Аннотация дисциплины
«Социологические проблемы изучения общественного мнения»
Цели и задачи изучения дисциплины
Учебная дисциплина «Социологические проблемы изучения общественного мнения» является обязательной дисциплиной цикла общепрофессиональных дисциплин по специальности 020300 - «Социология». Базовыми при изучении данного курса являются такие предметы как философия, социология, социальная психология. Знания, полученные в рамках дисциплины «Социологические проблемы изучения общественного мнения»», служат основой для последующего изучения специальных дисциплин; используются в процессе прохождения учебно-производственной практики, при разработке и написании курсовых и дипломных проектов.
Цель дисциплины – понимание студентами природы общественного мнения, закономерностей его развития и функционирования, принципов работы с общественным мнением для специалистов по связям с общественностью.
Задачи дисциплины «Социологические проблемы изучения общественного мнения»:
Ознакомить студентов с предметом изучения социологии общественного мнения как отрасли социологического знания.
Раскрыть структуру, закономерности и механизмы формирования и функционирования общественного мнения; закономерности оценочного отношения социальных групп, классов, народов к актуальным проблемам действительности.
Раскрыть роль общественного мнения в социальном управлении, деятельности государственных и муниципальных органов управления.
Познакомить обучающихся с теоретическими и прикладными исследованиями общественного мнения.
2.Требования к уровню освоения дисциплины
Требования к уровню освоения дисциплины соответствуют квалификационным характеристиками специалиста в соответствии с ГОС ВПО по специальности 020300 - «Социология». В результате изучения дисциплины специалист должен:
знать:
Содержание общественного мнения и его компоненты.
Понимать природу социальной обусловленности общественного мнения.
Факторы формирования и способы выражения общественного мнения.
Функции общественного мнения в различных типах общества.
Роль общественного мнения в управлении общественными процессами.
Этапы развития социологии общественного мнения 19 – 20 веков.
Методы эмпирического изучения общественного мнения.
Методы управления общественным мнением.
Студент должен уметь:
Идентифицировать состояние общественного мнения и его базовые характеристики (выраженность, направленность, устойчивость и др.).
Определять уровни общественного мнения на основе изучения материалов СМИ и данных социологических опросов.
Идентифицировать соотношение рациональных и эмоциональных компонентов общественного мнения на основе данных эмпирических исследований.
Владеть методами изучения общественного мнения (опрос, анализ документов, метод выявления ассоциаций и др.).
Изучение дисциплины «Социологические проблемы изучения общественного мнения» предполагает лекционные и семинарские занятия. Отводится время для самостоятельной работы студента. Лекции не только дают основное представление по изучаемой проблеме, но также раскрывают проблемные вопросы исследования общественного мнения, ориентируют студента на самостоятельную работу.
Семинарские занятия строятся на обсуждении проблемных вопросов, источников и материалов, расширяющих представления по изучаемой теме; предполагают выполнение групповых и индивидуальных самостоятельных заданий.
Видом самостоятельной работы студента является контрольная работа. Контрольные работы, наряду и семинарскими занятиями, служат основой для текущего оценивания знаний студентов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
для студентов дневной формы обучения
№
п/п
| Название темы
| Количество часов
| Лекции
| Семи-
нары
| Всего
| Самост.работа
| Итого
|
| Предмет изучения и задачи дисциплины
| 2
| -
| 2
| 6
| 8
|
| Сущность и структура общественного мнения.
|
4
|
4
|
8
|
8
|
16
|
| Свойства и функции общественного мнения.
|
4
|
4
|
8
|
8
|
16
|
| Динамика общественного мнения. Закономерности формирования и выражения общественного мнения.
|
4
|
4
|
8
|
8
|
16
|
| Целенаправленное воздействие на общественное мнение.
|
4
|
4
|
8
|
8
|
16
|
| Социологические методы изучения общественного мнения.
|
4
|
4
|
8
|
8
|
16
|
| Общественное мнение и PR-деятельность
|
2
|
4
|
6
|
6
|
12
| Итого
| 24
| 24
| 48
| 52
| 100
| ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
для студентов заочной формы обучения
№
п/п
| Название темы
| Количество часов
| Лекции
| Семи-
нары
| Всего
| Самост.работа
| Итого
|
| Предмет изучения и задачи дисциплины
|
1
|
-
|
1
|
10
|
11
|
| Сущность и структура общественного мнения.
|
1
|
-
|
1
|
12
|
13
|
| Свойства и функции общественного мнения.
|
2
|
2
|
4
|
14
|
18
|
| Динамика общественного мнения. Закономерности формирования и выражения общественного мнения.
|
2
|
2
|
4
|
14
|
18
|
| Целенаправленное воздействие на общественное мнение.
|
-
|
-
|
-
|
12
|
12
|
| Социологические методы изучения общественного мнения.
|
2
|
-
|
2
|
14
|
16
|
| Общественное мнение и PR-деятельность
|
-
|
-
|
-
|
12
|
12
| Итого
| 8
| 4
| 12
| 52
| 100
|
ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ»
Бурдье П. Общественное мнение не существует // Бурдье П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993. С. 161-177.
Вардоматский А.П. Некоторые особенности постсоветского общественного мнения. //«Социологические исследования» 1998. - № 9.
Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и как социальный институт. СПб., 1995.
Гавра Д.П. Формирование общественного мнения: ценностный аспект. СПб., 1995.
Грушин Б. А.. Четыре жизни в России в зеркале опросов общественного мнения. Книга 1. М., 2001
Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Учебное пособие для вузов. Екатеринбург, 1998.
Иванов О.И. Общественное мнение и власть // Социологический журнал, 1993, N 7.
Иванов О.И. Власть и общественное мнение в реформировании.// Гуманитарные науки, 1993, N 1.
Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2000.
Короткова Н.М. Социология общественного мнения. Конспект лекций. СП. 2000.
Левада Ю. Активы и ресурсы общественного мнения (мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены). 1998. - № 4.
Левада Ю. А. От мнения к пониманию. М., 2001.
Массовая коммуникация и общественное мнение. М., 1988.
Методика изучения общественного мнения. М., 1992.
Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М., 1996.
Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М., 1996.
Оссовский В.Л. Проблема идентификации общественного мнения // Социологические исследования. 1999. № 3.
Почепцов Г.Г. Паблик рилейшн (public relation) или как успешно управлять общественным мнением. М. 1998.
Судас Л.Г. Социология общественного мнения. //«Социально-политический журнал» 1995. - №1
Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра // Полис, 1992, № 3.
Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. М., 2002 (Самара, 1995).
|