Урок-практикум разработан Сластеновой Ларисой Викторовной, учителем русского языка и литературы мкоу сош №1 г. Нефтекумска Ставропольского края, в соответствии с общеобразовательной программой по литературе





Скачать 44.46 Kb.
НазваниеУрок-практикум разработан Сластеновой Ларисой Викторовной, учителем русского языка и литературы мкоу сош №1 г. Нефтекумска Ставропольского края, в соответствии с общеобразовательной программой по литературе
Дата публикации09.10.2013
Размер44.46 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
На аттестацию

Урок-практикум разработан Сластеновой Ларисой Викторовной, учителем русского языка и литературы МКОУ СОШ №1 г. Нефтекумска Ставропольского края, в соответствии с общеобразовательной программой по литературе под редакцией В.Я.Коровиной. Примерное время проведения урока – 4-ая четверть, середина мая.

Конспект урока литературы «Перед ликом священной природы. Японские хокку». 7 класс.

Цели.

  1. Познавательные:

а) познакомить учащихся с новым жанром японской поэзии,

б) изучить строение хокку.

  1. Практические:

а) формировать умение читать схему ритмического рисунка строфы,

б) пробуждать интерес к стихам.

  1. Общепредметные:

а) развивать художественный вкус, необходимый для постижения поэзии, эмоциональную отзывчивость;

б) воспитывать бережное отношение к природе, умение чувствовать ее красоту.

Оборудование:

Раздаточный материал с трехстишьями японских поэтов, мультимедийная презентация к уроку, аудиозапись с японской народной песней «Сакура».

Ход урока.

1.Организация внимания учащихся.

Предлагаю ребятам выдуматься в строки Ф.И.Тютчева: (слайд 1)

Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в есть язык.

- Как вы понимаете это поэтическое высказывание? Что есть душа, язык природы?

2. Проверка домашнего задания.

- Дома вы написали творческие работы на одну из тем о временах года:

«О чем шепталась желтеющая нива»;

«Песнь заунывного ветра»;

«Под белым безмолвием пустыни»;

«Музыка плачущих сосулек».

( Прослушивание творческих работ учащихся, оценивание сочинений учениками).

3. Повторение пройденного.

-На уроках по изучению лирики поэтов 19 века мы обсуждали художественные произведения, исподволь осваивали такие понятия, как экология, экологическая культура, гармония прекрасного в природе. В стихах о природе мы ищем душу и язык окружающего нас мира, читая их, учимся удивляться, восхищаться, трепетать вслед за теми, кто открыл для нас мир природы через мир поэзии, лирики.

-Назовите жанры лирики. (слайд 2)

4. Изучение нового материала.

- Кто знает, что такое хокку? Угадайте, в какой стране возник этот жанр поэзии? (звучит мелодия японской народной песни «Сакура») (слайд 3 - 8)

Понять единство человека и природы, гармонию их отношения поможет нам знакомство с японскими трёхстишьями (хокку). Стихи очень чисты, философичны, полны любви к жизни и природе.

(Чтение и анализ трехстиший Какеи, Исса, Сики и других японских поэтов).

Японское лирическое стихотворение хокку (хайку) отличается предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Народ любит и охотно создает короткие песни — сжатые поэтические формулы, где нет ни одного лишнего слова. Из народной поэзии эти песни переходят в литературную, продолжают развиваться в ней и дают начало новым поэтическим формам.

Так родились в Японии национальные стихотворные формы: пятистишие — танка и трехстишие — хокку. Очевидно, краткие стихотворные формы — насущная потребность поэзии. Такие стихи можно сочинить быстро, под влиянием непосредственного чувства. Можно афористически, сжато выразить в них свою мысль так, чтобы она запоминалась и переходила из уст в уста. Их легко использовать для похвалы или, наоборот, язвительной насмешки.

Интересно отметить попутно, что стремление к лаконизму, любовь к малым формам вообще присущи японскому национальному искусству, хотя оно великолепно умеет создавать и монументальные образы.

- Что вы можете сказать о форме и содержании хокку?

Хокку — лирическое стихотворение. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека в их слитном, нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года.

Японская поэзия является силлабической, ритмика ее основана на чередовании определенного количества слогов. Рифмы нет, но звуковая и ритмическая организация трехстишия — предмет большой заботы японских поэтов.

- Каково строение хокку?

( В тетради строим ритмический рисунок нескольких хокку, выявляем особенности их строений).

Хокку обладает устойчивым метром. В каждом стихе определенное количество слогов: пять в первом, семь во втором и пять в третьем — всего семнадцать слогов.

- Какую мысль содержит каждое из этих трехстиший?

- Так что же такое хокку? Дайте его определение.

(Запись в тетрадях определения, составленного ребятами).

5. Закрепление изученного.

- Ребята, попытайтесь составить свои хокку. Пусть они будут несовершенны, но тем они дороги, что в них будет передано ваше отношение к природе и чувства, вызванные от общения с ней. (Чтение нескольких составленных хокку)

6. Итог урока.

- Какие чувства вы испытывали, читая хокку?

Проникновенная японская поэзия, спокойная, ритмичная, передает душевное состояние поэтов и представляет разительный контраст с поэзией наших дней, в которой выражаются совсем иные чувства: беспокойство, тревога, - а потому - мольба, призыв, предостережение.

7. Домашнее задание.

Страницы 203-207 по учебнику-хрестоматии: читать и анализировать. Составить хокку.

Раздаточный материал

Бушует осенний вихрь! Лошадка- мама -

Едва народившийся месяц Как она сторожит у ручья,

Вот-вот он сметет с небес. Пока жеребенок пьет!..

Какэи Исса

Осенняя луна На руке у меня

Сосну рисует тушью Прохладный, зеленоватый

На синих небесах. Огонек светляка…

Рансецу Сики


Срезали пион - Бедные звезды!

И себе настроенье испортил Им места нет в небесах –

На целый вечер. Так сияет луна…

Бусон Дейкин
Используемая литература:

«ЯПОНСКИЕ ТРЕХСТИШИЯ ХОККУ» Москва «Художественная литература», 1973

Перевод с японского Веры Марковой

Вступительная статья и примечания В. Марковой

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок-практикум разработан Сластеновой Ларисой Викторовной, учителем русского языка и литературы мкоу сош №1 г. Нефтекумска Ставропольского края, в соответствии с общеобразовательной программой по литературе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок разработан Кижапкиной Ириной Васильевной, учителем русского языка и Шалагановой Ларисой Ивановной, учителем начальных классов...
Урок-практикум разработан Сластеновой Ларисой Викторовной, учителем русского языка и литературы мкоу сош №1 г. Нефтекумска Ставропольского края, в соответствии с общеобразовательной программой по литературе iconМетодика подготовки к сдаче егэ по русскому языку выступление учителя...
Выступление учителя русского языка и литературы моу сош №24 Предгорного муниципального района Ставропольского края
Урок-практикум разработан Сластеновой Ларисой Викторовной, учителем русского языка и литературы мкоу сош №1 г. Нефтекумска Ставропольского края, в соответствии с общеобразовательной программой по литературе iconМ. В. Ломоносов и его достижения в развитии русского языка и литературы
Урок литературы проведён в 9 – 10 классах в рамках празднования 300-летия М. В. Ломоносова учителем русского языка и литературы мкоу...
Урок-практикум разработан Сластеновой Ларисой Викторовной, учителем русского языка и литературы мкоу сош №1 г. Нефтекумска Ставропольского края, в соответствии с общеобразовательной программой по литературе iconРазмышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам...
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Урок-практикум разработан Сластеновой Ларисой Викторовной, учителем русского языка и литературы мкоу сош №1 г. Нефтекумска Ставропольского края, в соответствии с общеобразовательной программой по литературе iconУрок русского языка 7 класс Тема: «междометие»
Автор: Рыбкина Наталия Ивановна, учитель русского языка мкоу-сош №2 зато п. Солнечный Красноярского края
Урок-практикум разработан Сластеновой Ларисой Викторовной, учителем русского языка и литературы мкоу сош №1 г. Нефтекумска Ставропольского края, в соответствии с общеобразовательной программой по литературе iconУрок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Урок-практикум разработан Сластеновой Ларисой Викторовной, учителем русского языка и литературы мкоу сош №1 г. Нефтекумска Ставропольского края, в соответствии с общеобразовательной программой по литературе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Открытый урок по теме «Жорж Санд. «О чем говорят цветы», проведенный Ф. Х. Тхакаховой,учителем русского языка и литературы мкоу «сош...
Урок-практикум разработан Сластеновой Ларисой Викторовной, учителем русского языка и литературы мкоу сош №1 г. Нефтекумска Ставропольского края, в соответствии с общеобразовательной программой по литературе iconУчебник по литературе. Портрет писателя. Ход урока. Организационный...
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Урок-практикум разработан Сластеновой Ларисой Викторовной, учителем русского языка и литературы мкоу сош №1 г. Нефтекумска Ставропольского края, в соответствии с общеобразовательной программой по литературе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ткаченко Галина Михайловна, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №19» г. Изобильного Ставропольского края
Урок-практикум разработан Сластеновой Ларисой Викторовной, учителем русского языка и литературы мкоу сош №1 г. Нефтекумска Ставропольского края, в соответствии с общеобразовательной программой по литературе iconУрок по технологии ркмчп ивановой Любови Александровны, учителя русского...
Любови Александровны, учителя русского языка и литературы мкоу «Пименовская сош имени Героя Советского Союза Печенкина Е. Н.»Кетовского...
Урок-практикум разработан Сластеновой Ларисой Викторовной, учителем русского языка и литературы мкоу сош №1 г. Нефтекумска Ставропольского края, в соответствии с общеобразовательной программой по литературе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Разработан библиотекарем, учителем русского языка и литературы муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной...
Урок-практикум разработан Сластеновой Ларисой Викторовной, учителем русского языка и литературы мкоу сош №1 г. Нефтекумска Ставропольского края, в соответствии с общеобразовательной программой по литературе iconУрок русского языка в 5 классе на конкурс «Мой лучший урок» Учитель...
Цели: Упорядочить знания учащихся о морфемах как значимых частей слова, учить обоснованно выделять морфемы, различать разные формы...
Урок-практикум разработан Сластеновой Ларисой Викторовной, учителем русского языка и литературы мкоу сош №1 г. Нефтекумска Ставропольского края, в соответствии с общеобразовательной программой по литературе iconУрок по русскому языку и информатике в 7 классе. Урок-практикум
Автор разработки: Рамазанова Разия Ровадуновна, учитель русского языка и литературы мбоу «Бузанская сош»
Урок-практикум разработан Сластеновой Ларисой Викторовной, учителем русского языка и литературы мкоу сош №1 г. Нефтекумска Ставропольского края, в соответствии с общеобразовательной программой по литературе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок творческого взаимодействия разработан учителем русского языка и литературы вкк путенко О. М. и проведен в 6 «В» классе 27. 02....
Урок-практикум разработан Сластеновой Ларисой Викторовной, учителем русского языка и литературы мкоу сош №1 г. Нефтекумска Ставропольского края, в соответствии с общеобразовательной программой по литературе iconАнализ работы шмо учителей русского языка и литературы мкоу сош №18 за 2012-2013 учебный год
Гиа и егэ, формирование у уч-ся научно-лингвистического мировоззрения, воспитание познавательного интереса учащихся к урокам русского...
Урок-практикум разработан Сластеновой Ларисой Викторовной, учителем русского языка и литературы мкоу сош №1 г. Нефтекумска Ставропольского края, в соответствии с общеобразовательной программой по литературе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Казанцева Любовь Николаевна учитель русского языка и литературы мкоу «Плотавская сош баевского района Алтайского края»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск