Конспект урока по литературе в 5 классе на тему: Картины природы в поэзии Ф. И. Тютчева. Автор: Горбунова Ольга Викторовна, sc-3192. Цели урока





Скачать 49.35 Kb.
НазваниеКонспект урока по литературе в 5 классе на тему: Картины природы в поэзии Ф. И. Тютчева. Автор: Горбунова Ольга Викторовна, sc-3192. Цели урока
Дата публикации21.10.2013
Размер49.35 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок

План-конспект урока по литературе в 5 классе на тему: «Картины природы в поэзии Ф. И. Тютчева. Автор: Горбунова Ольга Викторовна, SC-3192.



Цели урока.

1.Обучающая: формирование умений и навыков по филологическому анализу поэтического текста, обучение выразительному чтению, элементам сравнительного анализа двух стихотворений.

2. Развивающая: развитие устной и письменной речи, внимания к слову; активизация мыслительной и учебно-познавательной деятельности через проблемные вопросы, поиск изобразительно-выразительных средств языка, словарную работу, поиск связей между разными видами искусств, лингвистический эксперимент, подбор цитат из стихотворений к иллюстрациям.

3.Воспитывающая: необходимо помочь школьникам увидеть и услышать картины природы, нарисованные Тютчевым, помочь ученикам преодолеть свойственную им неполноту восприятия, привить любовь к родной природе.

Оборудование: портрет писателя, учебники, иллюстрации, словари литературоведческих терминов, магнитофонные записи.

План урока.



  1. Осмысление темы урока, определение целей.

  2. Краткие биографические сведения о поэте.

  3. Работа с эпиграфом.

  4. Выразительное чтение стихотворений поэта, аналитическая беседа по тексту стихотворений.

  5. Общие выводы по уроку.

  6. Оценивание ответов учащихся.

  7. Домашнее задание.



Ход урока.

1. Мы продолжаем беседу о поэзии, начатую на прошлых уроках. Тема нашего сегодняшнего урока звучит так: «Картины природы в поэзии Ф. И. Тютчева». Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке, какие цели преследовать? (На уроке будем читать стихи о природе, узнаем, как и с помощью чего поэт создаёт картины родной природы).

Не всем людям свойственно понимать природу. Об этом Тютчев писал:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Призывая читателя видеть и слышать, поэт утверждает, что природа даёт человеку почувствовать неизъяснимую радость жизни, делает богаче его внутренний мир.

2. На уроке мы будем читать стихи о природе русского поэта 19 века Ф. И. Тютчева. Несколько слов об авторе стихотворений. (Чтение биографии поэта в учебнике).

3. Какое ключевое предложение в последнем абзаце статьи учебника? (И. С. Тургенев писал: «Чувство природы в нём необыкновенно тонко, живо и верно»). Эти слова возьмём в качестве эпиграфа к уроку.

4. Вы дома прочитали стихотворения, нарисовали к ним рисунки. О чём эти стихи? Какое время года изображается в каждом из них? (Стихи о природе, в них изображаются 4 времени года).

Перечитаем стихотворение «Весенние воды». Каким настроением проникнуто стихотворение? (Радостным, приподнятым, весёлым).

Как поэт показывает бурное наступление весны, с помощью каких слов и какой части речи? (С помощью глаголов «бегут», «будят», «блещут», «гласят» передаётся безостановочное и шумное движение весенних вод). Особую торжественность передают устаревшие слова «брег», «гласят».

Какие предложения по интонации передают радостное настроение во втором четверостишии. (Восклицательные).

Зачем нужен повтор предложения «Весна идёт, весна идёт!»?

В последнем предложении мы наблюдаем инверсию (в словарике читаем определение слова «инверсия»). Проведём лингвистический эксперимент: перестроим последнее предложение так, чтобы в предложении стал прямой порядок слов. Что потеряло предложение? («Тёплых, майских дней румяный, светлый хоровод весело толпится за ней». Это предложение потеряло выразительность и ритм).

Многие слова и словосочетания употреблены в стихотворении в переносном значении. Прочитаем в словарике определение слов «эпитет» и «олицетворение». Какие эпитеты мы встречаем в стихотворении? (Сонный брег, молодая весна, румяный хоровод. Эпитеты придают живость и неожиданность стихотворению). Велика и роль олицетворений. Найдём их. (Воды будят, весна идёт, дни толпятся). Природа с помощью олицетворений одушевляется.

Следующее стихотворение тоже о весне. (Ученик читает стихотворение «Зима недаром злится»). Как показаны характеры Зимы и Весны? (Образы Зимы и Весны уподобляются живым существам, всё стихотворение построено на олицетворениях; Зима злая, Весна – прекрасное дитя; Зима злится, Весна хохочет, шумит, ей горя мало). Даже повтор согласных звуков [щ,ш] и гласных звуков [у, и] придают стихотворению выразительность. Прочитаем о слове «звукопись» в словаре. (Далее учащиеся подбирают строчки из стихотворения к иллюстрации, изображающей весну, звучит музыка).

Н. А. Некрасов писал, что «самый трудный род поэтических произведений – это пейзаж в стихах, картинка, обозначенная 2-3 чертами». Как удаётся это Тютчеву, мы сейчас увидим в стихотворении «В небе тают облака». (Ученик читает стихотворение).

Какие слова передают томление жаркого дня? (Зной, жар). Какова роль эпитетов в этом стихотворении? (Лучистая река, немые дубровы, чудный день). Как изображается река поэтом? («Река, словно зеркало стальное». Это сравнение. Прочитаем в словарике определение термина «сравнение»).

Какое ключевое выражение в 3 четверостишии? (Чудный день). (Рассматриваем иллюстрации, звучит музыка; учащиеся подбирают строчки из стихотворения к иллюстрации).

Справедливо заметил по поводу этого стихотворения Л. Н. Толстой: «Красота». Но такую характеристику в полной мере можно отнести и к стихотворению «Есть в осени первоначальной». (Ученик читает стихотворение).

В каких строках поэт передаёт необыкновенное ощущение света, прозрачности, сияния дня и вечера? («Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера».)

В каких строках поэт выражает лёгкое грустное ощущение пустоты и простора? («Теперь уж пусто всё – простор везде», «Пустеет воздух, птиц не слышно боле».)

Какие картины в нашем воображении вызывают эпитеты: «день хрустальный», «лучезарны вечера», «бодрый серп», «праздная борозда», «отдыхающее поле»? (Далее ученики подбирают строчки из стихотворения к иллюстрации с осенним пейзажем, звучит музыка).

Одно из лучших стихотворений Тютчева, посвящённых зиме, - «Чародейкою Зимою…». Что обозначает слово «чародейка»? (Волшебница, колдунья). Прочитаем стихотворение.

В каких строках показан покой заснувшего леса? (« И стоит он, околдован, - Не мертвец и не живой – Сном волшебным очарован».)

А какие слова рисуют сверкание леса в солнечных лучах? («Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой»).

Почему в одном стихотворении поэт называет Зиму ведьмой злой, а в другой – чародейкой? (Звучит музыка).

Какая иллюстрация больше подходит к стихотворению? Какие строки из стихотворения мы подписали бы к первой иллюстрации, какие – ко второй? И живописец, и поэт увидели зимний лес, который поразил каждого из них «ослепительной красой».

5. Мы сегодня на уроке читали стихи о природе поэта Ф. И. Тютчева, который своими произведениями помогает почувствовать и увидеть красоту родной природы, увидели, как это удаётся поэту, с помощью каких художественных приёмов. Я думаю, что после сегодняшнего урока кто-то из вас по-другому будет смотреть на природу и относится к поэзии о природе, ведь этому нас научил поэт Ф. И. Тютчев.

6. Оценивание ответов учащихся.

7. Домашнее задание: напишите отзыв о стихотворении, используя знания, полученные на уроке; выучите понравившееся стихотворение.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по литературе в 5 классе на тему: Картины природы в поэзии Ф. И. Тютчева. Автор: Горбунова Ольга Викторовна, sc-3192. Цели урока iconТема урока «Жизнь на разных материках»
Конспект урока в 7 классе на тему: «сша. Особенности эгп, природы, климата, хозяйственной деятельности людей»
Конспект урока по литературе в 5 классе на тему: Картины природы в поэзии Ф. И. Тютчева. Автор: Горбунова Ольга Викторовна, sc-3192. Цели урока iconКонспект урока чтения в 8 классе по теме: Стихотворение Ф. И. Тютчева...
Оборудование: портрет Ф. И тютчева, плакат с годами его жизни; иллюстрации о зиме; грамзапись пьесы П. И. Чайковского из цикла «Времена...
Конспект урока по литературе в 5 классе на тему: Картины природы в поэзии Ф. И. Тютчева. Автор: Горбунова Ольга Викторовна, sc-3192. Цели урока iconУрока-экспедиции по географии в 7 классе Цели урока
Цели урока: формирование знаний и представлений об особенностях природы влажных экваториальных лесов Южной Америки
Конспект урока по литературе в 5 классе на тему: Картины природы в поэзии Ф. И. Тютчева. Автор: Горбунова Ольга Викторовна, sc-3192. Цели урока iconКонспект урока «Устройство компьютера» (Тема урока) фио (полностью) Фомина Ольга Викторовна
Моу «Богатищевская средняя общеобразовательная школа», п. Богатищево, Каширского района, Московской области
Конспект урока по литературе в 5 классе на тему: Картины природы в поэзии Ф. И. Тютчева. Автор: Горбунова Ольга Викторовна, sc-3192. Цели урока iconКонспект урока с использованием интерактивной доски Автор Копалина...
Поможем Вопросику правильно составить радугу(как проверка после выполнения работы в паре)(интерактивная доска)
Конспект урока по литературе в 5 классе на тему: Картины природы в поэзии Ф. И. Тютчева. Автор: Горбунова Ольга Викторовна, sc-3192. Цели урока iconУрока: Времена года в поэзии. Цели урока
Цели урока: развить эстетическое чувство учащихся, воспитывая в них любовь к поэзии, к природе, интерес к произведениям русских и...
Конспект урока по литературе в 5 классе на тему: Картины природы в поэзии Ф. И. Тютчева. Автор: Горбунова Ольга Викторовна, sc-3192. Цели урока iconКонспект урока математики в 5 классе
Оборудование: портрет Ф. И тютчева, плакат с годами его жизни; иллюстрации о зиме; грамзапись пьесы П. И. Чайковского из цикла «Времена...
Конспект урока по литературе в 5 классе на тему: Картины природы в поэзии Ф. И. Тютчева. Автор: Горбунова Ольга Викторовна, sc-3192. Цели урока iconКонспект урока в 7 классе Тема «Вес воздуха. Атмосферное давление»
Автор: учитель географии Лапшанова Светлана Викторовна, первая квалификационная категория
Конспект урока по литературе в 5 классе на тему: Картины природы в поэзии Ф. И. Тютчева. Автор: Горбунова Ольга Викторовна, sc-3192. Цели урока iconКонспект интегрированного урока (география + литература) в 6-м классе по теме "Ветер"
Автор: учитель географии Лапшанова Светлана Викторовна, первая квалификационная категория
Конспект урока по литературе в 5 классе на тему: Картины природы в поэзии Ф. И. Тютчева. Автор: Горбунова Ольга Викторовна, sc-3192. Цели урока iconКонспект видеоурока по литературе в 5 классе. «Русская природа в поэзии, музыке и живописи»
Цели и задачи изучения темы
Конспект урока по литературе в 5 классе на тему: Картины природы в поэзии Ф. И. Тютчева. Автор: Горбунова Ольга Викторовна, sc-3192. Цели урока iconКонспект урока по физике в 7 классе Тема: Атмосфера-5 океан. Атмосферное давление
Автор: учитель географии Лапшанова Светлана Викторовна, первая квалификационная категория
Конспект урока по литературе в 5 классе на тему: Картины природы в поэзии Ф. И. Тютчева. Автор: Горбунова Ольга Викторовна, sc-3192. Цели урока iconКонспект урока географии в 6 классе по теме «Атмосфера»
Автор: учитель географии Лапшанова Светлана Викторовна, первая квалификационная категория
Конспект урока по литературе в 5 классе на тему: Картины природы в поэзии Ф. И. Тютчева. Автор: Горбунова Ольга Викторовна, sc-3192. Цели урока iconКонспект урока по теме «Равнобедренный треугольник и его свойства»
План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория
Конспект урока по литературе в 5 классе на тему: Картины природы в поэзии Ф. И. Тютчева. Автор: Горбунова Ольга Викторовна, sc-3192. Цели урока iconКонспект урока по предмету "Изобразительное искусство" на тему: "Здравствуй, птица Счастья!"
План-конспект урока на тему «Бумагопластика – квиллинг» в 9 «б» классе «Особый ребёнок»
Конспект урока по литературе в 5 классе на тему: Картины природы в поэзии Ф. И. Тютчева. Автор: Горбунова Ольга Викторовна, sc-3192. Цели урока iconКонспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные...
План-конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания"
Конспект урока по литературе в 5 классе на тему: Картины природы в поэзии Ф. И. Тютчева. Автор: Горбунова Ольга Викторовна, sc-3192. Цели урока iconКонспект урока в 5 классе по истории по теме «Древнее Двуречье» Цели урока: Образовательная
Образовательная: обеспечить усвоение учащимися географического положения, природы Древнего Двуречья, религиозных верований и культуры...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск