Скачать 408.37 Kb.
|
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Выступление учителя русского языка и литературы МОУ СОШ № 24 Предгорного муниципального района Ставропольского края Тарасовой Натальи Юрьевны на заседании районного методического объединения учителей русского языка и литературы 24.03.2011 года 2011 год Единый государственный экзамен – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу. Бесспорно, такая форма итоговой аттестации позволяет дать объективную оценку подготовленности выпускников общеобразовательных учреждений и абитуриентов, поступающих в ВУЗы и средние специальные учебные заведения. Главным инструментом проверки знаний при сдаче ЕГЭ является тест. Экзаменационный тест проверяет:
Содержание ЕГЭ охватывает практически все разделы русского языка. Для того чтобы успешно справиться со всеми заданиями теста, ученик должен представлять язык как систему, свободно ориентироваться в фонетических, грамматических явлениях языка, иметь знания о системе языковых средств, которые обеспечиваются усвоением определенного круга лингвистических правил. Подготовка к ЕГЭ должна вестись в процессе изучения русского языка, развития речи и риторического мастерства постоянно. В противном случае учащиеся могут не справиться с ЕГЭ не потому, что плохо знают учебный материал, а потому, что психологически не готовы к выполнению такого рода заданий. Тестовые задания ЕГЭ могут использоваться на обычных уроках (на этапах закрепления нового материала), на специальных уроках обобщающего повторения, на уроках-практикумах, на уроках нестандартного типа, уроках-зачетах. Уроки нестандартного типа (уроки-путешествия, конкурсы, КВНы и другое) существенно активизируют интерес учащихся к заданиям ЕГЭ, адаптируют к ним, но проводить их лучше не в 10-11 классах, а в 5-6 классах, где в игровой форме выполняются тестовые задания. Использование персонального компьютера на уроках русского языка может существенно повысить качество подготовки к ЕГЭ. С введением ЕГЭ, направленного на аттестацию всех абитуриентов и отбор наиболее подготовленных из них, задача учителя-словесника усложняется. С одной стороны, он должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков учащихся, с другой — развить потенциальные творческие возможности и мыслительные способности сильных учащихся. И здесь на помощь учителю может прийти компьютер. В последнее время начали создаваться электронные учебные пособия. Электронное издание «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык», разработанное ЗАО «Просвещение-МЕДИА», является, на мой взгляд, одним из наиболее доступных пособий такого типа. Настоящее издание предназначено для подготовки к экзамену по русскому языку и ориентировано на сдачу экзамена в тестовой форме. Оно рассчитано преимущественно на работу с учениками выпускного класса. Начиная в 10 классе подготовку к сдаче ЕГЭ по русскому языку, прежде всего, необходимо познакомить учащихся со спецификацией работы, кодификатором заданий (впоследствии при отработке заданий части А и В учитель постоянно обращает внимание учащихся на кодировку заданий), требованиями, предъявляемыми к выполнению части С1, понять, как правильно распределить время на экзамене. В тестах ЕГЭ достаточно много заданий, связанных с работой над текстом. Удобны для проведения подготовительной работы по тексту специальные уроки – уроки-практикумы. На таких уроках можно научиться членить текст на смысловые части и определять последовательность предложений, выработать навыки построения своих высказываний на основе знаний о строении текста, необходимые для сдачи ЕГЭ: тема, основная мысль, проблема текста. Но более эффективной работой при подготовке заданий этого типа является комплексный анализ текста. Комплексный языковой анализ текста предполагает целостное рассмотрение фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации. Как самая крупная языковая единица текст интегрирует в себе значение всех других единиц языка (предложений, словосочетаний, слов, морфем, звуков). Текст помогает помочь любой языковой единице выступать в своей функциональной роли. Работа с текстом позволяет ученику проявить знания, вырабатывает умение ориентироваться в языковом материале. Комплексный языковой анализ создает представление о языке как о целостной функциональной единице. Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая требует от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья. Комплексный анализ текста может проводиться как в устной, так и в письменной форме, но следует учитывать, что три содержательные линии заданий к тексту должны оставаться: это знание системы языка, правописания и речевой деятельности. Следует определить цели и задачи при работе с комплексным языковым анализом:
Основные умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся:
Прежде чем приступить к комплексному анализу текста, учащиеся должны понять, для какой сферы общения он предназначен и в каком стиле создан, так как каждая сфера общения диктует свои правила работы над текстом. В своей работе над комплексным анализом текста с учащимися я в первую очередь руководствуюсь возрастными особенностями ребят, потому что эта работа ведется мною с пятого класса. Соответственно возрасту составляется текст и подбираются задания к нему. Если в 5-6 классах в основном для анализа пользуюсь текстами художественного стиля, в 7-8 классах – это и публицистический, и научный стили речи. По мере прохождения того или иного материала мною составляются тексты различного уровня сложности.
Начиная с 5 класса, обращаю внимание на изобразительно-выразительные средства, с помощью которых автор текста воздействует на читателя. В старших классах (10-11классах) при работе над комплексным анализом наряду с повторением правил орфографии и пунктуации обращаю внимание на проблемный характер текста, учу определять позицию автора, типы и стили речи, что, безусловно, готовит учащихся для успешной сдачи экзамена по русскому языку в форме и по материалам ЕГЭ. Работе над комплексным анализом текста уделяю и 10 минут урока, и весь урок, повторяю при этом значительный объем учебного материала. Для качественной и эффективной работы использую мультимедийные презентации, что позволяет значительно сократить время на выполнение того или иного задания. Детальную подготовку к выполнению части С 1 начинаю в первой четверти 10 класса на дополнительных занятиях. Ни для кого не секрет, что сочинение на ЕГЭ достаточно «дорого» оценивается. Поэтому необходимо ориентировать учащихся на обязательное выполнение этой части ЕГЭ. Как готовиться к выполнению задания С? Какие советы дать учащимся? Итак, они примерно такие:
Как начать сочинение? Построение вступительной части сочинения обычно вызывает наибольшую трудность. Можно предложить несколько вариантов:
Как закончить сочинение? В заключительной части сочинения подводится итог всему сказанному, делается обобщение. Неоценимую помощь в выполнении третьего задания по ЕГЭ оказывают уроки развития речи по обучению учащихся писать сочинения-рассуждения на небольшие тексты. Нередко можно услышать от старшеклассников: «Не смогу написать. У меня это никогда не получалось!» Как преодолеть эту проблему? Предлагаю свой способ борьбы с "боязнью белого листа". Мы с учащимися делим лист на 4 части (проблема; позиция автора; выражение согласия/несогласия; аргументы), каждую часть заполняем отдельно. Такое разграничение позволяет не смешивать проблемы текста, позицию автора и свою собственную позицию, помогает не забыть про обязательную аргументацию своей позиции. Применяя такую схему, мы выяснили, что сложности возникают не с определением проблемы, а с выбором языковых средств. Вместе с ребятами мы собрали небольшую "копилку" речевых клише. Итак, первое - прописываем проблему и комментируем её, обязательно вкладывая личностные позиции и авторские замечания (позиция). Второе - используя предыдущий абзац, переходим на собственную аргументацию, отталкиваясь от авторской позиции. Создавая аргументацию, используем собственный опыт и литературное произведение, которое может быть связано с проблемой. И так далее... Заключение - сопоставление своей позиции и позиции автора, выход на проблематику. Естественно, каждый ученик отрабатывает перо в собственном стиле, который создаёт сам. В той манере, которая ему кажется более удачной. Например, первая часть может выглядеть так: "Человек. Война. Книга... Взаимосвязаны ли эти понятия? Совместимы ли они вообще? Война может сделать человека последним трусом или хладнокровным убийцей, бесчувственным и равнодушным или жестоким и озлобленным. Война несёт с собой боль, человеческие страдания, смерть близких и родных. А можно ли в таких условиях вообще остаться человеком? В чём можно найти спасение? Лёшка (герой приведённого отрывка из произведения В. Некрасова), например, нашёл его в книгах. Для него книга - это другая жизнь, своеобразный ангел хранитель..." Или так: "Слова не от души... Откуда они берутся? Почему они часто бывают пустыми, "округлыми", ничего не выражающими? Иногда даже самые торжественные, тщательно подобранные слова не вызывают у окружающих абсолютно никаких эмоций. А почему? Да потому, что, как правило, мы пользуемся чьим-нибудь шаблоном, заимствуем красивые, умные речи, даже не добавляя и капли собственных мыслей, чувств, ощущений..." Но не забудем и о талантливых ребятах, которые пишут интересные тексты самостоятельно, им не нужны подсказки. Речевые клише необходимы тем ученикам, которые не знают, как приступить к работе, с чего начать. С сильными учащимися работа по выполнению части С 1 должна проходить в несколько ином направлении: важно, чтобы ребята не испортили глубину, свежесть, оригинальность собственной мысли механическим, «искусственным» использованием клише. Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 24 Тарасова Н.Ю. Директор МОУ СОШ № 24 Кайшев Ш.С.
Приложение 2 Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в части С (ЕГЭ)
(по литературному материалу) Проблема героизма и предательства
Проблема судеб русской интеллигенции Биографические данные русских писателей: И. Бунина, А. Солженицына, А. Куприна... Проблема отцов и детей
Проблема красоты
Проблема сложности и противоречивости человеческих поступков
Проблема ревности
Проблема памяти
Проблема нравственного долга
Проблема выбора жизненного пути
Проблема безжалостного отношения человека к природе
Проблема взаимодействия человека и природы
Роль личности в истории
Проблема личности педагога
Проблема формирования культуры радости
Проблема противостояния трудностям
Проблема сострадания и милосердия
Душевное состояние человека в условиях войны
Проблема роли языка в жизни общества
Приложение 3 Цитаты Авторитет зарабатывается не громкими словами, а делами, достойными уважения. М.Захаров Автор/Любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись, - это всегда автопортрет. С. Батлер Алкоголизм является таким социальным злом, которое трудно вообще переоценить. В.М. Бехтерев Армия/ В ранце каждого солдата лежит жезл маршала. Наполеон I /Бонапарт/ Архитектура – тоже летопись мира: она говорит тогда, когда молчат уже и песни, и предания. Н.В.Гоголь Старинная мудрость завещала такое множество афоризмов, что из них камень по камню сложилась целая несокрушимая стена. М.Е. Салтыков-Щедрин. Не отступай перед бедой, а прямо иди ей навстречу. Вергилий Бескорыстие – одна из самых похвальных добродетелей, порождающих славу добрую. М. Сервантес В мире ничего нет разрушительнее, невыносимее, как бездействие и ожидание. А.И. Герцен Хорошая библиотека есть книжное отражение вселенной. Н.А. Рубакин Благодарность – признак благородства души. Эзоп Богатство/Наличные деньги - не наличные достоинства, золотой болван – все болван. Д.И.Фонвизин Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда оканчивается борьба. В.Г. Белинский |
Готовимся сдавать егэ по русскому языку в 11 классе Автор: учитель... Знакомят учащихся с процедурой проведения егэ и процедурой проведения егэ по технологии сга | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Галецкая Нина Геннадьевна, учитель начальных классов моу сош №6 п. Нежинский Предгорного района Ставропольского края | ||
Рабочая программа по русскому языку 5 класс учителя русского языка... Планирование составлено на основе программы М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского | Повышение качества подготовки выпускников к егэ по русскому языку... Вступительное испытание по русскому языку в ргау-мсха имени К. А. Тимирязева и его филиале проводится в форме тестирования | ||
Урок русского языка по теме: «Имя прилагательное» Автор-составитель: Реш Ольга Вильгельмовна, учитель русского языка и литературы моу «Большегривская сош» Нововаршавского муниципального... | Рабочая программа по русскому языку в 10 классе Чекуновой Юлии Анатольевны,... Мбоу «сош №168 с продлённым днём обучения для детей с соматическими заболеваниями» Авиастроительного района г. Казани Республики... | ||
Методика проведения интегрированного урока Кечкина В. П., учитель русского языка и литературы моу сош с. Александровка Советского района Саратовской области | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор-разработчик – Малюкова Вера Фёдоровна, учитель русского языка и литературы высшей категории моу сош №1 с углублённым изучением... | ||
Из опыта работы учителя русского языка и литературы первой квалификационной... Приемы и методы развития творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы | «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского... Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района... | ||
Отчет о проведении «Недели русского языка и литературы» мо учителей русского языка и литературы «Неделя русского языка и литературы». Цель данного мероприятия-развитие познавательной деятельности учащихся, выявление одаренных... | Администрация муниципального образования села Соломенское Степновского... Ии, ведении, подготовке и использовании муниципального резерва управленческих кадров и резерва муниципальных служащих муниципальной... | ||
Администрации кировского муниципального района ставропольского края О формировании, подготовке и использовании муниципального резерва управленческих кадров Кировского муниципального района Ставропольского... | «Экология человеческой души». (Из опыта проведения внеклассной работы... Авторы-составители: Добрынина Н. М., Недобежкина Т. Н., Чуканова Т. И., учителя русского языка литературы | ||
Учитель русского языка и литературы Наталья Георгиевна Харланова 2012 год Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21 Будённовского района» Ставропольского края | Педагогическая практика по русскому языку цели и задачи дисциплины Цель педагогической практики по русскому языку: подготовка студентов к полноценному выполнению учебно-воспитательных функций учителя... |