Федеральная космическая программа россии





Скачать 275.59 Kb.
НазваниеФедеральная космическая программа россии
страница1/2
Дата публикации31.07.2013
Размер275.59 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
  1   2
У
Полный вариант Основных положений ФКП для открытого опубликования на веб-сайте Роскосмоса
ТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 22 октября 2005 г. № 635

ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РОССИИ

на 2006 - 2015 годы
Основные положения
Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы имеет следующую структуру:


  • Паспорт программы

  1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа

  2. Цель и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели

  3. Система программных мероприятий

  4. Ресурсное обеспечение Программы

  5. Механизм реализации Программы

  6. Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы

  • Приложение №1. Целевые индикаторы и показатели Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы

  • Приложение №2. Мероприятия Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы

  • Приложение №3. Ресурсное обеспечение Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы

  • Приложение №4. Методика оценки эффективности Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы


Паспорт программы (основные положения)
Наименование Программы - Федеральная космическая программа России на 2006 - 2015 годы

Дата принятия решения о разработке Программы - 3 апреля 2003 г. (протокол заседания Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 11)
Государственный заказчик - Федеральное космическое агентство

Основные разработчики Программы - Федеральное космическое агентство, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральное агентство по рыболовству, Федеральное агентство по геодезии и картографии, Российская академия наук, федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения», федеральное государственное унитарное предприятие «Организация «Агат», федеральное государственное унитарное предприятие «Исследовательский центр имени М.В.Келдыша», федеральное государственное унитарное предприятие «Научно-производственное объединение «Техномаш»

Цель Программы - удовлетворение растущих потребностей государственных структур, регионов, а также населения страны в космических средствах и услугах на основе:


  • расширения и повышения эффективности использования космического пространства для решения стоящих перед Российской Федерацией задач в экономической, социальной, научной, культурной и других областях деятельности, а также в интересах безопасности страны;

  • расширения международного сотрудничества в области космической деятельности и выполнения международных обязательств Российской Федерации в этой области, разработки, применения и поставок ракетно-космической техники;

  • укрепления и развития космического потенциала Российской Федерации, обеспечивающего создание и использование требуемой номенклатуры космических систем и комплексов с характеристиками, соответствующими мировому уровню развития космической техники, а также гарантированный доступ и необходимое присутствие в космическом пространстве



Основные задачи Программы -


  • развитие, восполнение и поддержание орбитальной группировки космических аппаратов в интересах социально-экономической сферы, науки и безопасности страны (связь, телевещание, ретрансляция, дистанционное зондирование Земли, гидрометеорология, экологический мониторинг, контроль чрезвычайных ситуаций, фундаментальные космические исследования, космические микрогравитационные исследования);

  • создание, развертывание и эксплуатация элементов российского сегмента международной космической станции для проведения фундаментальных и прикладных исследований, реализация долгосрочной программы научно-прикладных исследований и экспериментов, планируемых на российском сегменте международной космической станции;

  • обеспечение функционирования российского сегмента международной спутниковой системы поиска и спасания КОСПАС – САРСАТ;

  • создание перспективных средств выведения космических аппаратов;

  • поддержание объектов космодрома Байконур и их развитие;

  • обеспечение создания изделий ракетно-космической техники с характеристиками мирового уровня



Сроки и этапы реализации Программы – 2006 – 2015 годы
На первом этапе (период до 2010 года) создаются:


  • система фиксированной космической связи и телевещания в составе 13 космических аппаратов;

  • система подвижной спутниковой связи в составе 6 космических аппаратов;

  • система космического метеорологического мониторинга в составе 5 космических аппаратов;

  • система космического мониторинга окружающей среды в составе 4 космических аппаратов;

  • космические комплексы для фундаментальных космических исследований в составе 2 обсерваторий для астрофизических исследований,

  • 1 космического аппарата для исследования Солнца и солнечно-земных связей,

  • 1 космического аппарата для исследования Марса и доставки грунта Фобоса на Землю, одиночных малых космических аппаратов и космических аппаратов для медико-биологических исследований;

  • российский сегмент международной спутниковой системы поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ в составе 2 космических аппаратов;

  • российский сегмент международной космической станции в составе 5 модулей;

  • многофункциональный комплекс наземных средств приема, регистрации и обработки космической информации и интегрированная спутниковая система дистанционного зондирования Земли на его основе.


На втором этапе (период до 2015 года) обеспечивается наращивание и поддержание орбитальных группировок:


  • системы фиксированной космической связи и телевещания в составе 26 космических аппаратов;

  • многофункциональной системы ретрансляции в составе 2 космических аппаратов;

  • системы подвижной спутниковой связи в составе 12 космических аппаратов;

  • системы космического метеорологического мониторинга в составе 3 космических аппаратов четвертого поколения и 2 космических аппаратов третьего поколения;

  • системы космического мониторинга окружающей среды в составе 5 космических аппаратов;

  • космических комплексов для проведения фундаментальных космических исследований в составе 3 обсерваторий для астрофизических исследований;

  • 3 космических аппаратов для исследования Солнца и солнечно-земных связей; 1 космического аппарата для исследования Луны, одиночных малых космических аппаратов и космических аппаратов для медико-биологических исследований;

  • российского сегмента международной космической системы поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ в составе 2 космических аппаратов;

  • российского сегмента международной космической станции в составе 8 модулей;

  • космических комплексов технологического назначения в составе 1 космического аппарата и одиночных космических аппаратов с малым сроком активного существования


Объемы и источники финансирования Программы
Мероприятия Программы выполняются за счет средств федерального бюджета в объеме 305 млрд. рублей и привлекаемых внебюджетных средств в объеме 181,81 млрд. рублей.

Недофинансирование работ, выполняемых за счет внебюджетных средств, не влечет за собой дополнительных обязательств федерального бюджета и федеральных органов исполнительной власти
Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации определены такие общенациональные задачи, как удвоение внутреннего валового продукта за 10 лет, рост благосостояния людей и обеспечение национальной безопасности. Исходя из этого, стратегическими целями Российской Федерации являются:


  • повышение качества жизни населения;

  • обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста;

  • создание потенциала для будущего развития;

  • повышение уровня национальной безопасности.


Достижению этих целей должны быть подчинены государственные приоритеты, в том числе и приоритеты космической деятельности, реализуемой на основе современных высокотехнологичных космических средств.
В Российской Федерации исследование и использование космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел, являются важнейшими приоритетами государственных интересов (Закон Российской Федерации «О космической деятельности»).
Важнейшие направления космической деятельности Российской Федерации определены Основами политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2010 года и Основами военно-технической политики Российской Федерации на период до 2015 года и дальнейшую перспективу, утвержденными Президентом Российской Федерации соответственно 6 февраля 2001 г. и 11 марта 2003 г.
Приоритетными направлениями космической деятельности, способствующими достижению стратегических целей, являются:


  • мониторинг окружающей среды и околоземного пространства, контроль чрезвычайных ситуаций и экологических бедствий, исследование природных ресурсов Земли;

  • обеспечение спутниковой связи и вещания на всей территории Российской Федерации, в том числе удовлетворение государственных

  • нужд в доведении до населения социально-ориентированного блока радиотелевизионных программ, обеспечение президентской, правительственной и специальной связи, обеспечение связи в интересах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в интересах обороны, безопасности страны и охраны правопорядка;

  • обеспечение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления геофизической, в том числе гидрометеорологической информацией;

  • реализация космических проектов в интересах расширения знаний о Земле, Солнечной системе и Вселенной, проведение фундаментальных научных исследований в области астрофизики, планетологии, физики Солнца и солнечно-земных связей;

  • обеспечение равноправного участия Российской Федерации в международных космических программах и проектах с целью гарантированного доступа к конечным результатам реализации этих программ (проектов);

  • осуществление орбитальных пилотируемых полетов в интересах развития экономики, науки, решения прикладных задач;

  • отработка технологий производства в космосе новых материалов и высокочистых веществ.


До 2015 года прогнозируется существенный рост потребностей социально–экономической сферы, науки и международного сотрудничества в космических средствах и услугах. Будет востребовано единое информационное пространство страны, включающее до 650 стволов фиксированной связи и вещания (в настоящее время - 280 стволов). Государственные нужды в этот период возрастут от 40 в настоящее время до 120 стволов в различных диапазонах частот, повысятся требования к мощности излучения сигнала. Существенно возрастут потребности в подвижной и персональной связи, в непосредственном теле– и радиовещании. Сохранится актуальность ретрансляции информации наблюдения, контроля и управления автоматическими космическими аппаратами, пилотируемыми комплексами, включая международную космическую станцию.
Для составления достоверных прогнозов погоды и решения других задач гидрометеорологии потребуется обеспечить возможность глобального наблюдения атмосферы и подстилающей поверхности в масштабе времени, близком реальному.
Для контроля чрезвычайных ситуаций и решения наиболее оперативных природоресурсных задач необходимо обеспечить к 2010 году наблюдение земной поверхности с суммарной площадью 20 - 30 млн.кв. километров (территории России и прилегающих зон экономических интересов). При этом отдельные регионы должны наблюдаться с периодичностью от 3 часов до 1 суток и разрешением до 1 - 5 м. С учетом коммерческих и экономических интересов Российской Федерации к 2015 году общая площадь наблюдаемой территории возрастет до 50 - 70 млн.кв километров с разрешением 1 - 5 метров и периодичностью по отдельным районам от реального масштаба времени до 1 суток. Особую важность приобретет задача прогноза техногенных и природных чрезвычайных ситуаций. Космическими средствами должно быть обеспечено осуществление постоянного экологического мониторинга территории Российской Федерации, а также контроля за состоянием особо важных объектов.
Должны быть выполнены международные обязательства Российской Федерации в отношении международной спутниковой системы поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ, эффективность которой подтверждена многолетней практикой применения.
Для реализации программы фундаментальных космических исследований, разработанной Российской академией наук, в период до 2015 года необходимо обеспечить потребности научных школ страны в данных наблюдений для изучения астрофизических объектов, изучения планет и Солнца, прогноза и оперативного мониторинга «космической погоды», открытия принципиально новых источников энергии, предупреждения о надвигающихся космических катастрофах, прогноза геофизических явлений, поиска внеземных форм жизни.
В этот период необходимо также обеспечить проведение в условиях космоса экспериментов с участием человека для ускорения отработки нового поколения космической техники, изучения физики процессов и организации производства материалов и биопрепаратов со свойствами, не достижимыми в земных условиях, развития техники и технологий обеспечения полета человека к планетам Солнечной системы, а также выполнение международных обязательств Российской Федерации в отношении международной космической станции. Должно быть обеспечено решение задачи беспрепятственного выхода в космос с территории Российской Федерации.
Основой космической деятельности являются российские космические средства, создание и развитие которых ускоряет процесс становления экономики, обеспечивает эффективное развитие науки, техники и социальной сферы, укрепляет оборонную мощь страны. Если государственные потребности в космических средствах и услугах не будут обеспечены путем создания и развития российских космических средств, они будут удовлетворяться приобретением услуг на мировом рынке, что потребует больших экономических затрат, значительно уменьшит возможности для инновационного пути развития отечественной экономики, увеличит разрыв между Российской Федерацией и наиболее развитыми странами мира в постиндустриальном обществе.
Ускоренное развитие российских космических средств будет способствовать достижению поставленных руководством страны целей по удвоению внутреннего валового продукта в течение ближайших 10 лет, прежде всего в области машиностроения, в том числе в ракетно-космической промышленности, переходу на инновационный путь развития экономики, решению проблем социального строительства и государственного управления, повышению конкурентоспособности космической техники и услуг на внутреннем и мировом рынках. Последнее особенно актуально в связи с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию.
Развитие российских космических средств позволило обеспечить увеличение объемов внешнеторгового оборота и повышение качества участия в международных экономических процессах; использование конкурентных преимуществ в экспорте наукоемкой продукции; безопасность и социальную стабильность; повышение уровня использования научных достижений в производстве (инноваций на российских организациях и создание системы государственно-частного партнерства. Космическая деятельность Российской Федерации, находясь на передовых рубежах мировой космонавтики, способствует сокращению существующего разрыва между Российской Федерацией и наиболее развитыми странами мира (формированию современного постиндустриального общества) и направлена на наиболее полное удовлетворение потребностей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и населения страны в информации и услугах, предоставляемых только с использованием космических средств.
Однако в силу негативных экономических условий, сложившихся в конце XX столетия, дальнейшее развитие российских космических средств связано с разрешением следующей проблемной ситуации. Российская орбитальная группировка космических аппаратов социально-экономического и научного назначения, кроме связи и вещания, отстает в своем развитии от уровня, требуемого для полного решения задач в интересах социально-экономической сферы, науки и международного сотрудничества.
За последние 10 лет численный состав российской орбитальной группировки сократился в 1,5 раза, в то время как состав орбитальных группировок зарубежных стран увеличился более чем в 2 раза и сохраняет закономерную тенденцию роста, связанную с постоянно возрастающей востребованостью космических средств и услуг мировым сообществом.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2001 г. № 626 «О мерах по обеспечению государственной поддержки развертывания и функционирования гражданских спутниковых систем связи и вещания государственного назначения» обеспечены создание и ввод в эксплуатацию новых космических аппаратов серии «Экспресс-А», а также космических аппаратов следующего поколения серии «Экспресс-АМ» для замены морально устаревших космических аппаратов серии «Горизонт». Таким образом успешно выполнены государственные задачи по сохранению и обеспечению устойчивости работы орбитальной группировки космических аппаратов социально-экономического назначения для решения задач по распространению федеральных телерадиовещательных программ на всю территорию страны и приему программ в российских загранпредставительствах, организации подвижной президентской и правительственной связи, международной, междугородней, зоновой и местной спутниковой связи, созданию ведомственных сетей спутниковой связи, в том числе силовых ведомств, и доступа в сеть Интернет с использованием малых земных станций в отдаленных и труднодоступных регионах страны. Выполнены задачи по реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 – 2010 годы)», по восстановлению связи в Чеченской Республике, замене телефонной радиорелейной линии «Север» на спутниковые средства, а также созданы условия для решения других государственных и коммерческих задач.
Благодаря государственной поддержке развертывания и функционирования гражданских спутниковых систем связи и вещания государственного назначения обеспечено сохранение орбитально-частотного ресурса и единого информационного пространства страны. В то же время в связи с ростом требований потребителей к объему и качеству услуг связи и вещания орбитальная группировка системы спутниковой связи и вещания государственного назначения требует дальнейшего обновления и наращивания на основе использования перспективных долгоресурсных космических аппаратов и современных телекоммуникационных технологий.
Орбитальные средства дистанционного зондирования Земли в настоящее время в России практически отсутствуют, что резко ограничивает возможности решения современными методами и в требуемом объеме задач природопользования, гидрометеорологии и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
Российская орбитальная группировка космических аппаратов научного назначения представлена единственным космическим аппаратом, возможности эксплуатации которого практически исчерпаны, что ограничивает возможности изучения Солнца, планет Солнечной системы, солнечно-земных связей и околоземного космического пространства, а также негативно сказывается на обеспечении информацией российских научных школ и обусловливает их деградацию.
Российские космические аппараты прежней разработки не обладают требуемыми характеристиками в части сроков активного существования, возможности целевой аппаратуры, пропускной способности и быстродействия информационных каналов, возможности автономной обработки информации на борту космических аппаратов. Отстают от требований времени состав и показатели качества наземной аппаратуры потребителей.
За истекшие 40 лет Россией накоплены уникальные результаты пилотируемых полетов, в том числе результаты эксплуатации в течение 15 лет орбитальной станции «Мир». Однако в последние годы в России решаются только задачи транспортного обеспечения международной космической станции. Работы по созданию российских модулей международной космической станции и научной аппаратуры для них практически не развернуты. В то же время реальный срок эксплуатации международной космической станции ограничен 2018 – 2020 годами. США совместно с партнерами по международной космической станции планируют завершить сборку американского сегмента станции в 2010 году и приступить к эффективной эксплуатации оборудования, что позволит оправдать полученной информацией вложенные ими средства в ее создание. США, страны Европы и Китай существенно активизируют работы по подготовке пилотируемых полетов к Луне, Марсу, а также по последующему освоению этих космических тел. Созданные при решении этих проблем технологии будут носить прорывной характер. Складывающаяся ситуация может привести к потере наших приоритетов в области пилотируемой космонавтики и к отставанию России в смежных областях науки и техники.
Развитие современной российской промышленности требует новых материалов и биопрепаратов с уникальными свойствами. Технологии их создания нуждаются в исключительных условиях, воспроизводимых лишь в космосе. Однако создание таких технологий ограничено из–за недостаточного количества проводимых экспериментов в условиях космоса.
В настоящее время российские средства выведения космических аппаратов (далее – средства выведения) являются наиболее надежными в мире. Однако большинство из них используют токсичные компоненты топлива и могут быть запрещены.
Кроме того, удельная стоимость выведения космических аппаратов российскими средствами выведения уже в ближайшее время станет сопоставимой с зарубежными, что грозит потерей освоенной части мирового рынка запусков.
Космическая техника и космические технологии в 2006 - 2015 годах должны развиваться, опираясь на широкое использование информационных технологий и нанотехнологий. Это потребует современного парка оборудования, задействованного в технологическом цикле и способного реализовать новейшие технологии. При этом на первый план выдвигаются задачи технического переоснащения, внедрения новых наукоемких технологий, повышения квалификации и омоложения научных и научно–технических кадров.
Наземная космическая инфраструктура, включающая космодромы, наземные средства управления, пункты приема информации и экспериментальную базу для наземной отработки изделий ракетно-космической техники, нуждается в модернизации и дооснащении новым оборудованием.
Сложившееся состояние с российскими космическими средствами приводит к возрастающему отставанию Российской Федерации в области космической деятельности от ведущих космических держав мира и не позволяет удовлетворить российскими средствами потребности страны.
В случае если не будут приняты адекватные меры, этот процесс станет необратимым и превратится в тормоз на пути ускоренного развития технико–экономического потенциала страны.
Ослабление присутствия Российской Федерации в космосе неизбежно повлечет нарушение выполнения международных договоренностей, прежде всего с государствами – участниками СНГ, странами Европы, США, Китаем, Индией и другими государствами, отрицательно скажется на международном авторитете Российской Федерации.
В связи с этим проблемой, решаемой в рамках Федеральной космической программы России на 2006 – 2015 является создание и развитие российских космических средств гражданского и двойного назначения для удовлетворения с их использованием потребностей социально–экономической сферы, науки, международного сотрудничества, обороны и безопасности страны в космической связи и вещании, в получении данных метеонаблюдения и дистанционного зондирования Земли, в результатах фундаментальных космических исследований, в информации для спасания терпящих бедствие объектов, в совершенствовании достижений пилотируемой космонавтики, в отработке технологий производства в космосе новых материалов и высокочистых веществ, в безусловном выполнении международных обязательств Российской Федерации в области космической деятельности.
Решение проблемы должно быть осуществлено на уровне, обеспечивающем достижение национальных стратегических целей.
Система программных мероприятий
Программные мероприятия включают мероприятия, финансируемые за счет бюджетных средств, и мероприятия, выполняемые за счет средств, инвестируемых в космическую деятельность негосударственными заказчиками.
Мероприятия, финансируемые за счет бюджетных средств, включают работы, предусмотренные в следующих разделах:
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральная космическая программа россии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Космическая геодезия и геодинамика» для студентов специальности 300500 «Космическая геодезия»
Федеральная космическая программа россии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: космический конверт- письмо от королевы Знаний. Четыре планеты, космическая ракета, табличка со словом космодром, инопланетянка...
Федеральная космическая программа россии icon1. Банковский сектор2
Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России»
Федеральная космическая программа россии iconПрофессионального образования и инновационной деятельности тпп РФ
Нового курса", в том числе "Федеральная программа страхования депозитов", "Федеральная администрация по жилищному строительству",...
Федеральная космическая программа россии iconУрок-игра "Государственные символы России"
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора территориальное управление в Брянской области
Федеральная космическая программа россии iconФедеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)»...
Федеральная целевая программа «Культура России (2012–2018 годы)» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от...
Федеральная космическая программа россии iconЗакон РФ «Об образовании»
Федеральная целевая программа «Дети России», включая подпрограммы «Одаренные дети», «Здоровый ребенок»
Федеральная космическая программа россии iconРеферат Тема: «Самара космическая»
Рф этот год был объявлен Годом российской космонавтики. Самара по праву считается столицей ракетно – космической отрасли России....
Федеральная космическая программа россии iconПрограмма (мероприятие): Федеральная целевая программа «Научные и...
«Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «лэти» им. В. И. Ульянова (Ленина)»
Федеральная космическая программа россии iconПрограмма (мероприятие): Федеральная целевая программа «Научные и...
Исполнитель: Учреждение Российской академии наук Институт физики микроструктур ран
Федеральная космическая программа россии iconПрограмма (мероприятие): Федеральная целевая программ «Научные и...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Кабардино-Балкарский государственный университет...
Федеральная космическая программа россии iconПрограмма (мероприятие): Федеральная целевая программ «Научные и...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Кабардино-Балкарский государственный университет...
Федеральная космическая программа россии iconПрограмма (мероприятие): Федеральная целевая программ «Научные и...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Кабардино-Балкарский государственный университет...
Федеральная космическая программа россии iconПрограмма (мероприятие): Федеральная целевая программа «Научные и...
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт физики микроструктур Российской академии наук
Федеральная космическая программа россии iconПрограмма (мероприятие): Федеральная целевая программа «Научные и...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет...
Федеральная космическая программа россии iconПрограмма (мероприятие): Федеральная целевая программа «Научные и...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск