Скачать 59.36 Kb.
|
Конспект совместной образовательной деятельности по теме «Осень. Звук и буква О» Подготовительная группа. Первый год обучения. Автор: учитель-логопед ГБДОУ д/с № 41 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга Дружинина Анна Викторовна Цели: Коррекционно-образовательные цели: - уточнить и систематизировать знания детей об осени; - расширить словарь по теме существительными, прилагательными, глаголами; - совершенствовать грамматический строй речи: согласование прилагательных с существительными в роде и числе; - познакомить с гласным звуком [о], буквой О; - работа над формированием фонематических функций; - работа над предложением. Коррекционно-развивающие цели: - развивать диалогическую речь, фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание, пространственные представления; - развивать мелкую моторику, формировать координацию общей моторики. Коррекционно-воспитательные цели: - воспитывать доброжелательность, отзывчивость, умение работать самостоятельно и в коллективе, - воспитывать чувство любви к природе. Оборудование: предметные картинки: ослик, осень, окна, облако, овощи, туча, осеннее небо, осеннее солнце, осенний дождь, осенние листья; карточки с наклеенными большими и маленькими каплями; бубен; большой игральный кубик; корзиночки; красные кружки; полоски для определения места звука; предметные картинки для определения места звука в слове: осень, окунь, осы, ослик, окна, обруч; на каждого ребёнка изученные буквы (О, И); большой конверт с письмом ослика; магнитные доски; магниты; картонные карточки с нанесенным на них слоем пластилина; природный материал для выкладывания буквы (фасоль, горох, жёлуди), яблоки для угощения детей. Ход мероприятия: I. Организационный момент. Логопед: Дети, сегодня к нам в детский сад пришло письмо (показывает детям конверт). Вместо обратного адреса – загадка. Отгадайте её: Серый, но не волк, Длинноухий, но не заяц, С копытами, но не лошадь. Дети: Ослик. Логопед: Правильно. Открываем конверт, а там – портрет ослика (вывешивает картинку на доску) и письмо. Сейчас я вам его прочитаю. II. Основная часть. 1. Активизация и актуализация номинативного, предикативного, атрибутивного словаря по теме. Логопед: (Читает письмо ослика): Здравствуйте, дети! Я маленький ослик. Вы отгадали мою загадку. Отгадайте ещё одну: (Логопед читает загадку об осени по своему выбору). О каком времени года говорится в стихотворении? Дети: В стихотворении говорится об осени. Логопед: Правильно. (Вывешивает картинку осень). Ослик нам пишет: «Осень – моё любимое время года. А вы любите осень?» Дети отвечают. Логопед: А почему вы любите осень? Дети отвечают полным предложением. Логопед: (Читает письмо ослика): Я люблю смотреть в окна моего дома. (Логопед вывешивает картинку с изображением окон). Я увидел много интересного и прислал вам осенние картинки. Я увидел облако. (Логопед вывешивает картинку с изображением облака). Потом подул сильный ветер, облако улетело, примчалась огромная туча. (Вывешивает картинку с изображением тучи). Потом ещё одна. Тучи закрыли осеннее небо. Подберите к осенним картинкам слова-признаки. (Логопед вывешивает картинку с изображением осеннего неба.) Небо осенью какое? Дети: Хмурое, низкое, серое, тяжёлое. Логопед: (Вывешивает картинку с изображением осеннего солнца.) Солнце осенью какое? Дети: Холодное, тусклое, грустное, низкое. Логопед: (Вывешивает картинку с изображением осеннего дождя.) Дождь осенью какой? Дети: Моросящий, холодный, долгий, нудный, затяжной. Логопед: (Вывешивает картинку с изображением осенних листьев.) Листья осенью какие? Дети: Желтые, красные, оранжевые, разноцветные, пожухлые. Логопед: Молодцы. Вспомните, что происходит с деревьями осенью? Дети: Листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают. Логопед: Как называется явление в природе, когда с деревьев листья опадают? Дети: Это листопад. Логопед: Что делают взрослые на полях и огородах осенью? Дети: Взрослые собирают урожай овощей. (Логопед вывешивает картинку с изображением овощей). 2. Развитие силы голоса. Логопед: (Читает письмо ослика): Вчера был дождь. Я слушал, как падают дождевые капли. Большие капли капали громко: «КАП!» Маленькие капельки капали тихо: «Кап». Я собрал большие и маленькие капли, у меня получились дорожки из капель. (Логопед достаёт дорожки из капель.) «Пройдите» по ним голосом, большие капли озвучим громко, а маленькие – тихо. Вот так, например, (логопед «прокапывает» дорожку): КАП, кап, кап, кап. (Каждый ребёнок выбирает себе дорожку.) Дети «прокапывают» дорожки. 3. Развитие общей моторики. Логопед: Молодцы! Читаю письмо дальше: «Дождик лил долго, во дворе, в парке я увидел много луж, огромных луж. Я осторожно переходил эти лужи по камушкам. А вы можете пройти по камушкам, ноги не промочите?» Дети: Сможем. Логопед предлагает пройти по «камушкам» через «лужи». Дети выполняют. 4. Физкультминутка. Логопед: Молодцы. Мы с вами сейчас выйдем на площадку и поиграем. (Проводится физкультминутка на осеннюю тему). 5. Знакомство со звуком [О]. Логопед: Как хорошо во время дождя играть дома. Давайте пройдём в дом, но принесём с собой картинки, которые прислал в письме ослик и которые я для каждого из вас назову. (Логопед каждому ребёнку называет картинку. Дети слушают. После того, как логопед озвучил картинки, которые нужно забрать, дети выполняют задание.) Принесите следующие картинки: Артём, твоя картинка – ослик, Дима, твоя картинка – облако и т.д. (Логопед называет: ослик, облако, окна, осень, овощи). Дети садятся за столы, отдают картинки логопеду. Логопед размещает эти картинки на доске, добавляет ещё одну – остров. Логопед: Дети, посмотрите на картинки, скажите, какая картинка появилась? Дети: Появилась картинка остров. Логопед: Правильно. Послушайте, я назову эти картинки. (Называет, выделяя голосом звук [о].) Какой первый звук во всех этих словах? Дети: Первый звук во всех словах - [О]. Логопед: Посмотрите, как я произношу этот звук. (Произносит.) Губы мои округлены и слегка вытянуты вперёд. Зубки закрыты губками. Язычок лежит на дне ротика. Губы, зубы и язык не мешают свободному прохождению воздуха. Звук [О] – гласный. Для его обозначения используем красный кружок. (Показывает красный кружок. Размещает на доске). 6. Фонетическое упражнение. Логопед: Вот вам кубик. Будем его бросать. Сколько точек на кубике выпадет, столько раз надо произносить звук [О]. Выполняем задание стоя. Дети выполняют. 7. Определение звука [О] в ряду звуков, слогов, слов. Логопед: А сейчас поиграем в игру «Соберём урожай». Собирать мы будем не овощи и фрукты, а звук [О]. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы, если услышите звук [О], возьмёте красный кружок и положите в корзинку. А,О,И,О,У,Р,О. . .; ОП, АП, ИП, ОП, УП, ОП. . ., ОСЛИК, ИВА, УШИ, НОС, УЛИЦА, ОСЕНЬ, МАК, ОСТРОВ. Дети выполняют. 8. Определение места звука [О] в словах. Логопед: Молодцы. Новая игра для вас. Давайте назовём картинки. (Показывает детям картинки: осень, окунь, осы, ослик, окна, обруч). Дети называют. Логопед: А теперь я эти картинки перемешаю и переверну. Каждый из вас вытащит картинку, посмотрит на изображение. Подумает, где в этом слове звук [О] (начале, середине, конце) и при помощи символа – красного кружка укажет на нашей полоске. Дети выполняют. По просьбе логопеда отвечают: У меня окна. В слове «окна» звук [О] в начале слова. 9. Знакомство с буквой О. Логопед: Вспомните, я вам говорила, что мы слышим и произносим звуки, а пишем и читаем буквы. Перед вами буква О. (Размещает на доске букву О большую и маленькую). Посмотрите, на что буква О похожа? Дети: буква О похожа на колесо, сушку и т. п. Логопед: Правильно. Послушайте стихотворение про букву О: (читает на выбор стихотворение про букву О). Давайте сложим букву О из пальцев. Дети выполняют. 10. Звуко-буквенный анализ. Логопед: Дети, послушайте, сколько звуков я сказала: ОИ. Дети: Два звука. Логопед: Какой звук первый? Дети: Первый звук [О]. Логопед: Правильно. Какой второй звук? Дети: Второй звук [И]. Логопед: Выложим при помощи кружков звукосочетание ОИ. Дети выкладывают. Логопед: А теперь вместо красных кружков выложим буквы. Дети выполняют. Логопед: Молодцы. Прочитаем, что у нас получилось. Дети читают: ОИ. 11. Выкладывание буквы О из природного материала. Логопед: Дети, посмотрите, у меня есть карточки с нанесенным на них пластилином и природный материал. Давайте выложим букву О, и подарим нашему ослику, ведь это первая буква в его имени. Дети выполняют. III. Подведение итогов. Логопед собирает буквы, которые выложили дети, вкладывает в конверт. Спрашивает детей, что им сегодня понравилось. Дети отвечают. Логопед дарит детям яблоки, оценивая их достижения. |