Скачать 273.42 Kb.
|
Республиканский конкурс «Преподаватель года - 2012» МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ ГБОУ СПО «Бурятский лесопромышленный колледж» Методическая разработка учебного занятия «Влажность воздуха» Улан-Удэ 2010 г. Согласовано: Утверждено: Председатель цикловой комиссии Зам. директора по НМР ________А.Б.Павлова ________Е.Т. Хинхаева «__»________ 2010 г. «__» __________2010 г. Автор: Н.Б.Цырендылыкова, преподаватель физики Методическая разработка по теме: «Влажность воздуха» предназначена для студентов специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет. Занятие по теме «Влажность воздуха» раскрывает понятия относительной и абсолютной влажности воздуха, точки росы; естественных и антропогенных факторов, влияющих на климат. Данная разработка была представлена на Межрегиональном конкурсе педагогического мастерства «Педагог – новатор» (г.Канск) и удостоена диплома II степени в номинации «Теоретическое занятие». Пояснительная записка Педагогический коллектив разработал проект «БЛПК – ресурсный центр эколого-образовательного пространства региона озера Байкал», получивший статус федеральной экспериментальной площадки. Поэтому для нас преподавателей важной становится проблема формирования экологических знаний, культуры и компетенции наших студентов С точки зрения экологического образования задача заключается в том, чтобы при обучении физике была раскрыта роль понятий и величин как важных физических факторов и параметров протекания различных процессов в биосфере, выяснены их допустимые нормы. Из анализа экологических факторов следует, что многие из них (температура, влажность) являются физическими величинами и понятиями, что и определяет важность физических знаний для решения экологических проблем. Губительное влияние на живую природу необычных погодных условий: особенно ранних морозов, резких перепад температур, град и др. Данное занятие по теме «Влажность воздуха» раскрывает понятия относительной и абсолютной влажности воздуха, точки росы; естественных и антропогенных факторов, влияющих на климат. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЙ номер №12 ТЕМА ЗАНЯТИЯ. Влажность воздуха ТИП ЗАНЯТИЯ: урок изучения новой темы Цели Дидактические: формирование предметных компетенций: когнитивных и практических. Воспитательные: формирование личностных компетенций - достижение сознательного усвоения учебного материала студентами, умение высказывать свое мнение, решать проблемы, формирование умения работать в группе, работа над повышением грамотности устной речи, правильного использования физических терминов Развивающие: развитие творческой компетенции - поиск практического решения той или иной проблемы, т.е решение практических учебных проблем Методические: проработка интерактивных методов обучения - метод учебного сотрудничества, игровой метод, метод проектов, применение новых информационных технологий. ОСНАЩЕННОСТЬ УРОКА Оборудования: интерактивная доска, презентация, компьютерное обеспечение, таблицы и опорные конспекты по теме «Влажность воздуха», карточки-задания с вопросами по разделу «Свойства паров»; дидактический материал; гигрометры: волосной, психрометрический. Литература: Основная: 1. П.И. Самойленко, А.В. Сергеев. Физика.(для нетехнических специальностей):Учебник.-М.:Мастерство,2002.-400с. Дополнительная:1.Г.Я.Мякишев,Физика: Учебник для 10 кл.общеобразоват.учреждений-М.:Просвещение,2002.-336с Структура занятия
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Фронтальный опрос по карточкам (3 варианта). Группа делится на 3 подгруппы, отвечает по желанию. (слайды № 3-7) 1-й вариант
2-й вариант
3-й вариант
2. Релаксация. Загадки о явлениях природы. (слайды № 8-21) 1 вопрос. Узнайте явление природы? 1) Что вы видите на экране? (ответ: облака.). 2) Вы, конечно, сразу догадаетесь, о каком явлении пойдёт речь, но пожалуйста, послушайте, как красиво оно написано. Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят на Солнце отдельными цветами - и жёлтыми, и красными, и синими. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это… (ответ: роса) Звучит музыка. 3) Он бывает слепой, обложной, моросящий, ливневый. Что это такое? (ответ: дождь). Звучит музыка 4) Древние викинги считали, что она соединяет мир богов и мир людей. Древние греки считали её вестницей богов. В честь неё названа одна из оболочек глаза. Кто она? (ответ: радуга) 5) «Под голубыми небесами Великолепными коврами Блестя на Солнце … (ответ: снег лежит). Звучит музыка 6) «Белая берёза за моим окном Принакрылась снегом, точно серебром». Какое явление С. Есенин отразил в своих стихах? (ответ: иней) 7) «Приди на рассвете на склон косогора,- Над зябкой рекою дышится прохладой…» О каком явлении идёт речь? (ответ: о тумане). Звучит музыка 2 вопрос. -Что объединяет эти явления? (облака, роса, дождь, радуга, снег, иней, туман)
“Погода – является величественным спектаклем на Земле, в котором участвуют только три актера: солнечная радиация, атмосферный воздух, влага (влажность воздуха)” (слайд 23) Вопрос: Как вы это понимаете? Ответ: Спектакль–это представление, где каждому актеру принадлежит своя роль, актеры у зрителя пробуждают чувство радости, переживания, огорчения. Игра актера на сцене сравнивается с игрой актера в природе, где природный спектакль происходит на огромной территории. Погоду сравнивают со спектаклем. Сегодня мы будем говорить о главном природном актере – влажности воздуха, т.к. именно от этой физической величины зависит погода, зависят многие физические явления и процессы: – процесс испарения; – конденсации; – теплообмена; – количество осадков. – появление узоров на окнах, запотевание окон, появление тумана, росы, инея, количество разнообразных осадков ( снега, града, дождя). Вопрос: Что характерно для погоды? Ответ: 1.Многообразие (ветер, снегопад, ливни, смерчи, ураганы) 2. Изменчивость–погода может изменяться в течение дня, суток. Это применимо для нашего города, нашей республики. Для нашего климата характерны следующие природные явления : В сентябре – теплая погода. В октябре – снегопады, ветер. В ноябре – морозы. Погода всегда радует человека, животный и растительный мир. Хотя у природы нет плохой погоды, но погода хорошая, плохая, погода солнечная, пасмурная, ветряная, дождливая, погода–спектакль, может нас (её актеры) огорчать, радовать, баловать. Погода– это спектакль. Сегодня мы будем говорить о влажности воздуха. Этот актер нам более понятен, очень важен, наглядно виден, легко объясним. (Слайд 24) Эту физическую величину человек научился предсказывать, определять. (слайды рисунков студентов о сюжетах «Приметы погоды»). Этот актер очень нужен человеку во всех отраслях хозяйства, транспорте, авиации, для здоровья человека, для развития фауны – богини лесов и полей, для развития флоры – богини цветов. Поэтому учреждения–метеостанции круглосуточно проводят наблюдения за состоянием атмосферы, процессами, происходящими в ней, следят за изменением температуры, давления, влажности воздуха и направлением ветра, облачности, составляют синоптические карты. По радио, телевидению несколько раз в день передают сводку погоды. Чтобы дать полную характеристику главному актеру – влажности воздуха. ответим на вопрос, от каких факторов изменяется климат и погода на Земле (устанавливается динамическое равновесие, тепловой баланс, энергетический баланс). Студент1.О естественных факторах, влияющие на климат (силы, управляющие климатом). -Известно, что жизнь на Земле зависит от гигантской ядерной печи (природного термоядерного реактора). От Солнца, которое находится на расстоянии 150 млн. км, наша планета получает миллиардную долю солнечной энергии и этого достаточно для климата, который подходит для жизни на Земле. Термин “Климат” ввел греческий астроном Гиппарх (II век до н.э.) Климат–“наклонение солнечных лучей”. Господствовало мнение, что “наклонение определяет климат”. -По закону Кеплера известно, что все планеты Солнечной системы движутся по эллиптической орбите, в одном из фокусов которого находится Солнце, а это значит, каждая из планет получает разное количество тепловой энергии. Средняя скорость движения Земли вокруг Солнца 30 км/с. Наука гидрометеорология изучает причины неравномерного вращения Земли. Доказано, что скорость вращения Земли бывает наименьшей (апрель–ноябрь), наибольшей (январьиюль). Главной причиной сезонной неравномерности вращения Земли является атмосферная циркуляция воздушных масс. (Объяснение с помощью глобуса) -Климат зависит от механического вращения Земли, на которое влияет атмосферная циркуляция, зависящая от Солнца, т.е. естественными факторами, влияющие на климат Земли, являются механические силы природы. Энергия Солнца расходуется на нагревание атмосферного воздуха, возникают ветра, которые движут облака, состоящие из капелек воды и льда. Студент 2. Атмосфера Земли (Выступление учащихся по плакату: “Атмосфера Земли”) - Атмосфера (греч. слово), состоящее из двух частей атмос – пар и сфера–шар. Атмосферу называют воздушным океаном, на дне которого мы живем. Роль атмосферы в жизни Земли огромна. Средняя температура Земли +15°С Средняя температура Луны –15°С Причина такой разницы температур – на Луне нет атмосферы. Атмосфера –газообразная оболочка Земли, в состав которой входят: Азот–78% Кислород–21% Водяной пар– Углекислый газ–0,03% Толщина атмосферы–3000 км. |
Конкурс учителей на замещение вакансий в сельских школах Красноярского края в 2012 году Отчёт о работе Медведевского райкома профсоюза работников народного образования и науки за период с 27 октября 2009 года по 24 января... | Конкурсы» открыта тема «Стартует городской конкурс \"Учитель года 2012\"!» Специалистам роо, директорам имц, оу, педагогам, желающим принять участие в городском конкурсе «Учитель года» 2012 | ||
1курса колледжа по специальности «Фармация» (очно-заочная форма)... Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... | Конкурс дитячого малюнка "Охорона праці очима дітей" Стартує конкурс дитячого малюнка "Охорона праці очима дітей"01 марта 2012 года стартует конкурс детского рисунка «Мама и папа, берегите... | ||
Департамент образования администрации г. Саров прика з «Лучший урок smart»» с 13 декабря 2012 по 25 января 2013 года проведен муниципальный конкурс «Лучший урок smart» (далее конкурс).... | Внеклассное мероприятие по английскому языку для 3-го класса Преподаватель:... Форма проведения: грамматический конкурс, ведущий и миссис Грамматика (наряд расшит глаголами, вопросительными знаками т д.) | ||
Конкурс на лучшую модель организации внеурочной деятельности в условиях... Нои «Наша новая школа» и перехода на новые образовательные стандарты, с апреля по сентябрь 2012 года проведен республиканский конкурс... | Конкурс проводится в 2 этапа; 1-ый (учрежденческий) «Эстафета творчества» ... | ||
Положение о проведении школьного конкурса «Учитель года 2012» Школьный этап конкурса «Учитель года» (далее конкурс) призван содействовать развитию педагогического мастерства, повышению престижа... | Тема: «Отечественная война 1812 года» Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... | ||
Конкурс для детей и юношества, посвященный юбилейным арктическим... Общероссийский творческий конкурс для детей и юношества, посвященный юбилейным арктическим датам 2012 года «арктика притягательная... | Конкурс «Ученик года» проводится ежегодно. Конкурс «Ученик года-2013» Стимулирование участия учеников школы в общественной жизни, формирование социально активной личности | ||
Конкурс проводится в 2 номинациях: конкурс реферативных работ конкурс... С 1993 года во многих странах мира по инициативе Международной ассоциации водоснабжения и юнеско ежегодно 22 марта отмечается Всемирный... | Конкурс проводится с 1 декабря 2014 года по 20 марта 2015 года. Итоги... «современное управление XXI века» (далее – Конкурс) направлен на вовлечение молодежи в деятельность по повышению качества жизни и... | ||
Тульской области Тульской области от 13. 05. 2008 №559 провели в период с мая по декабрь 2012 года ежегодный областной краеведческий конкурс «Тульский... | О проведении смотра-конкурса «Лучшее подразделение в организации... Нои «Наша новая школа» и перехода на новые образовательные стандарты, с апреля по сентябрь 2012 года проведен республиканский конкурс... |