«Бюджетное право: проблемы теории и практики»





Скачать 362.73 Kb.
Название«Бюджетное право: проблемы теории и практики»
страница1/3
Дата публикации06.07.2015
Размер362.73 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3
Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Юридический факультет


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Бюджетное право: проблемы теории и практики»
«Budget Law: Problems of Theory and Practice»

Язык обучения: русский

Трудоемкость: 4 зачетных единицы

Регистрационный номер

рабочей программы учебной дисциплины


Код
года утверждения


/

код факультета или иного структурного подразделения

/

порядковый номер или шифр


Санкт-Петербург

2012

Раздел 1. Характеристика, структура и содержание учебных занятий
1.1. Цели и задачи учебных занятий

Цель учебных занятий – обучение студентов пониманию проблем правового регулирования бюджетных правоотношений в России на современном этапе, анализу тенденций развития бюджетного законодательства и практики его применения, умению грамотного применения действующих бюджетно-правовых норм в их целостности и взаимосвязи на практике; уяснение в рамках обучения места и роли правовых позиций Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ в разрешении правовых проблем, возникающих в бюджетной сфере; сопоставление состояния бюджетно-правовой теории и практики в России и зарубежных странах.

Задачи учебных занятий:

- формирование у студентов полного и системного понимания проблем правового регулирования бюджетных отношений;

- формирование компетенций, определенных в п. 1.3. рабочей программы;

- освоение знаний, умений и навыков, определенных в п. 1.4. рабочей программы.
1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)

Требуется освоение учебной дисциплины «Финансовое право»
1.3. Перечень формируемых компетенций (результаты обучения)

1.3.1.Общие компетенции:

1.3.1.1. готов использовать знания современных достижений науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОКМ-2);

1.3.1.2. готов самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях (ОКМ-4);

1.3.2. Профессиональные компетенции:

1.3.2.1. знает состояние и развитие международно-правового регулирования и зарубежного законодательства в соответствующей сфере (ПК-4);

1.3.2.2. знает состав, структуру и тенденции развития правового регулирования в соответствующей сфере (ПК-1);

1.3.2.3. знает закономерности развития юридической практики, в том числе судебной, и ее значение в механизме (системе) правового регулирования (ПК-3);

1.3.2.4. знает соответствующее отраслевое законодательство и (или) механизмы функционирования межотраслевых институтов (ПК-5);

1.3.2.5. знает основные этапы в развитии права в целом и развитии отраслей права по профилю подготовки (ПК-7);

1.3.2.6. умеет применять нормы права в ситуациях наличия пробелов, коллизий норм, сложных взаимодействий, решать сложные задачи правоприменительной практики (ПК-8);

1.3.2.7. умеет аргументировать принятые решения, в том числе, с учетом возможных последствий, предвидеть последствия принятых им решений (ПК-9);

1.3.2.8. умеет анализировать нестандартные ситуации правоприменительной практики и вырабатывать различные варианты решений (ПК-10);

1.3.2.11. владеет навыками составления письменных документов юридического содержания; разработки проектов нормативных и индивидуальных правовых актов (ПК-14);

1.3.2.12. владеет навыками устных выступлений по правовым вопросам, в том числе, в состязательных процедурах, аргументирования и отстаивания своей точки зрения в устной полемике; ведения дискуссии, деловых переговоров, осуществления посредничества с целью достижения компромисса участниками юридического конфликта, управления коллективом (ПК-15);

1.4. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимся

1.4.1. По результатам обучения магистр должен знать:

- состав, структуру и тенденции развития правового регулирования отношений в соответствующей сфере;

- цели, задачи и направления реформирования правового регулирования общественных отношений на современном этапе;

- закономерности развития юридической практики, в том числе судебной, и ее значение в механизме (системе) правового регулирования;

- состояние и развитие международно-правового регулирования и зарубежного законодательства в соответствующей сфере;

- соответствующее отраслевое законодательство и (или) механизмы функционирования межотраслевых институтов;

- методологию получения юридических знаний;

1.4.2. По результатам обучения магистр должен уметь:

- применять нормы права в ситуациях наличия пробелов, коллизий норм, сложных взаимодействий, решать сложные задачи правоприменительной практики;

- аргументировать принятые решения, в том числе, с учетом возможных последствий, предвидеть последствия принятых им решений;

- анализировать нестандартные ситуации правоприменительной практики и вырабатывать различные варианты решений;

- квалифицированно толковать правовые акты в их взаимодействии;

- проводить экспертизу правовых актов, в том числе, в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции,

- проводить научные исследования по отдельным правовым проблемам и свободно излагать результаты научных исследований в устной и письменной форме с использованием современных технических средств сообщения информации;

1.4.3. По результатам обучения магистр должен обладать навыками:

- составления письменных документов юридического содержания;

- разработки проектов нормативных и индивидуальных правовых актов;

- устных выступлений по правовым вопросам, в том числе, в состязательных процедурах, аргументирования и отстаивания своей точки зрения в устной полемике;

- ведения дискуссии, деловых переговоров, осуществления посредничества с целью достижения компромисса участниками юридического конфликта, управления коллективом;

- составления экспертных заключений;

- изучения правовой действительности с помощью научной методологии.

1.5. Перечень и объем активных и интерактивных форм учебных занятий

Для повышения качества освоения дисциплины используются следующие формы учебных занятий. Во-первых, классические лекционные методы – 6 часов. Во-вторых, активная форма аудиторной учебной работы в виде семинаров – 16 часов. В-третьих, практические занятия в интерактивной форме – 10 часов. Итого всего аудиторных часов – 32 часа. В-четвертых, контроль за самостоятельной работой студентов – 62 часа. Объем учебной работы за курс дисциплины: 94 часа.
1.6. Организация учебных занятий

Трудоёмкость, объемы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п.

Аудиторная учебная работа обучающихся

Самостоятельная работа

Объём активных и интерактивных форм учебных занятий

Трудоёмкость

лекции

семинары

консультации

практические занятия в интерактивной форме

лабораторные
работы

контрольные
работы

коллоквиумы

текущий контроль

промежуточная
аттестация

под руководством
преподавателя

в присутствии
преподавателя

в т.ч. с использованием методических материалов

текущий контроль

промежуточная
аттестация

очная форма обучения

 С1

6 часов

16 часов

-

10 часов

-

-

-

-

1

62 часа

-

-

-

-

10 часов

4 зачётных
единиыц


ИТОГО:

6 часов

16 часов

-

10 часов

-

-

-

-

1

62 часа

-

-

-

-

10 часов

4 зачётных
единицы




Виды, формы и сроки

текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля

Промежуточная аттестация

Текущий контроль

Виды

Сроки

Формы

Сроки

очная форма обучения

С1

Зачет

25-31 декабря

Нет

Нет

очно-заочная форма обучения

не предусмотрено

 




 

 

Заочная форма обучения

не предусмотрено

 

 

 

 



1.7. Структура и содержание учебных занятий

Тема 1. Влияние правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации на развитие принципов бюджетного права.
Роль Конституционного Суда РФ в раскрытии содержания бюджетного федерализма на современном этапе правового регулирования. Проблемы определения пределов бюджетно-правовой самостоятельности субъектов РФ и муниципальных образований. Принцип наиболее полного финансирования публично-правовых обязательств, обусловленных необходимостью обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Проблемы реализации принципа стабильности и гарантированности прав граждан, недопустимости произвольного отказа публичного субъекта от принятых в этой части обязательств, возможности приостановления действия финансовоемких норм лишь при условии соответствующего возмещения. Правовые позиции Конституционного Суда РФ по проблемам правовой природы законов о бюджете и проблемам недопустимости вынесения на референдум вопросов о принятии и изменении федерального бюджета и об изменении финансовых обязательств государства. Проблемы конституционной допустимости установления бюджетным законодательством особенностей исполнения денежных обязательств перед Российской Федерацией.
Интерактивная лекция (содержит элементы обсуждения с аудиторией заявленных проблем, в том числе пределов бюджетно-правовой самостоятельности субъектов РФ и муниципальных образований на современном этапе правового регулирования (на базе предлагаемых презентаций)) - 2 часа.

Источники для подготовки: Постановления Конституционного Суда РФ от 15.07.1996 №16-П; от 17.06.2004 №12-П; от 15.05.2006 №5-П; от 29.03.2011 №2-П; Определения Конституционного Суда РФ от 02.02.2006 №56-О; от 13.06.2006 №194-О; от 01.03.2007 №129-О-П.

Семинар – 2 часа.

1.Проблемы принятия и исполнения публичных расходных обязательств в условиях необходимости соблюдения баланса частного и публичного интересов (1 час).

Задание.

Проанализируйте развитие законодательства о восстановлении и защите сбережений граждан и оцените в рамках свободной дискуссии состояние принятия и исполнения публичных расходных обязательств в этой сфере на соответствие правовым позициям Конституционного Суда РФ.
2.Проблемы конституционной допустимости установления бюджетным законодательством особенностей исполнения денежных обязательств перед Российской Федерацией (1 час).

Задача.

В 2009 году Министерство финансов РФ обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с организации задолженности по бюджетному кредиту, срок возврата которого истек в 2001 году. Организация против удовлетворения иска возражала, поскольку полагала свои обязательства по договору прекращенными еще в 2003 году, и ссылалась на истечение срока исковой давности, а также на отсутствие у нее в настоящее время документов, подтверждающих правомерность ее позиции. Однако арбитражный суд указал на невозможность применения в данном случае срока исковой давности в силу пункта 4 статьи 93.4 БК РФ и пункта 3 статьи 8 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».

Оцените ситуацию на предмет соблюдения законодателем конституционных пределов установления особенностей исполнения денежных обязательств перед Российской Федерацией.
Самостоятельная работа студентов – 18 часов.

Изучите на основе рекомендуемой литературы (пункт 20) или иных имеющихся у вас источников зарубежный опыт финансового федерализма на примере одной из стран по вашему выбору и подготовьте презентацию, исходя из сопоставления российского и зарубежного правового регулирования.


Тема 2. Проблемы правового регулирования доходов бюджетов.
Общая характеристика проблем правового регулирования доходов бюджетов. Тенденции в развитии правового регулирования неналоговых доходов бюджетов. Фискальные сборы в системе неналоговых доходов бюджетов. Развитие правовой позиции Конституционного Суда РФ по проблеме их конституционной допустимости. Перспективы фискальных сборов как источника доходов бюджета в условиях изменения подходов законодателя к организации деятельности органов исполнительной власти, осуществляемой по запросам заявителей. Проблемы квалификации для целей бюджетного законодательства платы, взимаемой государственными учреждениями за оказание услуг, необходимых и обязательных для реализации органами исполнительной власти функций по запросам заявителей. Средства самообложения в системе неналоговых доходов местных бюджетов.

Интерактивная лекция (содержит элементы обсуждения с аудиторией заявленных проблем, включая оценку правового регулирования фискальных сборов в качестве источника доходов бюджетов (на базе предлагаемых презентаций)) - 2 часа.

Источники для подготовки: Постановления Конституционного Суда РФ от 11.11.1997 №16-П; от 17.07.1998 №22-П; от 28.02.2006 №2-П; от 18.07.2008 №10-П; Определения Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 №283-О и 284-О; от 14.05.2002 №88-О; от 08.04.2004 №133-О; от 16.12.2008 №1079-О; Федеральный закон от 27.07.2010 №210-ФЗ (в части регулирования платы за оказание услуг, необходимых и обязательных для оказания государственных (муниципальных) услуг).

Семинар – 2 часа.

Проблемы квалификации для целей бюджетного законодательства платы, взимаемой государственными учреждениями за оказание услуг, необходимых и обязательных для реализации органами исполнительной власти функций по запросам заявителей.

Задача.

Управление ветеринарии одного из субъектов РФ, являясь органом государственного ветеринарного контроля и надзора, выполняет поставленные задачи, в том числе через подведомственные ему государственные учреждения ветеринарии (ветеринарные лаборатории). В том числе исключительно на ветеринарные лаборатории возложены функции по выдаче на платной основе ветеринарных сопроводительных документов, удостоверяющих соответствие сырья, продукции и иных объектов установленным требованиям, положениям стандартов в области ветеринарии. Услуги по выдаче сопроводительных ветеринарных документов ветеринарные лаборатории и Управление ветеринарии, которому они были подведомственны, расценивали в качестве приносящей доход деятельности, используя извлеченные доходы на нужды ветеринарных лабораторий. Однако контрольно-счетная палата субъекта РФ после проведения проверки ветеринарных лабораторий вынесла предписание о перечислении соответствующей платы в бюджет субъекта РФ в качестве компенсации затрат государства.

Дайте правовую оценку ситуации.
Самостоятельная работа студентов – 12 часов.

Изучите не менее трех актов органов местного самоуправления, касающихся установления и взимания средств самообложения граждан и подготовьте письменную работу в объеме 3-5 страниц с анализом выявленных проблем правового регулирования самообложения, а также определением возможных путей их разрешения.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Бюджетное право: проблемы теории и практики» icon«Бюджетное право: проблемы теории и практики»
Конституционного Суда рф, Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ в разрешении правовых проблем, возникающих в бюджетной...
«Бюджетное право: проблемы теории и практики» iconПроблемы теории и практики
М 75 Молодежь и предпринимательство: проблемы теории и практики: Материалы II научно-практической студенческой конференции (Нижний...
«Бюджетное право: проблемы теории и практики» iconЭлективный курс: «Живое право: основы теории права и практики правоприменения»...
Данный курс предназначен для учащихся 8-10 классов. Рассчитан на 69 часов (2 учебных года)
«Бюджетное право: проблемы теории и практики» iconПредставительство в трудовом праве: вопросы теории, законодательства...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Бюджетное право: проблемы теории и практики» iconФакультет Права Программа дисциплины
«Наследственное право(проблемы теории и практики)», структура предмета, тематические планы лекционных и практических занятий, планы...
«Бюджетное право: проблемы теории и практики» iconКафедра теории и практики перевода С. М. Вопияшина, О. Н. Матвеева научное
Рецензент: Т. Г. Никитина, к ф н., доцент кафедры теории и практики перевода тф мир
«Бюджетное право: проблемы теории и практики» iconОбразовательное учреждение высшего профессионального образования...
«Право собственности и иные вещные права: проблемы теории и практики» расширение и углубление знаний, умений, навыков и компетенций,...
«Бюджетное право: проблемы теории и практики» iconОбразовательное учреждение высшего профессионального образования...
«Право собственности и иные вещные права: проблемы теории и практики» расширение и углубление знаний, умений, навыков и компетенций,...
«Бюджетное право: проблемы теории и практики» iconБюджетное право российской федерации: современные проблемы томск – 2005 удк
Зуев В. М. Бюджетное право Российской Федерации: современные проблемы. – Томск: Изд-во нтл, 2005. –326 с
«Бюджетное право: проблемы теории и практики» iconПрокурорский надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних...
Охватывает всю систему прав несовершеннолетних по российскому законодательству
«Бюджетное право: проблемы теории и практики» iconНе раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы
«Гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право»
«Бюджетное право: проблемы теории и практики» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Теория без практики мертва или бесплодна: практика без теории невозможна или пагубна. Для теории нужны знания, для практики, сверх...
«Бюджетное право: проблемы теории и практики» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Проблемы теории права»
Проблемы теории права Специальность 030501. 65 Юриспруденция Форма подготовки очная
«Бюджетное право: проблемы теории и практики» iconФедеральное агентство по образованию Федеральное государственное...
Темы рефератов к разделу Проблемы теории и практики применения уголовного наказания в России и Германии
«Бюджетное право: проблемы теории и практики» iconПроблемы теории и практики
...
«Бюджетное право: проблемы теории и практики» iconКонструирование социальной проблемы здоровья и болезни средствами...
Санкт-Петербургский государственный университет, профессор кафедры теории и практики социальной работы факультета социологии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск