Скачать 88.24 Kb.
|
Урок литературы в 11 классе по теме «Романтические тенденции в повести А. И. Куприна “Олеся”Конспект урокаЦели урока: 1.Выявить своеобразие романтического мироощущения в повести А.И.Куприна «Олеся». 2.Проследить отражение руссоистской концепции в повести Куприна. 3.Провести параллель между повестью А.И.Куприна «Олеся» и рассказом «Гранатовый браслет». Домашнее задание к уроку: 1.Выписать из текста цитаты, характеризующие внешность, душевные качества героини, её отношение к природе, к любви. Попытаться с помощью выписанных цитат «составить» портрет Олеси. 2.Вспомнить основные признаки романтизма. Ход урока I. Оргмомент. II. Сообщение темы, целей урока. III.Слово учителя. Художественным утверждением духовной полноценности и нравственной красоты человека из народа явились произведения, созданные Куприным между 1898 и 1901 годами на материале полесских впечатлений. Для Куприна поездка в 1897 году в Полесье была своеобразной «творческой командировкой», которая преследовала совершенно очевидную цель – поведать другим об увиденном и пережитом. В полесском цикле имеется тенденция противопоставить деревенскую жизнь жизни капиталистического города, который выглядит скопищем голодного и нищего люда, буржуазной сытости и мещанского благополучия – синонимом социального неравенства людей. Эта тенденция нашла своё отражение и на страницах повести «Олеся» – пожалуй, самого значительного произведения полесского цикла (1898 год). IV. Сам Александр Иванович Куприн в разговоре с Горьким назвал свою повесть «Олеся» «наивной романтикой». – Какие же черты романтизма мы встречаем в «Олесе»? Проверим домашнее задание и запишем кратко на доске основные признаки романтизма: 1.Протест против пошлости, обыденности и прозаичности жизни. 2.Общая пессимистическая направленность. 3.В центре романтического произведения всегда стоит сильная, исключительная личность, противостоящая обществу, его законам и морально-нравственным нормам. 4. «Двоемирие», то есть разделение мира на реальный и идеальный, которые противопоставляются друг другу (романтики противопоставили классицистическому «подражанию природе» творческую активность художника с его правом на преображение реального мира: художник создаёт свой, особый мир, более прекрасный и истинный). 5. «Местный колорит» (противостоящая обществу личность чувствует духовную близость с природой, её стихией). – Назовите из перечисленных выше признаков романтизма те, которые мы можем увидеть в произведении невооруженным взглядом. Прокомментируйте свои ответы. (1.В центре произведения стоит сильная, исключительная личность, противостоящая обществу, его законам и морально – нравственным нормам. Это Олеся. Она не похожа на перебродских баб и девушек. Она выносливая, сильная, сумевшая не только воспитать в себе лучшие душевные качества, но и сохранить их, несмотря ни на что. 2. «Двоемирие», т.е. разделение мира на реальный и идеальный. Обо всех событиях, происходящих в повести, мы узнаём от Ивана Тимофеевича. Именно он и является своеобразной «границей», разделяющей реальный и идеальный миры. Реальный мир – это перебродские жители, Петербург, его «высший свет». Идеальный же – это лес, в котором живёт Олеся с бабушкой, тот самый лес, в котором и зародилась любовь главных героев повести. Эти два мира действительно противопоставлены друг другу в произведении Куприна. 3.Так называемый «местный колорит», то есть описание природы. Олеся не только чувствует духовную близость с природой, она сама является её неотъемлемой частью. Можно отметить ещё и деятельно-активную роль пейзажа в развитии темы любви, и он чутко меняется одновременно с изменением душевного состояния Олеси. Вспомним, как описывает время любви Иван Тимофеевич: «Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви, и до сих пор вместе с прекрасным обликом Олеси живут с неувядающей силой в моей душе эти пылающие вечерние зори, эти росистые, благоуханные ландыши и медом утра, полные бодрой свежести и звонкого птичьего гама, эти жаркие, томные ленивые июньские дни…»1). – Итак, можем ли мы назвать Олесю романтической героиней? (Да, можем. Олеся – это новый, романтически окрашенный, поэтический образ простой деревенской девушки, нравственно и физически красивой, своенравной по характеру, смело принимающей вызов перебродских баб. Олеся совсем не похожа на дам «благородного» общества. Этот романтический образ создан Куприным с большой симпатией и любовью). «В «Олесе» одинаково пленительны и свежий голос с неожиданными низкими бархатными нотами, и врожденное изящество движений, и отсутствие жеманства и кокетничанья, и умение держать себя скромно и непринужденно…», – пишет Ф.И.Кулешов в своей монографии «Творческий путь А. И. Куприна». V. Теперь обратимся к концепции Жан Жака Руссо, которая вошла в историю общественной мысли под названием руссоизма. Вопрос к классу:
С помощью учителя называются основные положения в руссоизме:
Здесь пригодятся цитаты, выписанные в тетради, подтверждающие мысль о том, что Олеся является «естественным человеком». («Естественным человеком» в повести А.И.Куприна является Олеся. Она живет в лесу. Это ее дом, ее мир, а она – часть этого мира, часть природы. Вспомним первое появление Олеси в повести: «Голос, певший песню, вдруг оборвался совсем близко около хаты, громко звякнула железная клямка, и в просвете быстро распахнувшейся двери показалась рослая смеющаяся девушка. Обеими руками она бережно поддерживала полосатый передник, из которого выглядывали три крошечные головки с красными шейками и черными блестящими глазенками. – Смотри, бабушка, зяблики опять за мной увязались, –воскликнула она, громко смеясь…» (К.,81). Из этого отрывка видно, что Олеся неразрывно связана с природой. Она пришла из леса и принесла с собой частичку леса, частичку природы – зябликов.)
(Куприн обращает внимание на физическую крепость Олеси. Она сильна, красива, здорова.)
(Олеся в повести противопоставлена толпе – перебродским крестьянам.) – Можем ли мы эту толпу отнести к «знакам цивилизации»? Аргументируйте свой ответ. (Вряд ли мы можем отнести перебродскую толпу к «знакам» цивилизации, так как крестьяне у Куприна невежественны, темны, тупы и неразвиты: во всей деревне нет ни одного грамотного крестьянина. Нередко в них проявляется слепая жестокость и даже зверство. Вспомним, как Олеся отзывается о местных жителях: «Злой у нас народ здесь, безжалостный…» (К.,90). Большинство перебродских крестьян слепо верит в чертей и ведьм; их фанатизм религиозных и суеверных людей, их жестокость проявились в гонениях против старой Мануйлихи, которую они однажды чуть не убили камнями, приняв ее за ведьму.) – Каким представлен город (Петербург) в повести? Как отзываются о нем Иван Тимофеевич и Олеся? (Иван Тимофеевич: «Так вот такие высокие дома. И сверху донизу набиты людьми. Живут эти люди в маленьких конурках, точно птицы в клетках, человек по десяти в каждой, так что всем и воздуху-то не хватает. А другие внизу живут, под самой землей, в сырости и холоде; случается, что солнца у себя в комнате круглый год не видят» (К.,98). Олеся: «Бог с ним, с городом вашим, не стала бы я там жить никогда» (К.,98).) – Определите степень важности для Куприна изображения «естественного человека», человека природы в повести «Олеся». Следует ли А.И.Куприн руссоистским традициям? (Образ Олеси в повести очень важен. Писатель хочет всячески «отделить» Олесю от внешнего мира, показать ее в естественной для нее обстановке прекрасной и могучей природы. Образ Олеси, ее любовь, окрашенные в пантеистические тона, отражают эстетическое отношение писателя к действительности. Подлинно прекрасное может торжествовать лишь вдали от мира, от цивилизации, где царит лицемерие. Поэтому столь большая роль в повести отводится описанию природы. Безусловно, Куприн следует руссоистским традициям.Мы видим, что и Иван Тимофеевич был счастлив с Олесей тоже вдали от городской и сельской суеты. А в городе, по предсказанию Олеси, он не найдет счастья.) VI. – Какая тема является основной в повести Куприна? (Основной темой купринской повести является, конечно же, тема любви). – Назовите еще одно произведение А.И.Куприна, в котором тема любви главного героя занимает так же главное место. (Это рассказ А.И.Куприна «Гранатовый браслет».) – О чем этот рассказ? В чем его суть? (Суть «Гранатового браслета» заключается в том, что мелкий чиновник, робкий мечтатель и глубоко чувствующий человек, влюбляется в светскую даму, влюбляется безнадежно, безответно и беззаветно. Понимая, что его любовь не нужна, он убивает себя.) Итак, эти два произведения объединены темой любви. Попробуем установить наличие сходных сюжетных и смысловых моментов. Для этого заполним небольшую сопоставительную таблицу.
На примере нашей таблицы мы смогли убедиться в том, что повесть «Олеся» и рассказ «Гранатовый браслет» действительно имеют сходные сюжетные и смысловые моменты. Заметим, что эти два произведения разделяют тринадцать лет! Именно через тринадцать лет после написания «Олеси» Куприн возвращается к теме «невозможности любви» в «Гранатовом браслете». И если в «Олесе» главные герои могли любить друг друга некоторое время и быть счастливы, то в «Гранатовом браслете» показана всего лишь безответная любовь Желткова. VII. Обобщение урока. В ходе нашего урока мы попытались выявить своеобразие романтического мироощущения в повести А.И.Куприна «Олеся». Для этого мы не просто повторили признаки романтизма, но и постарались найти их в «Олесе». Определив, что Олеся у Куприна является романтической героиней, мы представили ее художественный образ (составили портрет, используя заранее выписанные из текста цитаты). Далее мы обратились к концепции Жан Жака Руссо, рассмотрели ее основные положения и проследили за развитием руссоистских традиций в повести А.И.Куприна. Мы увидели, что писатель действительно следует Ж.-Ж. Руссо, противопоставляя «естественного человека» обществу (или «человеку, созданному цивилизацией»). «Естественным человеком», или человеком природы, в повести является Олеся, девушка, выросшая в лесу. Она живет далеко от людей, и поэтому счастлива. Но идиллия этого «дикого состояния» рушится, как только к девушке прикасается «цивилизованный человек» – Иван Тимофеевич. Мы убеждаемся, что «естественная личность» для Куприна может существовать только будучи изолированной от любой социальной среды. Олеся была недолго счастлива с Иваном Тимофеевичем. Их счастье, их любовь рушатся сразу, как только Олеся «соприкасается» с обществом, точнее с некоторыми его представителями – перебродскими жителями. Также мы провели параллель между повестью «Олеся» и рассказом «Гранатовый браслет» и убедились, что между ними во многом существует прямая связь. То, что в раннем творчестве Куприна (имеется в виду его повесть «Олеся») было просто уходом из леса, то уже в «Гранатовом браслете» становится уходом из жизни. Возможно, ключ к пониманию этого «перехода» нужно искать в системе мировоззренческих взглядов самого писателя. Итак, мы можем сделать общий вывод по повести А.И.Куприна «Олеся». В этом произведении запечатлен авторский интерес к так называемому «естественному состоянию». Из купринских наблюдений вытекает производная проблема, приобретающая, однако, большое самостоятельное значение. Речь идет о раскрытии сложного взаимодействия между человеком природы («естественным человеком») и «человеком общества», о соотнесении стихии и культуры. С таких позиций рассматриваются Куприным вечные вопросы добра и зла, чувства и мысли, деяния и мечты. VIII. Итоги урока. 11 Куприн А.И. Повести и рассказы. – М.,1987. – С.117. Далее цитируем по этому же изданию с указанием страницы в тексте и К. |
Конспект урока литературы в 10 классе Тема урока: «Зачем я жил? Для... Цели урока: вспомнить основные эпизоды повести «Княжна Мери» и выявить, каковы были цели, намерения Печорина; помочь детям разобраться... | Конспект урока литературы в 11 классе "Да святится имя твоё" (Тема... Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, текст повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет", фонограмма с записью Son. №2,... | ||
Урок литературы в 11 классе «Тема армии в повести А. И. Куприна «Поединок» А. И. Куприна для осознания обществом кризиса всей русской жизни; гуманистический, антивоенный пафос повести | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: показать значение повести Куприна для осознания обществом кризиса всей русской жизни; гуманистический, антивоенный пафос... | ||
«Идейно- художественное своеобразие повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Тема урока: «Идейно- художественное своеобразие повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» | Методическая разработка урока по литературе Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, текст повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет", фонограмма с записью Son. №2,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока. Особенности художественного воплощения темы любви в повести А. И. Куприна „Гранатовый браслет” | Конспект урока литературы по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (патриотический пафос повести) Задачи: Закрепить сведения о сфере употребления определенно-личных предложений | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: познакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка»; показать жанровое своеобразие повести; познакомить... | Урок литературы на тему: «Художественное своеобразие стихотворения... Цель урока: выявить художественное своеобразие стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Нищий» | ||
Конспект урока чтения в 1 классе ... | Конспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут.... | ||
План урока литературы. 11 класс. Тема урока: Своеобразие любовной... Образовательная цель урока: выявить, как развивалась тема любви в творчестве В. Маяковского, определив закономерность того, что любовная... | Конспект урока по физике в 10 классе тема урока: «Движение точки... Цели урока: объяснить необходимость изучения механики; ввести понятия «траектория», «перемещение», «путь», «система отсчета» | ||
Урок является обобщающим в системе уроков по теме «Семья» Обучающие, развивающие и воспитывающие цели урока учтены и полностью реализованы в ходе урока. Цели урока также соответствуют программным... | Конспект урока Тема урока: «Алканы: структура, номенклатура» Подготовка... Орг момент. Актуализация знаний. Домашнее задание (дневник оставить для проверки и оценки) |