Скачать 469.57 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ковылкинская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Составитель: учитель начальных классов Кудиевская Л.В. 2012-2013 учебный год Пояснительная записка Статус документа Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования 2004 года. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Общая характеристика учебного предмета Рабочая программа 4 класса направлена на формирование у подрастающего поколения экологической культуры, т. к. одним из противоречий современной эпохи является всё углубляющееся противоречие между обществом и природой, а также вводит младшего школьника в мир истории, где происходит объединение знаний о человеке, о природе и обществе, отражает одну из сторон «Окружающего мира» - «Обществоведение». Одновременно с этим рабочая программа раскрывает на доступном для обучающихся уровне сложившиеся противоречивые отношения между обществом и природой, пути его разрешения. Обучающиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми, как: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. Наряду с этим рабочая программа способствует формированию у обучающихся убеждения в необходимости охраны природы, как в своём крае, так и в стране, на всей планете. Дети младшего школьного возраста приобретают определённые умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы. Основные содержательные линии Основные содержательные линии «Окружающего мира» определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе 6 разделами: «Земля и человечество», «Природа России», «Родной край - часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная Россия». К каждому разделу ставится комплексно-дидактическая цель. Раздел №1 «Земля и человечество» даёт детям возможность увидеть, что Земля - это дом человечества, большой и одновременно очень маленький, надёжный и в то же время очень хрупкий. Раздел №2 «Природа России» поможет узнать разнообразие и красоту природы России, знакомит с различными картами и учит читать их, рассматривать возможные пути экологической помощи природе. Раздел №3 «Родной край - часть большой страны» знакомит с природой родного края, помогает разобраться в экологических связях, учит правилам поведения в природе, необходимым для её сохранения. Раздел № 4 начинает новый раздел «Страницы всемирной истории», который поможет школьникам получить представление об отрезках времени, разделяющих историю человечества, знакомит детей с достижениями людей в разные исторические времена. Раздел № 5 «Страницы истории Отечества» расскажет о важных событиях в истории России. Раздел № 6 «Современная Россия» даст школьникам представление о государственном устройстве нашей страны, поможет узнать о правах человека, познакомит с государственной символикой, а также с главными праздниками страны. Цели обучения Изучение окружающего мира в 4 классе направлено на достижение следующих целей: • развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задания; • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе; • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье. Место предмета в базисном учебном плане В федеральном базисном учебном плане на изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, всего на изучение программного мате р и ала отводится 7 0 час. Проверочных работ (тест) - 6 ,Экскурсий- 4 Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» 4 класса составлена по государственной программе с экологической направленностью А. А. Плешакова «Окружающий мир». Программа и планирование учебного курса1-4 классы.4 класс. М:Просвещение,2009 г. Разделы предусматривают различные формы организации учебных занятий при изучении всего курса природоведения: в классе, на природе, экскурсии, практические работы, подготовка домашних заданий. Для реализации рабочей программы на уроках окружающего мира используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и практические работы, работа с картой, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, исследовательские, метод проектной деятельности, практические, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, словари, демонстрационный материал, гербарии, таблицы, карты. Применение разнообразных методов форм, средств обучения позволяют учителю широко использовать моделирование: создание графических и динамических схем, которые помогают обучающимся понять и формулировать правила и нормы экологически приемлемого поведения и хозяйствования, выполнять практические работы, несложные опыты, формировать общеучебные умения и навыки, осваивать способы деятельности, выполнять задания творческого характера. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования: - наблюдать объекты окружающего мира; - самостоятельно работать с учебником, со словарем, справочником, энциклопедиями; - работать с учебными и научно-познавательными текстами; - составлять план учебной статьи; - работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами; - работать с различными картами; - уметь подготовить сообщение, рецензировать ответы и выступления учеников; - рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии; - уметь работать в паре, группе, индивидуально; - уметь оценить себя, товарища; - формировать коммуникативные умения; - развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения; - уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни. Результаты обучения К концу 4 класса обучающиеся должны знать: - способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта); - название океанов и материков; - положение России, своего края на карте; - природные зоны России, особенности природы и хозяйства, экологические проблемы в этих зонах; - особенности природы края: поверхность, важнейшие полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества; использование и охрана природы края; - правила поведения в природе. К концу 4 класса обучающиеся должны уметь: - определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показать изученные географические объекты; - различать важнейшие полезные ископаемые родного края; растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоема родного края; основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных края; - объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком; - самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа; - проводить самостоятельные наблюдения в природе; - оперировать с моделями, указанными в программе, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели; - в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости, определять возможные причины наблюдаемых в природе отрицательных изменений, предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу, определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения; - формулировать и практически выполнять правила поведения в природе; - в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лично участвовать в практической работе по охране природы. Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу: В результате изучения окружающего мира ученик должен знать (понимать): • название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села); • государственную символику; • государственные праздники; • основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды; • общие условия, необходимые для жизни живых организмов; • правила сохранения и укрепления здоровья; • основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе). В результате изучения окружающего мира ученик должен уметь: • определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); • различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; • различать части растений, отображать их в рисунке (схеме); • приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2 – 3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни; • показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу и еще 1 – 2 города); • описывать отдельные (изученные) события истории Отечества. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения; • ориентирования на местности с помощью компаса; • определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра; • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; • ухода за растениями; • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения; • оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране; • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете. Учебно-методический комплект. 1.А. А. Плешакова «Окружающий мир». Программа и планирование учебного курса1-4 классы.4 класс. М:Просвещение,2009 г. 2.Концепция и программы для начальных классов.. М.: Просвещение, 2009. 3.Учебник А.А.Плешаков «Окружающий мир»,4 класс, в2 ч.: М: Просвещение,2009 г. 4.Методическое пособие Е. П. Фефилова,Е. А. Поторичина Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир».4 класс М: просвещение,2009 г. 5.А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Мир вокруг нас 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2 6.Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 4 класс. - М.: «ВАКО», 2009. 7.Календарно-тематическое планирование для комплекта «Школа России»: 1-4 классы /Авт.-сост. О.А.Лутошкина.- М.: ВАКО,2009 Интернет ресурсы:
Для подготовки и проведения уроков используются следующие периодические издания:
В связи с тем, что 8 марта, 3 мая, 10 мая, являются праздничными днями, в рабочую программу внесены изменения:
|
Рабочая программа по окружающему миру создана на основе федерального... Рабочая программа по окружающему миру создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального 2004 года,... | Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» создана на... Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года, авторской программы образовательной... | ||
Рабочая учебная программа по окружающему миру ( индивидуальное обучение)... Федерального компонента государственного стандарта начального образования и авторской программы «Окружающий мир, 1 -4 класс» А. А.... | Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой Минобрнауки... | ||
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой Министерством... | Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» и «Основы безопасности поведения»... | ||
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» и «Основы безопасности поведения»... | Пояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и разработано по учебнику: Плешаков А. А. Окружающий... | ||
Рабочая программа по предмету «окружающий мир» Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной... | Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 3 классов составлена... Ноо, Программы Министерства образования и науки рф: ноо, авторских программ В. Г. Горецкого, В. А кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение... | ||
Рабочая программа По окружающему миру 4 класс Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой Минобрнауки... | Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на... Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой мо РФ (Москва,... | ||
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» «Окружающий мир» составлена на основе авторской программы Плешакова А. А. «Окружающий мир» (Сборник рабочих программ «Школа России»,... | Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 3 класс создана... Федерального и регионального компонентов Государственного стандарта начального общего образования | ||
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» Федерального компонента государственного стандарта начального образования (2004) | Рабочая программа по предмету «окружающий мир» для 4Б общеобразовательного... «Копьёвская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» |