МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ» имени Ивана Фёдорова УТВЕРЖДАЮ Первый проректор по учебной работе ______________Т.В. Маркелова
«_____» ___________2012
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Наименование дисциплины ____ Химия _________________
(указывается наименование в соответствии с учебным планом) По направлению подготовки 151000 – «Технологические машины и оборудование»
(указываются код и наименование направления подготовки) По профилю подготовки _Полиграфические машины и автоматизированные комплексы
(указывается наименование профиля в соответствии с ПрООП) Факультет _ФПТ____________________________
Кафедра химии
Квалификация (степень) выпускника бакалавр Москва — 2012
Разработчики:
_доцент______________ _канд. хим. наук_ __А.М. Шаповалов__
(занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия) ___________________ _________________ _____________________ (занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)
Рецензенты:
___________________ __________________ _____________________
(занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия) ___________________ _________________ _____________________ (занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры химии
«_____» (дата) ____________ 201 г, протокол № . Зав. кафедрой ________________/ В.А. Наумов /
Одобрена Советом факультета ___ФПТ______________________________
(дата) ____________ 201 г, протокол № Председатель ______________/ /
Индекс по учебному плану
| Цикл
| Компонент
| Базовая часть
| вариативная часть
| по выбору
студента
| Б.2.1.3.
| Гуманитарный, социальный
и экономический цикл
|
|
|
| Математический и естественнонаучный цикл
| x
|
|
| Профессиональный цикл
|
|
|
|
Форма
обучения
| курс
| семестр
| Трудоемкость дисциплины в часах
| Форма
итогового
контроля
| Всего часов
| Аудиторных часов
| Лекции
| Семинарские (практические)
занятия
| Лабораторные
занятия
| Курсовая
Работа (проект)
| Самостоятельная работа
|
| Очная
| 1
| 1
| 144
| 51
| 18
| –
| 36
| –
| 54
| Экз.
| Очно-заочная
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Заочная
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Цели и задачи дисциплины:
Цель изучения дисциплины «Химия» заключается в формировании у студентов диалектико-материалистического мировоззрения и развитии химического мышления, а также в изучении свойств технических материалов и применении этих знаний при изучении специальных дисциплин и в дальнейшей производственной деятельности.
В процессе изучения дисциплины «Химия» закладывается общенаучный и профессиональный фундамент, формируются основные приемы познавательной деятельности, без которых не может обойтись ни один специалист.
Задачи дисциплины:
• овладение основными научными положениями современной химической науки;
• овладение химическими понятиями и законами;
• овладение методами химических исследований и анализа;
• овладение методами химических расчетов.
_____________________________________________________________________________ 2. Место дисциплины в структуре ООП:
Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.2. Математический, естественнонаучный цикл. Базовая часть» ФГОС по направлению подготовки «Технологические машины и оборудование».
Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные в результате обучения в средней общеобразовательной школе. Существует логическая и содержательно-методи-ческая взаимосвязь дисциплины «Химия» с другими дисциплинами цикла – математикой и физикой. Дисциплина «Химия» служит естественной базой для более глубокого усвоения таких дисциплин как «Экология» и «Материаловедение», для которых она является предшествующей.
(указывается цикл, к которому относится дисциплина; формулируются требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для ее изучения; определяются дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей) 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
– способности к целенаправленному применению базовых знаний в области математических, естественных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности (ОК-9);
– умения выбирать основные и вспомогательные материалы и способы реализации основных технологических процессов и применять прогрессивные методы эксплуатации технологического оборудования при изготовлении изделий машиностроения (ОК-11);
– умения применять современные методы для разработки малоотходных, энергосберегающих и экологически чистых машин, приводов, систем, различных комплексов, машиностроительных технологий, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности людей, их защиту от возможных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, умение применять способы рационального использования сырьевых, энергетических и других видов ресурсов в машиностроении (ОК-12);
– обладания достаточными для профессиональной деятельности навыками работы с персональным компьютером (ОК-13).
(указываются в соответствии с ФГОС ВПО) В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
– принципы использования природных ресурсов, энергии и материалов;
– основные математические, физические, химические и др. положения, законы и др. сведения, необходимые для применения в конкретной предметной области при изготовлении машиностроительной продукции. Уметь:
– применять физико-математические методы для проектирования изделий и технологических процессов в машиностроении с применением стандартных – использовать фундаментальные понятия, законы и модели современной химии;
– проводить химические реакции и процессы;
– проводить расчёты по химическим реакциям;
– использовать методы теоретического и экспериментального исследования в химии.
Владеть:
– специальной терминологией;
– фундаментальными понятиями, законами и моделями современной химии. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет ______4_____ зачетных единиц.
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
| 1
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 54
| 54
|
|
|
| В том числе:
| -
| -
| -
| -
| -
| Лекции
| 18
| 18
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| –
| –
|
|
|
| Семинары (С)
| –
| –
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| 36
| 36
|
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 54
| 54
|
|
|
| В том числе:
| -
| -
| -
| -
| -
| Курсовой проект (работа)
| –
| –
|
|
|
| Расчетно-графические работы
| –
| –
|
|
|
| Реферат
| –
| –
|
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
| –
| –
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
| Экз.
| Экз.
|
|
|
| Общая трудоемкость час
зач. ед.
| 144
| 144
|
|
|
| 4
| 4
|
|
|
|
5. Содержание дисциплины
5.1.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
| 1.
| Тема 1. Строение атома.
|
| 2.
| Тема 2. Периодический закон Д.И.Менделеева
|
| 3.
| Тема 3. Химическая связь
|
| 4.
| Тема 4. Энергетика химических процессов
|
| 5.
| Тема 5. Химическая кинетика и равновесия в гомогенных системах
|
| 6.
| Тема 6. Растворы
|
| 7.
| Тема 7. Металлы и сплавы
|
| 8.
| Тема 8. Электрохимические процессы
|
| 9.
| Тема 9. Коррозия металлов
|
| 10.
| Тема 10. Электролиз и электроосаждение металлов
|
| 11.
| Тема 11. Химические процессы в полиграфии
|
| (Содержание указывается в дидактических единицах. По усмотрению разработчиков материал может излагаться не в форме таблицы) 5.1.2.Содержание разделов дисциплины Введение
Химия как часть естествознания. Предмет химии. Вещество. Виды химических реакций. Связь химии с другими науками. Значение химии в формировании мышления, изучении природы и развитии техники. Химия и проблемы экологии. Раздел 1. Основы строения вещества
|