МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Социологический факультет
УТВЕРЖДАЮ
___________________________
"__" __________________20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине
«Современные теории и практики социологического изучения общественного мнения»
по направлению - 040100 - «Социология»
(квалификация (степень) «магистр»)
по профессионально-образовательной программе
«Современные методы и SPSS – технологии
в изучении социальных проблем общества»,
реализуемой на социологическом факультете Форма обучения - очная
Саратов – 2011 г
Цели освоения дисциплины
Целью преподавания курса «Современные теории и практики социологического изучения общественного мнения» является освоение предмета, основных теоретических подходов, методов и методик, применяемых для изучения общественного мнения, расширение знаний о специфике и практике применения технологий общественного мнения в различных сферах общественной жизни.
Основными задачами изучения курса являются:
Определить предмет и место социологии общественного мнения в системе социологического знания, а также ее взаимосвязь с другими общественными науками;
Проследить генезис теоретических подходов к изучению феномена общественного мнения;
Ознакомиться с важнейшими теоретическими и эмпирическими исследованиями российских и зарубежных специалистов изучения общественного мнения;
Раскрыть социальную природу, социологические характеристики и свойства общественного мнения как важного духовно-практического феномена;
Определить основные сферы формирования общественного мнения;
Освоить основные методики прикладных исследований общественного мнения;
Приобрести практические навыки эмпирических исследований общественного мнения на базе программы SPSS.
Изучить актуальные проблемы общественного мнения в современной России и за рубежом.
2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры
Дисциплина «Современные теории и практики социологического изучения общественного мнения» занимает ведущее место в профессиональной подготовке выпускника, служит основой для дальнейшей профессиональной специализации магистров, самостоятельного изучения ими различных социальных проблем, их компьютерного социологического анализа.
Данный курс относится к вариативной части профессионального цикла
(М 2+ ДВ4) дисциплин и тесно связан с другими частями ООП, как фундаментального («Современные социологические теории», «Современные методы социологических исследований»), так и прикладного характера, («Социальная статистика», «Специфика применения PR технологий в современной России»). «Входными» знаниями и умениями обучающегося являются: знание основ фундаментальной теоретической социологии, умение использовать их при анализе социальных явлений, знание теоретического базиса отраслей социологического знания. 3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Современные теории и практики социологического изучения общественного мнения» Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности; способен к адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей (ОК-4);
способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания основ философии и социально-гуманитарных наук (ОК-6);
способностью собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОК-9).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): 1) в научно-исследовательской деятельности:
способностью и умением самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения (ПК-1);
способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии (в соответствии с профилем ООП магистратуры) и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2);
способностью осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования (ПК-3);
2) в производственно-прикладной деятельности:
способностью и готовностью использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-5);
умением использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-6);
способностью самостоятельно разрабатывать основанные на профессиональных социологических знаниях предложения и рекомендации по решению социальных проблем, а также разрабатывать механизмы согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-7);
3) в проектной деятельности:
умением обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-9);
4) в организационно-управленческой деятельности:
способностью использовать углубленные специализированные теоретические знания, практические навыки и умения для организации научных и научно-прикладных исследований, учебного процесса, экспертной, аналитической и консалтинговой деятельности (в соответствии с профилем ООП магистратуры) (ПК-11);
способностью свободно пользоваться современными методами сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации (в соответствии с профилем ООП магистратуры) для постановки и решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-12);
6) в педагогической деятельности:
способностью и умением использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (углубленное знание основных школ и направлений, способность к социологической рефлексии) (ПК-13).
В результате изучения дисциплины «Современные теории и практики социологического изучения общественного мнения» обучающийся должен: Знать: - субъект, предмет и объект общественного мнения;
- историю возникновения и становления общественного мнения;
- направления и методы социологического изучения общественного мнения - профессиональные и этические требования к социологу – исследователю общественного мнения Уметь:
- ориентироваться в различных методологических подходах и методиках исследования общественного мнения;
- самостоятельно обрабатывать и анализировать первичные данные, полученные в ходе изучения общественного мнения с помощью статистического пакета SPSS;
- квалифицированно сравнивать и интерпретировать результаты различных социологических исследований общественного мнения.
Владеть: - терминологией общественного мнения ;
- социологическими методиками изучения общественного мнения;
- технологиями воздействия на общественное мнение в электоральном процессе.
4. Структура и содержание дисциплины «Современные теории и практики социологического изучения общественного мнения»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.
№
п/п
| Раздел дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
| Всего часов в трудоемкости
| В том числе аудиторных
|
| Всего
| Лекции
| Семинары, практические занятия
| СРС
| 1
| Предмет социологии общественного мнения.
|
| 1
| 5
| 1
| 1
|
| 4
|
| 2
| Субъекты общественного мнения.
|
| 2-3
| 10
| 6
| 2
| 4
| 4
| Реферат
| 3
| Объект общественного мнения.
|
| 4-5
| 6
| 2
| 2
|
| 4
|
| 4
| Возникновение и формирование общественного мнения.
|
| 6-7
| 10
| 6
| 2
| 4
| 4
| Доклад
| 5
| Функционирование общественного мнения.
|
| 8
| 5
| 1
| 1
|
| 4
|
| 6
| Направления и методы социологического изучения общественного мнения
|
| 9-10
| 12
| 6
| 2
| 4
| 6
| Эссе
| 7
| . Функции общественного мнения.
|
| 11
| 5
| 1
| 1
|
| 4
|
| 8
| Социальные технологии изучения общественного мнения в избирательных компаниях.
|
| 12-13
| 10
| 6
| 2
| 4
| 4
| Программа социологического исследования
| 9
| Пропаганда и общественное мнение.
|
| 14-15
| 4
| 2
| 2
|
| 2
| Реферат
| 10
| Мировое общественное мнение.
|
| 16-17
| 5
| 3
| 2
| 1
| 2
| Тест
| Итого часов аудиторной нагрузки на раздел
| 2 семестр
|
| 72
| 34
| 17
| 17
| 38
| Зачет
|
|