Скачать 124.15 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет прикладной политологии Отделение интегрированных коммуникаций Кафедра интегрированных коммуникаций Программа дисциплины «Коммуникативные технологии формирования общественного мнения» 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра Автор программы: Данилова Елена Евгеньевна, доцент, кандидат филологических наук, eedanilova@hse.ru Одобрена на заседании кафедры интегрированных коммуникаций «___»____________ 2012 г. Зав. кафедрой С.А. Зверев Рекомендована секцией УМС «Политология» «___»____________ 2012 г. Председатель М.Г. Миронюк Утверждена УС факультета Прикладной политологии «___»_____________2012 г. Ученый секретарь ________________________ Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Основная цель дисциплины «Коммуникативные технологии формирования общественного мнения» - формирование у студентов представлений о понятийном аппарате, законах и закономерностях функционирования общественного мнения и развития коммуникативных процессов в сфере общественного мнения; умения использовать их для исследования общественно-политических процессов на региональном, федеральном и международном уровнях. Программа разработана в соответствии с: • Оригинальным стандартом НИУ ВШЭ. • Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030200 «Политология» (квалификация – политолог). • Рабочим учебным планом университета по специальности 030200.62 «Политология», утвержденным в 2012 г. 1Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины «Коммуникативные технологии формирования общественного мнения» являются формирование у студентов базовых навыков и компетенций, необходимых для понимания базовых закономерностей функционирования общественного мнения, проведения научно-прикладных исследований общественного мнения и их применения в профессиональной деятельности. 2Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен: Знать сущность, предмет, структуру, задачи формирования общественного мнения; историю и основные концепции общественного мнения; принципы и коммуникативные технологии формирования общественного мнения; Уметь анализировать базовые состояния и тенденции общественного мнения; разрабатывать методологию исследования общественного мнения; применять полученные знания в практической деятельности управления социально-политическими процессами. Владеть навыками коммуникативного обеспечения системы общественного мнения. В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
3Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных дисциплин, обеспечивающих подготовку бакалавра. Для специальности 030200.62 «Политология» настоящая дисциплина является необходимой для освоения специализации «Политология». Раскрывает суть явления «общественное мнение», базируется на его представлении как специфического социального института, политизированной сфере, способной воздействовать на трансляцию и трансформацию норм и ценностей в современном коммуникативном пространстве. Приступая к изучению данного курса, студенты должны владеть понятийным аппаратом, иметь представление о ведущих методологических концепциях, социологических, психологических и политологических теориях; иметь знания, соответствующие общим требованиям гуманитарной подготовки студентов университетов уровня бакалавриата. Данный курс связан с дисциплинами, читаемыми на факультете прикладной политологии по направлению «Политология», - «Теория политики», «Теория социально-политических трансформаций», «Теория коммуникативистики», «Общая и социально-политическая психология». Служит основой для общепрофессиональных дисциплин политологического цикла. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем как для теоретических исследований, так и для практической работы политических аналитиков любого профиля; руководителей и организаторов политических, бизнес- и некоммерческих организаций; сотрудников органов гос.власти регионального и федерального уровней. 4Тематический план учебной дисциплины
5Формы контроля знаний студентов
5.1Критерии оценки знаний, навыков Текущий контроль осуществляется на семинарском занятии в форме оценки работы студентов по анализу и разбору кейса и написанию реферата. Самостоятельная работа студента включает в себя подготовку к участию в семинаре, написание реферата, разбор кейса. Итоговый контроль – в форме тестового зачета.5.2Порядок формирования оценок по дисциплине Результирующая оценка складывается из накопленной (промежуточной) оценки и итоговой оценки (экзамен): Опромежуточный = k1·Опосещаемость + k2·Оработа на семинарах k3·Ореферат Оитоговый = k3·Отест + Опромежуточный Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме экзамена: в пользу студента. На пересдаче студенту предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. На экзамене студент может получить дополнительный вопрос, ответ на который оценивается в 1 балл. В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формируется по следующей формуле: Орезульт = k1·Онакопл + k2·Оитоговый Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: в пользу студента. ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей. 6Содержание дисциплиныРаздел 1. Общественное мнение и общественное сознание. Генезис общественного сознания как исторического феномена. Структура общественного сознания. Соотношение общественного сознания и общественного мнения. Понятийный аппарат (объект, субъект, предмет, функции общественного мнения). Раздел 2. Концепции общественного мнения. Принципы формирования обществ и общественного мнения в теории «понимающей социологии» Ф.Тенниса. Механизмы формирования общественного мнения в социальной психологии (Г.Лебон, Г.Тард). Психологический подход У.Липпмана. Лингвистические средства как инструмент формирования общественного мнения (П.Штомпка). Раздел 3. Понятие социальной реальности и социального пространства. Принципы формирования общества и общественного мнения (социология знания). СМИ и конструирование социального пространства (Н.Луман). Раздел 4. Технологии формирования общественного мнения. Социально-когнитивная теория воздействия СМИ и технологии формирования общественного мнения в ее рамках (А.Бандура). СМИ и модели влияния на общественное мнение. Раздел 5. Общественное мнение и власть. Принципы формирования и управления общественным мнением в различных типах политических систем. Управление общественным мнением в выборных кампаниях. «Спираль молчания» в теории Э.Ноэль-Нойман. Раздел 6. Общественное мнение и бизнес. Основные инструменты для управления общественным мнением для формирования имиджа и репутации компании. Влияние общественного мнения на стоимость бренда(-ов) компании. Раздел 7. Структура общественного мнения в концепции Дж.Цаллера. Методология изучения общественного мнения. История изучения общественного мнения в России и США. Современные социологические службы. Социологические опросы как инструмент формирования общественного мнения. Раздел 8. Социальные сети. Понятие социального взаимодействия и принцип формирования социальных сетей. Организация коммуникативных связей общественного мнения в интернет системе. Технологические подходы к формированию социальной действительности. Прим.: В рамках курса предполагается выступление двух приглашенных спикеров - представителя государственной PR-службы и представителя PR-службы негосударственной корпорации. 7Образовательные технологииВ программе курса предусмотрены разбор практических задач как российского, так и зарубежного опыта. 8Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины8.1Базовый учебникEncyclopedia of Sociology / Ed.F. Borgatta, editor-in-chief, Rhonda Montgomery, managing editor.—2nd ed. – N.-Y.: 2000. - pp. 2272-2279 Капитонов Э.А. История и теория социологии. Учебное пособие для вузов — М : «Издательство ПРИОР», 2000. — 368 с. Краткий философский словарь / А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев [и др.]; под ред. А. П. Алексеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — M.: TK Велби, Изд-во Проспект, 2008.— 496 с. – стр. 379-380. Информация и общественное мнение: От репортажа в СМИ к реальным переменам. Под ред. Румин Ислам - М.: "Альпина Паблишер", 2010. - 294 с. Полякова Н.Л. ХХ в. в социологических теориях общества. – М.: Логос, 2004. – 384 с. Социология: Учебник для вузов / под ред. проф. В.Н.Лавриненко. – 2-е изд. – М.: Юнити-Дана, 2002. – 407 с. – Глава 16.1 (стр.286-295) 8.2Основная литератураBurnham J. The Managerial Revolution: What is happening in the world. New York: John Day Co., 1941. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. - М.: Academia, 2004. – 944 с. Бергман П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. – М., 1995. Бергсон А. Два источника морали и религии. – М.: Канон, 1994. – 384 с. Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. – М. Издательский дом «Вильямс», 2004. – 432 с. Бурдье П. О телевидении и журналистике. – М., 2002. – 159 c. Бурдье П. Социология политики. — М.: Socio-Logos, 1993. - 336 с.Вебер М. Типы господства. Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft: Grundriss der verstehende Soziologie. Tubingen: Mohr, 1980. - Kap. III. Die Typen der Herrschaft.- S.122-176 Грушин Б. А. Массовое сознание. Опыт определения и проблемы исследования. — М., 1987. – 368 стр. Докторов Б.З. Отцы-основатели: история изучения общественного мнения. – М.: ЦСП, 2006. – 488 с. Жуков К.С., Карнышев А.Д. Азбука избирательной кампании. М.: ИМА-Пресс, 2001. – 328 с. Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека /Пер. с нем. Ин-т социологии. - М.: Наука, 1994. - 443 с. (Серия "Социологическое наследие") Канетти Э. Масса и власть. - М.: Ad Marginem, 1997. – 528 с. Кастельс М. Интернет галактика. Размышления об интернете, бизнесе и обществе. – Екатеринбург, 2004. – 328 с. Коллинз Р. Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения. – Новосибирск, 2002. – 1284 с. Крауч К. Постдемократия. – М.: ИД ГУВ-ШЭ, 2010. – 192 с. Лебон Г. Психология народов и масс. – С.-Пб.: Макет, 1995. – 124 с. Луман Никлас. Реальность массмедиа. – М.: Праксис, 2005. – 256 с. Луман Никлас. Медиакоммуникации. – М.: Логос, 2005. – 280 с.Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. — М.: ACT, 2006. — 873 с. Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека - М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц., «Кучково поле» , 2003. - 464 с. Миллз Ч. Р. Властвующая элита. - М.: Издательство иностранной литературы, 1959. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. - М.: Прогресс-Академия, 1996. – 352 с. Тард Г. Мнение и толпа // Психология толп. — М.: Институт психологии РАН; Издательство КСП+, 1999. — 416 с. Теннис Ф. Общность и общество. Пер. с нем. А.Н.Малинкина // Социологический журнал. 1998. № 3-4. С. 207-227. Липпман У. Общественное мнение. – М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. – 384с. Ханна П. Второй мир / Центр исследований постиндустриального общества; Вступ. статья В.Л. Иноземцева. – М.: Издательство «Европа», 2010. – 616 с. Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах. — М.: Прогресс-Традиция. 2004. — 480 с. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества: Пер. с польск. С.М. Червонной. — М.: Логос, 2005. — 664 с. Шюц А. О множественности реальностей. - Социологическое обозрение Том 3. № 2. 2003. Цаллер Дж. Происхождение и природа общественного мнения. – М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. – 560 с. 8.3Программные средстваДля успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства: текстовый редактор MSWord-2007. 8.4Дистанционная поддержка дисциплиныИнформационные ресурсы и инструменты: сайт Библиотеки НИУ ВШЭ: http://www.library.hse.ru/ 9Материально-техническое обеспечение дисциплиныНа занятиях необходим ноутбук и проектор. |
Программа дисциплины Коммуникативные технологии формирования общественного мнения Предметом курса является общественное мнение и коммуникативные технологии как сфера деятельности, связанная с анализом и управлением... | Рабочая программа дисциплины Социология общественного мнения Направление... Предоставить базовые теоретико-методологические подходы к исследованию общественного мнения. Вооружить студентов конструктивными... | ||
Рабочая программа дисциплины Для направления 030200. 62 «Политология» «Мировая политика и международные отношения». Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 030200. 62 «Политология»... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Предметом курса является общественное мнение и коммуникативные технологии как сфера деятельности, связанная с анализом и управлением... | ||
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... Образовательным стандартом ниу вшэ по направлению 030200. 62 Политология, протокол от 02. 07. 2010 г. №15 | «Современные теории и практики социологического изучения общественного мнения» Определить предмет и место социологии общественного мнения в системе социологического знания, а также ее взаимосвязь с другими общественными... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) Электоральный менеджмент 030200... С впо по направлению подготовки 030200 Политология в результате изучения теоретических и практических основ электоральных процессов,... | Рабочая программа дисциплины Политико-правовые аспекты деятельности... Рабочая программа дисциплины «Политико-правовые аспекты деятельности ес» предназначена для студентов 3 курса философского факультета... | ||
Программа дисциплины «Введение в специальность» для направления 030200. 62 «Политология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | Программа дисциплины «Визуальная коммуникация» Для специальности 030200. 68 «Политология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 68 "Политология"... | ||
Программа дисциплины «Политическая коммуникация» Для специальности... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 68 "Политология"... | Программа дисциплины «Современный британский консерватизм» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов бакалавров по направлению... | ||
Программа дисциплины «Этно-территориальные конфликты» для направления 030200. 62 «Политология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»... | Программа дисциплины «Политический менеджмент» для направления 030200. 62 «Политология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»... | ||
Программа дисциплины Второй иностранный (немецкий) для направления 030200. 62 «Политология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В целях формирования позитивного общественного мнения у широких слоев общественности, формирования гражданской позиции, развития... |