Урока: Времена года в поэзии. Цели урока





Скачать 226.32 Kb.
НазваниеУрока: Времена года в поэзии. Цели урока
Дата публикации07.08.2014
Размер226.32 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок внеклассного чтения

«Времена года в поэзии»

в 5а классе

Учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ им. Х. Х. Долова с. п. Хатуей

Ошнокова А. Г.

2006

Тема урока: Времена года в поэзии.
Цели урока: развить эстетическое чувство учащихся, воспитывая в них любовь к поэзии, к природе, интерес к произведениям русских и кабардинских поэтов, обладающих умением тонко подмечать её изменения, находить подлинную красоту в любом времени года; привить навыки выразительного чтения.
Тема сегодняшнего нашего урока «Времена года в поэзии»

Эпиграф к уроку:
Цветы весной,

Кукушка летом,

Осенью дожди,

Холодный чистый снег

Зимой.
Поэзия – это добро, красота, радость. Она завораживает нас своим звучанием, отражает красоту родной природы, воспитывает любовь к родным просторам, выражает светлую восторженность.

Поэзия учит нас всматриваться в привычное и видеть неожиданное, всматриваться в некрасивое и видеть в нем прекрасное, в простом замечать сложное, в частицах – целое, в малом – великое.

Она всегда свежа и трепетна, она волнует наше воображение, вызывает глубокие мысли, даёт почувствовать красоту и благозвучность русского слова.

Увидеть прекрасное и не остаться равнодушным – вот чему учит нас поэзия. И наша с вами задача сегодня заключается в том, чтобы увидеть то прекрасное в поэзии русских и кабардинских поэтов, показать, как в их стихах оживают все времена года – осень и весна, зима и лето.

Двенадцать месяцев года не зря делятся на четыре сезона, ведь каждый из них по-своему неповторим.



  1. Семён Кирсанов «Месяцы года».

Ты любишь ледяной январь,

безветрье, стужу зверскую,

а я – лютующий февраль,

метель, позёмку зверскую.
Ты любишь ранний месяц март

с апрельскими проталинами,

а я – молнирующий май

с дождями моментальными.
Ты любишь облачный июнь,

в просторе многоярусном,

а я – сжигающий июль,

и август – солнце в ярости!
Ты любишь бархатный сентябрь,

с его зелёным золотом,

а я – когда несёт октябрь

штыки дождя по городу.
Ты любишь краски в ноябре,

свинцовые с лиловыми,

а я – декабрь ведь в декабре

мы переходим к новому.
Да, я любитель декабря

на снежно – белых улицах,

за то, что с первым января

он, чокаясь, целуется.
И бой на башенных часах и

в полночь – утру здравица!

И каждый к будущему шаг

мне очень, очень нравится.

Итак, начнем мы, наверное, с осени, так как сейчас в природе осень – самая противоречивая пора. Осень бывает унылой: с монотонными дождями, низкими серыми тучами, промозглой сыростью и ветром. Но никакое другое время года не может сравниться с яркими торжественными красками «очаровательной» осени. Красный, жёлтый, бурый, золотистый, пятнистый ложится на землю лист. Укрывает её тёплым лоскутным одеялом.

Я предоставляю слово группе, которая будет представлять время года – осень.

Осень.
2. Фёдор Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё – простор везде –

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух. Птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле.
3. Александр Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!»
Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.
4. Игорь Михайлусенко «Осень».
С детства я люблю смотреть на небо,

Где летят, курлыча, журавли,

В дальних странах никогда я не был,

Не бывал в чужих краях земли.

Что вдали там эти птицы ищут,

Зорким глазом что хотят найти?

Журавли летят, меня не слышат,

Обгоняя ветер на пути…

Журавли летят красивым клином,

Ранним утром устремившись вдаль,

И я слышу в крике журавлином

Расставанья сладкую печаль…

Я ведь знаю, что они вернутся

В край родной, едва растает снег,

Им листвой берёзки улыбнутся,

Прожурчит ручей, ускорив бег.
Зима.

Природа зимой неузнаваемо меняется, становится чудесной и удивительной.

Дни становятся короче, солнце низко и уныло ходит над горизонтом. Пушистые снежинки одевают в ослепительный наряд землю. Белеют дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные икорки инея. Скрываются подо льдом большие реки и маленькие речонки.

Вся природа погружается в сон. Она тихо дремлет под пушистым снежным одеялом. Отдыхает земля, набирает силу.

Вам слово – группа «Зима».


  1. Иван Никитин «Встреча зимы».


Поутру вчера дождь

В стекла окон стучал.

Над землёю туман

Облаками вставал.
Веял холод в лицо

От угрюмых небес,

И, бог знает о чем,

Плакал сумрачный лес.
В полдень дождь перестал

И, что белый пушок ,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.

Нет нигде облачка

Воздух лёгок и чист,

И замерзла река.
На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнём.
На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из – под черных кудрей.
Словно рад он чему

И на ветках берёз,

Как алмазы горят

Капли сдержанных слёз.
Здравствуй, гостья – зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.
Есть раздолье у нас, -

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать

Пусть мороз твой трещит;

Наша русская кровь

На морозе горит!..

6. Константин Ваншенкин «Зимой».
Соснячок дрожит упруго

Ветер злей и злей.

В синем небе ходит вьюга,

Как воздушный змей.
Раскрутившись полной мерой,

Тащит вперекрест

Свой рассыпавшийся, белый,

Свой метельный хвост.
Как он медленно кружится…

Вдруг – один разряд,

И пропал он, на крупицы

Снежные разъят.
7. Николай Некрасов «Не ветер бушует над бором».
Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз – воевода дозором

Обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?
Идет – по деревьям шагает,

Трещит по замёрзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде…
Весна.

Весна несет миру обновление и пробуждение. Солнце, как будто просыпается ото сна и начинает светить всё ярче и ласковее. С каждым днем все выше и выше поднимается оно в синее небо. Его тёплые лучи начинают согревать и будить землю.

Воздух наполняется новыми запахами. Это оживает земля и радует нас своими первыми цветами – подснежниками и фиалками. Набухшие почки деревьев лопаются и в воздухе начинает пахнуть свежей зеленью.

Весело звенят капели, радуются весеннему солнышку воробушки и синички, пережившие зимние холода. Они начинают иначе петь. Их трели бойкие и задорные. К ним присоединяются птицы, прилетевшие с тёплых краёв.

С наступлением весны в природе царит радостное настроение. Все шумит, журчит и суетится.

Невыразимо прекрасно это время года!

Пожалуйста, вам слово – группа «Весна».
8. Сергей Островой «Весна».
Как деревья встретили весну?

Зацепилось солнце за сосну,

Уронило в снег лучей охапку,

Проходил медведь, сложил их в шапку,

Рыжий мех у шапки был худой,

Снег под ней растаял, стал водой,

Той воды берёзка напилась,

С перелётным ветром обнялась,

Ни покоя ей теперь, ни сна…

Так и начиналась в лесу весна.
9. Елена Ростопчина «В майское утро».
Скорей гардины поднимите,

Впустите солнышко ко мне,

Окошко настежь отворите

Навстречу утру и весне!

Он прилетел, наш гость желанный,

Он улыбнулся, светлый май!

Всей жизнью нам, благоуханный,

Твори, и грей, и воскрешай!

Пора!.. Смотри, в природе целой

Всё ждёт тебя, зовёт к себе…

Изнемогла и помертвела

Она со стужею в борьбе.

В уничтожающих объятьях

Всеразрушающей зимы,

В напрасном ропоте, в проклятьях

Изнемогаем тоже мы.

Ты, голос ласточке дающий,

Подснежнику дающий цвет, -

Дух божий, жизни дух могущий, -

Ты не забудешь нас, о нет!..


10. Виктор Боков «Свидание с грачом».
- Здравствуй! Прилетел?

- Ага! –

И, сучок сломив древесный,

Он в раздетой донага

Синеве орёт небесной.

- Ты потише, милый мой! –

Говорю тебе как другу.

- Намолчался я зимой.

А теперь молчать не буду!

Для того ли я спешил,

Выбирая путь окольный

Чтобы кто-то запретил

Мне высказываться вольно?!

И орёт, орёт, орёт,

Как открытый паром клапан,

Ноты низкие берёт

Так свободно, как Шаляпин!
11. Мария Романова «Подснежник».
Он доверился ранней весне,

На холодном ветру он прозяб.

Нарастало тепло. В тишине

Распускались и тополь, и граб.

Задышал ароматами ландыш

Так, что сна и покоя лишал.

Колокольцы сплетались в гирлянды,

И от лютиков луг полыхал.

Зашумел уже сад белокрылый,

И цветенья пришло торжество.

А подснежника нет .. Все забыли,

Что весна начиналась с него.
12. Фёдор Тютчев «Весенняя гроза».
Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,

Вод дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный –

Всё вторит весело громам.
Лето.

Лето очень красивое время года. Ликование природы наполняет душу радостью.

Сколько голосов на лугу, в саду, в поле славят лето! Пение птиц, звон ручья, треск кузнечиков, жужжание пчел сливаются в радостную музыку.

Молодая листва шелестит на ветру. Повсюду распускаются разноцветные цветы. К середине лета начинается ягодная пора, а к концу – пора грибная.

А как великолепен летний дождь! Появятся на ясной лазури неба синеватые облачка, и вдруг прольётся недолгий дождь. Пузырями покроются лужи, засверкают серебряные капли на листьях и сразу просохнут.

Вам слово – группа «Лето».
13. Виктор Боков «Подарок июня».
Июнь подарил свою нежность траве,

А омуту тихую медленность вальса!

Июнь целый день говорил синеве:

«Дождя бы немного. Уж ты постарайся!»
И облачко белое стало расти.

Сначала не больше коробочки хлопка,

Потом покатилось, как пудель в шерсти,

Потом растянулась, как та изгородка.
Потом разрослось, как крапива в лесу,

Построилось войском, во фронт развернулось.

И, словно по графику, в пятом часу

Решительным ливнем природы коснулось.
«Спасибо!» - чуть слышно шептала трава. –

За помощь, за ливень, за ласку и воду! –

И падали с листьев такие слова,

Какие я сам не придумывал сроду!
14.Аполлон Майков «Летний дождь».
«Золото, золото падает с неба!» -

Дети кричат и бегут за дождём…

«Полноте, дети, его мы сберем,

Только сберем золотистым зерном

В полных амбарах душистого хлеба!»
15. Афанасий Фет
Летний вечер тих и ясен;

Посмотри, как дремлют ивы;

Запад неба бледно - красен,

И реки блестят извивы.
От вершин скользя к вершинам,

Ветр ползёт лесною высью.

Слышишь ржанье по долинам?

То табун несётся рысью.

Мы урокым дэ дедэIуащ урыс усакIуэхэм зэчиишхуэ хэлъу, дэтхэнэми езым и бгъэдэхьэкIэ щхьэхуэ яIэу гъэм и зэман зэхуэмыдэхэм дунейм зэрызихъуэжыр къызэрыщагъэлъагъуэм. Абыхэм я усэ гъуэзэджэхэр дэ сэбэп къытхуэхъуащ дахагъэр сытми хэтлъэгъуэнымкIэ.

Иджы девгъэплъыт дунейм и зэхъуэкIыныгъэхэр адыгэ усакIуэхэм зэрызэхахым, зэралъагъум, зэрызэхащIэм, дыщалъхуа ди Хэкур, дэ дыщыпсэу щIыналъэхэр къызэрагъэлъагъуэм, IэкIуэлъакIуэу, гулъытэшхуэ хэлъу дунейм и зэхъуэкIыныгъэ нэхъ мащIэ дыдэри ди пащхьэ къызэрырылъхьэм, дахагъэ нэсыр гъэм заман сыт хуэдэми зэрыхалъагъуэм.

Бжьыхьэ.

1. Къагъырмэс Борис

Бжьыхьэпэ
Нэпсыр

Нэм

КъыщIэхум

Хуэдэу

Жыгхэм пщIащэр къаIэпоху.

Нэщхъей дыдэу къру гуп инхэр

Я гъуэгуанэ тоувэж.

япхъэнкIауэ пфIэщIу, пщIэншэу

Уафэр къащхъуэу къытщхьэщытщ.

Къуршхэм плъэт – я пыIэ хужьыр

Махуэ къэс нэхъ къуокIуэтэх.

ЩIагъэжауэ купрауз,

Псыр щожэхыр ди ауз.

Фызыжь набгъэу, лъапэрапэу,

Уэрам нэщIхэм жэщ къэсыху

Пшагъуэ Iувым къыщекIухьыр,

ФIэкIуэда зыгуэр нэхъей.

Ауэ, махуэ зэрыхъужу,

Дыгъэм пшагъуэр зэбгырехури,

«Сэ иджыри сыхуэмыхукъым!» -

ЖиIэу уэгум къоувэж.

Хъуащ дунейм зихъуэж пщIыхьэпIэу, -

Ар къэсауэ арщ бжьыхьэпэр.
2. ЩоджэнцIыкIу Нурий.
Зегъэш пшагъуэм…
ПщэдджыжькIэ ди шыгъуэгум

ПIыщIауэ пшагъуэм зышегъэш,

къыпфIощI ешауэ дыгъэр –

И гъуэгум кIэщIу зыкъегъэш.

Уэсыпсыр тхъуащи жэпу,

Къулъшыкъу нэсыхукIэ пщIантIэм дэлъщ.

Къудамэ щхьэкIэм дэпу

Зэрыджэ хъуари пцIанэу фIэлъщ.
Къэщта бзу быну, жыгхэм

Хьэндырабгъуэ гъуэжхэр къыпощэщ,

УзэплъэкIыну пхущIэмыхьэу

Пщыхьэщхьэр къосри мэхъур жэщ.
Гум хуабэр фIэIэфI хъуащи,

Ди щIыбыр хуабэм идогъэу.

Бещтоужьри зэзэмызэ

ДурэшплIэрэшхэм щызэблоу.
Иджы бэкъыщхьэм къэбхэр

Къоплых я ныбэр къагъэпщау.

Пшэ быбхэр уафэ гъунэм

Хъыринэ щощIэ, жьы щIэпщау.
3. ЩоджэнцIыкIу Нурий

Бжьыхьэ бэв.
Бжьыхьэр ущу къолъэбакъуэ,

Хедзэ хадэм данэгъу тхъугъэ

Махэ хъуащи дыгъэ лъагъуэр,

Къызэпхехур щIыIэу жьыбгъэ.
Тхьэмпэ бзахэр джэрэзыжу

ПолъеикIыр гъуаплъэ щайуэ,

ЗэхекIухъыр зигъэзыжу

Колхоз бжьыхьэм сыткIи бейуэ.
Iэдиихуу нартыху хъуахэр

Къыдачыжыр дыжьын гъуру,

Зэхьэзэхуэу къэрал гуэнхэм

Ирашальэ гъавэр чыру.
БэвкIэ бжьыхьэр къыдэтащи,

ЯхуэгуэщIкъым пхъэщхьэмыщхьэр.

КъужьIэрысэр тIыгъуэжащи,

Сышхыт жиIэу къыпхуещI нащхьэ.

Гъэм и бэвыр тхуэзыгуэшым

Зегъэиныр, зегъэуардэ,

Берычэт Iэнэм ар бгъэдэсу

Хэт и жьантIи щотхьэмадэ.


4. ЩоджэнцIыкIу Алий

Бжьыхьэ.
Гъатхэм и накъыгъэхэр

Пшагъуэм щIиуфащ,

Пщащэ щхъуантIэ цIыкIухэри

Лъабжьэм щыфыжащ.
Пшагъуэ псыIэ щIыIэхэр

Уэгум тырихьащ,

Ди бгыщхьэлъагэшхуэхэр

Пшэхэм щIагъэнащ.
Жэп щIыIэ къуэлэнхэми

Къеххэу къыщIадзащ,

Бжэндэхъу цIыкIу усакIуэхэр

Игъэнэщхъеящ.
Гъэмахуэ щыгъынхэри

ЦIыхухэм щахыжащ.

Нэщхъеирей бжьыхьэми

Зыкъыхуахуэпащ.
Бжьыхьэр напщIэуфэми

ИкъукIэ берычэтщ,

Мэкъуи, мэши, гуэдзи

Псори и хьэзырщ.
Ауэ напщIэуфэщи,

Псэхэр егъэIей

ДэнэкIи пшэуфэщи

Нэхэр егъэдий.


ЩIымахуэ.


  1. ЩоджэнцIыкIу Алий

ЩIымахуэ.
Щхьэхынэу пшагъуэбэм

ЩIы напэр еуфэ,

Чэф щIыкIэщ, жыг тхъуахэр

Щыгъэхум зэрешэ.
КъуэкIыпIэр губжьауэ

Зэм – зэмкIэ къопапщэ,

Жыг лахэр щэIу щIыкIэу

Псэ жагъуэу зэщIотхъэ.
Псы уэрхэр Iущащэу

Мыл къуафэм щокIуасэ,

Iэсахэщ, нэщхъейхэщ,

Мылищэр зэрахьэ.
ЩIы тафэр зэхуэдэу

БжьэхуцкIэ хуэпащ

Вындыжьхэу макъейхэр

Шыгъуэгухэм епщIащ
Ябгащэщ а хьэщIэр:

ЩIыгушхуэр дэтхъуащ,

И нэщхъыр уфауэ

Губжьащи – бэтащ.
Зехузыр, зешыхьыр,

Аргуэру мэпапщэ,

Шэрэзыр, блэ уэну,

Нэпсейуэ зэрехьэ.
ЩIы щхьэфэр къузащи

Лъэбакъуэм дощэIур,

Iэжьалъэр щытежкIэ

Дзыхащи догызыр.

Зы фащэр ящыгъыу

Нэм къащтэр гъуэлъащ,

Губжьауэ, фиижу

ЖьакIэхур къэнащ.


  1. ЩоджэнцIыкIу Алий

ЩIымахуэ усэ.
Бещтоужьым и жьы фийхэм

Куэдуэ гуащIэу къыщIидзащ,

ГущIэгъуншэу узэхуишэу

Мис фэбжь бзаджэу къытхуихьащ.
Тафэ псохэмкIи уэс хужь дахэр

ТелъэщIауэ къеуэхащ,

Сытуэ джафэ мы щIымахуэр,

Губгъуэ удзхэр щIиуфащ
Дуней псоми и даущыр

А ябгэжьым иужьыгуащ,

Мэзи, къуакIи, тафэ псоми

Абы екIууэ захуэпащ.
ГущIэгъуншэу а щIымахуэм

Хъуа и хэкIыр игъэщтаи,

Модэ феплъыт, псыежэххэм

Мыл лъэмыжхэр тырилъхьаи!
Дэнэ щыIэ пщIащэ щхъуантIэр

Зи усапIэу бжэндэхъу цIыкIу?

Дэнэ щыIэ джэшей жыгхэр

Зи гуфIапIэу пцIащхъуэ цIыкIу?

Шы лъэ макъыр егъэпсалъэ,

Iэжьэ лъэгур егъэфий,

Зэлымыжьым зегъэткIийри

Дуней псори егъэдий.


Гъатхэ.


  1. ЩоджэнцIыкIу Нурий

КъакIуэ, гъатхэ.
Мэз лъапэм гъатхэр нэсри

Уэс мащIэр зэуэ илъэщIащ,

Пшэ Iувым дыгъэр пхыпсри

Хуей тафэр пцIанэу итIэщIащ.
Пхъэхуейхэм джанэ хужьхэр

Ящыгъщ уэшхыпскIэ яжьыщIауэ,

Жыгыщхьэм исщ къуанщIэжьхэр,

Зэподжэ ахэм гуп защIау.
Е нэпцIу дамэр щIачэу,

Нызэрогъащтэри полъэт,

А макъ пIейтейуэ щIэмычэм

Шынауэ къанжэр хегъэлъэт.
Зэхэпхрэ, даIуэт…жыжьэу

А къэIур гъатхэм и дэущщ,

Удз щхъуантIэ бжьынхэм - ежьэу

Сэнтхыщхьэм шыщIэр къыщощыщ.
8. ЩоджэнцIыкIу Нурий

ЩIыр мэбауэ
Псэ зыпыту щIыр мэбауэ,

Бахъэр къыIурихыу.

Гъэмрэ щIымрэ ещхьщ зэдауэ,

Гъуэзыр къащхьэщихыу.
Гъэр щIымахуэм тегуплIащи,

Хегуэр мыгушыIэу,

Гъатхэр бжыхьым къекIуэлIащи,

Куэбжэм къытоуIуэ.
Куэбжэр ину зыIуегъэжри

Губгъуэм зырегуашэ,

Дыгъэ бзийхэр зыбгырожри

Хуабэр дэ къытхуокIуэ.
Жьым и дамэм пцIащхъуэр тесу

Къосыж дэ ди деж,

Хьэсэ кIыхьхэр зылъащIысу

Жырыш лъэщхэр зэподжэж.
ДаIуэт, даIуэт, а зэхэпхыр

Гъатхэ Iэуэлъауэщ,

Берычэт бахъэр къыIурихыу

ЩIыр мэбауэ, щIыр мэбауэ…
9. Къагъырмэс Борис

Ажэгъуэмэ

Хуэмышэчыжу гъатхэм пэплъэу,

ЩIыр къыпхеудри, хуэдэу гъущI Iунэм,

И щхьэр къеIэтыр, гъатхэм Iуплъэну,

ЩIыIэм исынкIэ зыкIи мышынэу.

Слъагъум удз цIыкIур, си нэр сфIытенэу,

Соплъыр сыт щыгъуи, сызыIэпишэу.

Сэ ар къысфIощIыр щIым и антеннэу,

Гъатхэ макъ псори абы зыщIишэу.
10. Къагъырмэс Борис

Удзхэм я уэрэд
ЛъапэпцIийуэ жьыбгъэр

Зэрилъадэу губгъуэм,

Удзхэм яхэгъуалъхьи

ДаIуэт, щым зыпщIауэ:

Зэхэпхынщ бгъэщIагъуэу

Зэи уэ игъащIэм

Зэхыумыхауэ

Удзхэм я уэрэд.

Псэ зыIутым хуэдэу,

Ахэр я уэрэдкIэ

Зэподжэжыр гуапэу,

Я щхьэр зэхуашийуэ.

ПфIощIыр хор абрагъуэу

Удзхэр зэхыхьауэ

Еплъыныгъэ иным

Зыхуагъэхьэзыр.


  1. ЩоджэнцIыкIу Алий

Гъатхэ
ФIэхъус апщий, щIылъэр гуфIэу

Зи IэфIыгъэм дэуша,

Бзу гъэфIахэр зи пшынауэу

Дунейр гуапэу зэпежьа.
НэщхъыфIагъэу убгъэдэлъхэм

Бзэр хуимыту егъэжан,

Жыги, удзи, цIыхуи, Iэщи –

Псоми ягухэр уогъэин.
Къуалэбзухэм я уэрэдхэр

Уэ уи щытхъукIэ къыщIадзащ,

Дзэл жыг дэгухэр пхуэгумащIэу,

Псом япэжкIи пхуэтIэпIащ.
Псом хуэмыдэу бжэндэхъу цIыкIухэм

Я пшыналъэр бзэрэбзащ,

ЩIэжьей куэдхэр дэнэ тафи

Къыщыджэгухэу ежьэжащ.
Насып диIэщ, гъатхэ дахэ,

Хъуа и хэкIыр уи гуфIакIуэщ,

Щыгъын псоми я нэхъ дахэр

ЗыщатIагъэу уэ убжьыфIэщ.
ДыпхуогуфIэ щIым и быным

Я гъуэмылэр къэзыхьа,

Бжыгъэ имыIэу саугъэтхэр

Псэ зыIутым езыта!

Гъэмахуэ.


  1. ЩоджэнцIыкIу Алий

Гъэмахуэ пщэдджыжь
Пщэдджыжь нэхущым и мафIэм

Уафэ джабэпшэр хисхьащ.

Жэщыр зыгъаблэу щытахэу

Вагъуэ цIу цIыкIухэри фэгъуащ.

Бахъэр пшэгъуабэу щIы щхьэфэм

ТIепIэн зыхуищIу техьащ,

Хьэуа нэщхъыфIэм дэгуфIэу

Къуалэбзу цIыкIухэри ушащ.
Пщэдджыжь дыгъэпсым и нурыр

Псы къабзэ гъуджэхэм тепсащ.

Джабэ мэзышхуэхэр дыгъэпсым

Дэджэгу зэпытуэ нэхуащ.
Жьы хуабэ мащIэр гум фIэфIыу

Псыхъуэхэм мэзхэм къыщопщэ,

ЗэIущэщэжхэу бабыщхэр

Псы гущIыIушхуэм ныщосхэр.


  1. ЩоджэнцIыкIу Алий

Пщэдджыжь
Пщэдджыжь пшэплъыр дыщафэу

Уафэм и джабэм щолыд,

Уэсэпс ткIуэпс пIащэхэр удз цIыкIухэм

Щыгъэм и плъыфэу щолыд.
Iэщ хъушэ дэкIхэр губгъуэшхуэм

Хъун щабэ итхэм хъотхъыкI;

ЗэкIэлъхьэужьхэу къаз гупхэр

Губгъуэм хъуэкIуэнхэу зэрохь.
А зэман дахэм уэ къабзэм

Къуалэбзу цIыкIухэр щоусэ.

Жыгыщхьэрысхэу а цIыкIухэм

Садэусэным сохъуапсэ.


  1. Хьэнфэн Алим

Гъэмахуэ махуэ.
Пшэхэр хасэм

Щызэхохьэ,

Iугъуэм хуэдэу

Зэрызохьэ.

Дыдэплъеймэ

Дымылъагъуу,

Якум топхэр

Къыщогъуагъуэ.

АпщIондэхукIи

КъащIыр хъуэскI,

ХъуэскIхэр уафэм

КъыщопIэнкI.
Дыгъэр пшэхэм

Хэфэхъуащ,

Къыпщыхъунущ

Жэщи хъуа.
Дунеишхуэр

КъэупщIыIуащ.

Абдеж щIылъэм

КъыщыIуащ.

Уафэгъуагъуэ

ГъэщIэгъуэн…

Пшэхэр щтауэ

Зэбгырож,

Я зэхуакухэм

Псы къыдож –

Уэшх хъэрзынэу

Къожэбзэх,

ЗигъэнщIынущ

ЩIыгум щIэх!

Удзхэм я нэр

КъолындыкI,

Уэшх IэфIыщэм

ЩогуфIыкI.

Дыгъэр хуэму

Къыкъощыж,

Дунеишхуэр

Къонэхуж.

Арщхьэ уэшхым

Щимыгъэт,

Ар гуфIэжу

Нурым хэтщ.

Нурыр ткIуэпсхэм

Къыщоджэгу,

ИгъэкIылу

Дэ ди нэгу.

Месыр уафэм

Зыкъреш –

Хуэкъурашэу

Зыныпхеш

Лэгъупыкъуу

ДахэкIейм.

Дэ дыгуфIэу

Дыдоплъей.
15. Къагъырмэс Борис

Си адыгэбзэ
IэфIыгъэу, лIыгъэу пхэлъыр,

Уи гуапагъэр

Куэд щIауэ псэкIэ зыхэсщIэу сопсэу.

СлъэкIамэ, ахэр минкIэрэ згъэбагъуэу,

Сыпхуэлэжьэнти, си бзэ, гъащIэ псом.
Уэрщ сытым щыгъуи си гур зыгъэнэхур,

СиIэту уэрщ сизыхьэр лIыгъэ уэгу.

Ди лъэпкъым щыщми,

УзыфIэмыIуэхум,

Адыгэу сыбжу, симыплъэн и нэгу.

ФIокIуэдыр и пщIэр уи пщIэр зыгъэкIуэдым,

КъыпхуыжызыIэм: «Бзэ лъэрмыхь цIыкIущ…»
Уэ къыпхуэпэж уи бын гуащIафIэ куэдым

Я тхыгъэхэр ипхьащ дуней утыку.

Сэ уэ къыппэплъэм согупсысыр куэдрэ…

Сыхуейщ уи гъащIэр хъуну нэхъри кIыхь.

Насып иIэжкъым лъэпкъым, и бзэр кIуэдмэ, -

ЗауэлI Iэщэншэу, мэхъу ар лъэрымыхь.
Хуэблэжьыр лъэпкъым нэхъри уэ бгъэбагъуэу,

Ди адыгэбзэ, куэдрэ утхуэпсэу.

IэфIыгъэу, лIыгъэу пхэлъым,

Уи гуэпагъэм

Щыгъуазэ сщIынт, слъэкIамэ, дуней псор.
Сегодня мы встретились со стихами русских и кабардинских поэтов. Эти поэты жили в разное время, но всех их объединяет любовь к родной природе, способность сильно чувствовать, зорко видеть, замечать то, что скрыто от взгляда ленивого и равнодушного. С помощью самых обычных слов он передают журчание ручьев, шум леса, пение птиц. Эти поэты обладают удивительным даром: даром «рисовать словами», так же как художники рисуют карандашом и кистью. Мне кажется, что яркие живописные картины времен года, утра и вечера, лесов и полей надолго останутся у нас в памяти.

Домашнее задание:

Написать небольшое сочинение о «своём» времени года на одну из следующих тем:

Осень.

  1. Разговор падающих листьев.

  2. Краски художника – осени.


Зима.

  1. В зимний лес - за сказкой.

  2. Мелодии зимнего дня.

Весна.

  1. Разговор берёзки с ландышем.

  2. Что увидел жаворонок, прилетевший с юга?

Лето.

  1. Приключения солнечного луча.

  2. Галчата учатся летать.


или

Написать стихотворение по данным рифмам

………………………………………тает

………………………………………земли

………………………………………расцветает

………………………………………журавли

……………………………………….одетый

……………………………………….ждет

………………………………………..согрето

……………………………………….поёт

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: Времена года в поэзии. Цели урока iconКонспект урока времена Должность: у читель начальных классов Гиззатуллина...
Тема и номер урока: урок №8, тема: «Времена года» в разделе «Вселенная, время, календарь»
Урока: Времена года в поэзии. Цели урока iconКонспект урока «Времена года» (Тема урока) фио (полностью) Егорова Татьяна Альбертовна
Цель урока: сформировать знания о периодичности изменений (смена времён года), о календарном, астрономическом и природном начале...
Урока: Времена года в поэзии. Цели урока iconПлан конспект урока английского языка в 6-ом классе по теме «Seasons»...
Тип урока: урок закрепления изученного лексико-грамматического материала по теме
Урока: Времена года в поэзии. Цели урока iconУрок является обобщающим в системе уроков по теме «Семья»
Обучающие, развивающие и воспитывающие цели урока учтены и полностью реализованы в ходе урока. Цели урока также соответствуют программным...
Урока: Времена года в поэзии. Цели урока iconТема урока: Наука о природе Земли
Постановка цели урока в процессе урока, мотивация учебной деятельности(формулировка цели урока)
Урока: Времена года в поэзии. Цели урока iconКонспект урока по литературе в 5 классе на тему: Картины природы...
Обучающая: формирование умений и навыков по филологическому анализу поэтического текста, обучение выразительному чтению, элементам...
Урока: Времена года в поэзии. Цели урока iconКонкурс «Учитель года» Цели урока
Цели урока: Изучение новой темы, применяя знания пройденной темы, находя аналогию нахождением нод
Урока: Времена года в поэзии. Цели урока iconКонспект урока по окружающему миру, 2 класс Тема урока: «Какие бывают растения?»
Задачи урока: развитие наблюдательности, устной речи и творческого воображения; воспитание любви к Родине и русской поэзии, к русскому...
Урока: Времена года в поэзии. Цели урока iconСубботина Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов. Тема: Екатерина Великая Цели урок
Цели урока: сформировать представления учащихся о жизни в России во времена правления Екатерины II; развивать устную речь; воспитывать...
Урока: Времена года в поэзии. Цели урока iconУрока-экспедиции по географии в 7 классе Цели урока
Цели урока: формирование знаний и представлений об особенностях природы влажных экваториальных лесов Южной Америки
Урока: Времена года в поэзии. Цели урока iconТема: «Люблю природу русскую»
На протяжении всего урока звучит музыка П. И. Чайковского из альбома «Времена года»
Урока: Времена года в поэзии. Цели урока iconТип урока
Цель: способствовать формированию понятий учащихся: времена года, месяцы; формированию знаний о характерных признаках каждого времени...
Урока: Времена года в поэзии. Цели урока iconУрока. Организационный момент
Оборудование: слайды, музыка Антонио Вивальди. Времена года. Зима. Творческие работы учащихся
Урока: Времена года в поэзии. Цели урока iconУрока: систематизировать знания учащихся по теме «Времена года»
Умк «Английский язык» И. Н. Верещагина, О. В. Афанасьева, И. В. Михеева и др. 5 класс
Урока: Времена года в поэзии. Цели урока iconКонспект открытого интегрированного урока по чтению, изо и музыке....
Задачи урока: развитие наблюдательности, устной речи и творческого воображения; воспитание любви к Родине и русской поэзии, к русскому...
Урока: Времена года в поэзии. Цели урока iconКонспект урока во времена Древней Руси. (Тема урока)
Плешаков А. А., Крючкова Е. А. «Окружающий мир» учебник для 4 класса Ч. 2, М. Просвещение,20 г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск