Опыт работы воспитателя высшей квалификационной категории моу «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида №78» Ленинского района города Саратова Кузьменко Светланы Александровны на тему «Поисково-познавательная деятельность»





Скачать 92.03 Kb.
НазваниеОпыт работы воспитателя высшей квалификационной категории моу «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида №78» Ленинского района города Саратова Кузьменко Светланы Александровны на тему «Поисково-познавательная деятельность»
Дата публикации12.07.2013
Размер92.03 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ «Начальная школа –

детский сад компенсирующего вида № 78»

Мезенцева Г.П.

«___»_____________ 2010г.

Опыт работы

воспитателя высшей квалификационной категории

МОУ «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида №78» Ленинского района города Саратова

Кузьменко Светланы Александровны

на тему «Поисково-познавательная деятельность».

2010г.
“ Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам, приобретают способность
самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми,

кто такой школы не прошел…”

К.Е.Тимирязев.

Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном строится на методах наглядных и практических. Особенно важен этот принцип при осуществлении естественно-научного и экологического образования.

Чтобы педагогический процесс был эффективным, в нашем учреждении МОУ «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида №78» в работе с детьми большое внимание уделяется проведению наблюдений и экспериментов с объектами неживой природы. Было решено создать лабораторию, она была оборудована в отдельном кабинете. Так я стала руководителем «научной» лаборатории «Неживая природа». Наша работа преследует цели и задачи, которые и решаются в процессе исследовательской деятельности с детьми.
Цели:

Развитие у детей познавательного интереса.

Повышение интереса к исследовательской деятельности.

Формирование основ научного мировоззрения.
Задачи:

Развитие навыков проведения лабораторных работ.

Развитие представлений о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Установление связи между живой и неживой природой.

Приобретение способностей самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы.

Развитие социальных навыков: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свою правоту.

Воспитание бережного отношения к природе.
В лабораторию приходят дети, начиная со второй младшей группы, т.к. в этом возрасте ярко проявляется любопытство (любознательность). Они начинают задавать многочисленные вопросы природоведческого содержания. Поэтому уже в этом возрасте ребенку полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Хотя дети этого возраста ещё не способны работать самостоятельно, они охотно делают это вместе со мной.

Итак, наша лаборатория «Неживая природа» - это отдельный кабинет, где мы проводим различные опыты и эксперименты. Рядом расположен огромный Зимний сад с разными растениями по особым зонам: светолюбивые, теневыносливые, влаголюбивые, суккулентные, сад кактусов.

Зона обучения в лаборатории хорошо освещена. Здесь размещаются стол, сидя за которым дети могут работать с дидактическими пособиями. В кабинете есть дидактический стол для работы с водой и песком, где ребенку предоставляется возможность самостоятельно экспериментировать, играть с этими материалами, исследовать их с помощью лупы, повторять опыты, которые он проводил под руководством педагога в лаборатории.

Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков.

Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала. Коллекции располагаются в специальных шкафах или на полках на уровне, доступном для детей.

В зоне коллекции в той или иной степени представлены (насколько это возможно) объекты неживой природы – коллекция камней.

Здесь же располагается технический комплекс: диапроектор, диафильмы, аудиокассеты, ноутбук. В помещении выставлены макеты природных зон России.

В лаборатории также находятся краны с водой и раковины. Это позволяет детям мыть руки сразу после занятий, а педагогам — быстро приводить в порядок стол и оборудование. Во время проведения опытов дети и воспитатель надевают фартуки.

Оборудование. Бросовые, в частности упаковочные, материалы разного размера и формы для проведения опытов: стаканчики разной степени прозрачности из-под йогуртов, сметаны и других молочных продуктов, мороженого, коробки из-под тортов и т.п., пластмассовые ложки для сыпучих материалов, палочки, трубочки для коктейля (новые), бумага для фильтрования (типа промокательной или салфетки), воздушные шарики.

Для демонстраций отдельных опытов собраны прозрачные пластмассовые банки для круп. В кабинете представлены лупы по количеству детей. В качестве дополнительного оборудования представлены микроскопы, барометр, термометры, песочные часы, комплекты для игр с водой, пробирки, спиртовка, компас, настольная лампа, зеркала.

Комплект оборудования для конкретного занятия готовится на каждого ребенка мною заранее и размещается на индивидуальном небольшом подносе или клеенке.

В лаборатории удобно хранятся природные материалы, предназначенные для проведения разных исследований: песок, глину, камни, (не образцы коллекций, а именно массовый материал для организации занятий).

Собран материал для экспериментирования: сыпучие и жидкие вещества для растворения в воде и фильтрации, которые находятся в стеклянных емкостях под плотными крышками в целях безопасности.

Работа по оформлению лаборатории «Неживая природа» продолжается.

В начале учебного года организую экскурсию в поселковую лабораторию при больнице. Дети знакомятся с работой лаборанта по исследованию организма человека по анализам. В дальнейшем в своей лаборатории мы “играем” в ученых-исследователей, надеваем специальные фартуки, на груди - бейджик надпись ученого у меня, а у детей: “Ученый Ваня” и т.д.

Прежде чем начать занятие, готовятся столы для опытов. На каждого ребенка: белая салфетка из ткани, небольшой поднос. А на нем уже какое-то оборудование и материал, в зависимости от того, какой опыт будем ставить. Детей завораживает уже то, что надевают специальные фартуки и знают, что сегодня они будут учеными-исследователями и узнают что-то новое, интересное. Поэтому с удовольствием и большим интересом участвуют в экспериментальной деятельности.

В лаборатории мы проводим в основном плановые наблюдения и эксперименты. Предлагая детям поставить опыт, сообщаю им цель и задачу, которая должна быть решена, даю время на обдумывание, а затем привлекаю детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Участие детей в планировании работы решает задачу развития детского мышления эффективнее, чем любой другой вид деятельности. И чтобы у детей не терялось ценное ощущение первооткрывателей, заранее не предсказываю конечный результат. Дается детям возможность во время экспериментирования проговаривать свои действия, поэтому дети работают увлеченно. Не обходятся и без помощи те дети, кто работает медленно, по какой-то причине отстают и теряют основную мысль. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формирование выводов. Иногда это делаем в словесной форме, а иногда отмечаем в мини-журнале, если этот эксперимент требует длительного наблюдения. После работы дети сами приводят в порядок рабочие места – моют и убирают оборудование, протирают столы, убирают мусор, моют руки с мылом. Особое внимание уделяется технике безопасности.

Работа в лаборатории обеспечивает личностно ориентированное взаимодействие педагога и ребенка. Я веду занятия-эксперименты вместе с ребенком, на равных, как партнеры, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

Я работала над проектом по поисково-познавательной деятельности в неживой природе «Волшебница Вода», собрала коллекцию загадок, стихов о воде в разных состояниях. Дети убедились, что от состояния объекта неживой природы воды - зависят все живые существа на занятиях «Я и река», «Кто живет в реке?», «Да здравствует вода!», «Вода нужна всем», «Почему воду надо беречь». На экспериментальных занятиях «Ходит капелька по кругу», «Вода вокруг нас», «Какой бывает вода» и т.д. дети узнали о свойствах воды, трех её состояниях, круговороте воды в природе. Часто использую в работе домашние задания для детей и родителей. Например, Катя Красько с мамой подготовили презентацию своего домашнего исследования «Зачем нужна вода?».

Незабываемо прошла экскурсия в поселок Соколовый на водоем. Дети побывали на роднике «Серебряный источник».

Я вела кружок с детьми старшей группы «Неизведанное рядом», в котором с помощью занимательных опытов, экспериментов побуждала детей к самостоятельному поиску причин, способов, действий, проявления творчества.

Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" проводили  опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др. В процессе проведения опытов задействую каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - ребята всё проделывают сами.
На занятиях кружка дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если", сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко, в земле или в песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы.

В этом году меня очень захватила новая тема «Камни и минералы». Со своими детьми средней группы мы рассматриваем камни на прогулке, собираем коллекции камней, играем в строительные игры с использованием камней на прогулке, составляем узоры из камней, ходим по камням для массажа ног, рассматриваем коллекции полудрагоценных камней (иллюстрации), читаем различные произведения о камнях.

После окончания курсов Intel «Обучение для будущего» активно использую видео презентации для работы с детьми. Например, к выполнению проекта «Волшебница Вода» я подготовила слайдшоу «Без воды нет жизни на Земле»; для ознакомления с разнообразием камней - «Камни и минералы», «Мир камней», планирую продолжить работу по созданию презентаций для ознакомления с объектами неживой природы.

Перечень информационно-справочных систем, которые я использую в работе:

www.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»

dob.1september.ru – Газета «Дошкольное воспитание»

www.ivalex.vistcom.ru – Сайт «Всё для детского сада»

www.solnet.ee – Журнал «Солнышко»

www.doshvozrast.ru – Сайт «Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье»

www.adalin.mospsy.ru – Сайт «Психологический центр Адалин»

www.mou78.ru – сайт нашего учреждения МОУ «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида № 78»

Я считаю, что в поисково-исследовательской деятельности ребенок получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому  стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.
Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

Главное достоинство экспериментов, которые я провожу в своей лаборатории, заключается в том, что они дают детям реальные представления о разных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. За несколько лет работы с детьми можно отметить положительное влияние экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков, на развитие у детей познавательного интереса, повышение интереса к исследовательской деятельности, на формирование основ научного мировоззрения.
В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:
"Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму".
Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Опыт работы воспитателя высшей квалификационной категории моу «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида №78» Ленинского района города Саратова Кузьменко Светланы Александровны на тему «Поисково-познавательная деятельность» iconИнновационного педагогического опыта
Моу «сош №63 с углубленным изучением отдельных предметов» Ленинского района города Саратова Федченко Елены Александровны
Опыт работы воспитателя высшей квалификационной категории моу «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида №78» Ленинского района города Саратова Кузьменко Светланы Александровны на тему «Поисково-познавательная деятельность» iconМетодическая разработка по познавательно-речевому развитию воспитателя...
Мбоу «сош с. Олуяз» Кукморского муниципального района рт, утвержденной приказом №35/6 от 31. 08. 2012г
Опыт работы воспитателя высшей квалификационной категории моу «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида №78» Ленинского района города Саратова Кузьменко Светланы Александровны на тему «Поисково-познавательная деятельность» iconПоложение об организации питания учащихся муниципального бюджетного...
Бюджетного образовательного учреждения «начальная школа-детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения №71»
Опыт работы воспитателя высшей квалификационной категории моу «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида №78» Ленинского района города Саратова Кузьменко Светланы Александровны на тему «Поисково-познавательная деятельность» iconДоклад муниципального дошкольного образовательного учреждения детский...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №13 (детский сад №13) функционирует с 1987 года...
Опыт работы воспитателя высшей квалификационной категории моу «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида №78» Ленинского района города Саратова Кузьменко Светланы Александровны на тему «Поисково-познавательная деятельность» iconДоклад муниципального дошкольного образовательного учреждения детского...
Вид доу детский сад компенсирующего вида II категории (IV вида для детей с нарушением зрения)
Опыт работы воспитателя высшей квалификационной категории моу «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида №78» Ленинского района города Саратова Кузьменко Светланы Александровны на тему «Поисково-познавательная деятельность» iconПубличный доклад директора Государственного бюджетного образовательного...
Учебно-методический комплекс подготовлен Ярощуком А. Б., доктором экономических наук, доцентом
Опыт работы воспитателя высшей квалификационной категории моу «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида №78» Ленинского района города Саратова Кузьменко Светланы Александровны на тему «Поисково-познавательная деятельность» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Опыт работы воспитателя высшей квалификационной категории моу «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида №78» Ленинского района города Саратова Кузьменко Светланы Александровны на тему «Поисково-познавательная деятельность» iconМоду детский сад №7 компенсирующего вида
Изучить опыт работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах. Накопление материала
Опыт работы воспитателя высшей квалификационной категории моу «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида №78» Ленинского района города Саратова Кузьменко Светланы Александровны на тему «Поисково-познавательная деятельность» iconПрограмма внеурочной деятельности мс(К)оу начальная школа-детский...
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Опыт работы воспитателя высшей квалификационной категории моу «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида №78» Ленинского района города Саратова Кузьменко Светланы Александровны на тему «Поисково-познавательная деятельность» iconОбразовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления
На основании Свидетельства о государственной аккредитации №50 от 09. 06. 2008г и приказа №827 от 09. 06. 2008г детский сад №7 «Буровичок»...
Опыт работы воспитателя высшей квалификационной категории моу «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида №78» Ленинского района города Саратова Кузьменко Светланы Александровны на тему «Поисково-познавательная деятельность» iconУтренняя гимнастика для школьников моу сош с. Варварино Тамалинского района Пензенской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида «Аленький цветочек»
Опыт работы воспитателя высшей квалификационной категории моу «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида №78» Ленинского района города Саратова Кузьменко Светланы Александровны на тему «Поисково-познавательная деятельность» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №23 компенсирующего вида Невского района города Санкт...
Опыт работы воспитателя высшей квалификационной категории моу «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида №78» Ленинского района города Саратова Кузьменко Светланы Александровны на тему «Поисково-познавательная деятельность» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Опыт работы воспитателя мдоу детский сад №1 п. Молоково Молоковского района Тверской области
Опыт работы воспитателя высшей квалификационной категории моу «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида №78» Ленинского района города Саратова Кузьменко Светланы Александровны на тему «Поисково-познавательная деятельность» iconМуниципальное автономное образовательное учреждение «лицей №36» ленинского...
Базовый учебник: Семакин И. Г информатика: учебник для 9 класса, Москва Бином Лаборатория знаний,2005
Опыт работы воспитателя высшей квалификационной категории моу «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида №78» Ленинского района города Саратова Кузьменко Светланы Александровны на тему «Поисково-познавательная деятельность» iconМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский...
Форма урока: диалог; индивидуальная подготовительная работа; проектно-исследовательская деятельность, проверка выполнения знаний...
Опыт работы воспитателя высшей квалификационной категории моу «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида №78» Ленинского района города Саратова Кузьменко Светланы Александровны на тему «Поисково-познавательная деятельность» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учителя географии первой квалификационной категории моу «Средняя общеобразовательная школа №166» Советского района г. Казани Ильиной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск