Скачать 92.03 Kb.
|
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида № 78» Мезенцева Г.П. «___»_____________ 2010г. Опыт работы воспитателя высшей квалификационной категории МОУ «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида №78» Ленинского района города Саратова Кузьменко Светланы Александровны на тему «Поисково-познавательная деятельность». 2010г. “ Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел…” К.Е.Тимирязев. Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном строится на методах наглядных и практических. Особенно важен этот принцип при осуществлении естественно-научного и экологического образования. Чтобы педагогический процесс был эффективным, в нашем учреждении МОУ «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида №78» в работе с детьми большое внимание уделяется проведению наблюдений и экспериментов с объектами неживой природы. Было решено создать лабораторию, она была оборудована в отдельном кабинете. Так я стала руководителем «научной» лаборатории «Неживая природа». Наша работа преследует цели и задачи, которые и решаются в процессе исследовательской деятельности с детьми. Цели: Развитие у детей познавательного интереса. Повышение интереса к исследовательской деятельности. Формирование основ научного мировоззрения. Задачи: Развитие навыков проведения лабораторных работ. Развитие представлений о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Установление связи между живой и неживой природой. Приобретение способностей самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы. Развитие социальных навыков: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свою правоту. Воспитание бережного отношения к природе. В лабораторию приходят дети, начиная со второй младшей группы, т.к. в этом возрасте ярко проявляется любопытство (любознательность). Они начинают задавать многочисленные вопросы природоведческого содержания. Поэтому уже в этом возрасте ребенку полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Хотя дети этого возраста ещё не способны работать самостоятельно, они охотно делают это вместе со мной. Итак, наша лаборатория «Неживая природа» - это отдельный кабинет, где мы проводим различные опыты и эксперименты. Рядом расположен огромный Зимний сад с разными растениями по особым зонам: светолюбивые, теневыносливые, влаголюбивые, суккулентные, сад кактусов. Зона обучения в лаборатории хорошо освещена. Здесь размещаются стол, сидя за которым дети могут работать с дидактическими пособиями. В кабинете есть дидактический стол для работы с водой и песком, где ребенку предоставляется возможность самостоятельно экспериментировать, играть с этими материалами, исследовать их с помощью лупы, повторять опыты, которые он проводил под руководством педагога в лаборатории. Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала. Коллекции располагаются в специальных шкафах или на полках на уровне, доступном для детей. В зоне коллекции в той или иной степени представлены (насколько это возможно) объекты неживой природы – коллекция камней. Здесь же располагается технический комплекс: диапроектор, диафильмы, аудиокассеты, ноутбук. В помещении выставлены макеты природных зон России. В лаборатории также находятся краны с водой и раковины. Это позволяет детям мыть руки сразу после занятий, а педагогам — быстро приводить в порядок стол и оборудование. Во время проведения опытов дети и воспитатель надевают фартуки. Оборудование. Бросовые, в частности упаковочные, материалы разного размера и формы для проведения опытов: стаканчики разной степени прозрачности из-под йогуртов, сметаны и других молочных продуктов, мороженого, коробки из-под тортов и т.п., пластмассовые ложки для сыпучих материалов, палочки, трубочки для коктейля (новые), бумага для фильтрования (типа промокательной или салфетки), воздушные шарики. Для демонстраций отдельных опытов собраны прозрачные пластмассовые банки для круп. В кабинете представлены лупы по количеству детей. В качестве дополнительного оборудования представлены микроскопы, барометр, термометры, песочные часы, комплекты для игр с водой, пробирки, спиртовка, компас, настольная лампа, зеркала. Комплект оборудования для конкретного занятия готовится на каждого ребенка мною заранее и размещается на индивидуальном небольшом подносе или клеенке. В лаборатории удобно хранятся природные материалы, предназначенные для проведения разных исследований: песок, глину, камни, (не образцы коллекций, а именно массовый материал для организации занятий). Собран материал для экспериментирования: сыпучие и жидкие вещества для растворения в воде и фильтрации, которые находятся в стеклянных емкостях под плотными крышками в целях безопасности. Работа по оформлению лаборатории «Неживая природа» продолжается. В начале учебного года организую экскурсию в поселковую лабораторию при больнице. Дети знакомятся с работой лаборанта по исследованию организма человека по анализам. В дальнейшем в своей лаборатории мы “играем” в ученых-исследователей, надеваем специальные фартуки, на груди - бейджик надпись ученого у меня, а у детей: “Ученый Ваня” и т.д. Прежде чем начать занятие, готовятся столы для опытов. На каждого ребенка: белая салфетка из ткани, небольшой поднос. А на нем уже какое-то оборудование и материал, в зависимости от того, какой опыт будем ставить. Детей завораживает уже то, что надевают специальные фартуки и знают, что сегодня они будут учеными-исследователями и узнают что-то новое, интересное. Поэтому с удовольствием и большим интересом участвуют в экспериментальной деятельности. В лаборатории мы проводим в основном плановые наблюдения и эксперименты. Предлагая детям поставить опыт, сообщаю им цель и задачу, которая должна быть решена, даю время на обдумывание, а затем привлекаю детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Участие детей в планировании работы решает задачу развития детского мышления эффективнее, чем любой другой вид деятельности. И чтобы у детей не терялось ценное ощущение первооткрывателей, заранее не предсказываю конечный результат. Дается детям возможность во время экспериментирования проговаривать свои действия, поэтому дети работают увлеченно. Не обходятся и без помощи те дети, кто работает медленно, по какой-то причине отстают и теряют основную мысль. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формирование выводов. Иногда это делаем в словесной форме, а иногда отмечаем в мини-журнале, если этот эксперимент требует длительного наблюдения. После работы дети сами приводят в порядок рабочие места – моют и убирают оборудование, протирают столы, убирают мусор, моют руки с мылом. Особое внимание уделяется технике безопасности. Работа в лаборатории обеспечивает личностно ориентированное взаимодействие педагога и ребенка. Я веду занятия-эксперименты вместе с ребенком, на равных, как партнеры, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность. Я работала над проектом по поисково-познавательной деятельности в неживой природе «Волшебница Вода», собрала коллекцию загадок, стихов о воде в разных состояниях. Дети убедились, что от состояния объекта неживой природы воды - зависят все живые существа на занятиях «Я и река», «Кто живет в реке?», «Да здравствует вода!», «Вода нужна всем», «Почему воду надо беречь». На экспериментальных занятиях «Ходит капелька по кругу», «Вода вокруг нас», «Какой бывает вода» и т.д. дети узнали о свойствах воды, трех её состояниях, круговороте воды в природе. Часто использую в работе домашние задания для детей и родителей. Например, Катя Красько с мамой подготовили презентацию своего домашнего исследования «Зачем нужна вода?». Незабываемо прошла экскурсия в поселок Соколовый на водоем. Дети побывали на роднике «Серебряный источник». Я вела кружок с детьми старшей группы «Неизведанное рядом», в котором с помощью занимательных опытов, экспериментов побуждала детей к самостоятельному поиску причин, способов, действий, проявления творчества. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" проводили опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др. В процессе проведения опытов задействую каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - ребята всё проделывают сами. На занятиях кружка дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если", сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы. Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко, в земле или в песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы. В этом году меня очень захватила новая тема «Камни и минералы». Со своими детьми средней группы мы рассматриваем камни на прогулке, собираем коллекции камней, играем в строительные игры с использованием камней на прогулке, составляем узоры из камней, ходим по камням для массажа ног, рассматриваем коллекции полудрагоценных камней (иллюстрации), читаем различные произведения о камнях. После окончания курсов Intel «Обучение для будущего» активно использую видео презентации для работы с детьми. Например, к выполнению проекта «Волшебница Вода» я подготовила слайдшоу «Без воды нет жизни на Земле»; для ознакомления с разнообразием камней - «Камни и минералы», «Мир камней», планирую продолжить работу по созданию презентаций для ознакомления с объектами неживой природы. Перечень информационно-справочных систем, которые я использую в работе: www.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование» dob.1september.ru – Газета «Дошкольное воспитание» www.ivalex.vistcom.ru – Сайт «Всё для детского сада» www.solnet.ee – Журнал «Солнышко» www.doshvozrast.ru – Сайт «Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье» www.adalin.mospsy.ru – Сайт «Психологический центр Адалин» www.mou78.ru – сайт нашего учреждения МОУ «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида № 78» Я считаю, что в поисково-исследовательской деятельности ребенок получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования. Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём. Главное достоинство экспериментов, которые я провожу в своей лаборатории, заключается в том, что они дают детям реальные представления о разных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. За несколько лет работы с детьми можно отметить положительное влияние экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков, на развитие у детей познавательного интереса, повышение интереса к исследовательской деятельности, на формирование основ научного мировоззрения. В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу: "Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму". Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём. |
Инновационного педагогического опыта Моу «сош №63 с углубленным изучением отдельных предметов» Ленинского района города Саратова Федченко Елены Александровны | Методическая разработка по познавательно-речевому развитию воспитателя... Мбоу «сош с. Олуяз» Кукморского муниципального района рт, утвержденной приказом №35/6 от 31. 08. 2012г | ||
Положение об организации питания учащихся муниципального бюджетного... Бюджетного образовательного учреждения «начальная школа-детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения №71» | Доклад муниципального дошкольного образовательного учреждения детский... Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №13 (детский сад №13) функционирует с 1987 года... | ||
Доклад муниципального дошкольного образовательного учреждения детского... Вид доу детский сад компенсирующего вида II категории (IV вида для детей с нарушением зрения) | Публичный доклад директора Государственного бюджетного образовательного... Учебно-методический комплекс подготовлен Ярощуком А. Б., доктором экономических наук, доцентом | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Моду детский сад №7 компенсирующего вида Изучить опыт работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах. Накопление материала | ||
Программа внеурочной деятельности мс(К)оу начальная школа-детский... Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | Образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления На основании Свидетельства о государственной аккредитации №50 от 09. 06. 2008г и приказа №827 от 09. 06. 2008г детский сад №7 «Буровичок»... | ||
Утренняя гимнастика для школьников моу сош с. Варварино Тамалинского района Пензенской области Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида «Аленький цветочек» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №23 компенсирующего вида Невского района города Санкт... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Опыт работы воспитателя мдоу детский сад №1 п. Молоково Молоковского района Тверской области | Муниципальное автономное образовательное учреждение «лицей №36» ленинского... Базовый учебник: Семакин И. Г информатика: учебник для 9 класса, Москва Бином Лаборатория знаний,2005 | ||
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский... Форма урока: диалог; индивидуальная подготовительная работа; проектно-исследовательская деятельность, проверка выполнения знаний... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учителя географии первой квалификационной категории моу «Средняя общеобразовательная школа №166» Советского района г. Казани Ильиной... |