Скачать 290.4 Kb.
|
Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс. Статус документа. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» в1 классе создана на основе государственного стандарта начального общего образования 2004 года. Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 1 класса (традиционная программа) и реализуется на основе следующих документов:
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год – 1 час в неделю. Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета. Примерная программа по изобразительному искусству разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у младшего школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей. Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного, пространственного мышления, интуиции; одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания; способности к познанию мира через чувства и эмоции. Совместно с остальными предметами учебной программы, ориентированными в основном на развитие рационально-логического типа мышления, изобразительное искусство, направленное на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, обеспечивает становление целостного мышления растущего человека. В программе учтены психофизиологические особенности младшего школьного возраста. Доминирующее значение имеет направленность программ на развитие эмоционально-ценностных отношений ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом. Направленность на деятельный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес учащихся к художественному творчеству. В перечень нормативных документов, прилагаемых к стандарту, входят рекомендации к материально-техническому оснащению кабинетов изобразительного искусства всеми необходимыми материалами. Программа содержит некоторые ознакомительные темы, связанные с компьютерной грамотностью. Их задача познакомить учащихся с компьютером как средством создания изображения, не заменяющим, а дополняющим другие средства. В первом варианте они выделены курсивом, как желательные, но не обязательные. Второй вариант интегрирует изобразительное искусство и технологию, поэтому знакомство с простыми приемами рисования на компьютере, так же как и в программе по технологии, обязательно. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы: – развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; – освоение первичных знаний о мире классических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о форме их бытования в повседневном окружении ребенка; – овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности; – воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств, любви к природе, Родине. Содержание предмета.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет - основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи. Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина - раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем - основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин - раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон - сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий). Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство? Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкий и высокий, большой и маленький, тонкий и толстый, темный и светлый, спокойный и динамичный и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций. Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих и др.). Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, хороводом; былиной, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества. Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумажной пластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. Содержание занятий. Темы четвертей: «Рисуем осень» (I четверть). «Иллюстрирование» (II четверть). «Декоративное рисование» (III четверть). «Рисуем весну» (IV четверть). Рисование с натуры (рисунок, живопись) Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов доступными детям средствами. Выполнение набросков по памяти и представлению различных объектов действительности. Примерные задания: рисование фруктов; овощей; простых по форме листьев деревьев; цветов; птиц; рыб; игрушечных (птиц, рыб, зверей). Рисование на темы и иллюстрирование Рисование на основе наблюдений или по представлению, иллюстрирование сказок. Передача в рисунках смысловой связи между предметами. Примерные задания: рисунки на темы: «Осенний пейзаж», «Новогодний праздник», «Моя любимая мама», «Весна», «Праздничный салют», «Весенний цветок»; «Лето». Иллюстрирование русских народных сказок «Моя любимая сказка». Декоративная работа Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Самостоятельное выполнение в полосе, круге растительных и геометрических узоров. Формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении одежды, посуды, игрушек. Примерные задания: рисование в полосе, круге узоров из форм растительного мира, а так же из геометрических форм на белой или цветной бумаге по образцам и самостоятельно. «Элементы цветочного узора»; «растительный орнамент в круге»; «Дымковская игрушка». упражнения в приемах рисования кистью простейших элементов растительного и геометрического узоров на примерах народной росписи (ягоды, листья, круги, полосы). Аппликации «Осень»; «Геометрический орнамент в полосе»; «Геометрический орнамент в квадрате». Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас, по произведениям: И. Левитана; В. Серова; Б.Кустодиева; И.И.Машкова; И.Е.Репина; И.Х.Хруцкого; И.С.Остроухова; К.Ф.Юона; И.З.Сурикова и др. Дымковская игрушка. Городецкая роспись. Гжельская керамика. Русская народная вышивка. Хохломская роспись. Время, отводимое на проведение занятий по предмету «Изобразительное искусство» в 1 классе, распределяется следующим образом:
|
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 1 класс... Учебник: «Изобразительное искусство. Ты изображаешь,украшаешь и строишь»Л. А. Неменская под редакцией Б. М. Неменского М. Просвещение... | Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального... Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной... | ||
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), примерной программы начального общего образования... | Рабочая программа по изо для 5 класса создана на основе федерального... Изо для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского... | ||
Рабочая программа по предмету Изобразительное искусство Программа разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное... | Рабочая программа по предмету «искусство» (музыка и изо) изобразительное искусство Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской... | ||
Рабочая программа по предмету «изобразительное искусство» «Изобразительное искусство» для второго класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального... | Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 4 класс создана на... Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «изобразительное искусство»... Б. М. Неменского «Изобразительное искусство», М.:«Просвещение» 2011г. Она соответствует требованиям федерального государственного... | Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана... Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года, примерных программ Министерства образования России,... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство» «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта... | Рабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство» «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта... | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана... Примерной программы начального общего образования, авторской программы «Изобразительное искусство», утверждённой Минобрнауки РФ (Москва,... | Рабочая программа учебного курса Изобразительное искусство для 7... Рабочая программа для 7 классов создана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования... | ||
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса создана на основе... Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования (2004 г.)1 | Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана... Примерной программы начального общего образования, авторской программы В. С. Кузин, «Изобразительное искусство», утвержденной мо... |