Конспект урока по предмету "Изобразительное искусство" на тему: "Здравствуй, птица Счастья!". 5-й класс Учитель ИЗО: Бахирева Светлана Вячеславовна
Конспект урока.
Цели:
Воспитание духовно – нравственного стержня в свете народной культуры.
Расширение познавательных интересов учащихся в декоративно – прикладном творчестве.
Задачи:
Расширить знания учащихся в технике бумагопластике, знакомство с техникой оригами.
Привить эстетическое развитие чувства вкуса, ритма, соразмерности;
Расширить знания о законах дизайна, оранжировки.
Проблема: Создание птицы счастья.
Техника: Оригами, ажурное моделирование.
Оборудование:
1. учащимся:
Альбомный лист;
заготовки из машинописной бумаги – ажурный хвост, крылья, подгрудок, хохолок;
ножницы;
клей;
бумага;
2. учителю:
то же, что учащимся;
предметы быта с изображением птиц (разделочные, пряничные доски, полотенца, глиняные свистульки, Городецкая птица-солонка,
архангельская щепная птица;
видеофильм “Птица счастья” - 3 мин., аудиозапись “Голоса птиц”.
План урока:
Сообщение темы
Проведение игры с командами
Беседа-рассказ о птице
Просмотр видеосюжета
Объяснение задания
Выполнение работы
Итог урока
Оформление доски:
Презентация урока
Архангельская щепная птица (деревянная).
Картинки из игры «Семья древнего образа»
Оригами.
Ход урока
1. Организационный момент. Деление класса(или класс всего 12чел. И гости 12чел.) на группы.
Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости и ребята!
Сегодня наш урок проходит на Пасхальной неделе. Думаю, у всех здесь присутствующих с наступлением светлого праздника Пасхи сердца наполнены добром, любовью и радостью. Надеюсь, во время и после нашего урока на душе и в сердце у вас будет ещё светлее и теплее.
Ребята, в этом учебном году мы с вами приобщаемся к тайнам декоративно-прикладного искусства. Это особый мир. Каждый человек всю свою жизнь окружен произведениями этого искусства. Значит, важно его знать и понимать. Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение. Человек познает мир не только умом, но и руками. И главное – сердцем!
На доске представлены символы солнца, засеянного поля (Слайд из презентации урока).
Ребята, посмотрите на их изображения,представленные на доске. Давайте вспомним древние образы, с которыми мы уже познакомились в этом учебном году.
Но прежде давайте спросим у наших гостей: «Знакомы ли им эти изображения?»
В случае затруднения гостей ребята им помогают с объяснениями.
Учитель: Итак, на доске представлены образ Солнца и образ Засеянного поля.
Учитель: А часто ли вы видите эти изображения в повседневной, современной жизни?
Учащиеся: Нет. Их рисовали когда-то давно. Наши предки.
Учитель: Ребята, на каких предметах в народном искусстве можно встретить древние изображения?
Учащиеся:На вышивке, в резьбе по дереву, на посуде.
Учитель: Верно. И рисовали их не просто так, они были наполнены смыслом, несли определенную информацию. Что они символизируют в русском народном искусстве?
Учащиеся: Солнце- символ света и жизни, а засеянное поле-символ плодородия.
Учитель: Давайте посмотрим на фотоизображения предметов народного быта с этими символами.
Просмотр слайдов презентации с изобр.др. образов на предметах нар.искусства.
Игра «Семья древнего образа»
Предлагаю поиграть обеим командам в игру «Семья древнего образа». (на большом листе в центре-образ, картинки предметов народного искусства с изображением образа)
Задание: Подобрать соответствующие древнему образу-символу картинки с его изображением.
Учитель: Для какого образа не нашлось семьи?
Участники игры: Для образа птицы.
Учитель: Верно. Как вы думаете,древний образ птицы изображали на предметах народного искусства?
Учащиеся: Да, конечно.
Просмотр слайдов презентации «.Символ птицы»
Учитель: Птица – сказочный персонаж, который умеет не только красиво петь, но и дарить людям радость!
В изделиях народных мастеров – в дереве, камне, глине, на ткани – оживают образы, пришедшие из языческих поверий и легенд, народного эпоса и сказок.
Изображение птиц на предметах быта (прялках, разделочных досках, избах, вышивке, в народной игрушке и пряниках ) несло огромный философский смысл и значение.
Просмотр слайдов презентации с изобр.др. образов на предметах нар.искусства.
Учитель: Обратите внимание на выставку из предметов народного творчества с изображениями птиц, которую организовали вы, ребята.
Весна – время прилёта птиц. Весна – это возрождение нового солнышка. Ожидая птиц, мы хотим, чтоб они принесли нам солнышка, а значит, и тепла. С прилётом птиц на душе становится теплее, светлее, радостнее.
Просмотр слайдов презентации. «Весна – время прилёта птиц. Весна – это возрождение нового солнышка».
И к нам на урок прилетела необычная, удивительная птица! Это ли ни чудо! Птица эта - не просто игрушка. Она – сила в руках доброго чуткого мастера.
Сохранилась легенда, рассказывающая о её происхождении.
Легенда"Архангельская щепная с Далёкого Севера":
На далёком севере в архангельской губернии жил – был охотник. Зима на севере долгая, холодная: то вьюга, то метель, то сильная стужа. А в этот год зима задержалась надолго; выстудила человеческое жильё, и заболел у охотника младший сынишка. Болел долго, исхудал, побледнел; ни врач не помог, ни знахарь. Горе охотнику. Жалко сынишку. Спросил охотник у сына: “Что же ты хочешь?”
Тихо-тихо прошептал мальчик: “Хочу увидеть солнышко…”. А где его возьмёшь на севере? Задумался охотник, истопил очаг, чтоб теплее стало. Но огонь не солнышко.
Обратил внимание охотник на лучину, которая светилась в отблеске огня. Озарилось улыбкой его лицо; и понял он как можно помочь сыну.
Всю ночь работал охотник. Вырезал из полена птицу, настрогал из лучины щепки, украсил их ажурной резьбой. Повесил птицу над кроватью сына, и птица вдруг ожила: закружилась, задвигалась в струях горячего воздуха, что шёл от печи.
Мальчик проснулся, заулыбался и воскликнул: “Ну, вот и солнышко!”
С этого дня ребёнок стал быстро поправляться. Так приписали деревянной птице чудодейственную силу и стали называть её “святым духом”, хранительницей детей, символом семейного счастья.
После просмотра
Учитель: Итак, что символизирует Птица в древнем народном искусстве? Как называется представленная в видеоролике птица? Символом какой земли она считается?
Учитель: Символом семейного счастья. Щепная птица- Символ Архангельской земли.
Практическая часть.
Учитель.
Сегодня на уроке мы попробуем сделать свою чудо – птицу счастья из доступного нам материала - бумаги и определим ей место.
Объяснение задания: /учащиеся работают параллельно с учителем/ На фоне объяснения звучат голоса птиц
1. Альбомный лист свернуть по диагонали так, чтоб получился квадрат; лишнее отрываем.
Складываем из квадрата птичку - техника оригами (оригами – искусство складывания из бумаги, в переводе с японского означает “сложенная бумага”. Зародилась более тысячи лет назад).
2. Склеить заготовки: хвост, хохолок, подгрудок /для этого прямоугольный лист печатной бумаги сложить в гармошку шириной в 1 см; маленькими ножницами сделать подсечки/.
- Для хвоста понадобится один печатный лист; сложить пополам, склеить.
- Для хохолка и подгрудка – один печатный лист разрезается на две части, каждая часть сворачивается пополам и склеивается.
Всего нужно три печатных листа. Ажурные заготовки сделаны на предыдущем уроке.
3. Проделываем отверстие в туловище птицы. Для этого заготовку – туловище сложить пополам поперёк. На сгибе вырезать сквозную щель, разложить заготовку- туловище – получим сквозное окошко.
4. Вставляем в полученное окошко ажурные крылья, расправляем их.
5. Приклеиваем хвост, хохолок, подгрудок.
6. Украшаем птицу. Нарезать 2-3 полоски бумаги шириной 0,5 см, завить их с помощью ножниц и приклеить по усмотрению.
Мы с вами сделали птицу – символ добра, мира, любви!
Давайте скажем ей:"Здравствуй, птица Счастья!".
А теперь бережно возьмите птицу своими руками, чтоб она слышала биение вашего сердца, читала помыслы вашей души. Представьте, что вы держите в руках настоящую птицу счастья. Какое пожелание вы загадали бы ей?
Ученики. Хорошо учиться, быть здоровым, счастья родным и близким.
Гости: Пожелания, мечты.
Учитель. Загадайте желание себе, семье, классу, а может быть школе. А птичка возьмёт на себя роль нести это желание. С этой минуты поверим, что оно сбудется.
И вам, ребята дом.задание: «Составить рассказ о своей птице Счастья» о мечте, которую она должна нести и исполнить.
А я скажу своё пожелание: /птицу поднимаю высоко вверх/ “ Я помещаю птичку в “поднебесье.Пусть вам сопутствует удача, пусть у вас вырастут и расправятся крылья, как у нашей птички, и чтоб вы стали надёжной опорой для ваших родителей”.”
А мы под её крыльями будем ощущать добро, тепло и любовь.
Сегодня мы сотворили чудо! Мы делали одинаковые птички, но у всех они получились разные. Я считаю, что все сегодня на уроке справились с заданием и заслужили высоких оценок.
Заканчивая урок, я думаю, что сегодня вы стали:
Добрее сердцем, Теплее душой, Возвышеннее духом”. В завершении учитель вместе с ребятами:
А ещё, в давние времена люди верили, что птицы своим звонким пением прогоняют зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну и теплое лето. Особенно люди готовились к встрече весны. Изображение жаворонков выпекали из теста, дети бегали с этими пряниками из дома в дом, сажали их на ветки, на проталинки. Так они просили птиц принести весну на своих крыльях.
Угощаем на здоровье всех присутствующих выпеченными птицами.
Спасибо всем!!!
А ещё, в давние времена люди верили, что птицы своим звонким пением прогоняют зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну и теплое лето. Особенно люди готовились к встрече весны. Изображение жаворонков выпекали из теста, дети бегали с этими пряниками из дома в дом, сажали их на ветки, на проталинки. Так они просили птиц принести весну на своих крыльях. |