Скачать 252.17 Kb.
|
Методическая разработка по познавательно-речевому развитию воспитателя высшей квалификационной категории ГБДОУ детского сада №7 компенсирующего вида Петродворцового района Санкт-Петербурга Еременко Ираиды Ивановны «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ» Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебристых колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи,— услышал и затаив дыхание слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. В. А. Сухомлинский Экологическое воспитание является важнейшим условием гармонично развитой личности. Главная его цель — воспитать у детей любовь к природе, желание стать ее защитником, сформировать экологические знания, умение бережно распоряжаться ее богатствами. В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание как никогда является одной из актуальных проблем современности. Изучая родную природу, мы учимся у нее любви и гармонии. Ребенок впитывает эту любовь с первых шагов, мы же должны все наши знания пустить по нужному руслу. Именно в дошкольном возрасте у ребенка повышенная познавательная активность, он стремится получить знания о явлениях окружающего мира. Идет положительная эмоциональная окраска самого процесса познания. Огромные возможности для развития познавательной активности детям представляет природа. Ведь дети ежедневно в той или иной форме соприкасаются с природой, ее объектами или явлениями, которые своей красотой и яркостью, разнообразием привлекают их внимание, являются источниками первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминаются на всю жизнь. Ребенок ощущает на себе воздействие объектов и явлений: он может посмотреть, потрогать, понюхать, попробовать на вкус, поэкспериментировать, а это удовлетворяет главному условию развития познавательной активности – практике, исследовательской деятельности, окрашенной яркими эмоциями, завершающимися успехом действиями. Наш детский сад находится в парковой зоне. Нас окружают парки, сады, пруды. Все это можно использовать как объекты наблюдения. Из наших окон открывается вид на Верхний сад, куда мы часто ходит любоваться сезонными изменениями природы. Природное пространство Петергофа позволяет знакомить детей не только с разными видами средней полосы, но и с декоративными растениями других природных зон (Петергофский огород). К природной красоте парков нельзя остаться равнодушным. Но, если эта красота является постоянной средой обитания, то со временем она становится обыденным явлением и ее просто перестают замечать. Именно такое отношение мне очень часто приходится наблюдать у наших детей. В этой ситуации одной из задач воспитателя является найти способы и приемы позволяющие снять с глаз ребенка «пелену обыденности», разбудить его эмоциональную сферу, которая заставит его удивляться, восхищаться и главное ценить окружающие нас шедевры природы. В ходе своей педагогической деятельности у меня сложилась система педагогического взаимодействия, направленная на экологическое воспитание детей. Моя система была разработана на основе анализа и использования наиболее положительных качеств следующих программ по экологическому воспитанию:
Задачи:
Формы работы:
Методы и приемы работы:
Систему работы состоит из двух блоков:
Совместная образовательная деятельность содержит элементы исследования, результаты которого являются неожиданными для детей, то есть это занятия-открытия. Именно ожидание этого открытия и возбуждает все возрастающий от занятия к занятию интерес и познавательную активность детей. Совместная деятельность взрослых и детей организовывается либо в виде соревнований (викторины, игры), либо в виде опытов, либо в виде наблюдений за ростом и развитием растений. Такая организация также в значительной степени благотворно влияет на познавательную активность детей. Чтобы активизировать самостоятельную деятельность детей в развивающей среде она должна отвечать определенным принципам. Главным принцип заключается в том, чтобы развивающая среда была наполнена предметами, с которыми повседневно ребенок не встречается. Только в этом случае у него появится желание посещать такую зону. Разработанная мной система в значительной степени помогла мне в ходе внедрения проектного метода в нашем саду. Она также как и указанный метод предполагает совмещение педагогического процесса с процессом взаимодействия ребенка с окружающей средой, при этом педагогическое взаимодействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности и опирается на его собственный опыт. СИСТЕМА педагогического взаимодействия, направленного на развитие детей по разделу «Цветы садовые» Задачи:
Совместная образовательная деятельность с детьми:
Цель - воспитание любви к родному городу; - закрепление правил и навыков экологической безопасности, грамотного обращения с живой природой.
Цель - развивать у детей бережное отношение к дарам природы; - развитие логического мышления и творчества в процессе познавательной деятельности (коллаж, мнемотаблица).
Цель: - сравнивать цветы по признакам различия и сходства. - формировать представления о значении цветения в жизни растений. - классифицировать цветы по признакам (яркий, душистый, невзрачный, без запаха). Совместная деятельность взрослых и детей вне занятий:
- выращивание тюльпана из луковицы (в воде, в земле); - почему цветы осенью вянут; - что потом ...; - жизненный цикл растений; - что есть в почве; - растение растет; - растение в воде; - свет и питательные вещества;
- кто заметил; - что изменилось; - узнай цветок; - узнай по запаху; - лото; - собери картинку; - подбери цветы весны, лета, осени; - подбери цветы в порядке цветения; - я загадаю цветок, а ты его найди; - лото «Что где растет»;
- «Неизвестный цветок» Платонова; - «Сказки феи» Белмонта; - «Вырастим сад» Джонсона; - «Экологическая азбука растений» Тамбаева.
- цветочный магазин; - цветы нашего города.
Самостоятельная деятельность в развивающей среде:
СИСТЕМА педагогического взаимодействия, направленного на развитие детей по разделу «Деревья» Задачи:
Совместная образовательная деятельность с детьми:
Цель: - уточнить представление детей о разном назначении леса в жизни человека; - развитие познавательной активности с помощью запахов.
Цель: - развитие логического мышления, умения сравнивать; - совершенствовать умения решать познавательные задачи.
Цель: - уточнить представления детей о бумаге, ее различном назначении; - дать знания о том, что бумагу делают из древесины, она идет на изготовление тетрадей, книг, альбомов, салфеток и прочее; - развитие логического мышления и творчества в процессе познавательной деятельности.
Цель: - закрепление знаний о пользе деревьев; - развитие познавательной активности с помощью коллажа и мнемотаблицы.
Цель: - закрепить представления о составе экологического сообщества леса, луга, водоема, об условиях среды, к которым приспосабливаются растения; - пополнить знания о правилах поведения в природе. (Схемы)
Цель: - уточнить и расширить знания детей о лесе; - дать детям представления о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных.
Цель: - познакомить детей с разными свойствами деревьев (оно не тонет в воде, легко воспламеняется и быстро горит); - дать представления о том, чтонеосторожное обращение с огнем в лесу приводит к большой беде - пожару; - формировать представления о том, что лес - это общее природное богатство, его надо беречь. Совместная деятельность взрослых и детей вне занятий:
- выращивание дубочка из желудя; - зачем им крылышки? - растения и почва; - раскапывание снега с целью определения количества оттепелей в течении зимы; - опыт по выявлению свойства снега (Какой снег быстрее растает? Рыхлый или плотно уложенный);
- «Ива цветет» Герасимова; - «Корабельная роща» Шишкина; - «Опавшие листья» Бродского; - «Осень»Горлева; - «Золотая осень», «Март» Левитана.
- «деревья в снегу» (пальчиковое рисование); - «снежные узоры» (под музыку).
- «найди, что опишу»; - «угадай по запаху»; - «собери картинку»; - «лото»; - «что будет, если ...» - «невидимые ниточки природы»; - «четвертый - лишний»; - «с какого дерева листок».
- ходят капельки по кругу; - к названному дереву беги.
- «Лесная газета» Бианки; - «Листопадничек» (сказки); - «Деревья зимой» Павлова. Самостоятельная деятельность в развивающей среде:
- «юные спасатели»; - «путешествие в лесное царство»; - «магазин семян».
- «что тебе больше всего понравилось в парке»; - «осенние листья».
СИСТЕМА педагогического взаимодействия, направленного на развитие детей по разделу «Кустарники» Задачи:
Совместная образовательная деятельность с детьми:
Цель: - формировать представления о жизни кустарника как живого существа; - развитие логического мышления и творчества в процессе познавательной деятельности.
Цель: - закрепление знаний о пользе кустарников для здоровья человека; - дать знания об изменениях в жизни кустарников в разные времена года; - развитие познавательной активности с помощью коллажа и мнемотаблицы.
Цель: - воспитывать у детей элементы экологического сознания, ценностных ориентации в поведении и деятельности; - развивать способности к самостоятельному поиску новых знаний, к расшифровке знаков и символов в явлениях природы; - дать знания детям о значении света, тепла и воды в жизни кустарника. Совместная деятельность взрослых и детей вне занятий:
- завариваем чай; - снег сохраняет тепло; - превращение снега в воду; - вода не имеет формы, запаха, цвета.
- лото; - «Угадай по запаху»; - «Невидимые ниточки природы»; - «Угадай по описанию»; - «Времена года».
- В. Бианки «Лесная газета»; - В. Бианки «Синичкин календарь»; - М. Пришвин «Лесной доктор»; - М. Пришвин «Солнцеворот»; - М. Пришвин «Школа в кустах»; - М. Пришвин «Лесные загадки»; - М. Пришвин «Власть красоты»; - М. Пришвин «Болото».
Самостоятельная деятельность в развивающей среде:
СИСТЕМА педагогического взаимодействия, направленного на развитие детей по разделу «Ягоды» Задачи:
Совместная образовательная деятельность с детьми:
Цель: - обогащатъ представления о законах природы и последствиях их нарушения; - учить отличать дикорастущие ягоды от садовых; - расширять кругозор в процессе познавательно-исследовательской деятельности через запахи.
Цель: - формировать познавательный интерес к миру растений; - дать детям представления о том, что растения живые существа, причем очень хрупкие.
Цель: - закрепить представления о весенних явлениях природы; - способствовать развитию познавательных интересов; - обогащение словарного запаса.
Цель: - учить различать дикорастущие и садовые ягоды; - развитие экологического сознания, понимания необходимости соблюдать законы природы. Совместная деятельность взрослых и детей вне занятий:
- выжимаем сок; - цветной сок; - невидимые чернила; - пробуй на язык; - вкус через запах; - замораживание и оттаивание; - умный нос;
- волшебные пазлы; - лото; - что изменилось; - четвертый - лишний; - чудесный мешочек; - угадай по запаху; - во саду ли в огороде; - съедобное - несъедобное.
- «Зеленая аптека» Синявского; - «В лес с лукошком» Точилина.
- «На лесной полянке»; - «Волшебный кузовок».
Самостоятельная деятельность в развивающей среде:
СИСТЕМА педагогического взаимодействия, направленного на развитие детей по разделу «Комнатные растения» Задачи:
Совместная образовательная деятельность с детьми:
Цель: - уточнить представления детей о знакомых комнатных растениях и условиях их жизни; - познакомить ребят с новым комнатным растением (монстера), особенностями его строения, отличительными чертами, рассказать об уходе за ним; - развивать эстетические чувства детей, расширять их словарный запас; - воспитывать бережное отношение к растениям, желание ухаживать за ним (способы ухода).
Цель: - развитие познавательной активности детей в процессе формирования представления о комнатных растениях с помощью запахов; - воспитывать интерес к уходу за комнатными растениями; - сформировать представления о природных зонах произрастания растений.
Цель: - формировать у детей интерес к растительному миру; - уточнить представление о том, что есть светолюбивые и теневыносливые растения.
Цель: - сравнение комнатных растений с растениями природного окружения; - закреплять представления о комнатных растениях (дерево, куст, трава, классификация по этим признакам). Совместная деятельность взрослых и детей вне занятий:
- начало роста; - растение растет; - растение и вода; - свет и питательные вещества; - растения и почва; - растения в опасности; - растения и воздух; - могут ли жить растения без корней; - необычные корни (воздушные); - во всех ли листьях есть питание; - с водой и без воды; - на свету и в темноте; - в тепле и в холоде; - как увидеть движение воды через корешки.
Самостоятельная деятельность в развивающей среде:
- «вода прозрачная»; - «у воды нет запаха»; - «вода жидкая, может течь»; - «лед - твердая вода»; - «в воде одни вещества растворяются, а другие не растворяются»; - «вода не имеет формы»; - «растения пьют воду»; - «друзья и враги»; - «кораблик плывет по воде»; - «вода способна смачивать и очищать предметы».
ПУТЕШЕСТВИЕ В ВЕСЕННИЙ ЛЕС.
ХОД ЗАНЯТИЯ. Часть первая. Воспитатель: «Ребята, отгадайте загадку. Зазвенели ручьи, Прилетели грачи. В дом свой - улей пчела Первый мед принесла. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает.» Дети: «Весной.» Воспитатель: «Посмотрите на картину, какое время года изображено на этой картине?» Дети: «На картине нарисована весна.» Воспитатель: »А почему Вы так думаете?» Дети: «Светит солнце, на деревьях появились листочки, появились первые цветы.» Воспитатель: « А теперь подумайте и скажите, сколько месяцев длится весна. Назовите их.» Дети: «Три. Март, апрель, май.» Слышен стук в дверь. Входит почтальон и вручает письмо воспитателю. Воспитатель: «Ребята, Лесовичок прислал нам письмо. Он приглашает нас к себе на лесную полянку. Но для того чтобы к нему попасть, нужно выполнить несколько заданий. Первое задание - этот коллаж. Рассмотрите его. Как Вы думаете, какое время года зашифровано в этом коллаже.» Дети: «На коллаже изображена весна.» Воспитатель: «А почему Вы так думаете?» Дети: «Светит солнце. Прилетели птицы. Вьют гнезда. Появились стрекозы и бабочки. Деревья распустили первые листочки.» Воспитатель: «А кто скажет, какая буква изображена на коллаже?» Дети: «Буква «В». Воспитатель: «Какое слово начинается с этой буквы?» Дети: «Слово Весна». Воспитатель: «А что еще изображено на коллаже и тоже начинается с буквы «В». Дети: «Верба.» Воспитатель: «Найдите на коллаже картинку в название, которой тоже входит буква «В». Дети: «Одуванчик, дерево, скворец, воробей». Воспитатель: «Вы видите, что на коллаже изображена на только буква, но и цифра. Какая это цифра?» Дети: «Цифра пять». Воспитатель: «А что она может означать на этом коллаже?» Дети: «Это может быть пятый месяц года - май.» Воспитатель: «Вы знаете, что природа бывает живой и неживой. Кто мне назовет, что из изображенного на коллаже относится к живой природе, а что к неживой.» Дети: «К живой природе относятся: скворец, воробей, верба, бабочка, одуванчик, пчела, стрекоза, дерево, яйцо, а к неживой - радуга, туча, часы, река, солнце». Воспитатель: «Посчитайте, сколько картинок неживой природы на коллаже». Дети: «Пять». Воспитатель: «Значит цифра 5 означает не только пятый месяц года, но и количество картинок неживой природы на нашем коллаже». Воспитатель: «Кто мне может назвать все картинки живой природы на коллаже, в названии которой есть буква В». Дети: «Верба, воробей, скворец, одуванчик, дерево». Воспитатель: «Сколько Вы насчитали слов?» Дети: «Пять». Воспитатель: «Мы опять получили цифру 5. Что же теперь означает цифра 5.» Дети: «Цифра пять означает количество картинок живой природы на коллаже в названии которых есть буква «В». Воспитатель: «А теперь я закрою коллаж и Вы мне расскажете, что там нарисовано». Дети рассказывают. Воспитатель: «Молодцы, Вы хорошо выполнили это задание». Часть вторая. Воспитатель: «Второе задание, которое Вам приготовил Лесовичок. Как Вы думаете, про какое время составлена эта мнемотаблица»? Дети: «Мнемотаблица составлена про весну». Воспитатель: «Почему Вы так думаете»? Дети: «Буква В означает - весна, цифра 3 - три месяца весны, светит солнце, распускается верба, праздник 8 Марта бывает весной». Воспитатель: «Правильно. Но в мнемотаблице мы видим цифры 1 и 3. Как Вы думаете, зачем эти цифры включены в мнемотаблицу»? Дети: «Из 1 и 3 можно составить букву В». Воспитатель: «А что еще на мнемотаблице соответствует цифре 3»? Дети: «Три стороны треугольника, три веточки у вербы, три птички, три волны, цифра 8 состоит из двух цифр 3, если одну из них развернуть». Воспитатель: «Молодцы, а кто может составить рассказ по мнемотаблице». Дети рассказывают. Воспитатель: «А теперь внимательно посмотрите на эту мнемотаблицу». Воспитатель закрывает мнемотаблицу и просит детей зарисовать ее по памяти. Воспитатель: «Вот и второе задание выполнено. А теперь давайте с Вами поиграем». Физкультминутка: К речке быстро мы спустились, наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре - вот как славно освежились! А теперь поплыли дружно, делать так руками нужно: Вместе - раз, это брасс, одной, другой - кроль. Все как один плыли как дельфин. Выплыли на берег крутой и отправились домой. Часть третья. Воспитатель: «Ну вот мы с Вами и на лесной поляне.(Третье задание Лесовичка). Как Вы думаете, что это за знаки приготовил нам Лесовичок»? Дети: «Это знаки поведения а лесу». Воспитатель: «Кто может перечислить правила поведения в лесу»? Дети перечисляют правила поведения в лесу по схемам. Воспитатель: «Ребята, видите здесь протекают два ручейка. Один прозрачный, а другой - серо-зеленый. Почему это так случилось? Как Вы думаете?» Дети: «Один ручеек чистый, а другой замусорен». Воспитатель: «Что можно сделать, чтобы ручейку было хорошо»? Дети: «Надо убрать мусор и унести его с собой или закопать». Появляется Лесовичок. Лесовичок: «Здравствуйте ребята. Вот Вы дошли до меня, выполнив все задания. Молодцы. Посмотрите, у меня в руках две коробочки. Последовательно вдохните запах из этих коробочек и скажите какая коробочка пахнет весной, а какая - осенью»? Дети вдыхают запахи и отвечают: «Запах ландыша - это запах весны, а запах яблока - запах осени». Лесовичок: «А теперь я хочу поиграть с Вами в игру «Подбери слово».Давайте я скажу первое слово, а Вы ребятишки добавляйте». Лесовичок: «Продукт, который готовят из яблок. Яблочный....». Дети: «Сок, компот, мармелад, зефир». Лесовичок: «Яблочное....» Дети: «Пюрэ, варенье, повидло». Лесовичок: «Яблочные....» Дети: «Яблочные сухофрукты, цукаты, пироги». Лесовичок: «Молодцы, ребята. Все мои звери приготовили Вам подарок. Вот этот мешок. Как Вы думаете, что в нем находится»? Дети вдыхают запах яблок. Дети: «В мешке яблоки». Лесовичок: «До свидания ребята. Приходите ко мне в гости еще.» |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор: учитель-логопед гбдоу д/с №41 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга Дружинина Анна Викторовна | ||
Доклад муниципального дошкольного образовательного учреждения детского... Вид доу детский сад компенсирующего вида II категории (IV вида для детей с нарушением зрения) | Положение о проведении районного фестиваля уроков учителей общеобразовательных... Фестиваль) проводится государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного педагогического профессионального образования... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор: Харченко Вероника Юрьевна, воспитатель 1- й квалификационной категории гбдоу д/с №119 Невского района Санкт-Петербурга | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор: Харченко Вероника Юрьевна, воспитатель 1- й квалификационной категории гбдоу д/с №119 Невского района Санкт-Петербурга | ||
Опыт работы воспитателя высшей квалификационной категории моу «Начальная... Обобщить и систематизировать знания о живой и неживой природе, защите воздуха и воды от загрязнения, восстановлении лесов, охране... | Петербурга Администрация Василеостровского района Санкт-Петербурга... Санкт-Петербурга от 22. 09. 2010 №1039-р «Об аттестации педагогических и руководящих работников государственных образовательных учреждений... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Составила и провела Богданова Елена Аркадьевна, воспитатель высшей квалификационной категории гбдоу д\с №20 Выборгского района | ||
Отчет подготовил коллектив мдоу детского сада комбинированного вида... Отчет подготовил коллектив мдоу детского сада комбинированного вида №121 г о. Самара | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Денисова Вера Валерьевна, воспитатель первой квалификационной категории муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения... | ||
Доклад государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения... Ие детский сад №38 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей Фрунзенского района... | Реферат Тема: «Ознакомление детей с универсальными подвижными играми... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Мдоу детский сад общеразвивающего вида №10 с приоритетным осуществлением... Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №104 комбинированного вида» |