Скачать 73.22 Kb.
|
Конспект урока по предмету Мир вокруг нас, 4 класс Составила: Субботина Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов. Тема: Екатерина Великая Цели урока: сформировать представления учащихся о жизни в России во времена правления Екатерины II; развивать устную речь; воспитывать любовь к живописи и интерес к истории. Оборудование: учебник, демонстрационный материал (кроссворд, репродукции картины Д.Г. Левицкого «Екатерина II - законодательница в храме Богини Правосудия»), раздаточный материал (карточки с заданиями). Ход урока I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. Вот книжки на столе, а вот - тетрадки, Не хочется играть сегодня в прятки, И недосуг дуть на корабль бумажный - Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный! II. Проверка домашнего задания Индивидуальная работа по карточкам: Карточка 1. Какие качества характера позволили Ломоносову пройти с честью все испытания? Карточка 2. В чем были трудности учебы в то время? Карточка 3. Каковы заслуги Ломоносова в развитии науки и культуры? Пока часть учащихся работает по карточкам, остальные заслушивают подготовленные сообщения о Ломоносове. - Кто продолжил дело Петра I? И о ком пойдет речь на этом уроке? Это нам сейчас предстоит узнать. Вопросы к кроссворду: 1. В какой город отправили учиться Ломоносова, как одного из лучших учеников? 2. Кто был ею первым учителем? 3, Кем был его отец? 4. В какой академии наук началась его работа, по возвращению на Родину? 5. В какой стране за границей учился Ломоносов? 6. Около какого города родился Ломоносов? 7. Ломоносов был выдающимся ... 8. Он открыл атмосферу на планете ... 9. Судно Ломоносова. (Ответы: 1. Петербург. 2. Дьячок. 3. Рыбак. 4. Петербургской. 5. Германия. 6. Холмогоры. 7. Химик, физик. 8. Венера. 9. Чайка. Ключевое слово: ЕКАТЕРИНА.) - Какое слово получилось в выделенных клетках? (Екатерина.) - Молодцы! Сегодня на уроке речь пойдет о Екатерине Великой, продолжательнице дел Петра I. Почему ее прозвали Великой, мы узнаем на этом уроке. III. Работа над новой темой 1. Демонстрация репродукции картины Д.Г. Левицкого «Екатерина II - законодательница в храме Богини Правосудия» (1783 год). - Рассмотрите репродукцию картины. Слово учителя: Императрица представлена в строгом белом платье в храме Богини Правосудия Фемиды. Стоя на покрытом ковром возвышении, она сжигает на алтаре маковые цветы, которые согласно античной традиции считались символом покоя. Тем самым она как бы жертвует собственным покоем ради процветания Отечества. Правление мудрого монарха приносит свои плоды: книги и орел с оливковой ветвью в клюве у йог Екатерины олицетворяют просвещенную, сильную и мирную Россию. Если мы будем внимательны, то заметим, что на круглом пьедестале статуи Фемиды помещен рельеф-профит греческого мудреца Солона. Не намек ли это на мудрость российской правительницы? Левицкий пишет портрет в спокойной холодной гамме зеленовато-оливковых тонов, отвечающих как рациональности воплощенной идеи, так и пластической четкости живописи. Успех этого полотна был велик. Знаменитый поэт Г. Державин так описал его в стихотворении «Видение Мурзы»: ...Виденье я узрел чудесно: Сошла со облаков жена. Сошла и жрицей очутилась Или богиней предо мной. Одежда белая струилась На ней серебряной волной... Простертой на алтарь рукою На Жертвенном она жару. Сжигая маки благовонны, Служила вышню божеству. Орел полунощный огромный. Сопутник молний торжеству Геройский провозвестник славы, Сидя пред ней на груде книг, Священны блюл ее уставы: Потухший гром в когтях своих И лавр с оливными ветвями Держал, как будто бы уснув... - После Петра I в России царствовала Екатерина II. Кем она была по происхождению? (Heмецкой принцессой) - Верно. В 14 лет она переехала в Россию. Когда Екатерина II прибыла в Россию, здесь царствовала Елизавета Петровна. Острый и живой ум, красота немецкой принцессы обратили на себя внимание императрицы. Блистая при русском дворе красотою и умом, Екатерина весь свой досуг употребляла на самообразование. Она много читала, изучала сочинения замечательных писателей и получила массу разнообразных сведений. Едва ли в целой России была женщина образованнее нее. В то же время Екатерина усвоила обычаи и дух русского народа, а русский язык выучила так, что знала все поговорки и писала на нем сочинения. После смерти супруга Петра III в 1762 году Екатерина сделалась императрицей. Она славилась искусством управлять государством и выбирать своих приближенных. В делах она принимала за образец Петра Великого и постоянно спрашивала себя «Как бы поступил в таком случае Петр?». Екатерина царствовала 34 года. Все это время наполнено громкими победами русских и мудрыми распоряжениями императрицы. Поэтому история и дала ей имя Великой, в ее честь в Петербурге поставлен памятник. Самыми значительными людьми при императрице были Румянцев, Орлов, Потемкин и другие. С именем каждого из них связаны великие дела. Учитель демонстрирует фото1рафии памятника Екатерине. - Прочитайте текст на стр. 105 108. Какие изменения произошли в Петербурге при Екатерине II? (На главной площади возник Медный всадник, Нева оделась в каменные набережные, строились каменные и чугунные мосты, был возведен Зимний дворец.) Набережная, на которой стоит Зимний дворец, называется Дворцовой. Это огромное нарядное здание построено архитектором Франческо Бартоломео Растрелли для дочери Петра - императрицы Елизаветы Петровны. Правда, пожить в нем она так и не успела. При Елизавете Петровне Россия стала могучей державой. В Петербурге жили посланники многих иностранных правителей. Главная парадная лестница дворца называется Посольской, а парадный подъезд -Иорданским. Посольская - потому, что по этой лестнице входили послы иностранных государств. А Иорданский подъезд назван так, потому что под Рождество напротив него во льду вырубалась Иорданская Купель, в день Рождества ее освещали, а потом в нее окунались все желающие. - А что в наши дни находится в Зимнем дворце? (Эрмитаж.) Это один из крупнейших в мире музеев. В нем хранится огромное число экспонатов: от глубокой древности до наших дней. Но только небольшая часть экспонируется в четырех зданиях: Зимнем дворце, Малом, Старом и Новом Эрмитажах. А еще там есть пятое здание -Эрмитажный театр, где при Екатерине давали спектакли для двора, а теперь бывают лекции и концерты. IV. Физкультминутка Поднимает руки класс - это раз. Повернулась голова - это два, Руки вниз, вперед смотри - это три, Руки в стороны пошире развернули на четыре. С силой их к плечам прижать - это пять, Всем ребятам тихо сесть - это шесть. V. Продолжение новой темы - Вернемся к памятнику Екатерине II, где изображены ее помощники в разных делах. Поэт Гаврила Романович Державин. Екатерина сама писала пьесы и издавала журнал «Всякая всячина», а для своих внуков в воспитательных целях она написала большой труд «Записки касательно российской истории». Державин, писавший, в том числе, похвальные оды императрице, считается одним из лучших поэтов в России. Екатерина Романовна Демакова, замечательная женщина-ученый. Она стояла во главе двух академий наук - Императорской и Российской, занимавшейся изучением русского языка. Иван Иванович Бецкой был попечителем Московского и Петербургского воспитательных домов, президентом академии художеств. Алексей Григорьевич Орлов, одержавший победы на морях. Адмирал Василий Яковлевич Чичагов командовал балтийским флотом. Григорий Александрович Потемкин и Петр Александрович Румянцев - известные военачальники. Федор Федорович Ушаков, флотоводец, адмирал, один из создателей российского Черноморского флота и с 1790 года его командующий. Разработал и применил маневренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом в Керченском морском сражении. Он успешно провел Средиземноморский поход российского флота во время войны против Франции. Александр Васильевич Суворов. В 1729 году в семье офицера Василия Суворова родился сын. Мальчик был хилым и болезненным, но с ранних лет мечтал лишь об одном - служить в армии и стать полководцем. Отец не верил, что Александру удастся вынести тяготы и лишения военной службы - уж слишком слаб он был здоровьем. Но в 15 лет Александр Суворов поступил в военную школу. Десять лет прослужил он простым солдатом, а в 1754 году был произведен в офицеры. Суворов изнутри знал солдатскую службу, поэтому всегда в первую очередь заботился о солдатах. Они платили ему за это любовью и уважением. С именем Суворова связаны многие победы русской армии. Прямой и честный характер Суворова не позволял ему склонять голову даже перед императорами. В 1799 году Суворов стал генералиссимусом - это наивысшее воинское звание в русской армии. Умер Суворов в 1800 году, похоронили его в Александро-Невской лавре. А после него, кроме памяти о трудных походах и замечательных победах, осталась книга «Наука побеждать». - Прочитайте текст на стр. 108-110 учебника. Назовите личные качества этих военачальников. (Мужество, решимость, бесстрашие, преданность родине.) VI. Закрепление изученного - Кто стал продолжателем дел Петра 1? (Екатерина II.) - Сколько лет царствовала Екатерина II? (34 года.) - Как ее стали называть? (Великая.) - Чем отличалась Екатерина? (Трудолюбием, сильным характером и острым умом.) - Какой редкий дар был у Екатерины? (Выбирать себе помощников и советников.) VII. Итог урока VIII. Домашнее задание Стр. 105-110. Подготовить сообщения о Суворове, Ушакове и взятии крепости Измаил. Карточка 1. Какие качества характера позволили Ломоносову пройти с честью все испытания? ------------------------------------------------------------------------------- Карточка 2. В чем были трудности учебы в то время? ------------------------------------------------------------------------------- Карточка 3. Каковы заслуги Ломоносова в развитии науки и культуры? |
Паутова Татьяна Григорьевна, учитель начальных классов, мбоу сош... Оборудование: термометр, веер, стороны света, карточки со словами, картинки с изображением облаков | Урок «Окружающий мир» 4 класс Учитель начальных классов моу торбеевская... Цели: сформировать у учащихся представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением зоны степей, с животным... | ||
Потапова Екатерина Николаевна Тема урок Автор работы учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа... | Тема «Екатерина Великая» Мы продолжаем говорить об известных личностях в истории нашей страны. Это личности правителей, ученых, военных. Сегодня мы подходим... | ||
Ковалева Татьяна Ивановна, учитель начальных классов 2011/2012 уч год Цели урок Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным лесом, широколиственным лесом | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель: Субботина Татьяна Борисовна, учитель русского языка и литературы, учитель первой категории | ||
Руководитель Миненкова Екатерина Игоревна учитель начальных классов | Тема: Россия- это многонациональное государство ... | ||
Статья Тема: Методика работы над коллективными проектами в начальной школе Автор: Фоминых Татьяна Алексеевна-учитель начальных классов гбоу прогимназии №1893 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дню Знаний. В новом учебном году в школе 4 первых класса – это задорные девчонки и мальчишки. А помогать им постигать основы знаний... | ||
Конспект занятия по курсу «Речь и культура общения». Тема «Весёлые рассказы» ... | Конспект урока окружающий мир на тему «Учимся быть пешеходами» Баринова... Баринова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов мбоу сош с. Мечетное, Советского района | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Н. В. Полякова, учитель музыки, С. М. Грузднева, учитель физики, Е. В. Добрякова, учитель информатики, О. А. Осипова, учитель начальных... | Конспект урока физики в 10 классе По теме: «Тепловые двигатели и... Тип урока: урок – обобщения и систематизация знаний (урок проводится в виде конференции) | ||
Тема «Сравнение чисел» Цели Здравствуйте, дети! Меня зовут Абрамова Татьяна Сергеевна. Сегодняшний урок буду вести у вас я. Вы уже работали в мире «противоположностей»:... | Конспект урока. Тема урока. Устное народное творчество. Предмет. Литературное чтение. Класс. 1 ... |