Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 94.56 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации29.03.2014
Размер94.56 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок

Класс – 5-ый (общеобразовательный).

Тип урока – сообщение новых сведений.

Тема лингвистическая – восклицательные и невосклицательные предложения.

Тема коммуникативная – дидактический материал из сказок А. С. Пушкина и произведений русских писателей и поэтов.

Тема по развитию речи – сочинение – миниатюра «Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок».

Технология урока – комплексная (блочная подача нового материала и поэлементная (мелкопорционная) отработка умений и навыков при закреплении).

Средства обучения – учебник; дидактический материал – отрывки из сказок А. С. Пушкина и произведений русских писателей и поэтов; «Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М.Шанский, В.В.Иванов; «Словарь русского языка» С.И.Ожегова.

Цели урока.

1.Познавательные:

а) повторить виды предложений по цели высказывания; повторять попутно: знаки препинания в конце предложения и отдельные орфограммы;

б) дать представление о восклицательных предложениях, ввести термин «эмоциональная окраска предложения».

Методы познавательные – эвристическая беседа, постановка проблемного вопроса, организация обсуждения материала, способ познания – индуктивно-дедуктивный.

2. Практические:

а) закрепить (старое) умение распознавать предложения по цели высказывания;

б) сформировать (новое) умение распознавать предложения по интонации и правильно (выразительно) читать эмоциональные предложения (побудительные, вопросительные), развивать умение использовать восклицательный знак в конце предложения.

3. Общепредметные:

а) воспитывать:

  • интерес к предмету ходе освоения лингвистической темы и размышления над содержанием дидактического материала;

  • языковую личность учащегося, развивающего разные виды своей компетентности (лингвистической, языковой, речевой, культуроведческой, правописной);

  • нравственные качества школьников (патриотическое отношение к великому национальному поэту А. С. Пушкину); способность вырабатывать определённый взгляд на нравственные понятия, определённое эмоциональное отношение к ним; эстетический вкус;

б) развивать: память, логическое мышление (мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация); речь, творческие способности, эмоционально-волевую сферу;

в) формировать умение самостоятельно пополнять знания при обращении к справочной литературе.

Оформление доски.

Восклицательные и невосклицательные предложения

Как красиво всё вокруг Стихотворение А. Фета « Какая ночь!..» Белка в нём живёт ручная, Отрывок из стихотворения А. Майкова

Да чудесница какая «Осенние листья по ветру кружат…»

Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу
(Предложения и стихотворения временно закрыты)

I. Проверка домашнего задания и опрос.


Содержание проверки и опроса

Методы и приёмы проверки

УУД учащихся

1. Знания о повествовательных, вопросительных и побудительных предложениях по $ 29.

Опрос индивидуальный и фронтальный с примерами из домашнего упражнения.

Знать определения предложений по цели высказывания.

2. Умение различать повествовательные, вопросительные и побудительные предложения (по домашнему упр.)

Чтение и комментирование учащимися повествовательных, вопросительных и побудительных предложений.

(На дом было задано: выписать по 2 примера на каждый вид предложений по цели высказывания из любимой сказки А.С.Пушкина.)


Прочитать выразительно отрывки из сказок А. С. Пушкина. Распознавать виды предложений по цели высказывания.

Анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных и вопросительных предложений.

Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания; употреблять их в речевой практике.

3. ОТД (опыт творческой деятельности) – проверка речевых умений.

Вопросы учителя: «Можете ли, используя ваши примеры, продолжить строчки сказки А. С. Пушкина? Прочитайте их выразительно.»

Читать наизусть отрывки из сказок А. С.Пушкина.

4. НЭОМ (нормы эмоционального отношения к миру, к обществу, к себе) – воспитание нравственных качеств.

Вопросы учителя: «Как вы понимаете высказывание А. С. Пушкина «Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.»? Что даёт вам чтение сказок поэта? Что особенно понравилось и запомнилось в них?»

Оценивать эстетическую и нравственную сторону речевого высказывания.

Проявлять интерес к русской литературе и культуре.



Выводы по УУД и ожидаемые результаты

  1. коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  2. регулятивные: внесение необходимых дополнений и корректив в план ответа;

  3. познавательные: уметь выделять существенную информацию из текста, устанавливать причинно-следственные связи;

  4. личностные: оценивать эстетическую и нравственную сторону речевого высказывания.


II. Обобщение ранее изученного. Актуализация знаний
1. Синтаксическая минутка
Записать под диктовку. Выделить в предложениях главные члены.

1. Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

2. Чем вы, гости, торг ведете

И куда теперь плывете?

3. А теперь ты воротись,

  Не горюй и спать ложись.
Вопросы к учащимся:
Какую сказку А. С. Пушкина вы вспомнили? Кто из героев вызывает симпатию и уважение, а кто заслуживает осуждения и порицания?

Какими правилами пользовались, записывая данные предложения? Что составляет грамматическую основу предложения?  Что можно подчеркнуть интонацией при выразительном чтении? Какие по цели высказывания предложения вам встретились?
Выводы по УУД и ожидаемые результаты

  1. коммуникативные: расширение опыта  совместной деятельности;

  2. регулятивные: формирование общих приёмов учебной деятельности;

  3. познавательные: строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства;

  4. личностные:  проявлять интерес к русской литературе и культуре.


III. Объяснение нового материала.
1. Постановка учебной цели.
Прочитайте предложения, записанные на доске. Какой знак препинания нужно ставить в конце предложения. Обоснуйте своё мнение.

    • Как красиво всё вокруг

    • Белка в нём живёт ручная,

Да чудесница какая

    • Не губи ты нашу душу:
      Выплесни ты нас на сушу



Вопросы к учащимся:
Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? Сформулируйте тему. Какова цель нашего урока?

Выясним роль восклицательных предложений в речи.
2. Осознанное восприятие.
А. Работа по учебнику. Выразительное чтение стихотворения А. Тетивкина о восклица­тельном знаке (с. 59- 60). Устное выполнение упр. 148. (Отрывок из басни И. А. Крылова «Ворона и лисица». Интонация — опознавательный знак восклицательных предложений. Побываем в классе актерского мастерства. Представим себя лисицей, попытаемся заворожить ворону: заходим к ней с разных сторон, говорим с придыханием, лживым восторгом, растягивая гласные.)

Б. Запись в «Словарь трудных слов» слов эмоции, восклицательное.

Какие чувства может испытывать человек? (Радость, восторг, печаль» любовь, злобу, восхищение, обиду, иронию, страх и пр.)
В. Эвристическая беседа по предложениям с доски, написанным заранее и временно закрытым в начале работы.

.

Какая ночь! Как воздух чист,

Как серебристый дремлет лист,

Как тень черна прибрежных ив,

Как безмятежно спит залив,

Как не вздохнет нигде волна,

Как тишиною грудь полна!

Полночный свет, ты тот же день:

Белей лишь блеск, чернее тень,

Лишь тоньше запах сочных трав,

Лишь ум светлей, мирнее нрав,

Да вместо страсти хочет грудь

Вот этим воздухом вздохнуть.

Вопросы к учащимся:
Прочитайте выразительно стихотворение А. Фета. Почему оно начинается с потока восклицательных предложений? (Описывая великолепие летней ночи, автор не может сдержать восторженных чувств, восхищение красотой и благодатью переполняет поэта, и он завершает предложения восклицательным знаком.) Какие мысли и чувства вызвали строчки из стихотворения?
3. Запоминание по учебнику теоретического материала, стр. 64.

4. Воспроизведение изученного. Приведение своих примеров или из сказок А. С. Пушкина и их комментирование.
Выводы по УУД и ожидаемые результаты

1. коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

2. регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

3. познавательные: выведение следствий из определения понятия; умение приводить примеры;

4. личностные: стремление к речевому самосовершенствованию.
IV. Закрепление.
1. Репродуктивные упражнения.
А. Упражнение 149. Прочитайте предложения как повествовательные, затем как вопросительные. Произнесите их как восклицательные.
1. К нам дядя приехал. 2. Это подарки. 3. Все были рады.
Б. Распределительный диктант. Распределите эти предложения по двум ко­лонкам.

Повествовательные предложения: | Побудительные предложения:

1. Перестань сейчас же! От твоей музыки уши болят! 2. Уходи отсюда со своей противной трубой! 3. Я протестую! Нет такого правила, чтобы по два раза в день умываться!

(Н. Носов.)

В. Расставьте недостающие знаки препинания. Запись с доски.

Осенние лист..я (по)ветру кружат,
Осенние лист..я (в)тр..воге вопят:
– Все гибнет все гибнет Ты ч..рен и гол,
О лес наш р..димый, к..нец твой приш..л

(А.Майков)

Вопросы к учащимся:

Какие орфограммы вы вспомнили , записывая данные предложения? Приведите примеры. Какое слово помогло вам выбрать нужные знаки препинания в конце предложений? Как вы подчеркнете это слово, учитывая, каким членом предложения оно является?

  1. Репродуктивно-продуктивное упражнение.

Упражнение 152. Сравните данные ниже темы сочинений. Какие из них требуют выразить отношение к тому, о чём пишешь? Выпишите их, отметьте слово, которое подчёркивает основную мысль сочинения. Охарактеризуйте записанные предложения по цели высказывания.

  1. Первое сентября. - Здравствуй, родная школа!

  2. Весёлый утренник. – Утренник в нашей школе.

  3. На уроке математики. – Почему мне интересно на уроке математики?

3. Репродуктивное (творческое) задание.

Ответьте письменно на вопросы:

1. Какая сказка А.С. Пушкина тебе нравится больше?

2. Чему учит сказка?

3. Кто из героев вызывает симпатию и уважение, а кто заслуживает осуждения и порицания?

У вас получится небольшой текст, озаглавим его словами Пушкина – «Сказка – ложь, да в ней намек…» Постарайтесь, чтобы в вашей миниатюре были разные предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Работы сдать.
Выводы по УУД и ожидаемые результаты

1. коммуникативные: точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи;

2. регулятивные: осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию; составление плана и последовательности действий;
3.познавательные: перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;

4. личностные: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
V. Итоги урока. Оценка деятельности учащихся, отметки.
Рефлексия.

Выберите наиболее точный ответ на вопрос «По каким основаниям различаются повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения?».

1) Повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения различаются по цели высказывания и по интонации.
2) Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения различаются по цели высказывания. По эмоциональной окраске они могут быть восклицательными или невосклицательными.
3) Повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения различаются по цели высказывания.

«Что я узнал сегодня на уроке? Чему научился? Что во мне изменилось?»

Домашнее задание: & 30, составьте и запишите разные по цели высказывания предложения, затем запишите и произнесите их как восклицательные (6 примеров).

Использованная литература

Методика преподавания русского языка в школе / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов. – М.: ИЦ «Академия», 2001. – 368 с.

Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 классы: проект. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 112 с. – (Стандарты второго поколения).

Фалина Т. М. Урок русского языка в 9 классе с элементами личностно значимого подхода в обучении. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2005. – 14 с.

Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. – 36-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 317 с.

Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку 5 класс. М. «ВАКО» 2011

Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 5 классе. М. Мнемозина, 2003

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск