Скачать 94.56 Kb.
|
Урок Класс – 5-ый (общеобразовательный). Тип урока – сообщение новых сведений. Тема лингвистическая – восклицательные и невосклицательные предложения. Тема коммуникативная – дидактический материал из сказок А. С. Пушкина и произведений русских писателей и поэтов. Тема по развитию речи – сочинение – миниатюра «Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок». Технология урока – комплексная (блочная подача нового материала и поэлементная (мелкопорционная) отработка умений и навыков при закреплении). Средства обучения – учебник; дидактический материал – отрывки из сказок А. С. Пушкина и произведений русских писателей и поэтов; «Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М.Шанский, В.В.Иванов; «Словарь русского языка» С.И.Ожегова. Цели урока. 1.Познавательные: а) повторить виды предложений по цели высказывания; повторять попутно: знаки препинания в конце предложения и отдельные орфограммы; б) дать представление о восклицательных предложениях, ввести термин «эмоциональная окраска предложения». Методы познавательные – эвристическая беседа, постановка проблемного вопроса, организация обсуждения материала, способ познания – индуктивно-дедуктивный. 2. Практические: а) закрепить (старое) умение распознавать предложения по цели высказывания; б) сформировать (новое) умение распознавать предложения по интонации и правильно (выразительно) читать эмоциональные предложения (побудительные, вопросительные), развивать умение использовать восклицательный знак в конце предложения. 3. Общепредметные: а) воспитывать:
б) развивать: память, логическое мышление (мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация); речь, творческие способности, эмоционально-волевую сферу; в) формировать умение самостоятельно пополнять знания при обращении к справочной литературе. Оформление доски. Восклицательные и невосклицательные предложения Как красиво всё вокруг Стихотворение А. Фета « Какая ночь!..» Белка в нём живёт ручная, Отрывок из стихотворения А. Майкова Да чудесница какая «Осенние листья по ветру кружат…» Не губи ты нашу душу: Выплесни ты нас на сушу (Предложения и стихотворения временно закрыты) I. Проверка домашнего задания и опрос.
Выводы по УУД и ожидаемые результаты
II. Обобщение ранее изученного. Актуализация знаний 1. Синтаксическая минутка Записать под диктовку. Выделить в предложениях главные члены. 1. Три девицы под окном пряли поздно вечерком. 2. Чем вы, гости, торг ведете И куда теперь плывете? 3. А теперь ты воротись, Не горюй и спать ложись. Вопросы к учащимся: Какую сказку А. С. Пушкина вы вспомнили? Кто из героев вызывает симпатию и уважение, а кто заслуживает осуждения и порицания? Какими правилами пользовались, записывая данные предложения? Что составляет грамматическую основу предложения? Что можно подчеркнуть интонацией при выразительном чтении? Какие по цели высказывания предложения вам встретились? Выводы по УУД и ожидаемые результаты
III. Объяснение нового материала. 1. Постановка учебной цели. Прочитайте предложения, записанные на доске. Какой знак препинания нужно ставить в конце предложения. Обоснуйте своё мнение.
Да чудесница какая
Вопросы к учащимся: Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? Сформулируйте тему. Какова цель нашего урока? Выясним роль восклицательных предложений в речи. 2. Осознанное восприятие. А. Работа по учебнику. Выразительное чтение стихотворения А. Тетивкина о восклицательном знаке (с. 59- 60). Устное выполнение упр. 148. (Отрывок из басни И. А. Крылова «Ворона и лисица». Интонация — опознавательный знак восклицательных предложений. Побываем в классе актерского мастерства. Представим себя лисицей, попытаемся заворожить ворону: заходим к ней с разных сторон, говорим с придыханием, лживым восторгом, растягивая гласные.) Б. Запись в «Словарь трудных слов» слов эмоции, восклицательное. Какие чувства может испытывать человек? (Радость, восторг, печаль» любовь, злобу, восхищение, обиду, иронию, страх и пр.) В. Эвристическая беседа по предложениям с доски, написанным заранее и временно закрытым в начале работы. . Какая ночь! Как воздух чист, Как серебристый дремлет лист, Как тень черна прибрежных ив, Как безмятежно спит залив, Как не вздохнет нигде волна, Как тишиною грудь полна! Полночный свет, ты тот же день: Белей лишь блеск, чернее тень, Лишь тоньше запах сочных трав, Лишь ум светлей, мирнее нрав, Да вместо страсти хочет грудь Вот этим воздухом вздохнуть. Вопросы к учащимся: Прочитайте выразительно стихотворение А. Фета. Почему оно начинается с потока восклицательных предложений? (Описывая великолепие летней ночи, автор не может сдержать восторженных чувств, восхищение красотой и благодатью переполняет поэта, и он завершает предложения восклицательным знаком.) Какие мысли и чувства вызвали строчки из стихотворения? 3. Запоминание по учебнику теоретического материала, стр. 64. 4. Воспроизведение изученного. Приведение своих примеров или из сказок А. С. Пушкина и их комментирование. Выводы по УУД и ожидаемые результаты 1. коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; 2. регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; 3. познавательные: выведение следствий из определения понятия; умение приводить примеры; 4. личностные: стремление к речевому самосовершенствованию. IV. Закрепление. 1. Репродуктивные упражнения. А. Упражнение 149. Прочитайте предложения как повествовательные, затем как вопросительные. Произнесите их как восклицательные. 1. К нам дядя приехал. 2. Это подарки. 3. Все были рады. Б. Распределительный диктант. Распределите эти предложения по двум колонкам. Повествовательные предложения: | Побудительные предложения: 1. Перестань сейчас же! От твоей музыки уши болят! 2. Уходи отсюда со своей противной трубой! 3. Я протестую! Нет такого правила, чтобы по два раза в день умываться! (Н. Носов.) В. Расставьте недостающие знаки препинания. Запись с доски. Осенние лист..я (по)ветру кружат, Осенние лист..я (в)тр..воге вопят: – Все гибнет все гибнет Ты ч..рен и гол, О лес наш р..димый, к..нец твой приш..л (А.Майков) Вопросы к учащимся: Какие орфограммы вы вспомнили , записывая данные предложения? Приведите примеры. Какое слово помогло вам выбрать нужные знаки препинания в конце предложений? Как вы подчеркнете это слово, учитывая, каким членом предложения оно является?
Упражнение 152. Сравните данные ниже темы сочинений. Какие из них требуют выразить отношение к тому, о чём пишешь? Выпишите их, отметьте слово, которое подчёркивает основную мысль сочинения. Охарактеризуйте записанные предложения по цели высказывания.
3. Репродуктивное (творческое) задание. Ответьте письменно на вопросы: 1. Какая сказка А.С. Пушкина тебе нравится больше? 2. Чему учит сказка? 3. Кто из героев вызывает симпатию и уважение, а кто заслуживает осуждения и порицания? У вас получится небольшой текст, озаглавим его словами Пушкина – «Сказка – ложь, да в ней намек…» Постарайтесь, чтобы в вашей миниатюре были разные предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. Работы сдать. Выводы по УУД и ожидаемые результаты 1. коммуникативные: точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи; 2. регулятивные: осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию; составление плана и последовательности действий; 3.познавательные: перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами; 4. личностные: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. V. Итоги урока. Оценка деятельности учащихся, отметки. Рефлексия. Выберите наиболее точный ответ на вопрос «По каким основаниям различаются повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения?». 1) Повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения различаются по цели высказывания и по интонации. 2) Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения различаются по цели высказывания. По эмоциональной окраске они могут быть восклицательными или невосклицательными. 3) Повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения различаются по цели высказывания. «Что я узнал сегодня на уроке? Чему научился? Что во мне изменилось?» Домашнее задание: & 30, составьте и запишите разные по цели высказывания предложения, затем запишите и произнесите их как восклицательные (6 примеров). Использованная литература Методика преподавания русского языка в школе / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов. – М.: ИЦ «Академия», 2001. – 368 с. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 классы: проект. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 112 с. – (Стандарты второго поколения). Фалина Т. М. Урок русского языка в 9 классе с элементами личностно значимого подхода в обучении. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2005. – 14 с. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. – 36-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 317 с. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку 5 класс. М. «ВАКО» 2011 Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 5 классе. М. Мнемозина, 2003 |