовым соком. Сбор его наносит непоправимый вред березнякам. Берёза, пожалуй, самое красивое дерево. Это стройное дерево высотой до 20 - 25 метров. Жить может до 300 лет. - Берёзу сравнивают с девичьей красой, с русской стройной красавицей, с гибкой талией. Удивительна судьба белой берёзки. В мирное время она радость, подруга, советчица, а в войну - воин - спасатель, кто помог своим соком раненым. В настоящее время берёза имеет громадное значение для человека. Вспомните, ребята, что из берёзы изготовляют? (Из нее делают мебель, лыжи; почки берёзы используют в медицине.) Вид экрана: (слайд 8) Вид экрана: (слайд 9) Вид экрана: (слайд 12) “На поляне, на пригорке, Под окном, среди полей Белокорая берёзка - Символ Родины моей”. - Давайте, ребята, охранять, защищать русскую красавицу. Вид экрана: (слайд 13) - Спасибо за внимание. Урок окончен. |
Конспект открытого бинарного урока (русский язык и литература) 9... Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы... | Рабочая программа Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы... | ||
«Осень в творчестве русских композиторов» Расширить знания о творчестве русских композиторов («Времена года» П. И. Чайковского), отрабатывать познавательные навыки пения на... | Рождество Христово в поэзии Гаспар и Мельхиор, которые принесли в дар Божественному Младенцу золото, ладан и смирну. Золото — Царю, ладан — Богу, смирну — Человеку.... | ||
Конспект учебного занятия по теме «Рукопашный бой» Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы... | Планирование уроков чтения в 1 классе (Л. А. Ефросинина) Стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов – классиков века, произведения детских поэтов и писателей, раскрывающие разнообразие... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема коммуникативная – дидактический материал из сказок А. С. Пушкина и произведений русских писателей и поэтов | Начальная общеобразовательная школа №992 «излучина» Конспект развивающего... Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы... | ||
Конспект урока по теме: Ода Горация «к мельпомене» в переводах русских поэтов 18-19 вв Цели урока: познакомить учащихся с переводом оды Горация; совершенствовать навыки сопоставительного анализа лирического произведения;... | Тема: «Предложение». «Осень» в произведениях русских поэтов Прочитайте предложение. Называются по цели высказывания (точка), по интонации (!). С восторгом, восхищением писали поэты, писатели... | ||
Конспект урока по литературе «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов» Разработала Литашова Людмила Валентиновна, учитель русского языка и литературы моу зареченская оош г. Калязина Тверской области | Урока: Времена года в поэзии. Цели урока Цели урока: развить эстетическое чувство учащихся, воспитывая в них любовь к поэзии, к природе, интерес к произведениям русских и... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 14 История русской... Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: познакомиться с произведениями русских поэтов по разделу; научить пользоваться цитатами из произведений для образного... | ||
Серебряный век русской поэзии: А. Ахматова Сам эпитет “серебряный” звучит, как колокольчик. Серебряный век- это целое созвездие поэтов. Поэтов музыкантов. Стихи “серебряного”... | Конспект урока по курсу «Окружающий мир» Тема: в гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу Цель урока: познакомить с разнообразием птиц в зависимости от их способа зимовки |