МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ» имени Ивана Фёдорова \УТВЕРЖДАЮ Первый проректор по учебной работе ______________Т.В. Маркелова
«_____» ___________2012
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Наименование дисциплины ____Экология______________________
(указывается наименование в соответствии с учебным планом) По направлению подготовки 050000.62 – Профессиональное обучение
(указываются код и наименование направления подготовки) По профилю подготовки __Профессиональное обучение по отраслям___
(указывается наименование профиля в соответствии с ПрООП) Факультет _____ФПТ________________________
Кафедра химии
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Москва — 2012
Разработчик:
Доцент к.х.н. М.В. Зеленская
Рецензенты:
Проф. д.х.н., проф. А.П.Кондратов
(занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)
Проф. д.х.н., проф. В.Ю.Конюхов
(занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «_Химия_»
(дата) ____________ 201 г, протокол № . Зав. кафедрой ________________/ / Одобрена Советом факультета ФПТ _________________________________
(дата) ____________ 2012 г, протокол № Председатель______________/ /
Индекс по учебному плану
| Цикл
| Компонент
| Базовая часть
| вариативная часть
| по выбору студента
| Б2. 6
| Гуманитарный и социальный
и экономический цикл
|
|
|
| Математический и естественнонаучный цикл
| Х
|
|
| Профессиональный цикл
|
|
|
|
Форма
обучения
| курс
| семестр
| Трудоемкость дисциплины в часах
| Форма
итогового
контроля
| Всего часов
| Аудиторных часов
| Лекции
| Семинарские (практически) занятия
| Лабораторные занятия
| Курсовая
Работа (проект)
| Самостоятельная работа
|
| Очная
| 2
| 3
| 108
| 36
| 18
| 9
| 9
|
| 72
| зачет
| Очно-заочная
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Заочная
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения дисциплины «Экология» являются:
- ознакомление студентов с концептуальными основами экологии как современной комплексной фундаментальной науки о биосфере и экосистемах;
- формирование у студентов целостного естественнонаучного, экологического мировоззрения на основе знания особенностей функционирования экосистем;
- воспитание навыков экологической культуры.
Дисциплина является естественнонаучной.
Задачи дисциплины:
- изучение основных законов и концепций экологии, основных свойств живых систем, средообразующей функции живого, структуры и эволюции биосферы и роли в ней человека;
- формирование представлений о принципах функционирования и пределах устойчивости экосистем и биосферы, о взаимодействии человека с природной средой, о причинах экологических кризисных ситуаций и о возможности их преодоления.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.2.5. Математический, естественнонаучный и информационный цикл. Базовая часть» ФГОС по направлению подготовки «Профессиональное обучение».
Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные в результате обучения в средней общеобразовательной школе. Существует логическая и содержательно-методическая взаимосвязь дисциплины «Экология» с другими дисциплинами цикла – математикой, физикой и химией. Дисциплина «Экология» служит естественной базой для более глубокого усвоения таких дисциплин, как:
Безопасность жизнедеятельности;
Материаловедение в полиграфическом и упаковочном производствах;
Технология печатных процессов;
Утилизация и вторичная переработка материалов и изделий.
3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЯ» Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки «Профессиональное обучение»:
а) общекультурных (ОК):
владением правовыми и нравственными нормами экологического поведения (ОК-12);
наличием целостного представления о картине мира, ее научных основах (ОК-14);
способностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессионально-педагогической деятельности (ОК-16),
готовность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессионально- педагогической деятельности (ОК-17);
б) профессиональных (ПК):
способностью выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих (специалистов) (ПК-1);
способностью организовывать научно-исследовательскую работу обучающихся (ПК-11);
готовность к повышению производительности труда и качества продукции, экономии ресурсов и безопасности (ПК-33).
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
- структуру биосферы; экосистемы; взаимоотношения организма и среды; экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы.
уметь:
- использовать знания фундаментальных основ, подходы и методы математики, физики, химии и экологии в обучении и профессиональной деятельности, в интегрировании имеющихся знаний, наращивании накопленных знаний;
- формировать и аргументировать собственные суждения и научную позицию по научным и техническим проблемам, возникающим в профессиональной деятельности с учетом экологических и социальных последствий;
владеть:
-навыками использования современных подходов и методов физики, химии и экологии в обучении и профессиональной деятельности. 4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестр
| 3
| -
| -
| -
| Аудиторные занятия (всего)
| 36
| 36
|
|
|
| В том числе:
| -
| -
| -
| -
| -
| Лекции
| 18
| 18
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 9
| 9
| -
| -
| -
| Семинары (С)
| -
| -
| -
| -
| -
| Лабораторные работы (ЛР)
| 9
| 9
|
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 72
| 72
|
|
|
| В том числе:
| -
| -
| -
| -
| -
| Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
|
| Расчетно-графические работы
| -
| -
| -
| -
| -
| Реферат
| -
| -
| -
| -
| -
| Другие виды самостоятельной работы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
| зачет
| зачет
|
|
|
| Общая трудоемкость часов
| 108
| 108
|
|
|
|
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭКОЛОГИИ. Экология как наука о взаимоотношении живых организмов с неживой средой их обитания. Биосфера и развитие В.И.Вернадским учения о биосфере. Ноосфера. Экосистемы как структурные элементы биосферы.
Три типа вещества в биосфере – косное, биокосное, живое. Способы накопления и распространения солнечной энергии в биосфере - геохимический и биогеохимический круговороты веществ и энергии.
Теория происхождения жизни А.И. Опарина. Прокариоты и эукариоты. Роль живых организмов в формировании почвы, состава атмосферы, поверхностных вод и, следовательно, в эволюции климата планеты.
Классификация живых организмов по типу питания - автотрофы и гетеротрофы; их роль в биологическом круговороте веществ и энергии.
Современные экологические проблемы: изменение атмосферы и климата, негативные изменения литосферы и гидросферы, изменение биоты, нерациональное использование и истощение запасов природных ресурсов, негативное влияние загрязненной окружающей среды на здоровье человека и т.д.
Условная классификация загрязнений окружающей среды: механическое, химическое, физическое и биологическое. Экологический мониторинг, классификация систем мониторинга.
Предельно-допустимые концентрации (ПДК) веществ в окружающей среде.
Разновидности ПДК и единицы их измерения для различных сред – атмосферы, почвы, водоема. Классы опасности веществ.
Раздел 2. ЗАЩИТА ГИДРОСФЕРЫ
|