Скачать 44.46 Kb.
|
На аттестацию Урок-практикум разработан Сластеновой Ларисой Викторовной, учителем русского языка и литературы МКОУ СОШ №1 г. Нефтекумска Ставропольского края, в соответствии с общеобразовательной программой по литературе под редакцией В.Я.Коровиной. Примерное время проведения урока – 4-ая четверть, середина мая. Конспект урока литературы «Перед ликом священной природы. Японские хокку». 7 класс. Цели.
а) познакомить учащихся с новым жанром японской поэзии, б) изучить строение хокку.
а) формировать умение читать схему ритмического рисунка строфы, б) пробуждать интерес к стихам.
а) развивать художественный вкус, необходимый для постижения поэзии, эмоциональную отзывчивость; б) воспитывать бережное отношение к природе, умение чувствовать ее красоту. Оборудование: Раздаточный материал с трехстишьями японских поэтов, мультимедийная презентация к уроку, аудиозапись с японской народной песней «Сакура». Ход урока. 1.Организация внимания учащихся. Предлагаю ребятам выдуматься в строки Ф.И.Тютчева: (слайд 1) Не то, что мните вы, природа, Не слепок, не бездушный лик- В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в есть язык. - Как вы понимаете это поэтическое высказывание? Что есть душа, язык природы? 2. Проверка домашнего задания. - Дома вы написали творческие работы на одну из тем о временах года: «О чем шепталась желтеющая нива»; «Песнь заунывного ветра»; «Под белым безмолвием пустыни»; «Музыка плачущих сосулек». ( Прослушивание творческих работ учащихся, оценивание сочинений учениками). 3. Повторение пройденного. -На уроках по изучению лирики поэтов 19 века мы обсуждали художественные произведения, исподволь осваивали такие понятия, как экология, экологическая культура, гармония прекрасного в природе. В стихах о природе мы ищем душу и язык окружающего нас мира, читая их, учимся удивляться, восхищаться, трепетать вслед за теми, кто открыл для нас мир природы через мир поэзии, лирики. -Назовите жанры лирики. (слайд 2) 4. Изучение нового материала. - Кто знает, что такое хокку? Угадайте, в какой стране возник этот жанр поэзии? (звучит мелодия японской народной песни «Сакура») (слайд 3 - 8) Понять единство человека и природы, гармонию их отношения поможет нам знакомство с японскими трёхстишьями (хокку). Стихи очень чисты, философичны, полны любви к жизни и природе. (Чтение и анализ трехстиший Какеи, Исса, Сики и других японских поэтов). Японское лирическое стихотворение хокку (хайку) отличается предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Народ любит и охотно создает короткие песни — сжатые поэтические формулы, где нет ни одного лишнего слова. Из народной поэзии эти песни переходят в литературную, продолжают развиваться в ней и дают начало новым поэтическим формам. Так родились в Японии национальные стихотворные формы: пятистишие — танка и трехстишие — хокку. Очевидно, краткие стихотворные формы — насущная потребность поэзии. Такие стихи можно сочинить быстро, под влиянием непосредственного чувства. Можно афористически, сжато выразить в них свою мысль так, чтобы она запоминалась и переходила из уст в уста. Их легко использовать для похвалы или, наоборот, язвительной насмешки. Интересно отметить попутно, что стремление к лаконизму, любовь к малым формам вообще присущи японскому национальному искусству, хотя оно великолепно умеет создавать и монументальные образы. - Что вы можете сказать о форме и содержании хокку? Хокку — лирическое стихотворение. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека в их слитном, нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Японская поэзия является силлабической, ритмика ее основана на чередовании определенного количества слогов. Рифмы нет, но звуковая и ритмическая организация трехстишия — предмет большой заботы японских поэтов. - Каково строение хокку? ( В тетради строим ритмический рисунок нескольких хокку, выявляем особенности их строений). Хокку обладает устойчивым метром. В каждом стихе определенное количество слогов: пять в первом, семь во втором и пять в третьем — всего семнадцать слогов. - Какую мысль содержит каждое из этих трехстиший? - Так что же такое хокку? Дайте его определение. (Запись в тетрадях определения, составленного ребятами). 5. Закрепление изученного. - Ребята, попытайтесь составить свои хокку. Пусть они будут несовершенны, но тем они дороги, что в них будет передано ваше отношение к природе и чувства, вызванные от общения с ней. (Чтение нескольких составленных хокку) 6. Итог урока. - Какие чувства вы испытывали, читая хокку? Проникновенная японская поэзия, спокойная, ритмичная, передает душевное состояние поэтов и представляет разительный контраст с поэзией наших дней, в которой выражаются совсем иные чувства: беспокойство, тревога, - а потому - мольба, призыв, предостережение. 7. Домашнее задание. Страницы 203-207 по учебнику-хрестоматии: читать и анализировать. Составить хокку. Раздаточный материал Бушует осенний вихрь! Лошадка- мама - Едва народившийся месяц Как она сторожит у ручья, Вот-вот он сметет с небес. Пока жеребенок пьет!.. Какэи Исса Осенняя луна На руке у меня Сосну рисует тушью Прохладный, зеленоватый На синих небесах. Огонек светляка… Рансецу Сики Срезали пион - Бедные звезды! И себе настроенье испортил Им места нет в небесах – На целый вечер. Так сияет луна… Бусон Дейкин Используемая литература: «ЯПОНСКИЕ ТРЕХСТИШИЯ ХОККУ» Москва «Художественная литература», 1973 Перевод с японского Веры Марковой Вступительная статья и примечания В. Марковой |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок разработан Кижапкиной Ириной Васильевной, учителем русского языка и Шалагановой Ларисой Ивановной, учителем начальных классов... | Методика подготовки к сдаче егэ по русскому языку выступление учителя... Выступление учителя русского языка и литературы моу сош №24 Предгорного муниципального района Ставропольского края | ||
М. В. Ломоносов и его достижения в развитии русского языка и литературы Урок литературы проведён в 9 – 10 классах в рамках празднования 300-летия М. В. Ломоносова учителем русского языка и литературы мкоу... | Размышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам... Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | ||
Урок русского языка 7 класс Тема: «междометие» Автор: Рыбкина Наталия Ивановна, учитель русского языка мкоу-сош №2 зато п. Солнечный Красноярского края | Урок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Открытый урок по теме «Жорж Санд. «О чем говорят цветы», проведенный Ф. Х. Тхакаховой,учителем русского языка и литературы мкоу «сош... | Учебник по литературе. Портрет писателя. Ход урока. Организационный... Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ткаченко Галина Михайловна, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №19» г. Изобильного Ставропольского края | Урок по технологии ркмчп ивановой Любови Александровны, учителя русского... Любови Александровны, учителя русского языка и литературы мкоу «Пименовская сош имени Героя Советского Союза Печенкина Е. Н.»Кетовского... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Разработан библиотекарем, учителем русского языка и литературы муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной... | Урок русского языка в 5 классе на конкурс «Мой лучший урок» Учитель... Цели: Упорядочить знания учащихся о морфемах как значимых частей слова, учить обоснованно выделять морфемы, различать разные формы... | ||
Урок по русскому языку и информатике в 7 классе. Урок-практикум Автор разработки: Рамазанова Разия Ровадуновна, учитель русского языка и литературы мбоу «Бузанская сош» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок творческого взаимодействия разработан учителем русского языка и литературы вкк путенко О. М. и проведен в 6 «В» классе 27. 02.... | ||
Анализ работы шмо учителей русского языка и литературы мкоу сош №18 за 2012-2013 учебный год Гиа и егэ, формирование у уч-ся научно-лингвистического мировоззрения, воспитание познавательного интереса учащихся к урокам русского... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Казанцева Любовь Николаевна учитель русского языка и литературы мкоу «Плотавская сош баевского района Алтайского края» |